М. Ю. Лермонтова «Кавказ» Хотя я судьбой на заре моих дней




Скачать 114,02 Kb.
НазваниеМ. Ю. Лермонтова «Кавказ» Хотя я судьбой на заре моих дней
Дата публикации08.04.2013
Размер114,02 Kb.
ТипАнализ
www.pochit.ru > Астрономия > Анализ
Анализ поэтического текста – дело трудное не только для учащихся, но и для учителя, поэтому я предлагаю несколько образцов своих работ в этом направлении.



М.Ю. Лермонтова «Кавказ»

Хотя я судьбой на заре моих дней,

О южные горы, отторгнут от вас,

Чтоб вечно их помнить, там надо быть раз.

Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.
В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.

За это люблю я вершины тех скал,

Люблю я Кавказ.
Я счастлив был с вами, ущелия гор;

Пять лет пронеслось: всё тоскую по вас.

Там видел я пару божественных глаз;

И сердце лепечет, воспомня тот взор:

Люблю я Кавказ!..

Анализ стихотворения М.Ю. Лермонтова «Кавказ»

(Восприятие, истолкование, оценка)
Кавказ занимает исключительное место в жизни и творчестве М.Ю. Лермонтова. «Юный поэт заплатил полную дань волшебной стране, поразившей лучшими, благодатнейшими впечатлениями его поэтическую душу. Кавказ был колыбелью его поэзии», - писал В.Г. Белинский. Судьба Лермонтова сложилась так, что именно Кавказом были порождены наиболее яркие впечатления детства. С пребыванием на Кавказе летом 1825 года связано первое сильное детское увлечение Лермонтова

Стихотворение отличается нежным лиризмом. Перед нами искусно развёрнуты три поэтические темы: воспоминание о величии и красоте кавказского пейзажа, воспоминание о матери и воспоминание о первой любви («Кто мне поверит, что я знал уже любовь, имея 10 лет от роду? – писал поэт в своих записях).

^ Стихотворение написано пятистишием. Размер стиха - амфибрахий 2-5-8-10

2-5-8-11

Тип рифмы – мужской – последний слог ударный. Вид рифмы - кольцевая: 1-4; 2-3-5:

дней– моей; вас – раз – Кавказ.

Интонация стихотворения напевная, ритм замедленный, поэт придал стихотворению черты народной песни. Мы чувствуем переживания лирического героя:

^ В младенческих летах я мать потерял.

Но мнилось, что в розовый вечера час

Та степь повторяла мне памятный глас.
Художественно-выразительные средства сделали произведение ярким, запоминающимся, образным. Есть эпитеты: сладкую песню, розовый час, памятный глас, божественных глаз. Лермонтов употребил сравнение, оно яркое, запоминающееся:

^ Как сладкую песню отчизны моей,

Люблю я Кавказ.
Метафоры: песню отчизны, степь повторяла, Пять лет пронеслось, сердце лепечет, мать потерял – стали украшением стихотворения. В «Кавказе» чётко прослеживается антитеза: детство – взрослая жизнь. Кавказ дорог поэту. В стихотворении есть обращения: О южные горы, ущелия гор. Эти обращения развёрнутые, с междометием первое из них. Лермонтов в конце каждого пятистишия употребляет повтор: Люблю я Кавказ. Благодаря троекратному повтору усиливается эмоциональное воздействие, подчёркивается важная мысль: поэт любит этот край, так как с Кавказом многое связано в его жизни. Этот повтор – рефрен – выступает носителем основной идеи стихотворения. Это выражение - Люблю я Кавказ –выделяется своей краткостью по сравнению с остальными строками. Автор использовал много местоимений: моих, от вас, их, моей, я, эта, от вас, по вас. Местоимения придают речи оттенок искренности, взволнованности. Интересно использование местоимений от вас, по вас, а ведь автор обращается к ущелиям гор, т.е.,к неодушевлённым предметам. Это «человеческое» обращение говорит о том, что Лермонтову Кавказ как близкий, дорогой человек: всё тоскую по вас.

В стихотворении есть метонимия: Люблю я Кавказ, замена одного слова другим. Интересно употребление устаревшего слова глас (голос), оно несёт в себе оттенок торжественности, приподнятости, величия. Представлен широко и синтаксис. В стихотворении большие предложения, инверсия: Люблю я, видел я – использованы для большей выразительности.

Читая стихотворение М.Ю. Лермонтова, я представляю себе его картины. Поэт прекрасно рисовал, и его полотна: «Воспоминания о Кавказе», «Пятигорск», «Сцена из кавказской жизни» - лучшие иллюстрации к его «Кавказу».

^ А.А.Фет «Я жду…Соловьиное эхо».
Я жду…Соловьиное эхо

Несётся с блестящей реки.

Трава при луне в бриллиантах,

На тмине горят светляки.
Я жду…Тёмно-синее небо

И в мелких и крупных звездах,

Я слышу биение сердца

И трепет в руках и ногах.
Я жду…Вот повеяло с юга;

Тепло мне стоять и идти;

Звезда покатилась на запад…

Прости, золотая, прост


Анализ стихотворения

(Восприятие, истолкование, оценка)
А.Фет – тончайший лирик. Он отгородил свою поэзию от коренных противоречий России своего времени и творил по законам красоты. В своих стихотворениях поэт не перестаёт славить красоту, как вечный закон. Но она для Фета мгновенна, мимолётна. Вот так и в стихотворении «Я жду…Соловьиное эхо».

^ О чём оно? О природе? О любви? О вечных тайнах мирозданья? Наверное, так можно сказать.

В своём стихотворении Фет рисует природу в её самых лучших проявлениях: соловьиное эхо, блестящая река, луна, трава… Перед нами гармония природы, земной жизни. Жизнь космоса тоже впечатляет: тёмно-синее небо, крупные звёзды, звезда, которая покатилась.

Лирический герой Фета в восторге, он сливается со всем миром. Чего ждёт герой? Троекратное «Я жду…» - лейтмотив стихотворения. Ждёт любимую женщину? Изменений в жизни природы? Ждёт какого-то чуда? Может быть, ждёт, что разрешится какая-то загадка жизни? Я могу только предполагать, о чём хотел сказать Фет.

Недосказанность, неясность – многоточие после слов «Я жду» - тоже трижды. Значит, для поэта это было очень важно. Но что-то не сложилось, чуда не произошло: «Звезда покатилась на запад…» Что случилось? Просто упала звезда, или, как говорят, сгорела чья-то жизнь? Или не оправдались ожидания? Опять многоточие.

«Прости, золотая, прости!»

Это обращение – прощание со звездой, с не сложившейся почему-то любовью, с загадкой, которая так и осталась неразрешённой? Может быть, умерла какая-то часть души поэта, которая ждала чуда, но не дождалась его?

Смыслом художественного творчества А.А.Фет считал опредмечивание красоты, возможность сохранить, увековечить её живой, трепетный образ. В фетовском стихотворении я чувствую не только жизнерадостность, но и какую-то напряжённость, трагические нотки:

Я жду… Я жду… Я жду…

Прости, золотая, прости!

Интонация спокойная, но чувствуется какое-то напряжённое ожидание. Стихотворение очень лиричное, красивое.

Ярким, зримым его сделали художественно-изобразительные средства, которые использовал А.А.Фет. Эпитеты: соловьиное эхо, блестящая река, трава в бриллиантах - помогают представить картину зримо настолько, как будто сам находишься рядом с лирическим героем. Очень красивы метафоры: горят светляки, звезда покатилась, эхо несётся. Стихотворение очень личное, поэтому местоимения, которые использует Фет, только первого лица. Они придают стихотворению взволнованность, искренность.

Это стихотворение для Фета – одно из многих, в которых он показывает гармонию в жизни природы, её красоту, вечную тайну и загадку мироздания. В своём произведении автор сумел передать душевное состояние лирического героя, желающего остановить прекрасное мгновение жизни, насладиться им, сохранить его в памяти.

В стихотворении А.А.Фета, как мне кажется, слиты воедино живопись и музыка. Я слышу соловьиные трели, чувствую прохладу реки, восторгаюсь светлячками, росистой травой. Замирает сердце при виде падающей звезды. Я понимаю и принимаю чувства лирического героя:

^ Я слышу биение сердца

И трепет в руках и ногах.

Я верю, что душа героя стихотворения Фета распахнута навстречу жизни, что он переполнен невыразимым восторгом, ведь, несмотря ни на что, жизнь прекрасна. Если человек способен слышать соловьиное эхо, следить за падающей звездой, значит, в его жизни есть место для прекрасного, возвышенного, какие бы удары не наносила ему судьба. И сколько бы ни прошло времени, человек будет ждать. Чего? На этот вопрос каждому нужно ответить самому, так как, каков человек, таковы и его ожидания, мечты, открытия, загадки, тайны.

А стихотворение Фета «Я жду… Соловьиное эхо» будет ещё долго волновать читателей своей красотой, недосказанностью, музыкальностью. Это стихотворение – загадка, как загадка для нас и сам А.А Фет.
^ О. Мандельштам « Невыразимая печаль»
Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза,

Цветочная проснулась ваза

И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена

Истомой — сладкое лекарство!

Такое маленькое царство

Так много поглотило сна.
Немного красного вина,

Немного солнечного мая —

И, тоненький бисквит ломая,

Тончайших пальцев белизна.
Анализ стихотворения О. Мандельштама « Невыразимая печаль»

(Восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение красивое, возвышенное, утончённое. Тема уходящей любви раскрывается в нём какими-то намёками, недосказанностью. Поэт, наверное, хотел сказать, что любовь – это и счастье, и печаль одновременно, что любовь – очень хрупкое чувство. Царство любви призрачно, как в волшебном сне. Но наступит время, откроешь глаза – и всё исчезнет, растворится. Стихотворение грустное, оно тревожит душу.

Интонация стихотворения: от медленной в первой строфе, где тон выражает печаль, до почти быстрой в последних двух стихах второй строфы. И дальше – снова медленный темп – последняя строфа – печаль, прощание, прозрение.

Изобразительные средства помогают выразить основные мысли поэта. Яркие эпитеты: невыразимая печаль, огромных глаза, маленькое царство, солнечного мая, тончайших пальцев. Прилагательное тончайших употреблено в превосходной степени для большей выразительности, для создания яркого образа героини, для передачи настроения автора. В прилагательном тоненький мы видим уменьшительно-ласкательный суффикс. Красное вино – цветовое прилагательное, на мой взгляд, помогает передать чувства: цвет страсти, цвет крови, цвет любви. Интересны метафоры: печаль открыла два глаза, проснулась ваза и выплеснула хрусталь, царство поглотило много сна. Метафоры развёрнутые, заключают в себе целые картины, легко воображаемые, представляемые.

Художественная деталь – белизна пальцев – помогает представить неповторимую индивидуальность женщины, помогает «дорисовать» её внешность: хрупкая, изящная. В стихотворении есть антитеза: 1 строфа противопоставляется 2 и 3. В 1 строфе разрыв отношений как свершившийся факт, - разбитая ваза. А во 2 и 3 строфах – ещё страсть, истома. Но уже предчувствуется разлад –… бисквит ломая. Нервно?! Нерешительно?! Употребление деепричастия ломая «дорисовывает» действие, которого нет, так как нет глагола, выражающего основное действие. И, несомненно, это придаёт тексту особую выразительность. Есть у Мандельштама и оксюморон – сладкое лекарство. Можно только гадать, о каком сладком лекарстве идёт речь: о любви, о нежности, о лжи?! Может быть, это связано со сном (в переносном смысле)? Человек ещё пребывает в неведении, одурманен сладкой ложью, как будто спит, и ещё не осознаёт, какое пробуждение его ждёт. Поэт применил приём подхвата – в одном предложении использовал одно и то же слово: немного вина, немного мая. Словообразовательный повтор: тоненький бисквит – тончайших пальцев – помогает нам лучше представить героиню – тонкую, воздушную, какую-то неземную.

Поэт использовал экспрессию односоставных предложений в последней строфе. Мандельштам «рисует» обстановку. Мы можем уловить и состояние героев, и дать оценку происходящему. Как на фотографии запечатлевается одно мгновение, один кадр. Мы видим, как поэт быстро фиксирует основные, главные детали. Столик. Два бокала, в них – немного вина, как воспоминание об ярких, счастливых днях весны, любви. Блюдце с кусочками бисквита. Нервное движение тончайших пальцев - бисквит сломан… Может быть, ей пришло время говорить, а ему – очнуться от сна, дурмана. А может быть, всё как раз наоборот…

Когда я читаю стихотворение, в душе звучит музыка, негромкая, трогательная, печальная. Такая, как например, «Пастораль» Г. Свиридова. Женщина из стихотворения О. Мандельштама напоминает героиню Борисова-Мусатова «Весна».

^ В этом стихотворении поэт раскрылся передо мной как человек с тонкой душой, романтичной, ранимой, тонко чувствующей.


:

Задание:


  1. Прочитайте стихотворение О.Мандельштама «Невыразимая печаль», предложенное вашему вниманию

  2. На листе коротко напишите своё первое впечатление от прочитанного (3-4 предложения)

  3. Возьмите цветную бумагу, обсудите в группе предстоящую работу и сделайте аппликацию к стихотворению

  4. Группа юношей может поработать над проектом памятника Мандельштаму и всем репрессированным поэтам России

  5. Посмотрите на свою аппликацию, перечитайте ещё раз стихотворение. Если есть что дополнить к своим впечатлениям, допишите свои мысли

  6. Демонстрация творческих работ, чтение отзывов о стихотворении



  1. Перед вами анализ стихотворения (восприятие, истолкование, оценка). Прочитайте его. Совпадают ли ваши впечатления с предложенным анализом? С чем вы не согласны, что можете отметить, как удачный момент, что бы добавили к предложенному тексту?


^ О. Мандельштам « Невыразимая печаль»
Невыразимая печаль

Открыла два огромных глаза,

Цветочная проснулась ваза

И выплеснула свой хрусталь.
Вся комната напоена

Истомой — сладкое лекарство!

Такое маленькое царство

Так много поглотило сна.
Немного красного вина,

Немного солнечного мая —

И, тоненький бисквит ломая,

Тончайших пальцев белизна.

Анализ стихотворения О. Мандельштама « Невыразимая печаль»

(Восприятие, истолкование, оценка)
Стихотворение красивое, возвышенное, утончённое. Тема уходящей любви раскрывается в нём какими-то намёками, недосказанностью. Поэт, наверное, хотел сказать, что любовь – это и счастье, и печаль одновременно, что любовь – очень хрупкое чувство. Царство любви призрачно, как в волшебном сне. Но наступит время, откроешь глаза – и всё исчезнет, растворится. Стихотворение грустное, оно тревожит душу.

Интонация стихотворения: от медленной в первой строфе, где тон выражает печаль, до почти быстрой в последних двух стихах второй строфы. И дальше – снова медленный темп – последняя строфа – печаль, прощание, прозрение.

Изобразительные средства помогают выразить основные мысли поэта. Яркие эпитеты: невыразимая печаль, огромных глаза, маленькое царство, солнечного мая, тончайших пальцев. Прилагательное тончайших употреблено в превосходной степени для большей выразительности, для создания яркого образа героини, для передачи настроения автора. В прилагательном тоненький мы видим уменьшительно-ласкательный суффикс. Красное вино – цветовое прилагательное, на мой взгляд, помогает передать чувства: цвет страсти, цвет крови, цвет любви. Интересны метафоры: печаль открыла два глаза, проснулась ваза и выплеснула хрусталь, царство поглотило много сна. Метафоры развёрнутые, заключают в себе целые картины, легко воображаемые, представляемые.

Художественная деталь – белизна пальцев – помогает представить неповторимую индивидуальность женщины, помогает «дорисовать» её внешность: хрупкая, изящная. В стихотворении есть антитеза: 1 строфа противопоставляется 2 и 3. В 1 строфе разрыв отношений как свершившийся факт, - разбитая ваза. А во 2 и 3 строфах – ещё страсть, истома. Но уже предчувствуется разлад –… бисквит ломая. Нервно?! Нерешительно?! Употребление деепричастия ломая «дорисовывает» действие, которого нет, так как нет глагола, выражающего основное действие. И, несомненно, это придаёт тексту особую выразительность. Есть у Мандельштама и оксюморон – сладкое лекарство. Можно только гадать, о каком сладком лекарстве идёт речь: о любви, о нежности, о лжи?! Может быть, это связано со сном (в переносном смысле)? Человек ещё пребывает в неведении, одурманен сладкой ложью, как будто спит, и ещё не осознаёт, какое пробуждение его ждёт. Поэт применил приём подхвата – в одном предложении использовал одно и то же слово: немного вина, немного мая. Словообразовательный повтор: тоненький бисквит – тончайших пальцев – помогает нам лучше представить героиню – тонкую, воздушную, какую-то неземную.

Поэт использовал экспрессию односоставных предложений в последней строфе. Мандельштам «рисует» обстановку. Мы можем уловить и состояние героев, и дать оценку происходящему. Как на фотографии запечатлевается одно мгновение, один кадр. Мы видим, как поэт быстро фиксирует основные, главные детали. Столик. Два бокала, в них – немного вина, как воспоминание об ярких, счастливых днях весны, любви. Блюдце с кусочками бисквита. Нервное движение тончайших пальцев - бисквит сломан… Может быть, ей пришло время говорить, а ему – очнуться от сна, дурмана. А может быть, всё как раз наоборот…

Когда я читаю стихотворение, в душе звучит музыка, негромкая, трогательная, печальная. Такая, как например, «Пастораль» Г. Свиридова. Женщина из стихотворения О. Мандельштама напоминает героиню Борисова-Мусатова «Весна».

В этом стихотворении поэт раскрылся передо мной как человек с тонкой душой, романтичной, ранимой, тонко чувствующей.

Похожие:

М. Ю. Лермонтова «Кавказ» Хотя я судьбой на заре моих дней iconКавказ в творчестве М. Ю. Лермонтова” Хабибуллина Снежана Ученица 9А класса Проверила
Отличительные черты кавказского характера в произведениях Лермонтова
М. Ю. Лермонтова «Кавказ» Хотя я судьбой на заре моих дней iconМ. Ю. Лермонтова в сопоставлении с поэзией
Знаменательна общность трагической судьбы двух поэтов. Стихотворение Лермонтова «Смерть поэта», в котором говорится о роковой дуэли...
М. Ю. Лермонтова «Кавказ» Хотя я судьбой на заре моих дней iconРеорганизовано на основании Постановления главы города Лермонтова...
Лермонтова Ставропольского края (далее Учреждение) реорганизовано на основании Постановления главы города Лермонтова от 06 января...
М. Ю. Лермонтова «Кавказ» Хотя я судьбой на заре моих дней iconИтоговая работа по творчеству М. ю. Лермонтова
Определите мотивы (темы) лирики М. Ю. Лермонтова по группам названий стихотворений
М. Ю. Лермонтова «Кавказ» Хотя я судьбой на заре моих дней iconБ. Аронов, А. Чупин «Новогодние чудеса, или Баба-Яга – против!»
О, только чего: лет или дней? Как вы думаете, ребята? Конечно, дней, следовательно, семь тысяч двести дней разделить на триста шестьдесят...
М. Ю. Лермонтова «Кавказ» Хотя я судьбой на заре моих дней iconУрок литературы в 8 классе «Образ главного героя в романтической поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри»
Совершенствовать умение уч-ся анализировать поэтический текст на примере поэмы Лермонтова
М. Ю. Лермонтова «Кавказ» Хотя я судьбой на заре моих дней iconПлан-конспект урока по русской литературе в 8 классе на тему: «Мастерство...
«Мастерство И. А. Бунина в рассказе «Кавказ» учителя литературы моу всош при фку ик-16 с. Просек Лысковского района Нижегородской...
М. Ю. Лермонтова «Кавказ» Хотя я судьбой на заре моих дней iconКавказ-солнечное сплетение Евразии
Солнечным сплетением Евразии называют ныне Кавказ многомудрые политики, размышляя о его прошлом и настоящем. Культурологи стремятся...
М. Ю. Лермонтова «Кавказ» Хотя я судьбой на заре моих дней iconЛегендарный ливанский кедр: от глубокой древности до наших дней. Лерман Берта
Кавказ, другие мы узнали как значительно увеличившиеся в размерах растения с подоконника, которые мы когда-то любовно выращивали...
М. Ю. Лермонтова «Кавказ» Хотя я судьбой на заре моих дней iconГерой нашего времени. Сочинение М. Лермонтова. Статья Белинский В. Г
«книг много, а читать нечего» к числу таких сильных художественных талантов, неожиданно являющихся среди окружающей их пустоты, принадлежит...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница