Кредиты и займы: бухгалтерский и налоговый учет




НазваниеКредиты и займы: бухгалтерский и налоговый учет
страница1/118
Дата публикации02.05.2013
Размер5,56 Mb.
ТипДокументы
www.pochit.ru > Банк > Документы
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   118

Кредиты и займы: бухгалтерский и налоговый учет




От главного редактора




Лето - пора ожиданий и аналитики



Как-то так сложилось, что уже на протяжении нескольких лет мы воспринимаем лето с двух ярких сторон. Нет, речь идет не об отпуске. Речь идет о том, что, во-первых, именно летом Государственная дума и Совет Федерации очень активно принимают федеральные законы, регулирующие отношения в налоговой сфере. А во-вторых, именно летом наша компания ведет достаточно мощную аналитическую работу по обобщению практики применения налогового и бухгалтерского законодательства. А поскольку к нам ежемесячно поступает порядка 80 только письменных запросов от клиентов, а также с учетом большого количества аудируемых предприятий и организаций можно убежденно говорить, что "вопросная" база у нас просто огромная. Поэтому что касается новых налоговых законов, то ждать их придется совсем не долго: уже в конце июля мы ожидаем принятие большого пакета законов, вносящих поправки как в первую, так и во вторую части Налогового кодекса РФ, что, конечно же, найдет отражение в следующих номерах журнала.

А что касается сложных вопросов налогообложения, то здесь мы весь подготовленный материал будем размещать на протяжении трех, а может быть даже четырех номеров. Первый номер из серии "Сложные вопросы" мы посвящаем заемным операциям, т.к. именно они, как показывает наша практика, в последнее время провоцируют очень много проблем.

Кроме того, в этом номере мы представляем наши традиционные рубрики, а также продолжаем публиковать материалы, посвященные предстоящему 1-2 июля 2010 года в Екатеринбурге Второму Российско-Украинскому симпозиуму "Теория и практика налоговых реформ".

Всем успехов и удачи и хорошего отдыха тем, кто собрался в отпуск!
Брызгалин А.В.,

главный редактор журнала "Налоги и финансовое право"

^

Раздел I. Философия налогов




Авторская рубрика А.В. Брызгалина
(N 019/июнь 2010 г.)




Трехмерное налогообложение как один из основных принципов налоговой политики
(Окончание. Начало см. в N 3/2010, 4/2010)



В первой части статьи автор обосновывает необходимость выделения специального принципа налоговой политики государства - принципа трехмерного налогообложения, суть которого заключается в необходимости и обязательности дифференцированного подхода в установлении уровня налогового бремени (налоговой нагрузки) для различных сфер и отраслей экономики.

Во второй части статьи автор выделяет две основные задачи налоговой политики государства, осуществляемой с учетом принципа трехмерного налогообложения: изъятие излишков из сверхрентабельных сегментов экономики и угнетение посредством налогообложения тех сфер экономики, которые по тем или иным причинам требуют такового.

3. Формы реализации принципа трехмерного налогообложения в налоговой политике в конечном итоге сводятся к одному - изъять в доход государства ту составляющую, которая может быть изъята безболезненно или почти безболезненно для экономики в целом или некоторых ее сегментов. Эти формы как способы дополнительного налогообложения определенных отраслей могут быть самыми разнообразными.

Установление специальных налогов, рассчитанных на изъятие излишков, или для обременения какой-либо определенной сферы. Так, в целом ряде зарубежных стран к уплате специальных налогов призваны компании, осуществляющие добычу полезных ископаемых.

В Таджикистане действует специальный налог с продаж, который взимается только с двух видов товаров, - хлопок-волокно и алюминий. Плательщиками данного налога являются юридические и физические лица, осуществляющие поставки на внутренний и внешний рынки хлопкового волокна и алюминия первичного. Введение данного налога обусловлено тем, что эти товары являются для Таджикистана стратегически важным экспортным сырьевым ресурсом и составляют одну из основных статей поступления государственного бюджета Республики*(1).

Стремясь охватить налогообложением наиболее привлекательные в финансовом плане объекты, государства вводят самые различные налоги, которые ложатся на владельцев банковских счетов, держателей ценных бумаг, владельцев дорогих автомобилей и недвижимости, пользователей сотовой связи и пр. Так, в Аргентине, с 3 апреля 2001 года был введен налог на операции по движению средств на банковских чековых счетах. Им облагаются операции по депонированию и снятию денег со счетов в аргентинских банках. Базовая ставка налога составляет 0,25%, однако по отдельным операциям, например, проводимым на фондовой бирже или связанным с торговлей через Интернет, применяется пониженная ставка налога в 0,075%.

В Бразилии по ставке 0,38% взимается налог на финансовые операции на фондовом рынке.

В Индонезии действует налог на дорогие автомобили. Ставка налога в зависимости от объема двигателя автомобиля варьируется в пределах от 30 до 75%.

В Уругвае взимаются налог на услуги связи и налог на кредитные карты. Первым налогом облагаются переговоры с использованием средств сотовой связи, его ставка составляет 40 центов США за минуту обычного разговора и 2 доллара США за междугородные разговоры. Второй налог обязаны уплачивать банки, эмитирующие кредитные карты; он взыскивается по ставке 21 доллар в месяц с каждой карты.

На территории Канады разово взимается налог на кондиционеры в автомобилях в размере 100 канадских долларов, что позволяет получать в бюджет ежегодно в общей сложности 150 млн. долларов*(2).

В Республике Беларусь существует плата за проезд по автомобильной дороге Брест-Минск-граница РФ*(3), относящаяся к общегосударственным налогам.

В Норвегии действует налог на продажу предметов роскоши (духи, бензин, спирт), установлен в размере не более 70%*(4).

В Испании при приобретении вторичной недвижимости уплачивается передаточный налог, который составляет 6% от стоимости недвижимости*(5).

В связи с этим, по нашему мнению, представляется, что в современных условиях России вполне реально и практически безболезненно будет возможным установление специальных налогов, в частности, налога с физических лиц при осуществлении туризма за рубежом, налога на перепродажу второй квартиры, специального косвенного транспортного налога (включаемого в стоимость ГСМ). Кроме того, было бы целесообразным восстановление налога на наследование и дарение, т.к. эти налоги являются ключевыми для экономики зарубежных стран.

Установление налогов на определенные виды деятельности предполагает введение особых налоговых платежей, характерных для высокодоходных видов деятельности.

Так, в частности, налоги с определенных видов деятельности взимаются в Республике Беларусь с банков, небанковских кредитно-финансовых учреждений, страховых и перестраховочных организаций, а также иных юридических лиц, осуществляющих операции с ценными бумагами. Налогообложение этих видов деятельности осуществляется по ставке 30% для кредитно-финансовых учреждений и страховых организаций и по ставке 40% по доходам от операций с ценными бумагами*(6).

В Китае действует особый налог на предпринимательскую деятельность, который уплачивают предприятия и граждане, занимающиеся предоставлением определенных услуг, передачей нематериальных активов или продажей недвижимости. Ставка налога различается по видам деятельности и составляет: по транспорту и связи - 3%, по продаже недвижимости - 5%, по финансовому и страховому бизнесу 8%, по индустрии развлечений - от 5 до 20%*(7).

Введение повышенных ставок уже введенных налогов является достаточно эффективным инструментом для реализации принципа трехмерного налогообложения.

Как пишет по этому поводу С.В. Барулин, как инструмент налогового регулирования налоговые ставки могут быть едиными для всех налогоплательщиков, льготными (пониженными), а также штрафными или повышенными, устанавливаемыми по налогам за пользование природными ресурсами при сверхнормативном потреблении природных ресурсов и загрязнении окружающей среды*(8).

В этом положении автора, кстати, принцип трехмерного налогообложения проявляется наиболее наглядно, даже несмотря на то, что он рассматривает только один из элементов налогообложения, не проецируя его на сферу налоговой политики.

В частности, НДС в Италии взимается по дифференцированным ставкам, повышенная из которых - 38% - применяется к предметам роскоши (меха, ювелирные изделия, спортивные машины)*(9).

В Испании стандартная ставка налога на прибыль составляет 35%, однако для нефтедобывающих и нефтеперерабатывающих компаний ставка налога увеличена до 40%. Также в этой стране установлены повышенные ставки НДС в размере 28% в отношении предметов роскоши и автомобилей*(10).

В России уже давно идут разговоры о том, что ставка налога на имущество физических лиц для второй и последующих квартир должна быть выше, чем налог на имущество для лиц, которые владеют единственной квартирой, предназначенной для проживания владельца*(11).

Более широкое применение акцизов. В системе налогов акцизы всегда играли особую роль. Ведь акцизный сбор - это фактически налог на высокорентабельные и монопольные товары*(12).

Например, в Индонезии состав подакцизных товаров насчитывает более 49 наименований, включая некоторые виды алкогольных и безалкогольных напитков, телевизионные приемники, холодильники, спортивное оборудование, кожаные изделия, моторные лодки, вертолеты и самолеты, огнестрельное оружие, видеоигры и пр. При этом ставки акцизов выражены в процентах и составляют в зависимости от вида и стоимости товаров от 10 до 75%*(13).

Акцизы в Литве распространяются на следующие товары: алкоголь, табак, топливо, горючие и смазочные материалы, кофе, шоколад, какао, бижутерию и изделия из золота и серебра, дорогие легковые автомобили, печатные изделия с элементами эротики и насилия*(14).

В этой связи также интересным будет отметить, что в ФРГ такие средневековые налоги, как акциз на соль, чай и сахар были отменены только в 1992 году*(15).

Меры фискально-таможенного регулирования занимают особое место и касаются в основном установления особых автономных (ввозных) и конвенционных (импортных) таможенных пошлин и, хотя и имеют свою определенную фискальную направленность, тем не менее, осуществляются в сфере таможенного регулирования.

Так, автономные (ввозные) пошлины устанавливаются правительством в одностороннем порядке вне зависимости от существующих договоров и соглашений между государствами. Довольно часто они отличаются значительными размерами и вследствие этого являются предметом двусторонних и многосторонних переговоров и соглашений для снижения путем взаимных уступок.

Конвенционные (импортные) пошлины вырабатываются в процессе вышеназванных переговоров и фиксируются сторонами-участниками. Они не подлежат повышению без согласия сторон или сопровождаются компенсацией в форме тарифной уступки по другим позициям. Они получили в современный период широкое распространение, прежде всего в результате переговоров по линии ВТО.

Следует особо подчеркнуть, что в абсолютном большинстве стран таможенными пошлинами облагается импорт. Экспортные пошлины в настоящее время ни в одном развитом государстве не используются. Их применяют лишь отдельные развивающиеся страны*(16).

Заканчивая тему повышенного налогообложения сверхдоходов, еще раз подчеркнем, что процесс этот может носить сугубо временный характер. Как правильно пишет по этому поводу И. Осадчая: "Изымать сверхприбыли, конечно, нужно, но и слишком много изъять опасно: нельзя резать курицу, несущую золотые яйца"*(17).

Кстати говоря, для обоснования временного характера дополнительного налогового обременения той или иной отрасли может выступать и закон "тенденции нормы прибыли к понижению". Этот закон, открытый еще К. Марксом, гласит, что норма прибыли всегда имеет тенденцию к понижению, т.к. в падении общей (средней) нормы прибыли как следствии роста органического строения капитала проявляется специфическая форма развития производительных сил*(18).

4. Второе направление налоговой политики - "Установление усредненного (нормального) налогового бремени", которое характерно для обычных отраслей экономики, не отличающихся ни сверхдоходами, ни повышенной социальной значимостью.

Анализ показывает, что практически в каждой стране есть "обычные" ставки налогов и особенные, т.е. или пониженные, или повышенные для специальных субъектов или отраслей.

Интересно в этой связи отметить, что сторонники налога на прибыль корпораций выдвигают идею о том, что налог на прибыль позволяет облагать дифференциальную ренту 2, получаемую предприятиями от удачного сочетания и использования факторов производства (предпринимательской способности, труда, капитала, природных ресурсов). Обложение данной ренты, представляющей собой обложение доходов от использования факторов сверх того, что необходимо для их воспроизводства, ни каким иным налогом не производится. А оставить эту ренту совсем без налогообложения - при сохранении налогов на процесс потребления факторов производства - просто немыслимо; это будет величайшей несправедливостью*(19).

Самый типичный пример - это установление дифференцированных ставок по НДС. Традиционно для НДС предусматривается две категории ставок: общие и пониженные - по реализации наиболее важных потребительских товаров и услуг. Наличие двух ставок НДС является одним из требований ЕС, хотя, например, в Литве по этому налогу установлено четыре специальных ставки*(20).

Однако конкретные отрасли экономики, которые должны подвергаться "среднему" или "общему" налогообложению, в каждой стране свои, и государство должно определять по остаточному методу: если та или иная отрасль экономики не подпадает под возможности дополнительного фискального обременения, или наоборот, льготной фискальной поддержки, то значит, что это отрасль со среднем налоговым потенциалом.

5. Третье направление налоговой политики - "Фискальная поддержка социально необходимых видов деятельности и товаров (работ, услуг)"

Представляется, что данное положение не требует особого разъяснения, т.к. очевидно, что в каждой стране есть определенные сферы, которые требуют щадящей фискальной политики.

Причем данное направление может реализовываться двумя способами:

- установление условного налогообложения (когда налоги вроде бы есть, но размер их носит или символический, или крайне заниженный характер);

- установление нулевого налогообложения или, проще говоря, освобождение от налогообложения.

Фактически речь идет о налоговых льготах, рассмотрение которых требует отдельного анализа.

В частности, в России, несмотря на проводимую политику сокращения налоговых льгот, посредством налогообложения поддерживается и сельское хозяйство, и деятельность инвалидных организаций, и деятельность в сфере медицины и образования, и др. Планируется введение льготного налогообложения для инновационной деятельности.

Израиль проводит политику сокращения налогообложения результатов трудовой деятельности*(21).

В Испании от НДС освобождены медицинские услуги, образование, банковские услуги, благотворительность*(22).

Однако тут другой вопрос для государства, формирующего свою налоговую политику: где пределы стимулирования налогами, как правильно организовать свою законотворческую деятельность, чтобы налоговые льготы действительно носили исключительный характер и действительно стимулировали (поощряли) налогоплательщика заниматься тем видом деятельности, который в настоящий момент выгоден для государства?

Именно поэтому можно утверждать, что налоговые льготы по своей природе могут иметь только временный характер, как, кстати, и те особенности налоговой политики, которые направлены на изъятие сверхдоходов (о чем мы уже писали выше).

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   118

Похожие:

Кредиты и займы: бухгалтерский и налоговый учет iconНалоговый учет в "1С: Бухгалтерии 7"
Каким образом налоговый учет реализован в типовой конфигурации "Бухгалтерский учет" для "1С: Предприятия 7". Об этом, а также об...
Кредиты и займы: бухгалтерский и налоговый учет iconМетодические указания и задания к практическим занятиям по дисциплине «Налоговый учет»
С 1 января 2002 года налоговый учет стал таким же обязательным атрибутом учетной системы организаций, как и бухгалтерский
Кредиты и займы: бухгалтерский и налоговый учет icon10. учет кредитов и займов
Кредиты и займы представляют собой привлеченные организацией средства, являющиеся источником формирования имущества организации
Кредиты и займы: бухгалтерский и налоговый учет iconВыносимых на итоговый государственный экзамен
№1 «Теория бухгалтерского учета. Бухгалтерское дело. Бухгалтерский (финансовый) учет. Управленческий учет. Бухгалтерская (финансовая)...
Кредиты и займы: бухгалтерский и налоговый учет iconВыносимых на итоговый государственный экзамен
№1 «Теория бухгалтерского учета. Бухгалтерское дело. Бухгалтерский (финансовый) учет. Управленческий учет. Бухгалтерская (финансовая)...
Кредиты и займы: бухгалтерский и налоговый учет iconОсновные средства: бухгалтерский и налоговый учет
Учет основных средств это один из наиболее сложных участков учета. Причин тому много
Кредиты и займы: бухгалтерский и налоговый учет iconБухгалтерский и налоговый учет
Издание, которое вы держите в руках подробное практическое руководство по бухгалтерскому и налоговому учету расходов
Кредиты и займы: бухгалтерский и налоговый учет iconМетодические указания по выполнению контрольной работы и изучению...
Методические указания одобрены предметной (цикловой) комиссией общепрофессиональных и специальных дисциплин отделения «Экономика...
Кредиты и займы: бухгалтерский и налоговый учет iconБухгалтерский и налоговый учет у комиссионера
...
Кредиты и займы: бухгалтерский и налоговый учет iconУчебно-методическое объединение вузов россии по образованию в области...
Преподавание дисциплины бухгалтерский финансовый учет» строит­ся исходя из требуемого уровня базовой подготовки бакалавров направле­ния...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница