Образовательная программа астрономия 11 класс




Скачать 146,16 Kb.
НазваниеОбразовательная программа астрономия 11 класс
Дата публикации02.08.2013
Размер146,16 Kb.
ТипОбразовательная программа
www.pochit.ru > Астрономия > Образовательная программа
МОБУ «Хуторская средняя общеобразовательная школа»

Утверждено Рассмотрено методическим объединением

на заседании педагогического совета учителей естественно – математического цикла

( протокол № ___ от ______ 2012г) Протокол № 1 от _________ 2012 г.

« Утверждаю»: директор _________ А.Н. Струц. Рук. МО _______ Кольцова В.М..

«Согласовано» зам. директора по УВР

____________С.Б. Безрукова

Образовательная программа астрономия 11 класс

2012- 2013 учебный год.

Составитель: Дедловская Н.В. учитель физики и математики 1 кв. категория.

^ Пояснительная записка.

Курс астрономии XI класса не только завершает физико-математическое образование, но и несет в себе определенный общенаучный и культурный потенциал. Астрономия является завершающей философской и мировоззренческой дисциплиной, и ее преподавание есть необходимость для качественного полного естественнонаучного образования. Без специального формирования астрономических знаний не может сформироваться естественнонаучное мировоззрение, цельная физическая картина мира. Астрономия может показать единство законов природы, применимость законов физики к небесным телам, дать целостное представление о строении Вселенной и познаваемости мира.

Основой для данного курса стали - материалы «Федерального компонента государственного стандарта общего образования, « В которых стандарт ориентирован не только на знаниевый, но и в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет, повысит мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Федеральный компонент направлен на реализацию:- формирование целостного представления о мире, основанного на приобретённых знаниях, умениях, навыках и способах деятельности;
- приобретение опыта разнообразной деятельности (индивидуальной и коллективной), опыта познания и самопознания;
- подготовка к осуществлению осознанного выбора индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.
Вторым нормативным документом, использованным при составлении программы курса, была программа базисного курса по астрономии под редакцией Е.К. Страут.
В материале курса физики 11 класса для создания единой картины мира необходимы знания по астрономии;
в ряде тем предмета «физика» 10 и 9 класса для эффективного их усвоения и понимания, так же необходимы сведения из астрономии (например, при изучении закона всемирного тяготения).
Цель:

  • развития познавательной мотивации в области астрономии;

  • для становления у учащихся ключевых компетентностей;

  • развития способности к самообучению и самопознанию.

  • ситуации успеха, радости от познания.



Задачи:

- формирование современной научной картины мира, через развитие представлений о строении Вселенной, как одной из сторон длительного пути познания человечеством окружающей природы и своего места в ней;
- систематизация обширных сведений о природе небесных тел
- объяснение существующих закономерностей и раскрытие физической сущности наблюдаемых во Вселенной в солнечной системе и на земле явлений с ними связанных;
- осуществить связь с уже имеющимися знаниями по физике у учащихся и через них перейти к пониманию процессов во вселенной:

  1. закона всемирного тяготения, как фактора формирования солнечной системы,

  2. постоянство гравитационной постоянной для любой точки во вселенной,

  3. исследование излучения небесных тел, проводимых в диапазоне шкалы электромагнитных волн, изученных в 9 классе,

  4. изучение таких состояний вещества и полей таких характеристик, которые пока недоступны в земных условиях (плазма);

  • реализация гуманно личностного подхода через:

  • создание демократического, гуманистического стиля взаимоотношений учителя с учеником;

  • организация личностно-значимого образовательного процесса, посредством развития внутренней

  • мотивации учащихся, приданию личностного смысла обучению и становлению их субъективной позиции. Тогда первая задача решает проблему удовлетворения тенденции " выживания", а вторая "самоактуализации"

^ Ожидаемый результат. Формирование у учащихся следующих способов эффективной деятельности:

  • научиться добывать знания для себя и окружающих, т.е. работающих в одной группе, пользуясь различными источниками;

  • умение работать в группе, в команде, индивидуально;

  • развитие умений критически мыслить, выдвигать гипотезы, не бояться их доказывать;

  • умение производить мысленный эксперимент, подходя к нему творчески;

  • умение вести диалог и слушать окружающих

  • приобрести навыки в предоставлении информации в разных знаковых системах;

  • умение конструировать свой учебный текст;

  • умение конструировать прибор; научить пользоваться компьютерной техникой Знать / уметь:

В результате изучения курса астрономии учащиеся должны иметь представление о предмете астрономии, строении и масштабах Вселенной.

^ Учащиеся должны: Знать: Место астрономии среди других наук, ее значении для практических нужд человечества

Принципы определения географических координат по астрономическим наблюдениям.

Причины и характер видимого движения Солнца, Луны и звезд.

Причины смены фаз Луны, условия наступления солнечных и лунных затмений.

Яркие звезды летних и зимних созвездий: Альтаир, Вега, Денеб, Альдебаран, Бетельгейзе, Сириус. Значение гелиоцентризма.

Способы определения расстояний до тел Солнечной системы.

Приближенные значения астрономической единицы, расстояние от Земли до Луны и планет от Солнца.

Формулировку и границы применимости законов Кеплера.

Принцип работы и назначение телескопа.

Возможности внеатмосферных наблюдений и спектрального анализа для изучения природы небесных тел

Значение гелиоцентризма.

Способы определения расстояний до тел Солнечной системы.

Приближенные значения астрономической единицы, расстояние от Земли до Луны и планет от Солнца.

Формулировку и границы применимости законов Кеплера.

Принцип работы и назначение телескопа.

Возможности внеатмосферных наблюдений и спектрального анализа для изучения природы небесных тел.

Отличительные особенности планет земной группы, планет-гигантов и малых тел Солнечной системы.

Важнейшие направления и задачи исследования и освоения космического пространства.

Основы современных представлений о происхождении Солнечной системы.

Способы определения расстояний до звезд, единицы расстояний и связь между ними.

Примерные расстояния до ближайших звезд.

Основные физические характеристики звезд (в сравнении с Солнцем).

Физический смысл законов Вина и Стефана – Больцмана, их применение для определения физических характеристик звезд.

Физические причины, определяющие равновесие звезд.

Важнейшие проявления солнечной активности, ее связь с геофизическими явлениями

Состав и размеры Галактики.

Физическое состояние межзвездного вещества.

Примерные расстояния до ближайших галактик.

Основы современных представлений о строении и эволюции Вселенной, сущность идеологической борьбы по этим вопросам

Уметь:

Находить на небе Полярную звезду и примерно определять по ней географическую широту места наблюдения.

Находить на небе созвездия Большой и Малой Медведицы и 2–3 созвездия, хорошо видимые в данной местности.

Использовать звездную карту для выполнения следующих практических заданий:

      • считывать координаты звезд,

      • определять положение Солнца на любую дату,

      • по заданным координатам указывать положение объекта.

  • устанавливать подвижную карту на любую дату и время суток, определять по ней условия видимости светил.

  • решать задачи, используя соотношение, связывающее высоту светила в кульминации с его склонением и географической широтой места наблюдения.

  • вычислять линейные размеры небесных тел по известным угловым размерам и расстоянию.

    • Наводить телескоп на заданный объект.

    • Определять увеличение школьного телескопа или бинокля.

    • Определять увеличение школьного телескопа или бинокля.

    • Вычислять линейные размеры небесных тел по известным угловым размерам и расстоянию.

    • применимости законов Кеплера.

    • вычислять линейные размеры небесных тел по известным угловым размерам и расстоянию.

    • Использовать I и II законы Кеплера. В результате изучения темы учащиеся должны знать: Вычислять линейные размеры небесных тел по известным угловым размерам и расстоянию.

    • Принцип работы и назначение телескопа.

    • Возможности внеатмосферных наблюдений и спектрального анализа для изучения природы небесных тел.

    • Наводить телескоп на заданный объект.

    • Определять увеличение школьного телескопа или бинокля.

    • Вычислять расстояние до звезд по известному параллаксу.

НАБЛЮДЕНИЯ.

(4 часа во внеурочное время)

Для успешного решения стоящих перед курсом астрономии задач необходимо использовать разнообразные методические приемы, увеличить долю самостоятельной работы учащихся, усилить наглядность обучения, в первую очередь за счет астрономических наблюдений. Примерные сроки их проведения непосредственно указаны в планировании с учетом того, что каждое из них должно решать свои конкретные задачи. Например, первое опирается на уже сформированные умения учащихся пользоваться ПКЗН, знания созвездий, небесных координат и т.д.

Могут быть и другие подходы, наиболее эффективным явилось бы проведение астрономических наблюдений еще в Х классе весной или летом, накануне изучения астрономии – методический подход в этом случае был бы иным, но конечный результат тот же.

Литература:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений. 2005.

  2. Глушнева И.Н. Солнечная система. М. Издательство Мир. 2001.

  3. Климишин И.А. Астрономия наших дней. М. Наука. 1996.

  4. Дагаев М.М. Методика преподавания астрономии в средней школе. М. 1990.

  5. Фильмы из школьной видеотеки.

  6. Плакаты из школьного кабинета, серия Астрономия

Календарно - тематическое планирование по астрономии 11 класс 2012-2013 учебный год

Всего 34 часа, 1 час в неделю. Учебник Е.П.Левитана 



Название раздела, темы урока

Часы

Дата план

Дата факт.

I

Введение в астрономию.

6







1.1

Предмет астрономии.

1







2.2

Звездное небо.

1







3.3

Изменение звездного неба в течение суток, года.

1







4.4

Способы определения географической широты.

1







5.5

Основы измерения времени.

1







6.6

Самостоятельная работа контролирующего характера. Введение в астрономию.

1







II

Строение солнечной системы.

5







7.1

Видимое движение планет.

1







8.2

Развитие представлений о Солнечной системе.

1







9.3

Законы Кеплера. Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера.

1







10.4

Определение расстояний до тел Солнечной системы и их размеров.

1







11.5

Тест . Строение Солнечной системы.

1







III

Физическая природа тел Солнечной системы.

7







12.1

Система "Земля - Луна".

1







   13.2

   Природа Луны.

         1







14.3

Планеты земной группы.

1







15.4

Планеты - гиганты.

1







16.5

Астероиды и метеориты.

1







17.6

Кометы и метеоры.

1







18.7

Контрольная работа №1. Строение Солнечной системы.

1







IV

Солнце и звезды.

10







19.1

Общие сведения о Солнце.

1







20.2

Строение атмосферы Cолнца.

1







21.3

Источники энергии и внутреннее строение Солнца.

1







22.4

Расстояние до звезд.

1







23.5

Пространственные скорости звезд.

1







24.6

Физическая природа звезд.

1







25.7

Связь между физическими характеристиками звезд.

1







26.8

^ Двойные звезды.

1







27.9

^ Физические переменные, новые и сверхновые звезды.

1







28.10

Тест. Солнце и звезды

1







V

Строение и эволюция вселенной.

5







29.1

Наша галактика. Другие галактики.

1







30.2

Метагалактика.

1







31.3

Происхождение и эволюция галактик, звезд.

1







32.4

Происхождение планет. Жизнь и разум во Вселенной.

1







33.5

Контрольная работа №2. Солнце и звезды.

1







34

    Резервный урок

1







 

 

 







 

Всего часов

34







Литература:

  1. Программа для общеобразовательных учреждений. 2005.

  2. Глушнева И.Н. Солнечная система. М. Издательство Мир. 2001.

  3. Климишин И.А. Астрономия наших дней. М. Наука. 1996.

  4. Дагаев М.М. Методика преподавания астрономии в средней школе. М. 1990.

  5. Фильмы из школьной видеотеки.

  6. Плакаты из школьного кабинета, серия Астрономия

Похожие:

Образовательная программа астрономия 11 класс iconРабочая программа по астрономии разработана на основе учебной программы...
Ая программа по астрономии разработана на основе учебной программы по астрономии для общеобразовательных учреждений «Астрономия 11...
Образовательная программа астрономия 11 класс iconРабочая программа учебного курса «Астрономия»
Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика и Астрономия»
Образовательная программа астрономия 11 класс iconОбразовательная программа 1 класс муниципальное общеобразовательное...
Образовательная программа начального общего образования включает следующие разделы
Образовательная программа астрономия 11 класс iconОбразовательная программа 1 класс муниципальное общеобразовательное...
Образовательная программа начального общего образования включает следующие разделы
Образовательная программа астрономия 11 класс iconОбразовательная программа 1 класс муниципальное общеобразовательное...
Образовательная программа начального общего образования включает следующие разделы
Образовательная программа астрономия 11 класс iconПрограмма «окружающий мир» 2 класс Программа составлена в соответствии...
Образовательная система «Школа 2100». Фгос. Примерная основная образовательная программа. Книга / Под науч ред. Д. И. Фельдштеина...
Образовательная программа астрономия 11 класс iconТематическое планирование курса астрономии для 11 класс
Календарно-тематический план ориентирован на использование базового учебника Астрономия 11 класс, ба воронцов-Вельяминов, ек страут...
Образовательная программа астрономия 11 класс iconРабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия»
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,...
Образовательная программа астрономия 11 класс iconРабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия»
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,...
Образовательная программа астрономия 11 класс iconПрограмма по физической культуре 2 класс
Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Авторы программы: Б. Б. Егоров, Ю. Е. Пересадина....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница