Формирование глобальных компаний и олигополий, образованных этими компаниями (глобальных олигополий) две грани одного процесса




Скачать 437,68 Kb.
НазваниеФормирование глобальных компаний и олигополий, образованных этими компаниями (глобальных олигополий) две грани одного процесса
страница1/4
Дата публикации01.05.2013
Размер437,68 Kb.
ТипДокументы
www.pochit.ru > Банк > Документы
  1   2   3   4


Растущая реальность глобальных олигополий
Ключевые слова: олигополии, глобальные олигополии, транснациональные корпорации (ТНК), транснациональные банки (ТНБ), многонациональные корпорации (МНК), глобальные компании, финансово-промышленные группы (ФПГ), промышленные группы, универсальные многоотраслевые комплексы (УМК), японские сюданы, южнокорейские чеболи, кэйрэцу, модели диверсификации направлений производства фирмы, конгломератный тип диверсификации.


1.Введение 1

2.Формирование глобальных компаний и олигополий, образованных этими компаниями (глобальных олигополий) - две грани одного процесса 2

3.От национальных олигополий - к глобальным 3

4.Почему не срабатывает традиционное мышление? 7

5.Принцип сужающихся перспектив 8

6.Структурирование по модели ДУКО 9

7.Центральная проблема структурирования. 12

8.Орг-структура ФПГ-УМК на примере японских «сюданов» и южнокорейских «чеболей» 14

9.Продолжение аналогии и прогноз 21

10.Заключение и выводы 22

  1. Введение

На современном этапе такая модель рынка как конкурентная олигополия1 заслуживает пристального внимания со стороны учёных и широкой общественности. Анализ новейших тенденций приводит к выводу, что конкурентная олигополия становится, по сути, ядром современной структуры рынков (в большинстве основных отраслей промышленности, за исключением новейших).

Это ядро способно обеспечить устойчивое развитие и наиболее ценное сочетание устойчивости и конкуренции. Для его адекватно­го описания созрела необходимость в разработке модели ОКГО (Ор­ганизованной Конкурентной Гармоничной Олигополии), которая предполагает определенный набор функций государственных органов по совершенствованию «культивированию» конкурентной среды. Этим вопросам были посвящены наши предыдущие статьи2.

Однако, модель ОКГО относится к национальным олигополиям (хотя, по нашему мнению, многие её элементы могут быть примене­ны и к глобальным олигополиям). Сегодня мы являемся свидете­лями ускорения процесса формирования глобальных олигополий. Настоящий период можно рассматривать как переходный этап: от национальных олигополий - к глобальным, для которого характерно взаимоналожение, взаимопересечение глобальных и национальных олигополий.

  1. Формирование глобальных компаний и олигополий, образованных этими компаниями (глобальных олигополий) - две грани одного процесса

К проблемам российского менеджмента прибавляется ещё одна, связанная с ускорением формирования глобальных олигополий. Эта проблема в настоящее время становится определяющей для менеджмента крупных компаний многих стран.

Формирование глобальных олигополий непосредственно связано c неуклонным движением к глобализации хозяйственной деятельности крупных компаний. Эта глобализация является логическим продолжением процесса экспансии крупных компаний, который начался в послевоенные годы с бума ТНК (транс-национальных trans-national или меж-страновых корпораций), охватывающих несколько стран. В 80-е годы эти компании переросли в МНК (многонациональные корпорации, multi-national корпорации), охватывающие более двух-трёх десятков стран. В нынешней фазе глобализации ещё не завершен процесс экстенсивного развития3, который очевидно не остановится до тех пор, пока компании, развивая сети своих филиалов и представительств, не проникнут со своей продукцией/услугами во все регионы и территориальные «глубинки» во всех странах мира.

В современных условиях формирование глобальных корпоративных сетей форсируется также благодаря отладке новых экономических механизмов. В частности, франчайзинг (с различными его вариантами) является одним из алгоритмов ускоренного развития таких сетей4.

Глобальная экспансия стимулируется также благодаря своеобразной цепной реакции. Как утверждает С.Гибара, главный управляющий корпорации «Goodyear Tire & Rubber Co»: «То, что мы имеем, представляет собой настоящую цепную реакцию... Мы становимся глобальными, поскольку наши потребители становятся глобальными. Далее, в той степени, в которой мы становимся глобальными, наши поставщики вынуждены становится глобальными.5 »

Однако, подлинной движущей силой в процессе экспансии корпоративных сетей является конкуренция с себе подобными, при которой компании стремятся не отстать от конкурентов в охвате территорий и развитии структуры сетей. Таким образом, конкуренция сетевых структур стимулирует их продолжающуюся экспансию, а экспансия сетей, в свою очередь, влияет на режим их конкуренции, создавая повсеместно пересечения сетей на формирующихся рынках, тем самым здесь действуют механизмы прямой и обратной связи.

Таким путём этот процесс ведёт к «конечному состоянию», определяемому в настоящей работе, как «уплотнение конкуренции сетей». Введём определение. Назовём конкуренцию между несколькими (число «олиго») сетевыми структурами (достигшими оптимальной степени «густоты») «плотной на данной территории», если в каждой точке этой территории потребитель имеет выбор из продукции всех данных фирм. (Однако, в этом определении рыночное пространство на территории нельзя рассматривать как плоское. Необходимо смоделировать его как содержащее крупные города и глубинки).

При достижении «конечного» состояния «уплотнения конкуренции» корпоративных структур (в глобальном экономическом пространстве) завершается процесс формирования глобальных олигополий. Это конечное состояние также означает, что резервы экстенсивного развития всех компаний - олигополистов исчерпаны.

Отметим, что два понятия, ныне широко используемые в современной экономической литературе: «глобальная компания» и «глобальная олигополия» нуждаются в уточнении, поскольку не отражают того, что предстоит ещё длительный путь экстенсивного развития, ведущий к их полной реализации. Поэтому мы считаем целесообразным ввести понятия «полностью глобальная компания»6 и «полностью сформировавшаяся глобальная олигополия» - оба понятия относятся к «конечному состоянию», которое характеризуется: а) уплотнением конкуренции компаний-олигополистов (в рамках глобального экономического пространства); б) исчерпанием резервов экстенсивного развития всех компаний-олигополистов. Соответственно к нынешним таким компаниям будем применять термин «условно-глобальные компании».

  1. От национальных олигополий - к глобальным

Можно провести параллель между нынешним эволюционным процессом, ведущим к образованию глобальных олигополий и известным из недавней истории процессом формирования национальных олигополий (т.е. олигополий в национальных отраслях промышленности наиболее индустриально развитых стран мира; этот процесс происходил в первой и для большинства этих стран во второй половине 20-го века). Оба эти процесса, их закономерности и фазы углубления могут быть описаны общей моделью.

На начальном этапе в процессе формирования национальных олигополий мы имеем несколько десятков, как правило, небольших компаний в рамках отдельных национальных отраслей промышленности. Например, в 20-е годы в автомобилестроении США насчитывалось свыше 30 компаний. Эти компании стремились к расширению производства и охвату новых регионов сбыта. Но на определённом этапе возникает поворот к резкому сокращению числа компаний-конкурентов в отрасли в результате поглощений и слияний, а также, отчасти, банкротств. Этот поворот свидетельствует о возникновении эффекта «тесноты» экономического пространства в рамках национальных отраслей.

Продолжающаяся активная экспансия компаний стимулируется и ускоряется благодаря конкуренции с себе подобными. Экспансия, достигая пределов национальных границ, ведёт к тому, что сбытовые сети компаний заполняют все возможные локальные рынки: таким образом, в отраслях формируются компании национального масштаба (или компании «плотные» в рамках национального экономического пространства аналогично введённому ранее понятию «полностью глобальных компаний»).

Формирование в отрасли сразу нескольких компаний национального масштаба сопровождает процесс «уплотнения конкуренции» между этими компаниями (в рамках национального экономического пространства). Эти два процесса взаимосвязаны и взаимообусловлены. Их совместное завершение означает окончательное формирование олигополий в национальных отраслях. Мы будем называть их отраслевыми олигополиями (или олигополиями-I). Они соответствовали первой ступени структурирования национальной экономики развитых стран. Согласно результатам анализа, приведённого в работе (1), процесс структурирования национальной экономики в наиболее индустриально развитых странах мира (в первой и для большинства этих стран во второй половине 20-го века) носил чётко выраженный двух-ступенчатый характер. И на второй завершающей ступени структурирования в каждой из этих стран образовалось несколько мощных национальных ФПГ-УМК (финансово-промышленных групп с универсальным спектром охвата отраслей, так называемых, универсальных многоотраслевых комплексов (УМК)), которые, конкурируя между собой, создавали одну национальную надотраслевую олигополию-II.

* * *

Укажем на существенные отличия конечного состояния для национальных олигополий как открытых систем от ожидаемого конечного состояния глобальных олигополий как замкнутых систем:

а) С формированием национальных олигополий процесс экспансии, экстенсивного развития компаний не прекращается, напротив, он активно, нарастающими темпами продолжается вовне, за пределы национальных границ.

б) Национальные олигополии никогда не были полностью замкнутыми системами; они испытывали (в большей или меньшей степени) влияние внешней конкуренции со стороны крупных иностранных фирм (это влияние осуществлялось как посредством поставок импортированных товаров, так и путём проникновения производственных филиалов иностранных фирм на территорию страны).

Для ожидаемого конечного состояния глобальных олигополий характерны иные качества:

а) замкнутость системы, отсутствие внешних государств и внешних конкурентов;

б) прекращение процесса экстенсивного развития компаний путём территориальной экспансии, охвата новых территорий сбыта.

Формирование глобальных олигополий предсказывалось многими авторами в последнее десятилетие7 (известны также подобные прогнозы ещё с 70-х годов). Однако, мы стали свидетелями того, как сроки прогноза неожиданно приблизились. В течение последних лет мы наблюдаем достаточно резкий поворот в сторону крупномасштабных поглощений компаний - непосредственных конкурентов (относящихся к разным странам и в ряде случаев к одной стране), волна которых создаёт настоящую цепную реакцию и охватывает различные отрасли. Это даёт основание утверждать, что процесс формирования глобальных олигополий вступил в свою первую фазу.

<<Если Вы хотите понять важный смысл, который стоит за волной крупномасштабных поглощений последнего десятилетия, здесь есть только одно слово: олигополия. Какую бы отрасль промышленности Вы не взяли, она структурируется в свою собственную версию американской «большой тройки» автомобилестроителей...

Что же происходит? Как утверждает Л.Галамбос, ведущий специалист по истории бизнеса университета Джона Гопкинса: «Глобальные олигополии также неизбежны как восход солнца»...

Олигополистическая конкуренция оказалась благотворной, поскольку она предотвращает окостенение и приводит к тому, что менеджмент поддерживает свои организации в состоянии инновационности и эффективности в течение длительного периода... она заставляет менеджмент крупных компаний-лидеров, имея достойных соперников, не расслабляться8...

Отрасль за отраслью марш в направлении олигополизации (консолидации) представляется неотвратимым.>>9

  • После слияния «Даймлер»-«Крайслер» (ныне завершённого) и «Форд»-«Вольво» (пока ещё не завершённого) мировая отрасль автомобилестроения продолжает стягиваться в шесть или восемь гигантских компаний.

  • В мировой отрасли записи музыкальных компакт-дисков намечается «большая пятёрка» (их доли на американском рынке отражены в таблице 2).

  • В производстве безалкогольных напитков пока обозначились три основных глобальных «боксёра» (их доли на американском рынке отражены в таблице 1).

  • В мировом производстве полупроводников пока около 12 глобальных участников.

  • В фармацевтической отрасли сегодня сформировалось 10 глобальных «боксёров», причём ожидается сокращение этого числа путём дальнейших слияний, поскольку даже гиганты в этой отрасли опасаются, что они слишком малы, чтобы конкурировать в глобальном масштабе.10

  • Цитируем Д.М. Михайлова: «Основной тенденцией развития финансово-банковской отрасли становится формирование глобальной олигополии (выделено Д.М. Михайловым). Четыре главных игрока уже определились - Goldman Sachs, Merill Lynch, Solomon Smith Barney, Morgan Stanley Dean Witter. Их рыночные доли составляют от 10 до 13%. Важным преимуществом крупнейших инвестиционных банков является глобальный характер их деятельности. Поскольку все больше промышленных компаний ведут свой бизнес в международных масштабах, естественно они становятся клиентами инвест-банков, которые способны предоставить консультации и совершить транзакции на любом рынке мира11».



^ таблица 1

Безалкогольные напитки - «большая тройка»

доля рынка США в 1998 (%)


Coca-Cola

44.5

Pepsi

31.4

Cadbury Schweppes

14.4

Источник: Davenport&Co.LLC
^ таблица 2

Запись музыкальных компакт-дисков - «большая пятёрка»


доля рынка в США: декабрь 1997 - январь 1999 (%)

Universal/PolyGram*

24.5

Warner Music

18.2

Sony Music

16.6

EMI Group PLC

12.9

BMG Entertainment

12.2

* Суммарная доля двух компаний, объединённых в 1998

Источник: Scoop Marketing

Ряд примеров разрешения слияний крупнейших компаний - конкурентов в собственной стране свидетельствует о глубоком пересмотре основ антимонопольной политики. Укажем на разрешение слияний «исторических конкурентов»: «Тиссена» и «Круппа» в Германии, авиастроительных и нефтяных гигантов в США и др. Как отмечает К.Тэйлор, эта революция в антимонопольной политике ряда государств объясняется тем, что, с одной стороны, крупные иностранные компании стали присутствовать на национальных рынках в качестве постоянных «игроков» - участников конкурентной среды, с другой стороны, укрупнение национальных компаний (путём таких слияний) даст им перспективу вхождения в состав грядущих глобальных олигополий12.

Аналогичным образом правительство объединённой Европы (Еврокомиссия в Брюсселе) сформулировало свою политику по стимулированию поглощений и слияний компаний-конкурентов в ряде отраслей промышленности объединённой Европы. Цель такой политики - путём сжатия сравнительно многочисленных общеевропейских олигополий создать укрупнённые компании, которые могли бы претендовать занять место в глобальных олигополиях. В частности, такая политика планируется в отраслях телефонии и телекоммуникаций, после того как в начале 1998 года в десяти странах европейского союза национальные компании этих отраслей были полностью открыты для конкуренции13.

  1. Почему не срабатывает традиционное мышление?

Имеются красноречивые данные о мотивах компании «Вольво» в сделке по слиянию с «Форд моторс». Вначале компания «Вольво» приняла общее решение о необходимости слияния с какой-либо из крупнейших компаний отрасли. После этого в течение почти года компания вела поиск подходящего партнёра по сделке. Конечный выбор пал на «Форд-моторс», который, кроме прочего, предложил максимальную цену за акции поглощаемой «Вольво». При этом известно, что компания вовсе не испытывает кризис, её финансово-экономические показатели стабильны. Менеджмент «Вольво» мотивировал своё решение тем, что сегодня, когда компания на подъёме, подобная сделка может быть осуществлена на наиболее выгодных для «Вольво» условиях. Иначе в перспективе компания с большой вероятностью столкнётся с необходимостью аналогичной сделки, но уже в менее благоприятных условиях, когда её силы и ресурсы могут быть подорваны в глобальной конкуренции.

Почему даже такая процветающая и передовая компания как «Вольво» пришла к необходимости прекращения независимого существования и поглощения её другой компанией? Ответ: менеджмент «Вольво» почувствовал эффект «тесноты» экономического пространства - теперь уже глобального. Почему же в предшествующий период при известной активности конкуренции на мировом рынке автомобилей этот эффект «тесноты» отсутствовал? Здесь справедливо сравнение с соответствующим этапом в истории формирования национальных олигополий, когда произошёл резкий поворот к поглощениям и слияниям компаний-конкурентов, который объясняется тем, что экспансия ряда крупных компаний достигла пределов национальных территорий и началось уплотнение конкуренции этих компаний в рамках национального экономического пространства.

Здесь важно то, что компания «Вольво» по-новому рассчитала свои перспективы и соответствующие факторы риска с учётом ситуации, складывающейся в глобальной отрасли и пришла к нетривиальным выводам о необходимости прекращения независимого существования. Что же можно сказать о компаниях менее крупных и менее эффективных и знаменитых чем «Вольво»?

В этой связи обратимся к примерам из современной российской действительности. Компания «ГАЗ» выпустила крупную партию пассажирских микроавтобусов «Газель», которые закупаются службами городского транспорта российских городов (для использования, в частности, в качестве маршрутных такси). Качество этих машин значительно, с большим отрывом уступает иностранным аналогам (например, микроавтобусам «Ниссан») и вызывает жалобы и недовольство пассажиров.

Рассмотрим следующую логическую формулу в отношении подобных типичных ситуаций: <<Качество товара заведомо и бесспорно хуже иностранных аналогов, зато этот товар отечественный, поэтому следует продолжать его производство>>. Вопрос: В каких случаях эта формула может быть оправдана?

Очевидно, для традиционного мышления - до эпохи формирования глобальных олигополий - эта формула, по сути, всегда может быть оправдана. Логика традиционного мышления при этом такова: «мы должны стремиться постоянно улучшать качество и расширять масштабы производства, в результате мы достигнем со временем уровня качества и масштабов производства передовых зарубежных компаний и сможем конкурировать с ними на равных на мировых рынках».

Таким образом, логика оправдания сводится здесь к следующей формуле: <<Мы готовы терпеть низкое качество отечественной продукции во имя перспективы. Причём, эта перспектива зависит только от наших усилий>>14. С точки зрения данного стереотипа мышления, начать развивать новую крупную компанию в традиционной отрасли никогда не поздно,- в принципе, не может быть поздно.

Однако, в эпоху формирования глобальных олигополий данная традиционная логика не применима, здесь требуется новое понимание перспективы компании традиционной отрасли, суживающейся по мере углубления фазы образования глобальной олигополии. В отмеченном выше примере производства микроавтобусов «Газель», а также в производстве электробритв Бердского завода БЭМЗ и многих других аналогичных примерах современной российской промышленности в традиционных отраслях понятно, что производство даёт «продление существования». Но тогда со всё большей настойчивостью встаёт вопрос: «Каковы же перспективы?» Если бы было признано, что никаких других перспектив, кроме «продления существования» здесь не предвидится, то очевидно, следовало бы принять альтернативный вариант развития: создание российских филиалов компаний типа «Ниссан», направив основные усилия на переход от поверхностной финишной сборки иностранных моделей к охвату всё более глубоких стадий производственного цикла и расширению масштабов производства (включая производство на экспорт).

  1. Принцип сужающихся перспектив

Обращаясь к конкретным примерам производства микроавтобусов «Газель» или электобритв БЭМЗ и др., сегодня ещё нельзя утверждать, что перспективы отечественного производства этих и других видов продукции (в традиционных отраслях) полностью равны нулю, поскольку формирование бастиона глобальных олигополий ещё не завершено и мы переживаем только первую фазу этого процесса. Важно, однако, что этот процесс быстро прогрессирует и соответственно урезает наши оставшиеся шансы на независимое развитие в традиционных отраслях отечественной промышленности.

Для понимания этой новой закономерности и оценки факторов риска следует принять тезис о том, что положение компаний национального или межрегионального масштаба в России и других странах на нынешнем этапе развёртывания глобальных олигополий аналогично положению мелких и средних компаний на соответствующем этапе в истории формирования национальных олигополий.

Представим себе положение небольшой компании в одной из отраслей промышленности США в 30-40 годы, в момент поворота к сокращению числа компаний отрасли в результате возникновения описанного выше эффекта «тесноты» национального экономического пространства. Шансы подобной компании на независимое развитие существуют постольку, поскольку формирование национальных олигополий ещё не завершено и эти шансы будут монотонно убывать, вплоть до нуля, по мере приближения к «конечному состоянию».

Отметим, что на последних стадиях формирования национальных олигополий, в период сжатия, например, пятёрки в конечную тройку борьба за место в олигополии достигает максимальной остроты. В этом заключается ответ на вопрос, почему так трудно увеличить число компаний после формирования их конечного состава. Например, если бы кем-то был предложен инвестиционный проект по развитию новой N+1 компании в отрасли, после того как в ней в результате упорной борьбы определилось конечное число N выживших компаний, то, очевидно, этот проект был бы признан как минимум сопряжённым с особым риском. Однако, этот тезис - об особой сложности или даже невозможности увеличения числа компаний в конечной олигополии на единицу - ещё более усиливается при переходе рассмотрения к глобальным олигополиям, поскольку, как отмечалось выше, последние образуют замкнутую систему, в отличие от олигополий национального уровня, образующих открытую систему (в частности, испытывающих влияние извне и распространяющих своё влияние во внешние сферы) - соответственно для них этот тезис не является достаточно строгим.

В этом мы также видим подтверждение мнения о неприменимости в современных условиях приведённого выше стереотипа традиционного мышления: <<Начинать развитие новой компании в сфере традиционных отраслей никогда не поздно>>. Время работает не на нас.

  1. Структурирование по модели ДУКО

Продолжаем аналогию между нынешним процессом структурирования на глобальном экономическом пространстве и известным из недавней истории структурированием в рамках национального экономического пространства в наиболее индустриально развитых странах мира. Последний процесс носил чётко выраженный двух-уровневый характер. На первой ступени в каждой отрасли (из числа основных традиционных отраслей промышленности) сформировались промышленные компании национального масштаба и соответственно отраслевые олигополии-I. На второй ступени образовались национальные ФПГ-УМК (финансово-промышленные группы с универсальным спектром охвата промышленных отраслей, так называемые, универсальные многоотраслевые комплексы (УМК)). Несколько таких национальных ФПГ-УМК, конкурируя между собой, создавали национальную олигополию-II в каждой из этих стран.

Особенности такой целостной структуры, её архитектуру описывает модель двух-уровневой конкурентной олигополии (ДУКО). Практически все основные индустриально развитые страны демонстрировали черты этой общей структурной модели (которая характеризовала организацию структурного ядра национальных промышленных комплексов этих стран). Ниже мы указываем, что эта модель достигала своей максимальной зрелости в определённый период времени в каждой из этих стран. Особенно рельефно и ярко эта модель проявилась в Японии (в 80-е годы) и Южной Корее (в 90-е годы), что подтверждают обширные источники литературы.

Согласно модели ДУКО режим конкурентной олигополии функционирует одновременно на двух уровнях. Первое: на уровне каждой отдельной отрасли. Предпола­гается, что в каждой отрасли действуют нес­колько крупных равновеликих участников, конкурируя между собой на равных. Эти участники обозначаются в терминах данной модели как «-комплексы» (или «субъекты хозяйствования I-го уровня»).

-комплексы определяются следующими отличительными признаками: 1) отсутствие в составе «промыш­ленной группы» мощных финансово-кредитных институтов; 2) преобла­дание иерархического типа управления в группе, централизация власти и управления, крупные многочисленные штаб-квартиры; 3) ограниченный («связанный») характер отраслевой диверсификации в группе.

-комплексы могут соответствовать таким категориям как «промышленные группы», «крупные корпора­ции», «кэйрэцу», «концерны» при условии их относительно «узкой» диверсификации (критерий «узости» диверсификации разъясняется ниже). Они также могут соответствовать продуктовым отделениям (или группам отделений, СХЦ - стратегическим хозяйственным центрам) в современных мультидивизиональных транс-национальных корпорациях.

Второе: одновременно предполагается функционирование над-отраслевых объединений, обозначенных в модели как «-комплексы» (или «субъекты хозяйствования II-го уровня» или ФПГ-УМК). Принцип формирования таких объединений: от каждой отрасли по одному -комплексу. В рамках «-комплексов» предполагается режим внут­ренней специализации, не допускающий внутреннюю конкуренцию, когда сферы деятельности входящих сюда -комплексов не должны пересекаться.

В построении «-комплек­сов» проявляются следующие характерные признаки, заставляющие проводить чёткое разграничение I-ой и II-ой ступеней структурирова­ния: 1) эти комплексы обладают тенденцией к неограниченной отрас­левой диверсификации; по своей внутренней логике они тяготеют к «универсальным многоотраслевым комплексам» (УМК); 2) в состав комплекса обязательно входит мощный кредитный банк (и, как прави­ло, другие мощные финансовые учреждения); в значительной мере можно говорить о финансовой самодостаточности в этих комплексах; 3) эти группы объективно тяготеют к горизонтальному типу интегра­ции, в отличие от групп I-го уровня; отсутствие формальной общей штаб-квартиры, малочисленный центральный аппарат управления.
  1   2   3   4

Похожие:

Формирование глобальных компаний и олигополий, образованных этими компаниями (глобальных олигополий) две грани одного процесса iconУрок обществознания в 11-м классе по теме: "Глобальные проблемы современности"
Целеполагание: создать условия для формирования представления о глобальных проблемах современности и их последствиях, осознания личного...
Формирование глобальных компаний и олигополий, образованных этими компаниями (глобальных олигополий) две грани одного процесса iconГлобализация мировой экономики. Глобальные проблемы мирового хозяйства
Пути решения глобальных проблем человечества. Роль и место ООН в решении глобальных проблем
Формирование глобальных компаний и олигополий, образованных этими компаниями (глобальных олигополий) две грани одного процесса iconОбщие вопросы проектирования локальных и глобальных сетей
Зачастую различие между всеми этими сетями определяется тем, как они спроектированы. Правильно разработанная сеть должна работать...
Формирование глобальных компаний и олигополий, образованных этими компаниями (глобальных олигополий) две грани одного процесса iconМоу «сош г. Бирюча» Конференция по физике «Космос решение глобальных...
Конференция по физике «Космос – решение глобальных проблем человечества». Учитель Афанасьева А. П
Формирование глобальных компаний и олигополий, образованных этими компаниями (глобальных олигополий) две грани одного процесса iconПрограмма нравственно-экологического воспитания на 2011-2014 учебные годы
Юнеско веком образования. Система образования названа стратегически важной сферой человеческой деятельности в решении глобальных...
Формирование глобальных компаний и олигополий, образованных этими компаниями (глобальных олигополий) две грани одного процесса iconЭти проблемы названы глобальными (что значит земной шар). В чем причина глобальных проблем?
В XX в человек столкнулся с проблемами, от решения которых зависит судьба цивилизации. Эти проблемы названы глобальными (что значит...
Формирование глобальных компаний и олигополий, образованных этими компаниями (глобальных олигополий) две грани одного процесса iconИсследовательский проект. Тема «Глобальные проблемы человечества»
Этот проект проводится в рамках моей методической темы: «Экологическая направленность на уроках географии»конечной целью исследование...
Формирование глобальных компаний и олигополий, образованных этими компаниями (глобальных олигополий) две грани одного процесса iconПроблемы предотвращения глобальных рисков, угрожающих существованию человеческой цивилизации

Формирование глобальных компаний и олигополий, образованных этими компаниями (глобальных олигополий) две грани одного процесса iconУрок-рассказ
Загрязнение окружающей среды-одна из глобальных проблем современности (дискуссия)
Формирование глобальных компаний и олигополий, образованных этими компаниями (глобальных олигополий) две грани одного процесса iconНовые технологии
Систематические ошибки в рассуждениях, потенциально влияющие на оценку глобальных рисков 159
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница