План урока: Причины возникновения, формы и функции денег




Скачать 60,24 Kb.
НазваниеПлан урока: Причины возникновения, формы и функции денег
Дата публикации30.04.2013
Размер60,24 Kb.
ТипУрок
www.pochit.ru > Банк > Урок
Классный руководитель 6 «Б» кл. Ионкина Ирина Анатольевна

14 сентября в нашей школе прошел День финансовой грамотности. Тема моего классного часа в 6 «а» классе была: «Деньги и их роль в жизни человека».

Цель урока: рассказать учащимся об истории и причинах возникновения денежных средств.

План урока:

  • Причины возникновения, формы и функции денег

  • С монетой сквозь века

  • Какие деньги были на Руси

  • Анкетирование учащихся

Ход урока:

Деньги - это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найти. Даже самые примитивные цивилизации, в самых глухих уголках Земли, создали свои виды денег. Роль денег, эталона всех обменов, всегда выпадала тому товару, на который был наибольший спрос или который был наиболее удобен для этих целей.

Историки обнаружили свидетельства того, что у народов мира роль денег играли самые разные товары: соль, хлопковые ткани, медные браслеты, золотой песок, лошади, раковины и даже сушеная рыба. Например, в XV в. в Исландии платежным средством служила сушеная рыба, и потому тогдашний справочник цен (прейскурант) выглядел следующим образом:

за подкову — 1 рыбина

за пару женских башмаков — 3 рыбины

за бочонок вина — 100 рыбин

за бочонок сливочного масла — 120 рыбин

А что мы видим у других народностей?

О том, сколь большую роль деньги играли в жизни людей с древнейших времен, красноречиво свидетельствует такой любопытный факт. В леднике Эцтальских Альп археологами были обнаружены хорошо сохранившиеся останки человека, пролежавшие там 5 тысяч лет. Рука погибшего в пурге жителя бронзового века крепко сжимала медную пластинку — самое ценное, что у него было с собой. Именно такие медные пластинки в те времена играли роль денег.

Удобен ли был такой расчет? Удобно ли носить было всегда с собой рыбу?

Человечество долго искало тот универсальный денежный товар, который будет интересен для всех участников рынка и позволит вести через себя любые сделки. Многие века наиболее удобным денежным товаром казались драгоценные металлы — серебро и золото, которые имели ряд преимуществ:

  1. однородность;

  2. высокая ценность даже малого объема;

  3. устойчивость к воздействиям окружающей среды;

  4. легкая делимость на произвольные по размеру части;

  5. умеренная ограниченность;

  6. относительная стабильность предложения.

Вот почему золото и серебро в виде слитков и монет надолго стали основой денежных систем многих стран мира и на протяжении веков слова «золото», «серебро» и «деньги» были синонимами.

Так для чего человечество придумало денежный расчет?

Сейчас человечество пользуется бумажными деньгами. Как вы думаете, откуда они появились?

Впервые они были пущены в обращение в Древнем Китае в IX в. Впрочем, и в других странах широко пользовались заменителями «настоящих денег», то есть монет из благородных металлов. Номинал таких знаков оплаты удостоверялся печатью государя или подписью и личной печатью купца или банкира. Например, на Руси для этого пользовались кусочками штемпелеванной кожи, а в Китае император Хубилай в XIII в. повелел «чеканить» деньги из коры тутового дерева, заверяя их своей императорской печатью.

В странах западной цивилизации пионером в деле широкого выпуска бумажных денег стали Североамериканские Штаты (предтеча нынешних Соединенных Штатов Америки) - в 1690 г. такие денежные знаки стал печатать штат Массачусетс. В Европе первой решила перенять американский опыт Франция: в 1716-1720 гг. знаменитый экономист и банкир Джон Ло начал печатать банкноты Королевского банка.

Первоначально наибольшее распространение получили банкноты, что означает «банковские билеты». Такой банковский билет выписывался банкиром. Это было его обязательство выплатить в любой момент подателю билета указанную на этом документе денежную сумму. Чем богаче был банк, чем выше была его репутация, тем больше доверия вызывали его банковские билеты и тем шире они использовались в расчетах купцов и граждан, заменяя золото и серебро.

Надо сказать, что внедрение банкнот как нового вида денег вовсе не вызывало особого восторга. Напротив, еще в 1725 г. выдающийся английский философ, историк и экономист Дэвид Юм предлагал ни много ни мало, как просто уничтожить бумажных денег на 12 млн. фунтов стерлингов, что составляло 40% всей массы денег, обращавшихся в Англии в тот момент! По его мнению, такая «казнь» бумажных («плохих») денег стала бы верным способом вызвать приток в королевство драгоценных металлов («хороших денег»).

Критика бумажных денег не осталась незамеченной. В дальнейшем, когда многие страны стали создавать центральные банки, именно последним было дано исключительное право выпуска банкнот. Причина была проста: считалось, что это гарантирует наивысшую надежность банкнот и исключает эмиссию денег, не обеспеченных реальными ценностями (первоначально надежность банкнот гарантировалась их свободным обменом на золото).

Начиная со времен первой мировой войны, в большинстве стран мира банкноты центральных банков стали основным средством всех наличных платежей, то есть главной формой наличных денежных средств. Их дополняет разменная монета, которую чеканят специальные государственные организации - монетные дворы.

А кто-нибудь знает, откуда появился безналичный расчет?

Наряду с наличными деньгами люди издавна стали пользоваться безналичными денежными средствами (безналичным денежным оборотом). Они представляют собой суммы:

  1. выраженные в тех же денежных единицах, что и наличные деньги;

  2. хранящиеся в специальных коммерческих организациях - банках;

  3. используемые для расчетов путем изменения записей
    в специальных книгах или на магнитных носителях для
    компьютеров.

С учетом этого устройство современных денежных систем можно представить так, как показано на рисунке.



Деньги на Руси.

Попробуйте понять смысл следующей фразы из древней Ипатьевской летописи, повествующей о том, что в 1080 г. князь Ярослав «начаша скот брати: от мужа по 4 куна, а от старосты по 10 гривен, а от бояр по 80 гривен; приведоша варяги и вдаша им скот, и совокупи Ярослав многи». Загадочная на первый взгляд фраза. Некоторые видят в этом указание на то, что в древности орудием обмена был скот. Возможно. Во всяком случае в XI в. этот термин стал архаизмом, так как уже четыре столетия на Руси были в обращении серебро и меха, а затем на много столетий утвердилась так называемая кунная система, в которой основными единицами были куны - меха куницы, а более мелкими - белки (иначе — веверицы). 25 кун составляли 1 гривну, а 50 - гривну-куну.

Впрочем, в пользу предположения о том, что в Ипатьевской летописи слово «скот» обозначает именно деньги, говорит то, что в древнерусском языке слово «скотница» означало место хранения сокровищ, то есть казну царя. С древнейших времен Русь, а позднее и Московское государство, не имея собственной добычи металлов, получали их в слитках, монетах и изделиях от других народов через торговлю и пользовались иностранной монетой в торговом обороте наряду с мехами.

Наиболее широко на Руси ходили арабские денежные знаки: золотые динары, серебряные диргемы и медные фельсы. Если для расчетов не хватало разменной монеты, нормальным считалось разрезать монеты на части. Иногда их даже специально чеканили с учетом этого обстоятельства. На обороте монеты делался крест, позволяющий точно разделить ее на две или четыре части.

После прекращения прежней оживленной торговли с Востоком и монгольского завоевания Руси денежная система страны претерпела большие изменения, и в северо-восточной ее части наиболее распространенным платежным средством стала татарская монета «деньга», от которой и пошло в русском языке общее обозначение товара, которым можно расплатиться за все другие покупки.

Собственные русские деньги начали чеканить уже в конце XIV в., во времена Дмитрия Донского. Однако еще при Петре I с народов Сибири подати в казну по старинке собирали пушниной, имевшей прекрасный сбыт, царь расплачивался ею со своими чиновниками (к обоюдному удовольствию).

Анкетирование учащихся:

Испокон веков люди знали: быть честным – значит иметь совесть.

1. Что важнее сейчас для каждого из вас:

  • быть честным,

  • добросовестным,

  • добропорядочным или …

  • богатым?

2. Можно ли честным трудом заработать большие деньги?

3. Нужно ли быть зависимым от денег?

4. Кто такие олигархи?

5. Имеют ли право олигархи занимать такое же почетное место в обществе, как ученые, космонавты, герои России?

6. Нужно ли переименовывать улицы в честь олигархов?

7. Как Вы понимаете смысл пословицы «От тюрьмы и от сумы не зарекайся»?

8. Как вы думаете – «преуспевающий» и «богатый» одно и тоже?

9. Кто такие бизнесмен, меценат? Были ли они в прошлом?

10. Какие Вы видите способы, чтобы стать преуспевающим человеком сегодня?

11. Как Вы понимаете выражение «Жить, чтобы иметь деньги, или иметь деньги, чтобы жить»?

Итог .

Похожие:

План урока: Причины возникновения, формы и функции денег iconКонспект урока экономики по теме: "Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег"
Закрепить знания учащихся по теме “Деньги. Денежное обращение. Формы и функции денег”, работая в группах. Проверить умения решать...
План урока: Причины возникновения, формы и функции денег iconСеминар№1 Ранние формы религии
Ранние формы религии: причины и время возникновения, наиболее ранние формы (тотемизм, погребальный культ, анимизм, фетишизм, магия,...
План урока: Причины возникновения, формы и функции денег iconКонспект открытого урока экономики Тема: «Что такое деньги, их происхождение?...
...
План урока: Причины возникновения, формы и функции денег iconУ рок II рабочая тетрадь по истории
Стремился вскрыть причины возникновения того или иного государственного строя, анализировал различные формы государства и формы правления....
План урока: Причины возникновения, формы и функции денег iconПлан темы Причины и предпосылки возникновения всемирного хозяйства...
Причины и предпосылки возникновения всемирного хозяйства и формирования мировой экономики
План урока: Причины возникновения, формы и функции денег iconПисьменная и устная речь – это две формы речевой функции
Письменная и устная речь – это две формы речевой функции. Они являются основным средством общения в человеческом обществе, однако...
План урока: Причины возникновения, формы и функции денег iconУрок напечатан в газете «История»
Цели урока: а выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения
План урока: Причины возникновения, формы и функции денег icon«Экономическая теория»
Функции денег как система, их взаимосвязь и взаимообус­ловленность, способы измерения денег
План урока: Причины возникновения, формы и функции денег iconВопросы к экзамену по дисциплине «Экономическая теория»
Развитие товарного обмена и возникновение денег. Функции денег. Закон денежного обращения
План урока: Причины возникновения, формы и функции денег iconПлан: Денежное обращение и равновесие на денежном рынке. Денежные...
При рассмотрении темы 1 «Рыночная организация современной экономики» раздела III «Микроэкономика», в разделе «Роль денег в товарно-денежных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница