Рабочая программа учебного курса «Астрономия»




Скачать 129,31 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «Астрономия»
Дата публикации02.08.2013
Размер129,31 Kb.
ТипРабочая программа
www.pochit.ru > Астрономия > Рабочая программа
Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Красносельская СОШ»



«Принято»

Методический совет школы

Протокол № ___от

«__» ______ 2011 год




«Утверждаю»

Директор школы:

Рябцева Н. Ф. ________

Приказ № ___ от «___» _____



Рабочая программа учебного курса

«Астрономия»

для 11 класса

на 2011-2012 учебный год

Рабочая программа разработана на основе Примерной программы основного общего образования: «Физика и Астрономия»

11 класс (базовый уровень)

Составитель: Рябцева Татьяна Ивановна

учитель физики

2011

^ Пояснительная записка.

Программа курса астрономии для ХI класса Е.П. Левитана наиболее близка по содержанию и расположению программам, использовавшимся в средней школе в последнее десятилетие, предусматривающим изучение астрономии в объеме 34 часов (1 урок в неделю).

Необходимость общего астрономического образования обусловлена тем, что знание основ современной астрономической науки дает возможность учащимся:

- понять сущность повседневно наблюдаемых и редких астрономических явлений;

- познакомиться с научными методами и историей изучения Вселенной;

- получить представление о действии во Вселенной физических законов, открытых в земных условиях, и единстве мегамира и микромира;

- осознать свое место в Солнечной системе и Галактике; 

- ощутить связь своего существования со всей историей эволюции Метагалактики;

- выработать сознательное отношение к активно внедряемой в нашу жизнь астрологии и другим оккультным (эзотерическим) наукам, постоянно апеллирующим к Космосу.

Формирование и развитие у учащихся астрономических представлений - длительный процесс, который должен начинаться в старшем дошкольном возрасте (на базе имеющихся для детей книг по астрономии) и продолжаться в течение всего времени обучения в школе (с максимальным использованием для этого пропедевтических курсов "Окружающий мир", 1-4 классы, и "Естествознание", 5-7 классы, а затем и систематического курса физики). С этой точки зрения данный систематический курс астрономии является курсом, обобщающим и завершающим не только астрономическое, но и все естественнонаучное образование выпускников старшей общеобразовательной школы.

Главная задача курса - дать учащимся целостное представление о строении и эволюции Вселенной, раскрыть перед ними астрономическую картину мира XX в. Отсюда следует, что основной упор при изучении астрономии в XI классе должен быть сделан на вопросы астрофизики, внегалактической астрономии, космогонии и космологии. Такое воззрение на школьную астрономию утвердилось у нас в результате длительных научных дискуссий лишь к концу 60-х годов, а все последующие годы общая структура программы по астрономии не претерпевала кардинальных изменений. Нет необходимости искусственно менять ее и сейчас, она стала достаточно привычной учи­телям астрономии, ее в основном придерживаются авторы новых учебников по астрономии.

Исходя из сказанного, и в данном варианте программы основными разделами являются "Строение Солнечной системы", "Физическая природа тел Солнечной системы", "Солнце и звезды", "Строение и эволюция Вселенной". Этим разделам предшествует "Введение в астрономию", материал которого знакомит учащихся со спецификой предмета и методов астрономической науки, содержит элементарные сведения по практической астрономии и, главное, привлекает внимание учащихся к полезности и увлекательности наблюдений звездного неба. Сохраняя в целом уже известную структуру, содержательная часть данной программы имеет, однако, свои особенности. Например, методы и инструменты не выделяются в отдельный раздел курса. Самое общее понятие о них дается во "Введении", а в основных разделах курса о них упоминается в связи с рассмотрением конкретных проблем. Разумеется, при этом находят свое отражение и основные достижения космонавтики, которые наиболее наглядно можно показать при изучении планет и их спутников. Программа предусматривает применение сравнительного метода при изучении планет Солнечной системы, более глубокое ознакомление учащихся с природой Солнца и его влиянием на Землю. Учитывая мировоззренческую ценность достижений внегалактической астрономии и космологии, программа предусматривает ознакомление учащихся с многообразием галактик, особенностями радиогалактик и квазаров, с крупномасштабной структурой Вселенной, расширением Метагалактики, космологическими моделями и гипотезой "горячей Вселенной".

В процессе преподавания астрономии акцент следует делать не на изложении множества конкретных научных фактов, а на подчеркивании накопленного астрономией огромного опыта эмоционально-целостного отношения к миру, ее вклада в становление и развитие эстетики и этики в историю духовной культуры человечества. На уроках астрономии есть возможность привлечь внимание к красоте мироздания, смыслу существования и развития науки, человека и человечества. Гуманизировать школьную астрономию - это значит с наибольшей полнотой раскрыть в ней много аспектную проблему "Человек и Вселенная", показав при этом: а) как, зачем и с какими результатами человек познает Вселенную и осваивает космос; б) почему и как происходит расширение экологического понятия "среда обитания" до масштабов Земли, Солнечной системы. Галактики, Метагалактики; в) на каком основании делается вывод о возможной уникальности нашей цивилизации и почему в связи с этим возрастает ответственность нынешнего поколения людей не только за выживание человечества, но и за его дальнейшее мирное и устойчивое развитие.

Учителям астрономии (и особенно начинающим) важно, чтобы учебник, по которому они будут преподавать, был бы написан в возможно более строгом соответствии с программой. Именно таков учебник автора, в котором, кроме того, для облегчения поурочного планирования число параграфов соответствует числу уроков, а под­заголовки параграфов образуют в совокупности план каждого урока. Теперь не нужно перечислять в программе знания и умения учащихся, потому что изложение каждой большой темы учебника заверша­ется именно этими итоговыми перечнями. Включенные в учебник типовые задачи, вопросы-задания для самопроверки, а также зада­ния, связанные с проведением наблюдений и написанием рефератов, призваны помочь учителю в решении конкретных дидактических задач, подготовке вопросов и задач для контрольных работ и зачетов по основным темам.

Оптимизация процесса обучения астрономии предполагает использование, кроме учебника, разнообразных других средств обучения (моделей, приборов и инструментов, звездных карт, глобусов, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов). Многие предметы учебного оборудования по астрономии созданы и описаны в методической литературе. Однако в большинстве школ их еще, к сожалению, нет. К относительно доступным можно отнести учебные диафильмы, разработанные в свое время почти по всем урокам астрономии. Разработка и внедрение в процессе обучения компьютерных программ и компьютерных диафильмов - пока дело будущего.

Опытные учителя астрономии хорошо знают, что преподавание астрономии трудно ограничить тесными рамками уроков. Поэтому они стремятся во внеурочное время проводить с учащимися астрономические наблюдения, посещают планетарии, бывают на экскурсиях в обсерваториях. Большой простор для работы с учащимися, проявившими интерес к науке о Вселенной, открывают факультативы по астрономии и космонавтике ("Основы космонавтики", "Вселенная Человека", "Эволюционирующая Вселенная" и др.), олим­пиады, а также астрономические кружки, создаваемые при школах и внешкольных учреждениях. Выпущены или готовятся к печати книги, которые облегчат учителям проведение факультативных и кружковых занятий. Источником необходимой учителям новейшей научной и методической информации являются журналы "Земля и Вселенная", "Наука и жизнь", "Физика в школе". 

^ I. Введение в астрономию (6 ч)

Предмет астрономии (что изучает астрономия, роль наблюдений в астрономии, связь астрономии с другими науками, значение астрономии). Звездное небо (что такое созвездие, основные созвездия). Изменение вида звездного неба в течение суток (небесная сфера и ее вращение, горизонтальная система координат, изменение горизонтальных координат, кульминации светил). Изменение вида звездного неба в течение года (экваториальная система координат, видимое годичное движение Солнца, годичное движение Солнца и вид звездного неба). Способы определения географической широты (высота Полюса мира и географическая широта места наблюдения, суточное движение звезд на разных широтах, связь между склонением, зенитным расстоянием и географической широтой). Основы измерения времени (связь времени с географической долготой, системы счета времени, понятие о летосчислении).

^ II. Строение солнечной системы (5 ч)

Видимое движение планет (петлеобразное движение планет, конфигурации планет, сидерические и синодические периоды обращения планет). Развитие представлений о Солнечной системе (астрономия в древности, геоцентрические системы мира, гелиоцен­трическая система мира, становление гелиоцентрического мировоззрения). Законы Кеплера - законы движения небесных тел (три закона Кеплера), обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера (закон всемирного тяготения, возмущения, открытие Нептуна, законы Кеплера в формулировке Ньютона). Определение расстояний до тел Солнечной системы и размеров небесных тел (определение расстояний по параллаксам светил, радиолокационный метод, определение размеров тел Солнечной системы).

^ III. Физическая природа тел солнечной системы (7 ч)

Система "Земля - Луна" (основные движения Земли, форма Земли, Луна - спутник Земли, солнечные и лунные затмения). Природа Лунь! (физические условия на Луне, поверхность Луны, лунные породы). Планеты земной группы (общая характеристика атмосферы, поверхности). Планеты-гиганты (общая характеристика, особенности строения, спутники, кольца). Астероиды и метеориты (закономерность в расстояниях планет от Солнца и пояс астероидов, движение астероидов, физические характеристики астероидов, метеориты). Кометы и метеоры (открытие комет, вид, строение, орбиты, природа комет, метеоры и болиды, метеорные потоки).

^ IV. Солнце и звезды (10 ч)

Общие сведения о Солнце (вид в телескоп, вращение, размеры, масса, светимость, температура Солнца и состояние вещества на нем, химический состав). Строение атмосферы Солнца (фотосфера, хромосфера, солнечная корона, солнечная активность). Источники энергии и внутреннее строение Солнца (протон - протонный цикл, поня­тие о моделях внутреннего строения Солнца). Солнце и жизнь Земли (перспективы использования солнечной энергии, коротковолновое излучение, радиоизлучение, корпускулярное излучение, проблема "Солнце - Земля"). Расстояние до звезд (определение расстояний по годичным параллаксам, видимые и абсолютные звездные величины). Пространственные скорости звезд (собственные движения и танген­циальные скорости звезд, эффект Доплера и определение лучевых скоростей звезд). Физическая природа звезд (цвет, температура, спектры и химический состав, светимости, радиусы, массы, средние плотности). Связь между физическими характеристиками звезд (диаграмма "спектр-светимость", соотношение "масса-светимость", вращение звезд различных спектральных классов). Двойные звезды (оптические и физические двойные звезды, определение масс звезд из наблюдений двойных звезд, невидимые спутники звезд). Физические переменные, новые и сверхновые звезды (цефеиды, другие физические переменные звезды, новые и сверхновые).

^ V. Строение и эволюция вселенной (6 ч)

Наша Галактика (состав - звезды и звездные скопления, туманности, межзвездный газ, космические лучи и магнитные поля; строение Галактики, вращение Галактики и движение звезд в ней; радиоизлучение). Другие галактики (открытие других галактик, определение размеров, расстояний и масс галактик; многообразие галактик, радиогалактики и активность ядер галактик, квазары). Метагалактика (системы галактик и крупномасштабная структура Вселенной, расширение Метагалактики, гипотеза "горячей Вселенной", космологические модели Вселенной). Происхождение и эволюция звезд (возраст галактик и звезд, происхождение и эволюция звезд). Происхождение планет (возраст Земли и других тел Солнечной системы, основные закономерности в Солнечной системе, первые космогонические гипотезы, современные представления о происхождении планет). Жизнь и разум во Вселенной (эволюция Вселенной и жизнь, проблема внеземных цивилизаций).

 

Тематическое планирование. 11–й класс.


Раздел

Тема

Домашнее задание

Сроки



Введение

в астрономию


1/1. Предмет астрономии.

§ 1, ОК-1




2/2. Звездное небо. Проверочная работа № 1 (10 мин) [5, с 7-9]

§ 2-4, ОК-2




3/3. Высота полюса мира

§ 5, ОК-3




4/4. Основы измерения времени. Проверочная работа № 2 (10 мин) [5, с 9-11]

§ 6, подготовиться к семинару № 1




5/5. Сдача ОК № 1-3. Семинар № 1 «Астрономические обсерватории», «Календари»

Подготовиться к КР № 1




6/6. Контрольная работа № 1 «Элементы практической астрономии» [ 5, c.13-17], [3, c. 4, 13]









Cтроение

Солнечной

системы

7/1. Законы Кеплера.

§9, ОК-4




8/2. Обобщение и уточнение Ньютоном законов Кеплера.

§10, ОК-5




9/3. Определение расстояний до тел Солнечной системы, их размеров. Проверочная работа №3 (10 мин) [5, c.19-23]

§11, ОК-6, подготовиться к семинару № 2




10/4. Сдача ОК № 4-6. Семинар № 2 «Развитие представлений о Солнечной системе».

Подготовиться к КР № 2




11/5. Контрольная работа № 2 «Строение Солнечной системы» [5, c. 25-29], [3, c. 13]








Физическая природа

тел

Солнечной системы

12/1. Планеты земной группы.

§14, ОК-7




13/2. Планеты-гиганты. Проверочная работа № 4 (10 мин) [5, c. 49-51]

§15, ОК-8




14/3. Малые тела Солнечной системы. Проверочная работа № 5 (10 мин) [5, c. 51-53]

§16, 17, ОК-9, подготовиться к семинару № 3




15/4. Семинар № 3 «Система «Земля-Луна», «Природа Луны». Проверочная работа № 6 (10 мин) [5, c. 55-57]

§12, 13, подготовиться к обобщению темы 4




16/5. Сдача ОК № 7-9. Проверочная работа № 7 (10 мин) [5, c. 53-55]. Обобщение темы 3

Подготовиться к КР № 3




17/6. Контрольная работа № 3 «Физическая природа тел Солнечной системы» [5, c. 57-61], [3, c. 13]







Солнце и звезды.
.

18/1. Общие сведения о Солнце.

§18, 19, ОК-10, подготовиться к семинару № 4




19/2. Семинар № 4 «Источники энергии Солнца и жизнь Земли»

§20-21 повторить




20/3. Решение задач «Определение расстояния до звезд». Проверочная работа № 8 (10 мин) [5, c. 63]

§22




21/4. Практикум по решению задач «Скорости звезд» [5, c. 73]

§23, подготовиться к семинару № 5




22/5. Семинар № 5 «Физическая природа звезд»

§24




23/6. Связь между физическими характеристиками звезд

§25, ОК-11




24/7. Двойные и физические переменные, новые и сверхновые звезды. Проверочная работа № 9 (10 мин) [5, c. 65]

§26, 27




25/8. Семинар № 6 «Важнейшие закономерности звезд». Проверочная работа № 10 (10 мин) [5, c. 65-67]

Подготовиться к сдаче ОК и к уроку обобщения




26/9. Обобщение темы 4. Сдача ОК № 10, 11. Решение задач

Подготовиться к КР № 4




27/10. Контрольная работа № 4 «Солнце и звезды» [5, c. 67-71], [3, c. 13]







Строение

и

эволюция Вселенной

28/1. Наша Галактика. Самостоятельная работа по заполнению таблицы.

§28




29/2. Семинар № 7 «Другие галактики»

§29




30/3. Метагалактика

§30, ОК-12




31/4. Происхождение планет, галактик и звезд. Проверочная работа № 11 (10 мин) [5, c. 75-77]

§31, 32, ОК-13




32/5. Сдача ОК № 12,13. Обобщение темы 5

Подготовиться к КР № 5




33/6. Контрольная работа № 5 «Строение и эволюция Вселенной» [5, c. 77-81], [3, c. 13]

Подготовиться к заключительному уроку




Лекция

34/1. Заключительный обобщающий обзор «Астрономическая картина мира»







Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Астрономия» iconРабочая программа по физике в 9 классе Автор-составитель: Попов В....
Рабочая программа учебного курса физики для 9 класса (далее Рабочая программа) составлена на основе авторской программы Е. М. Гутник,...
Рабочая программа учебного курса «Астрономия» iconРабочая программа учебного курса «Этика и психология»
Рабочая программа учебного курса «Этика и психология» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания...
Рабочая программа учебного курса «Астрономия» iconРабочая программа учебного курса химии 9 класса
Рабочая программа учебного курса химии для 9 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основании государственной программы...
Рабочая программа учебного курса «Астрономия» iconРабочая программа учебного курса «Знатоки русского языка»
Рабочая программа учебного курса составлена на основе авторской программы Л. В. Петленко, В. Ю. Романова «Удивительный мир слов»,...
Рабочая программа учебного курса «Астрономия» iconРабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия»
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,...
Рабочая программа учебного курса «Астрономия» iconРабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия»
Данная рабочая программа составлена на основе программы «Физика и астрономия» для общеобразовательных учреждений 7 – 11 классов,...
Рабочая программа учебного курса «Астрономия» iconРабочая программа учебного курса право в 11 классе (профильный уровень)
Рабочая программа воплощает содержание курса, предназначенного для учащихся, которые готовы серьезно изучать право как полноценный...
Рабочая программа учебного курса «Астрономия» iconРабочая программа учебного курса право в 10 классе (профильный уровень)
Рабочая программа воплощает содержание курса, предназначенного для учащихся, которые готовы серьезно изучать право как полноценный...
Рабочая программа учебного курса «Астрономия» iconРабочая учебная программа курса «Физическая география»
Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для 6го класса составлена на основе следующих документов
Рабочая программа учебного курса «Астрономия» iconРабочая программа Учебного курса
Обязательный минимум содержания учебного материала
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница