Средства языковой выразительности. Языковая выразительность




НазваниеСредства языковой выразительности. Языковая выразительность
страница1/9
Дата публикации09.04.2013
Размер1,08 Mb.
ТипДокументы
www.pochit.ru > Астрономия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Средства выразительности в тексте
Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства языковой выразительности.

Языковая выразительность - это свойство сказанного или написанного своей словесной формой привлекать особое внимание читателя или слушателя, производить на него сильное впечатление. В основе языковой выразительности всегда лежит новизна, своеобразие, некоторая необычность, отступление от привычного и обыкновенного.

Средства языковой выразительности многообразны. Особое место среди них занимают так называемые средства художественной изобразительности (художественно-изобразительные средства: звукопись, метафоры, олицетворения, гиперболы и т.д.), основанные на использовании специальных приемов и способов сочетания звуков, слов, словосочетаний, предложений. Однако выразительность текста создается не только с помощью использования специальных художественно-изобразительных средств. Значительные выразительные ресурсы заключены в лексике и фразеологии языка, а также в его грамматическом строе и фонетических особенностях. Именно поэтому можно говорить о выразительных средствах языка на всех его уровнях: фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования, синтаксиса.

^ Выразительные средства фонетики

Основным выразительным средством фонетики является звукопись -художественный прием, связанный с созданием звуковых образов и основанный на использовании звуковых повторов (повторов звуков или их сочетаний), которые могут имитировать в тексте звуки реально­го мира (свист ветра, шум дождя, щебет птиц и т.п.), а также вызывать ассоциации с какими-либо чувствами и мыслями.

Использование звуковых повторов с целью подражания с помощью звуков языка звукам живой и неживой природы называется звукоподражанием.

Например:

Полночной порою в болотной тиши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши (К.Д. Бальмонт)

Комментарий:В данном случае повторение глухого твердого шипящего звука |ш] cоздает звуковой образ шуршащего камыша.

Способность звуков языка вызывать не только слуховые, но и зрительные, осязательные, обонятельные и вкусовые представления, а также различные чувства и эмоции называется звуковым символизмом.

Существует два основных вида звукописи: ассонанс и аллитерация.
Ассонанс - это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих гласных звуков.

Например:

О, весна - без концам без краю -

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь, принимаю...(А.А. Блок).

Комментарий: В данном случае автор использует ассонанс, основанный на повторах ударного гласного звука [а]. Повторение широкого открытого гласного звука [а] как бы подчеркивает безграничность, бескрайность, открытость души поэта, устремленной к весне и мечте.

И веют древними поверьями Ее упругие шелка (А.А. Блок).

Комментарий: Ассонанс основан на повторении ударного гласного звука [э]. Повторение узкого и закрытого гласного [э] усиливает таинственность и загадочность героини стихотворения.

Аллитерация - это прием усиления выразительности текста, основанный на повторении одинаковых или похожих согласных звуков.

Например:

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний, первый гром.

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом (Ф.И. Тютчев).

Комментарий: В данном случае используются приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на повторении Согласного звука [р], повторении сочетания звуков [р1 и [з], а также сочетания [гр]. Прием аллитерации помогает воспроизвести звучание громовых раскатов и создает звуковой образ начинающейся грозы.

Свищет ветер, серебряный ветер,

В шелковом шелесте снежного шума (С.А. Есенин).

Комментарий: В данном случае также использованы приемы звукоподражания и аллитерации. Аллитерация основана на скоп­лении шипящих [щ], [ж], [ш], что помогает передать шум ветра, шелест сухого снега и создает звуковой образ вьюги, которая не пугает, а манит.

^ Роль звукописи в тексте

Звукопись придает речи особую наглядность и изобразительность, способствует более яркой и образной передаче
чувств и настроений автора или лирического героя.

Внимание! Ассонанс и аллитерация как разновидности звукописи относятся к средствам художественной выразительности и используются в художественных и художественно-публицистических текстах.

^ Упр. 18. Найдите в текстах повторяющиеся согласные и гласные, опишите звуковые образы, которые вызывают у вас эти повторения.

1. Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,

В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею, Лелею травы, лелею нивы (К.Д.Бальмонт).

2. Безмятежные, свободные,
Миру чуждые, холодные

Звезды призрачных небес (К.Д.Бальмонт).

3. В углу шуршали мыши,
Весь дом застыл во сне.

Шел дождь - и капли с крыши Стекали по стене (К.Д.Бальмонт).

4. Полночной порой камыши шелестят,

В них жабы гнездятся, в них змеи свистят (К.Д.Бальмонт).

^ Упр.19. Прочитайте. Какими звуками инструментованы эти строки М. И. Цветаевой? Какова их роль?

Бузина цельный сад залила! Бузина зелена, зелена! Зеленее, чем плесень на чане, Зелена - значит, лето в начале! Синева - до скончания дней! Бузина моих глаз зеленей!

Упр.20. Какие звуки создают звуковую наглядность, звуковую живопись в следующих строках?

  1. ... Бежит и слышит за собой –

  2. Как будто грома грохотанье -

Тяжело-звонкое скаканье

По потрясенной мостовой (А.С. Пушкин).

2. Русалка плыла по реке голубой, Озаряема полной луной; И старалась она доплеснуть до луны Серебристую пену волны (М.Ю. Лермонтов).

Упр.21. Сколько и каких звуковых повторов содержится в строке из сти­хотворения И.А. Некрасова?

Скучно нам слушать осеннюю вьюгу.

Какое настроение передает используемый в тексте вид повтора?

^ Выразительные средства лексики и фразеологии

На уровне лексики и фразеологии основным средством выразительности являются тропы (от греч. - поворот, оборот, образ) - специальные изобразительно-выразительные средства языка, основанные на использовании слов в переносных значениях. К основным видам тропов относятся: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз (перифраза), гипербола, литота, ирония.

Помимо тропов, средствами языковой выразительности на уровне лексики и фразеологии могут выступать:

  • синонимы, антонимы, омонимы, паронимы;

  • фразеологизмы;

  • стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления.

Названные языковые явления (условно они могут быть названы неспециальными лексическими изобразительно-выразительными средствами языка) становятся средствами выразительности лишь в конкретном тексте, где они используются с целью усилить яркость изображаемого и силу его воздействия на адресата.

^ Специальные лексические изобразительно-выразительные средства языка (тропы)

Эпитет (от греч. - приложение, прибавление) - это образное определение, отмечающее существенную для данного контекста черту в изображаемом явлении. От простого определения эпитет отличается художественной выразительностью и образностью. В основе эпитета лежит скрытое сравнение.

К эпитетам относятся все «красочные» определения, которые чаще всего выражаются прилагательными: «грустно-сиротеющая земля» (Ф.И.Тютчев), «седой туман», «лимонный свет», «немой покой» (И.А.Бунин).

Эпитеты могут также выражаться:

- существительными, выступающими в качестве приложений или сказуемых, дающих образную характеристику предмета:

Волшебница-зима: Мать - сыра земля;

«Поэт - это лира, а не только няня своей души» (М. Горький);

  • наречиями, выступающими в роли обстоятельств: «На севере диком стоит одиноко...» (М.Ю.Лермонтов); «Листья были напряженно вытянуты по ветру» (К.Г.Паустовский);

  • деепричастиями:

Волны несутся гремя и сверкая;

- местоимениями, выражающими превосходную степень того или иного состояния человеческой души:

Ведь были схватки боевые.

Да, говорят, еще какие! (М.Ю.Лермонтов).

-причастиями и причастными оборотами:

Соловьи словословьем грохочущим оглашают лесные пределы

(Б. Л. Пастернак).

Допускаю также появление ...борзописцев, которые не могут доказать, где они вчера ночевали, и у которых нет других слов на языке, кроме слов, не помнящих родства (М.Е. Салтыков-Щедрин).

Создание образных эпитетов обычно связано с употреблением слов в переносном значении. С точки зрения типа переносного значения слова, выступающего в функции эпитета, все эпитеты делятся на метафорические (в их основе лежит метафорическое переносное значение: «тучка золотая», «бездонное небо», «сиреневый туман») и метонимические (в их основе лежит метонимическое переносное значение: «замшевая походка» - В. В. Набоков: «царапающий взгляд» -М. Горький; «березовым веселым языком» - С. А. Есенин).

С генетической точки зрения эпитеты делятся на общеязыковые («гробовое молчание»), индивидуально-авторские («немой покой» -И.А. Бунин, «умильная прелесть» - Ф.И. Тютчев, «кудрявый сумрак» -С.А. Есенин) и народно-поэтические (постоянные) («красное солнце», «буйный ветер», «добрый молодец»).

Эпитет может вбирать в себя свойства многих тропов. Основанный на метафоре или на метонимии, он может сочетаться также с олицетворением («...туманная и тихая лазурь над грустно-сиротеющей землею» - Ф. И. Тютчев), гиперболой («Уже знает Осень, что такой Глубокий и немой покой - Предвестник долгого ненастья» (И. А. Бунин) и др. тропами и фигурами.

^ Роль эпитетов в тексте

Все эпитеты, как яркие, «озаряющие» определения направлены на усиление выразительности образов изображаемых предметов или явлений, на выделение их наиболее существенных признаков.

Помимо этого эпитеты могут:

- усиливать, подчеркивать какие-либо характерные признаки предметов:

Меж скал блуждая, желтый луч

В пещеру дикую прокрался

И гладкий череп озарил... (М.Ю.Лермонтов);

- уточнять отличительные признаки предмета (форму, цвет, величину, качество):

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной (И. А. Бунин);

- создавать контрастные по смыслу сочетания слов и служить основой создания оксюморона.

«Убогая роскошь» - Л. Н. Толстой, «Блистательная тень» - Е. А. Баратынский;

- передавать отношение автора к изображаемому, выра­жать авторскую оценку и авторское восприятие явления:

...дурно пахнут мертвые слова (Н. С. Гумилев); И слово вещее мы ценим, и слово русское мы чтим, И силе слова не изменим (С. Н. Сергеев-Ценский); Что же значит это улыбающееся, благословляющее небо, эта счастливая, отдыхающая земля? (И.С. Тургенев).
  1   2   3   4   5   6   7   8   9

Похожие:

Средства языковой выразительности. Языковая выразительность iconЗагоровская О. В. Русский язык. Готовимся к егэ. Часть с § Средства выразительности в тексте
Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок автор текста может использовать различные средства...
Средства языковой выразительности. Языковая выразительность iconТема: «Звуковые средства выразительности. Графические средства выразительности.»
К настоящему времени набор этих приемов довольно богат: 1) фигурное расположение текста, 2) смена шрифтов, 3) употребление графических...
Средства языковой выразительности. Языковая выразительность iconЭкзамена учебной дисциплины «Русский язык» Русский язык в современном...
Фонетика. Основные фонетические единицы. Фонетические средства языковой выразительности
Средства языковой выразительности. Языковая выразительность iconФразеологизмы как средство выразительности
Цель урока – систематизация, расширение и углубление знаний о фразеологических оборотах, применение фразеологизмов в речи как средства...
Средства языковой выразительности. Языковая выразительность iconОсновное содержание программы
Русский язык среди языков мира. Богатство и выразительность русского языка. Русские писатели о выразительности русского языка
Средства языковой выразительности. Языковая выразительность iconНаучно-исследовательская работа на тему: «изобразительно-выразительные средства языка»
Лексические средства выразительности речи: метафора, эпитет, аллегория, метонимия, сравнение, градация, антитеза, анафора, ирония...
Средства языковой выразительности. Языковая выразительность iconСредства выразительности Тропы
Тропы Это слово или выражение, употребляемое в переносном значении для создания художественного образа и достижения большей выразительности....
Средства языковой выразительности. Языковая выразительность iconЯзыковая политика в сша, канаде, швейцарии, франции, испании и бельгии
Одними из наиболее интересных стран для изучения вопроса истории языковой политики являются сша, Канада, Швейцария, Франция, Испания...
Средства языковой выразительности. Языковая выразительность iconСредства художественной выразительности
Сделать речь яркой и выразительной оратору помогают специальные художественные приёмы, изобретательные и выразительные средства языка,...
Средства языковой выразительности. Языковая выразительность iconИсследовательская работа «Стилистические приёмы как средства выразительности в английском языке»

Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница