О преподавании учебного предмета «Астрономия» в 2011/2012 учебном году




Скачать 96,63 Kb.
НазваниеО преподавании учебного предмета «Астрономия» в 2011/2012 учебном году
Дата публикации06.04.2013
Размер96,63 Kb.
ТипДокументы
www.pochit.ru > Астрономия > Документы


УТВЕРЖДАЮ

Заместитель Министра образования

Республики Беларусь

К.С.Фарино

2011 

О преподавании учебного предмета «Астрономия»

в 2011/2012 учебном году



В учреждениях общего среднего образования, осуществляющих обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования, учебный предмет «Астрономия» изучается в ХI(ХII) классе в объёме 35 учебных часов (1 учебный час в учебную неделю).

Учащиеся изучают данный учебный предмет по учебному пособию «Астрономия, 11 класс» авторов И.В.Галузо, В.А.Голубева, А.А.Шимбалёва (Минск: Народная асвета, 2009) с использованием учебного пособия «Атлас “Астрономия”» А.А.Шимбалёва, И.В.Галузо, В.А.Голубева (Минск: Белкартография, 2010) и учебного наглядного пособия «Карта звёздного неба» этих же авторов (Минск: Белкартография, 2010).
Деление ХI(ХII) класса на 2 группы осуществляется при наличии в нём не менее 20 учащихся при проведении астрономических наблюдений учащимися гимназии, гимназии-интерната, средней школы — колледжа искусств, гимназии — колледжа искусств, средней школы —училища олимпийского резерва, школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, санаторной школы-интерната, специализированного лицея, суворовского училища, лицея, вечерней школы, учебно-консультационного пункта, вечернего класса, специализированного по спорту класса.

Деление ХI класса в средней школе, кадетском училище на 2 группы при проведении астрономических наблюдений осуществляется при наличии в нём не менее 25 учащихся.

При меньшей наполняемости ХI(ХII) класса деление его на 2 группы при проведении астрономических наблюдений может осуществляться за счёт учебных часов, которые установлены Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на проведение факультативных занятий.
^ Учителя астрономии в своей деятельности руководствуются:

• Образовательным стандартом учебного предмета «Астрономия», который наряду с требованиями к содержанию учебно-программной документации образовательных программ общего среднего образования, организации образовательного процесса, максимальному объёму учебной нагрузки учащихся, уровню подготовки выпускников, устанавливает нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся. Данным техническим нормативным правовым актом, в частности, установлено, что в течение учебного года проводятся 2 контрольные работы;

• Учебной программой «Астрономия, XI класс» из сборника «Учебные программы для общеобразовательных учреждений с белорусским (русским) языком обучения. Физика, VI—XI классы. Астрономия, XI класс» (Минск: Национальный институт образования, 2009);

• Примерным календарно-тематическим планированием «Астрономия, XI класс» из сборника «Примерное календарно-тематическое планирование Физика. Астрономия: VI—XI классы» (Минск: Национальный институт образования);

• Санитарными нормами, правилами и гигиеническими нормативами «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации образовательного процесса в учреждениях общего среднего образования», утверждёнными Министерством здравоохранения Республики Беларусь, согласно которым:

- контрольные работы должны проводиться в соответствии с графиком, утверждённым руководителем учреждения общего среднего образования, не более чем по одному учебному предмету в день в одном классе. Проведение контрольных работ в понедельник и на последних уроках запрещается;

- домашние задания должны задаваться учащимся XI класса с учетом возможности их выполнения за 3 часа, а в санаторных школах-интернатах — 2,5 часа (временная норма указана с учётом подготовки домашних заданий по всем учебным предметам одного учебного дня);

• Правилами проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утверждёнными Министерством образования Республики Беларусь.

Информируем, что указанные выше технические нормативные правовые и нормативные правовые акты, примерное календарно-тематическое планирование размещены на сайте Министерства образования (www. minedu.unibel.by) и на сайте Национального института образования (www.adu.by).

Разрешается учителям астрономии при необходимости перераспределять между темами отведённое на их изучение в примерном календарно-тематическом планировании количество учебных часов.
При планировании работы по организации астрономических наблюдений в первом полугодии учебного года рекомендуем воспользоваться соответствующими материалами статьи «Астрономические наблюдения в 2011 году» авторов В.А.Голубева, И.В.Галузо (научно-методический журнал «Фізіка: праблемы выкладання», № 6, 2010). Планируется публикация статьи «Астрономические наблюдения в 2012 году» этих же авторов в шестом номере указанного журнала за 2011 год.
В целях формирования культуры устной и письменной речи учащихся рекомендуем учителям астрономии:

учить работать с книгой, пользоваться справочной литературой, каталогами и картотекой, подбирать литературу по определённой теме, правильно оформлять результаты самостоятельной работы с книгой, составлять тезисы, конспекты, списки литературы и т.д.;

формировать умения работать со справочной литературой при проведении астрономических наблюдений, комментировать различные информационные сообщения об астрономических явлениях, которые появляются в научно-популярной литературе и средствах массовой информации;

формировать умения составлять диаграммы, схемы, аналитические и обобщённые таблицы, описывать, характеризовать, сравнивать, анализировать учебный материал, вести диалог, дискуссию, приводить необходимые доказательства, делать выводы и обобщения;

повышать культуру устной и письменной речи, логичность высказываний, тактично исправлять ошибки в соответствии с нормами литературного языка, на котором осуществляется обучение и воспитание в учреждении общего среднего образования.
Для выполнения обучающих работ во время учебных занятий в учреждении общего среднего образования и дома, а также выполнения контрольных работ учащемуся необходимо иметь 2 тетради (рабочую тетрадь для обучающих работ и тетрадь для контрольных работ). Для обучающих работ допускается использование рабочей тетради на печатной основе.

В тетради для обучающих работ учащиеся могут выполнять самостоятельные работы, которые проводятся в рамках поурочного контроля, а в тетради для контрольных работ — самостоятельные работы, которые проводятся в рамках тематического контроля.

Тетради для контрольных работ хранятся на протяжении учебного года в учреждении общего среднего образования и выдаются учащимся для выполнения соответствующих работ.
При оформлении надписи на обложке тетради указывается, для чего предназначена тетрадь (для работ по астрономии, для контрольных работ по астрономии), класс, краткое наименование учреждения общего среднего образования в соответствии с его Уставом, фамилия и имя (полностью) учащегося в родительном падеже. При оформлении надписи на обложке тетради допускается написание предназначения тетради и наименования учреждения общего среднего образования в две строки. Каждое учреждение общего среднего образования определяет единый образец надписи.

Например:


Тетрадь

Сшытак

для работ по астрономии

для работ

ученика 11 «А» класса

па астраноміі

гимназии № 71 г. Гомеля

вучаніцы 11 «Б» класа

Петрова Виталия

сярэдняй школы № 2




г. Наваполацка

 

Богдан Алёны



Тетрадь

Сшытак

для контрольных работ

для кантрольных работ

по астрономии

па астраноміі

ученицы 11 «А» класса

вучаніцы 11 класа

лицея № 1 г. Борисова

Засульскай сярэдняй школы

Дроздовой Светланы

Фёдаравай Аляксандры








С внешней стороны страницы тетрадей для обучающих и контрольных работ отводятся поля. Дата выполнения обучающей или контрольной работы записывается цифрами на полях тетрадей.

Например:

01.09.2011
При выполнении обучающих работ на учебных занятиях в учреждениях общего среднего образования слова «Классная работа» в рабочей тетради не пишутся, а записывается тема учебного занятия на той же строке, на которой на полях записана дата.

Слова «Домашняя работа» в рабочей тетради для обучающих работ и слова «Контрольная работа» в тетради для контрольных работ записываются на той же строке, на которой на полях записана дата выполнения соответствующей работы. В тетради для контрольных работ после слов «Контрольная работа» указывается её тема, а затем по центру следующей строки — номер варианта (вариант 1 (I)).

Между видами работ в тетрадях оставляются свободными 4 строки для выставления отметки.
При выполнении различных видов работ учащиеся должны соблюдать красную строку, писать аккуратно, разборчивым подчерком, пользоваться шариковой ручкой с пастой синего или фиолетого цвета. При выполнении рисунков, таблиц, графиков и схем учащиеся могут использовать как простой карандаш, ручку с пастой синего или фиолетого цвета, так и цветные карандаши, кроме красного.
Обучающие работы проверяются выборочно, однако они должны быть проверены у каждого учащегося ХІ(XII) класса не менее одного раза в месяц.

Контрольные работы проверяются у каждого учащегося. На полях тетради для контрольных работ против каждого задания записывается количество баллов, которым оценён результат выполнения задания. После последнего задания записывается суммарное количество баллов за выполнение всех заданий, которое переводится в соответствующую отметку. Данная отметка выставляется в тетради и заносится в классный журнал и дневник учащегося. Контрольные работы проверяются к следующему учебному занятию, а при большом их количестве — не позже, чем через два учебных занятия.
При проверке обучающих и контрольных работ учитель подчёркивает, зачёркивает ошибку, записывает правильный вариант выполнения задания ручкой с красными чернилами или пастой красного цвета, а также исправляет допущенные учащимися орфографические, грамматические, пунктуационные, речевые, текстовые ошибки.
Анализ выполнения контрольной работы проводится учителем на учебном занятии. Работа над ошибками выполняется учащимися на учебном занятии в тетради для контрольных работ или в рабочей тетради или дома в рабочей тетради. По итогам проверки работы над ошибками может быть (по усмотрению учителя) выставлена отметка, которая заносится в классный журнал и дневник учащегося.
На реализацию права учащихся на изучение учебного предмета «Астрономия» на повышенном уровне на факультативных занятиях направлены:

• программа факультативных занятий «Основы астрофизики» (авторы-составители И.В.Галузо, В.А.Голубев, А.А.Шимбалёв);

• учебно-методический комплекс «Физика космоса» авторов И.В.Галузо, В.А.Голубева, А.А.Шимбалёва (Минск: ООО «Кузьма», 2010).

Указанный учебно-методический комплекс должен быть в наличии в библиотеках учреждений общего среднего образования, осуществляющих обучение и воспитание на III ступени общего среднего образования.
Рекомендуем учителям астрономии на факультативных занятиях наряду с программами «Юный астроном» (VI—VII классы), «Введение в астрономию» (VIII—X классы) использовать учебно-методический комплекс «Земля во Вселенной» (VIII класс) авторов И.В.Галузо, В.А.Голубева, А.А.Шимбалёва, основная цель которого — формирование у обучаемых целостных представлений об астрономической картине мира, основанных на современных научных достижениях.
^ Итоговая аттестация учащихся по астрономии по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования будет проводиться в том же порядке, что и в 2010/2011 учебном году.
Рекомендуем на заседаниях методических объединений с участием учителей смежных учебных предметов обсудить следующие актуальные вопросы:

• учебно-методическое обеспечение образовательного процесса по предмету «Астрономия» в 2011/2012 учебном году;

• современные образовательные технологии как средство управления учебно-познавательной деятельностью учащихся на учебных и факультативных занятиях;

• контроль и оценка учебных достижений учащихся на учебных и факультативных занятиях;

• реализация межпредметных связей как условие повышения качества образовательного процесса по астрономии;

• приЁмы и методы стимулирования учебной деятельности и формирования интереса к учебному предмету «Астрономия».
Дополнительно к перечню актуальных публикаций научно-методического журнала «Фізіка: праблемы выкладання», приведЁнных в приложении к примерному календарно-тематическому планированию, рекомендуем использовать:

статьи следующих авторов:

Г.В.Внукович, В.Н.Герцик, Е.Л.Сорока. Урок по теме «Малые тела Солнечной системы». — № 1, 2010;

Е.Л.Сорока. Урок по теме «Основные сведения о Солнечной системе». — № 2, 2010;

В.В.Малышчыц. Фатаграфія на ўроках астраноміі. — №1, 2011;

В.В.Малышчыц. Як павысіць матывацыю школьнікаў да вывучэння астраноміі? — № 2, 2011;

электронные средства обучения (ЭСО) отраслевого фонда программных средств учреждения «Главный информационно-аналитический центр Министерства образования Республики Беларусь»:


Открытая астрономия 2.6

Российская Федерация / Физикон, 2004—2008

*Астрофизический портал (http://www.afportal.ru)


Автор В.И.Грабцевич. Могилёвский государственный областной лицей №1

Примечание. Символом * отмечены электронные средства обучения победителей республиканского конкурса «Компьютер. Образование. Интернет», которые распространяются бесплатно для учреждений образования Республики Беларусь.


Похожие:

О преподавании учебного предмета «Астрономия» в 2011/2012 учебном году iconО преподавании образовательной области «Технология» в 2011 2012 учебном году
О преподавании учебного предмета «Технология» в 2011 2012 учебном году в общеобразовательных учреждениях Ставропольского края
О преподавании учебного предмета «Астрономия» в 2011/2012 учебном году iconО преподавании учебного предмета «математика» в общеобразовательных...
В 2011-2012 учебном году преподавание математики в общеобразовательной школе осуществляется с опорой на следующие документы
О преподавании учебного предмета «Астрономия» в 2011/2012 учебном году iconО преподавании учебного предмета «Химия» в 2011/2012 учебном году
Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования соответствующих видов на изучение учебного предмета «Химия» установлено...
О преподавании учебного предмета «Астрономия» в 2011/2012 учебном году iconАнализ работы районного методического объединения учителей технологии...
Челябинской области «О преподавании учебного предмета «Технология» в 2011-2012 учебном году
О преподавании учебного предмета «Астрономия» в 2011/2012 учебном году iconО преподавании экономики в 2010- 2011 учебном году Нормативно-правовые...
...
О преподавании учебного предмета «Астрономия» в 2011/2012 учебном году iconО преподавании технологии 2010-2011 учебном году Нормативно-правовые...
...
О преподавании учебного предмета «Астрономия» в 2011/2012 учебном году iconО преподавании экологии в 2010- 2011 учебном году Нормативно-правовые...
...
О преподавании учебного предмета «Астрономия» в 2011/2012 учебном году iconО преподавании учебного предмета «математика» в общеобразовательных...
В 2011-2012 учебном году преподавание математики в общеобразовательной школе осуществляется с опорой на следующие документы
О преподавании учебного предмета «Астрономия» в 2011/2012 учебном году iconО преподавании литературы в 2012- 2013 учебном году Нормативно-правовые...
Преподавание предмета в 2012 – 2013 учебном году ведётся в соответствии со следующими нормативными документами
О преподавании учебного предмета «Астрономия» в 2011/2012 учебном году iconИнструктивно-методическое письмо Министерства образования Республики...
Министерства образования республики Беларусь от 26. 08. 2011 №241 (Зборнік нарматыўных дакументаў Міністэрства адукацыі Рэспублікі...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница