Генрих Корнелий Агриппа De Occulta Philosophia оккультная философия 1533 книга первая содержит натуральную магию




НазваниеГенрих Корнелий Агриппа De Occulta Philosophia оккультная философия 1533 книга первая содержит натуральную магию
страница1/21
Дата публикации15.04.2013
Размер2,41 Mb.
ТипКнига
www.pochit.ru > Астрономия > Книга
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Генрих Корнелий Агриппа

De Occulta Philosophia

ОККУЛЬТНАЯ ФИЛОСОФИЯ

1533

КНИГА ПЕРВАЯ

СОДЕРЖИТ НАТУРАЛЬНУЮ МАГИЮ

Глава первая

ПЛАН ВСЕЙ РАБОТЫ

Существует три вида миров, а именно, элементарный, небесный и интеллектуальный. Каждый низший мир управляется своим высшим и получает его влияние. Архетип и Верховный Творец сообщает свойства своего всемогущества, открываясь нам в ангелах, небесах, звездах, элементах, в животных, растениях, металлах, камнях, сотворив все эти вещи, чтобы мы ими пользовались. Вот почему маги не без основания верят в то, что мы можем естественно проникать (познавать) по тем же ступеням и по каждому из этих миров до мира самого Архетипа — Производителя всех вещей, который есть первопричина, от которого зависят и происходят вещи. Мы можем пользоваться не только теми свойствами, которые присущи наиблагороднейшим вещам, но сверх того еще и привлекать новые. Мы это делаем, когда пытаемся открыть свойства мира элементарного посредством медицины и натуральной философии, используя различные смеси естественных вещей. Небесные свойства они познают через лучи и влияние небесного мира, следуя правилам и дисциплине астрологов и математиков. Наконец, они укрепляют и утверждают все эти вещи некоторыми святыми религиозными церемониями и могуществом различных духов.

Я постараюсь в трех книгах объяснить порядок, манеру, которые нужно использовать во всех этих вещах: первая — содержит натуральную магию; вторая — небесную и третья — церемониальную. Но я не знаю, смогут ли простить ум, столь ограниченный, как мой и человека, который почти не имел литературы, предприняв с такой смелостью работу столь трудную и столь темную. Я не утверждаю, что вера не добавит ничего к тому, что я говорил и скажу впоследствии, и что все это будет одобрено церковью или ассамблеей Верных.

Глава вторая

^ ЧТО ТАКОЕ МАГИЯ?
КАКОВЫ ЕЕ ЧАСТИ И КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ТОТ, КТО ЗАНИМАЕТСЯ ЕЮ?


Магия есть возможность, имеющая очень большую власть, полная возвышенных тайн и заключающая в себе глубочайшее знание вещей наиболее секретных: их натуры, их силы, их качества, их действия, их различия и их отношения, благодаря чему она производит свои чудесные эффекты, соединяя и применяя различные свойства существ высших и низших; это — подлинная наука, философия наиболее возвышенная и наиболее таинственная. Одним словом, — совершенство и свершение всех естественных наук, т.к. вся правильная философия делится на физику, математику и теологию. Физика нас учит натуре вещей, которые существуют в мире, их причинам, их временам, различиям мест, их свойствам и их состояниям, и с точностью отыскивает их части и все, что служит их улучшению согласно таким стихам:

"Каковы элементы, входящие в состав естественных вещей? Каково действие тепла Земли и Воздуха и как оно происходит? Откуда ведут свое происхождение небеса? Отчего морские отливы и радуга различных цветов? Что придает облакам свойства вызывать громовые раскаты, или откуда исходит молния, падающая сквозь воздух? Какова таинственная причина, которая нас заставляет видеть вспышки в ночи и кометы, и какова та скрытая мощь, которая заставляет содрогаться землю? Отчего происходят золотые и железные месторождения, и это потаенное свойство секретов натуры?"

Физика, которая является спекулятивной наукой о естественных вещах, содержит в себе и включает в себя все три вещи и все то, что говорит Вергилий помимо этого в своих стихах:

"Откуда происходят различные виды людей и зверей, так же как Дождь и Огонь? Откуда землетрясения и почему море повышается и разливается, несмотря на препятствия, которые оно может встретить и затем отступает к своему центру? Что нам дает возможность познавать травы, храбрость и ярость диких зверей, все различные виды плодов, камней и рептилий?"

Что касается математики, то она, очевидно, дает нам возможность познавать природу, протяженную в трех измерениях и дает понимание движения и хода небесных тел, следуя этим стихам:

"Она нам позволяет знать, насколько движение звезд быстро: что заставляет темнеть луну и, что заставляет нас терять свет солнца". И вот что говорит Вергилий: "Почему солнце направляется двенадцатью мировыми знаками, разделенными на определенные части; нужно видеть пути неба и звезд, эклиптики солнца и луны, Плеяды, Гиады и две Медведицы; почему солнце заходит так рано зимой, и откуда такая продолжительность ночей?"

Все это узнают, благодаря математике, потому "математическим мышлением можно предвидеть различные изменения времени, знать сезон посевов, когда нужно лучше открывать навигацию, или выкапывать деревья в лесах".

Теология учит нас, что такое Бог, каковы ангелы, духи, демоны, душа, мысль, религия, таинства, церемонии, храмы, праздники; она толкует о вере, о чудесах, о свойствах слов и фигур, о секретных операциях и таинственных знаках и, как говорит Апулей, она учит нас правилам церемоний, которых религия требует, разрешает или запрещает. Для того, чтобы сделать заключение в немногих словах, — Магия, единственная, включает эти три вида столь могучих наук в своих чудесах, соединяет их воедино и вводит в практику.

В этом смысле древние чтили ее как наиболее возвышенную и наиболее достойную их поклонения.

Ее применяли авторы самые знаменитые, главные среди которых, — Замолксис и Зороастр, — так сильно выделяются, что многие из изобретателей этой науки: Аббарис, Гиперборей, Дамжерон, Эвдокс, Гермипп следовали по их стопам, а другие прославленные авторы, как Трисмегист Меркурий, Порфирий, Ямвлих, Плотин, Апполоний Тианский и Осфаней очень хорошо писали об этой науке. Кроме того, Пифагор, Эмпедокл, Демокрит, Платон и многие из наиболее значительных философов делали большие путешествия, чтобы ее изучить и, возвратившись, подчеркивали свое уважение к ней и держали ее в большом секрете. Известно, что Пифагор и Платон ездили в святилища Мемфиса, чтобы ее изучать, и что они проехали почти всю Сирию, весь Египет, Иудею, школы Халдеев, чтобы не быть в неведении относительно великих и таинственных принципов магии, и чтобы овладеть этой божественной наукой.

Итак, нужно, чтобы те, кто хотят постараться изучить эту науку, в совершенстве владели физикой, которая объясняет качества вещей, и в которой находятся секретные свойства любого существа; чтобы они хорошо знали математику, познающую звезды, их аспекты и их виды, т.к. от них зависит свойство и способность любой вещи, и чтобы они хорошо слушали теологию, благодаря которой познают нематериальные субстанции, которые распределяют и управляют вещами, чтобы обладать возможностью понимать Магию, т.к. не может быть никакой совершенной работы в магии, ни даже настоящей магии, которая не заключала бы в себе всех трех этих способностей.

Глава третья

^ О ЧЕТЫРЕХ ЭЛЕМЕНТАХ, ИХ КАЧЕСТВАХ, КОМПОЗИЦИИ И СМЕСИ

Существуют четыре элемента, которые составляют главные основы всех телесных вещей: Огонь, Вода, Земля и Воздух, из которых все вещи образовались не способом собирания вместе, но посредством трансмутации и объединения, и к которым они возвращаются, когда разлагаются. Итак, не существует никаких чувственных элементов, которые были бы чистыми, но они более или менее смешаны и способны к трансформации друг в друга так, что земля, обращаясь в грязь и растворяясь, изменяется в воду, а огрубевая и сгущаясь, она изменяется в землю, а затем, испаряясь, благодаря жару, она изменяется в воздух, и этот воздух, будучи очень нагретым, меняется в землю, или в камень.

Платон полагает, что земля совершенно трансмутабельна, и что другие элементы трансмутабельны в ней и взаимно друг в друга. Земля, однако, отделяется от элементов более тонких без трансмутации, но будучи растворенной или смешанной с тем, что ее заставляет раствориться, она принимает свою первоначальную форму.

Итак, каждый элемент имеет два специфических качества, из которых первое присуще ему и неотделимо от него, а другое, как среднее между двумя, подходит к следующему элементу; так огонь — тепел и сух, земля — суха и холодна, вода — холодна и влажна, воздух влажен и тепел; и благодаря двум противоположным качествам элементы противоречат друг другу, как огонь и вода, земля и воздух.

Элементы имеют еще другой вид противоположности друг другу; так некоторые из них весомы, как земля и вода, а другие легки, как воздух и огонь; вот почему стоики называют первые — пассивными, а последние — активными. Кроме того, сам Платон, следуя новому различию, дает три качества каждому элементу, признавая у огня свет или проникновенность, разреженность и подвижность. А у земли — темноту, густоту, плотность и неподвижность. Но другие элементы занимают в них эти качества так, что воздух берет два качества у огня — разреженность и подвижность и одно — у земли, а именно — темноту; в противоположность этому, вода берет два качества у земли — темноту и плотность и одно у огня, а именно — подвижность; но огонь в два раза разреженнее, чем воздух, в три раза более подвижен и в четыре раза более активен; воздух в два раза активнее воды, в три раза более разрежен и в четыре раза более подвижен. Затем — вода в два раза активнее земли, в три раза разреженнее и в четыре раза подвижнее.

Таким образом, огонь в тех же отношениях с воздухом, в каких воздух с водой, а вода с землей и взаимно — земля с водой, вода с воздухом, и, наконец, воздух с огнем. И это есть принципы и начало всех тел, их состава, их свойств и их чудесных действий. Таким образом, как только кто-либо познает свойства элементов и их смесей, он сможет легко оперировать чудесными и удивительными вещами и в совершенстве заниматься натуральной магией.

Глава четвертая

^ О ТРЕХ РАЗЛИЧНЫХ СПОСОБАХ РАССМОТРЕНИЯ ЭЛЕМЕНТОВ

Итак, есть четыре элемента, о которых мы говорили и о которых нужно иметь полное знание, чтобы оперировать чем-либо из них в магии. Каждый из этих элементов имеет по три разных качества, составляя с числом четыре число двенадцать, и проходя через число семь к числу десять, достигают этой высшей единицы, от которой зависят все чудесные качества и действия.

Элементы первого порядка есть те, которые чисты, вовсе не сложны, не меняются и не подвергаются никакому смешению, не подвергаются порче и вовсе не от них, но благодаря им все качества естественных вещей обращаются к действиям. Их качества невозможно объяснить, т.к. они могут все во всех существах; и тот, кто их не знает, не может прийти к оперированию какими-либо чудесными эффектами.

Элементы второго порядка являются составными, различными и нечистыми, но их можно, однако, довести посредством искусства до их чистой простоты, которая, будучи приобретена, является способностью, дающей совершенство всему во всех вещах даже при операциях природой наиболее тайных; и это — фундамент всей натуральной магии.

Элементы третьего порядка не являются элементами в принципе и самими по себе, но составленными различными, имеющими много видов качеств, и могут взаимно изменяться один в другой; они являются средством безошибочным, и поэтому они называются средней природой, или душой средней природы. Существует немного людей, которые слышали бы о их глубоких тайнах. Это от них зависит совершенство любого эффекта посредством некоторых порядков, некоторых чисел и степеней. Они чудесны во всех естественных, небесных и сверхнебесных вещах и полны тайн, которыми оперируют в натуральной и божественной магии. Благодаря им осуществляются связывания, растворения и трансмутации всех вещей, и достигают знания и предсказания будущего при инвокации добродетельных духов и при истреблении демонов.

Никто однако не должен представлять себе, что он сможет что-либо сделать в секретных науках магии и природы без этих трех видов элементов и без хорошего знания их. Но всякий, кто научится доводить их природу, качество и мощь в числе, степени и порядке, он достигнет без труда совершенного знания вещей естественных и небесных секретов.

Глава пятая

^ О ЧУДЕСНОЙ ПРИРОДЕ ОГНЯ И ЗЕМЛИ

Для операций со всякого рода чудесными эффектами, Гермес говорит, что достаточно огня и земли: одна пассивна, а другой активен. Огонь, говорит Дионисий, проявляется явственно во всех вещах, а будучи удаленными, он дает свет всем вещам и, тем не менее, он во всей своей совокупности потаен и ненавистен, когда он существует сам по себе без смеси с материей, на которой он проявляет свое действие. Он огромен и невидим, располагающий сам собой в своих действиях, подвижный, сообщающийся некоторым образом со всем тем, что приближается к нему; он обновляет силы и сохраняет природу, он остается непостижимым благодаря разным вспышкам, которые его окружают и которыми он покрыт; он светел, делим, поднимаясь и неся себя вверх остриями, поднявшийся без какой-либо убыли, всегда двигаясь, он постигает другие элементы, будучи непостижимым, нуждаясь только в возрастании самого себя и проявляя свое величие на объектах, с которыми он сообщается; он активен, могуч, присутствуя невидимо во всех вещах, он хочет быть незаметным, внезапно уменьшая материю, как бы в свойственной естественному порядку; неосязаемый, неубывающий, хотя щедро сообщается по любому поводу.

Огонь, говорит Плиний, есть часть естественных вещей, которая огромна и бесконечно активна, и о которой трудно сказать более: или она изобильна в произведении или могуча в разрушении. Огонь есть особый вид, повсюду проникающий, как говорят пифагорейцы, расширяющийся вверх к небу, освещающий, но снижающий внизу тьму, и умерщвляющий, сохраняя в центре часть каждого из этих свойств. Огонь, единственный, различно действует в своих связях и различно распределяется в разных вещах, как это сказал Клеант у Цицерона. Огонь, которым мы пользуемся, есть огонь, который находится во всех существах; он есть в камнях, т.к. ударом стали его заставляют оттуда выйти; в земле, которая дымиться, когда ее раскапывают; в воде, т.к. он нагревает источники и колодцы; в воздухе, которые мы часто видим нагретым. Наконец, все животные и все, что имеет жизнь, и растения, питаются жаром и все, что живет, живет только огнем, который в себе заключает.

Свойства огня внизу — пылкость, которая потребляет все и темнота, которая все делает стерильным: но огонь небесный и светлый гонит духов тьмы, то что делает также и наш огонь, имея сходство и доступ к этому высшему свету, который говорит: "Я есмь свет мира, который есть подлинный огонь, отец света", — от которого мы получили все добрые вещи, который разлит блеском своего огня и который-сообщается прежде всего солнцем и небесными телами, вливая свою способность и свойства, благодаря посредствующим инструментам в наш огонь. Так же как духи тьмы более сильны в темноте, так же и духи добра, которые есть Ангелы света, становятся более сильными не только благодаря свету божественному, солнечному и небесному, но и благодаря огню, который есть у нас. По этим соображениям первые авторы религий и церемоний действовали только после того, как будут зажжены свечи (вот почему Пифагор говорит, что вовсе не следует говорить о Боге, не имея света); и вот почему они хотели, чтобы держали свечи и огонь около мертвых тел, чтобы прогнать злых духов; и они утверждали, что их можно удалить и заставить отступить в землю только благодаря таинственным церемониям. И сам Всемогущий хотел в Ветхом Завете, чтобы все жертвы, которые Ему совершают, передавались ему через огонь, который бы он все время горел на алтаре; то же делали обычно весталки у римлян, они его сохраняли и следили за ним постоянно.

Но база и фундамент всех элементов — земля, т.к. она есть объект, повод и восприемник всех лучей и всех небесных влияний. Она заключает семена всех вещей и содержит все семенные свойства, потому ее называют вегетативной и минеральной, т.к. став плодородной, благодаря другим элементам и небесам, она способна сама рождать все вещи. Она восприимчива и плодородна всеми силами плодородия, и как первая мать способна быстро размножать и давать без конца рождение и бесконечный рост всех вещей, — итак, она есть центр, фундамент и мать всего. Даже если вы лишите ее натуральных секретов, очистите и утончите ее, как только она немного освежится или будет выставлена на воздух, она тотчас становится плодовитой и плодородной благодаря свойствам небесных тел и сама собой производит растения, червей, животных, камни и металлы. Она в себе заключает очень мощные секреты, будучи очищенной огнем, который ее заставляет вернуться к своей древней простоте и чистоте. Она есть первая материя нашего творения и подлинное лекарство нашей реставрации и консервации.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Генрих Корнелий Агриппа De Occulta Philosophia оккультная философия 1533 книга первая содержит натуральную магию iconГенрих Корнелий Агриппа оккультная философия 1533 книга первая содержит натуральную магию
Небесные свойства они познают через лучи и влияние небесного мира, следуя правилам и дисциплине астрологов и математиков. Наконец,...
Генрих Корнелий Агриппа De Occulta Philosophia оккультная философия 1533 книга первая содержит натуральную магию iconГенрих Корнелий Агриппа Три книги Оккультной Философии Книга Третья
X. Божественных Эманациях, которые Евреи называют Нумерациями [Numerations], и о других Божественных Атрибутах; о языческих богах...
Генрих Корнелий Агриппа De Occulta Philosophia оккультная философия 1533 книга первая содержит натуральную магию iconАнтичная трагедия и политическая философия Платона. Вопросы: в чем...
Возникновение философии. Философия и миф. Философия и религия. Философия как первая интегральная форма знания. Основные вехи истории...
Генрих Корнелий Агриппа De Occulta Philosophia оккультная философия 1533 книга первая содержит натуральную магию iconПублий Корнелий Тацит о происхождении германцев и местоположении Германии
«Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том Анналы. Малые произведения»: Ладомир; Москва; 1993
Генрих Корнелий Агриппа De Occulta Philosophia оккультная философия 1533 книга первая содержит натуральную магию iconВильям Шекспир. Король Генрих IV (Часть первая)

Генрих Корнелий Агриппа De Occulta Philosophia оккультная философия 1533 книга первая содержит натуральную магию iconКнига первая книга вторая книга третья книга четвертая книга пятая книга шестая книга седьмая
Отцов, созданы задолго до появления видимых существ. Дабы обмыслить это пророчество и определить дальнейшие действия, Сатана повелевает...
Генрих Корнелий Агриппа De Occulta Philosophia оккультная философия 1533 книга первая содержит натуральную магию icon1. Предмет философии и ее структура
Философия (греч philosophía, буквально любовь к мудрости, от philéo люблю и sophía мудрость). В противоположность философии, филомория...
Генрих Корнелий Агриппа De Occulta Philosophia оккультная философия 1533 книга первая содержит натуральную магию iconСодержание предисловие к русскому изданию введение как пользоваться книгой часть первая
Книга содержит описание медитаций, разработанных самим Ошо, набор древних методов, которые он, подобно науке, излагал в «Вигьяне...
Генрих Корнелий Агриппа De Occulta Philosophia оккультная философия 1533 книга первая содержит натуральную магию iconМетафизика книга первая глава первая
И причина этого в том, что зрение больше всех других чувств содействует нашему познанию и обнаруживает много различий [в вещах]
Генрих Корнелий Агриппа De Occulta Philosophia оккультная философия 1533 книга первая содержит натуральную магию iconКнига первая. К.: «София»
Эта книга написана вовсе не для того, чтобы быть просто прочитанной. Её бесполезно хранить — ею надо пользоваться
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница