Скачать 146,16 Kb.
|
МОБУ «Хуторская средняя общеобразовательная школа» Утверждено Рассмотрено методическим объединением на заседании педагогического совета учителей естественно – математического цикла ( протокол № ___ от ______ 2012г) Протокол № 1 от _________ 2012 г. « Утверждаю»: директор _________ А.Н. Струц. Рук. МО _______ Кольцова В.М.. «Согласовано» зам. директора по УВР ____________С.Б. Безрукова Образовательная программа астрономия 11 класс 2012- 2013 учебный год. Составитель: Дедловская Н.В. учитель физики и математики 1 кв. категория. ^ Курс астрономии XI класса не только завершает физико-математическое образование, но и несет в себе определенный общенаучный и культурный потенциал. Астрономия является завершающей философской и мировоззренческой дисциплиной, и ее преподавание есть необходимость для качественного полного естественнонаучного образования. Без специального формирования астрономических знаний не может сформироваться естественнонаучное мировоззрение, цельная физическая картина мира. Астрономия может показать единство законов природы, применимость законов физики к небесным телам, дать целостное представление о строении Вселенной и познаваемости мира. Основой для данного курса стали - материалы «Федерального компонента государственного стандарта общего образования, « В которых стандарт ориентирован не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет, повысит мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Федеральный компонент направлен на реализацию:- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности; - приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания; - подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории. Вторым нормативным документом, использованным при составлении программы курса, была программа базисного курса по астрономии под редакцией Е.К. Страут. В материале курса физики 11 класса для создания единой картины мира необходимы знания по астрономии; в ряде тем предмета «физика» 10 и 9 класса для эффективного их усвоения и понимания, так же необходимы сведения из астрономии (например, при изучении закона всемирного тяготения). Цель:
Задачи: - формирование современной научной картины мира, через развитие представлений о строении Вселенной, как одной из сторон длительного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней; - систематизация обширных сведений о природе небесных тел - объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной в солнечной системе и на земле явлений с ними связанных; - осуществить связь с уже имеющимися знаниями по физике у учащихся и через них перейти к пониманию процессов во вселенной:
^ . Формирование у учащихся следующих способов эффективной деятельности:
В результате изучения курса астрономии учащиеся должны иметь представление о предмете астрономии, строении и масштабах Вселенной. ^ Место астрономии среди других наук, ее значении для практических нужд человечества Принципы определения географических координат по астрономическим наблюдениям. Причины и характер видимого движения Солнца, Луны и звезд. Причины смены фаз Луны, условия наступления солнечных и лунных затмений. Яркие звезды летних и зимних созвездий: Альтаир, Вега, Денеб, Альдебаран, Бетельгейзе, Сириус. Значение гелиоцентризма. Способы определения расстояний до тел Солнечной системы. Приближенные значения астрономической единицы, расстояние от Земли до Луны и планет от Солнца. Формулировку и границы применимости законов Кеплера. Принцип работы и назначение телескопа. Возможности внеатмосферных наблюдений и спектрального анализа для изучения природы небесных тел Значение гелиоцентризма. Способы определения расстояний до тел Солнечной системы. Приближенные значения астрономической единицы, расстояние от Земли до Луны и планет от Солнца. Формулировку и границы применимости законов Кеплера. Принцип работы и назначение телескопа. Возможности внеатмосферных наблюдений и спектрального анализа для изучения природы небесных тел. Отличительные особенности планет земной группы, планет-гигантов и малых тел Солнечной системы. Важнейшие направления и задачи исследования и освоения космического пространства. Основы современных представлений о происхождении Солнечной системы. Способы определения расстояний до звезд, единицы расстояний и связь между ними. Примерные расстояния до ближайших звезд. Основные физические характеристики звезд (в сравнении с Солнцем). Физический смысл законов Вина и Стефана – Больцмана, их применение для определения физических характеристик звезд. Физические причины, определяющие равновесие звезд. Важнейшие проявления солнечной активности, ее связь с геофизическими явлениями Состав и размеры Галактики. Физическое состояние межзвездного вещества. Примерные расстояния до ближайших галактик. Основы современных представлений о строении и эволюции Вселенной, сущность идеологической борьбы по этим вопросам Уметь: Находить на небе Полярную звезду и примерно определять по ней географическую широту места наблюдения. Находить на небе созвездия Большой и Малой Медведицы и 2–3 созвездия, хорошо видимые в данной местности. Использовать звездную карту для выполнения следующих практических заданий:
НАБЛЮДЕНИЯ. (4 часа во внеурочное время) Для успешного решения стоящих перед курсом астрономии задач необходимо использовать разнообразные методические приемы, увеличить долю самостоятельной работы учащихся, усилить наглядность обучения, в первую очередь за счет астрономических наблюдений. Примерные сроки их проведения непосредственно указаны в планировании с учетом того, что каждое из них должно решать свои конкретные задачи. Например, первое опирается на уже сформированные умения учащихся пользоваться ПКЗН, знания созвездий, небесных координат и т.д. Могут быть и другие подходы, наиболее эффективным явилось бы проведение астрономических наблюдений еще в Х классе весной или летом, накануне изучения астрономии – методический подход в этом случае был бы иным, но конечный результат тот же. Литература:
Календарно - тематическое планирование по астрономии 11 класс 2012-2013 учебный год Всего 34 часа, 1 час в неделю. Учебник Е.П.Левитана
Литература:
|
![]() | Рабочая программа по астрономии разработана на основе учебной программы... Ая программа по астрономии разработана на основе учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11... | ![]() | Рабочая программа учебного курса «Астрономия» Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика и Астрономия» |
![]() | Образовательная программа 1 класс муниципальное общеобразовательное... Образовательная программа начального общего образования включает следующие разделы | ![]() | Образовательная программа 1 класс муниципальное общеобразовательное... Образовательная программа начального общего образования включает следующие разделы |
![]() | Образовательная программа 1 класс муниципальное общеобразовательное... Образовательная программа начального общего образования включает следующие разделы | ![]() | Программа «окружающий мир» 2 класс Программа составлена в соответствии... Образовательная система «Школа 2100». Фгос. Примерная основная образовательная программа. Книга / Под науч ред. Д. И. Фельдштеина... |
![]() | Тематическое планирование курса астрономии для 11 класс Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника Астрономия 11 класс, ба воронцов-Вельяминов, ек страут... | ![]() | Рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,... |
![]() | Рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,... | ![]() | Программа по физической культуре 2 класс Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Авторы программы: Б. Б. Егоров, Ю. Е. Пересадина.... |