Скачать 175,62 Kb.
|
Билет 39 Карпычев В. ЭиУП-1 Денежно-кредитная политика в макроэкономических моделях. До этого мы с вами разбирали отдельно взятые макроэкономические модели, потом рассматривали роль денег с точки зрения макроэкономических моделей. Сегодня мы посмотрим денежно-кредитную политику в макроэкономических моделях. Прежде всего, я напомню, что денежно-кредитная политика может преследовать 2 разных целей, и в соответствии с этим носить два разных характера:
Денежно-кредитная политика каждого из этих двух типов направлена на регулирование разных макроэкономических переменных. С одной стороны, антициклическая политика направлена на регулирование выпуска, на регулирование переменной Y, а с другой стороны антиинфляционная политика направлена на регулирование темпов инфляции, то есть на регулирование переменной Р, переменной, которая описывает общий уровень цен. И уже собственно из определений должно быть видно, какая политика окажется более эффективна в той или иной макроэкономической модели. На самом деле, если мы с вами вспомним классическую модель, то в классической модели денежно-кредитная политика - это есть регулирование денежной массы, так вот в классической модели, так как там соблюдается принцип нейтральности, то естественно денежно-кредитная политика, как политика, регулирующая денежную массу, не может повлиять на объем выпуска. Поэтому об антициклической или о стабилизационной денежно-кредитной политики в рамках классической модели говорить нельзя. То есть с точки зрения классической логики денежно-кредитная политика не эффективная в стабилизационных целях. Однако денежно-кредитная политика в классической модели позволяет регулировать уровень цен, поскольку мы говорили, что изменение денежной массы в классической модели влияет исключительно на номинальные переменные, а уровень цен - есть переменная номинальная. Соответственно в рамках классической модели антиинфляционная кредитно-денежная политика оказывается эффективной. Если пользоваться той моделью, которую мы выписывали на лекциях, когда для описания рынка денег использовали основное уравнение количественной теории денег, то из этого уравнения можно вывести такое свойство, что темп роста денежной массы будет совпадать с темпом роста цен. ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Вы помните, в прошлом семестре, мы уже говорили немножко на эту тему, мы говорили о том, что ЦБ должен выбирать при проведении кредитно-денежной политики в качестве своего ориентира тот денежный агрегат, который на протяжении последнего времени наилучшим образом предсказывал темп инфляции именно на базе этого уравнения. Однако на практике мы можем получить такую ситуацию, когда использование денежного агрегата М1, например, будет приводить к соотношению вида: ![]() ![]() Аналогично может происходить и при переходи от агрегата М2 на агрегат М3. Вот здесь как раз кроется еще одна причина того, почему может не соблюдаться это равенство, причина того, почему может не выполняться это правило. Соответственно, классическая модель дает достаточно удобный рецепт для проведения денежно-кредитной политики антиинфляционного типа. Классическая модель подсказывает, что для регулирования темпа инфляции необходимо регулировать уровень денежной массы, однако регулирование темпа роста денежной массы должно происходить, во-первых, с учетом изменения предпочтений населения, динамики предпочтений населения в отношении наличных денег в данном случае. Если мы с вами рассматривали скорость обращения денег, то тоже была бы динамика предпочтений населения, потому что и та, и другая переменная зависит от предпочтения населения. Во-вторых, изменение денежной массы для того, чтобы оно приводило к соответствующему изменению темпа инфляции, должно корректироваться с учетом прогнозной динамики, изменения национального выпуска. Это достаточно важно. И, в-третьих, должен выбираться соответствующий показатель денежной массы, соответствующий агрегат денежной массы, который бы позволил достаточно точно предсказывать все наши величины. Это то, что касается антиинфляционной денежно-кредитной политики. Плюс к этому мы можем еще вполне добавить то, что мы вывели еще на прошлой лекции. Это то, что при проведении антиинфляционной кредитно-денежной политики государство должно заранее оповещать население о тех мерах, которые оно будет предпринимать с тем, чтобы адекватным образом сформировались инфляционные ожидания, с тем, чтобы сделать цены достаточно подвижными. И все это для того, чтобы можно было с помощью изменения денежной массы регулировать темпы инфляции. То есть это непреложное правило антиинфляционной политики. При проведении антиинфляционной политики необходимо оповестить населения о предполагаемых мерах. По поводу кредитно-денежной политики в кейнсианской модели. В кейнсианской модели, как вы помните, предпосылки несколько иные. Мы говорили о том, что в рамках кейнсианской модели рынки не обязательно уравновешены. Но для того, чтобы проводить кредитно-денежную политику, нам не обязательно пользоваться предпосылкой о равновесии на всех рынках. Тем более, что мы выводили закон Вальраса, который показывает, что в рамках кейнсианской модели все-таки закон Вальраса соблюдается, и на самом деле рынок труда оказывается рынком внешним для основной модели. То есть рынок труда определяет одну из дополнительных переменных, которые не определяются из системы уравнений, описывающих равновесную экономику. Но предпосылка, которая для нас очень важна в рамках кейнсианской модели, это предпосылка о недостаточной гибкости цен. И эта предпосылка о недостаточной гибкости цен привела нас к выводу о том, что в рамках кейнсианской модели не выполняется свойство нейтральности. Поскольку не выполняется свойство нейтральности, то отсюда уже следует вывод о том, что изменение денежной массы влияет на объем выпуска, и поэтому можно говорить о том, что в рамках кейнсианских предположений антициклическая или стабилизационная денежно-кредитная политика может оказаться эффективной. Однако при этом антиинфляционная кредитно-денежная политика оказывается не достаточно эффективной по той причине, что цены не являются гибкими, то есть цены на изменение денежной массы могут реагировать неадекватным образом. То есть непредсказуемая реакция цен в силу негибкости цен. И вот это достаточно важно. То есть кейнсианская модель, она позволяет придти к диаметрально противоположному выводу относительно классической модели. То есть в классической модели была неэффективна стабилизационная политика, однако антиинфляционная была эффективна. А в кейнсианской - совершенно все наоборот: стабилизационная может оказаться эффективной, пока мы еще не говорим, на сколько эффективной она окажется, она может оказаться эффективной, однако антиинфляционная оказывается не достаточно эффективной, существенно менее эффективной, чем в рамках классической модели. В рамках кейнсианской модели для того, чтобы определить правило проведения стабилизационной или антициклической, либо еще говорят противоциклической, денежно-кредитной политики, необходимо учитывать передаточные механизмы денежно-кредитной политики или передаточные механизмы денежного импульса, то есть те передаточные механизмы, о которых мы говорили на прошлой лекции. В самом деле, поскольку мы с вами рассматриваем зависимость: ![]() Традиционно рассматриваемый в кейнсианской модели передаточный механизм - это передаточный механизм, который мы называли эффектом процентных ставок. Он сводится к тому, что увеличение денежной массы приводит к снижению процентных ставок на рынке, это стимулирует инвестиционный спрос, он увеличивается, а это в свою очередь приводит к росту совокупного спроса и совокупного выпуска в экономике: ![]() П ![]() ри этом уже в рамках этого подхода можно предположить, каким образом должна проводиться денежно-кредитная политика в рамках кейнсианской модели. С точки зрения последователей кейнсианской логики, денежно-кредитная политика, то есть влияние на денежную массу должно проводиться не регулированием каких-то параметров предложения денег, в рамках кейнсианской модели не было такого понятия, как параметры предложения денег, в рамках кейнсианской модели предусматриваются другие методы влияния на денежную массу. И единственным методом влияния на денежную массу были операции на открытом рынке. То есть если вы помните, Кейнс и его последователи сходились в предпосылке, что каждое домашнее хозяйство владеет портфелем ценных бумаг. Для простоты, в свое время, когда мы рассматривали модель предпочтения ликвидности в прошлом семестре, мы рассматривали, что в портфеле каждого домохозяйства содержится только государственные облигации и деньги. И соответственно, рассматривая рынок облигаций и рынок денег, мы показывали, что изменение спроса и предложения на одном из этих рынков будет в точности соответствовать изменению спроса и предложения на другом рынке. В этой ситуации, когда государство желает увеличить денежную массу, то есть нам необходимо добиться сдвига кривой предложения денег вправо, государство должно осуществить приобретение собственных облигаций у населения, покупку собственных облигаций у населения. Из графиков это очевидно, потому что эти графики есть ни что иное, как зеркальное отображение друг друга. То есть в самом деле, предложение денег будет ни чем иным, как спрос на облигации в рамках той модели, в которой были исключительно только облигации и деньги, у населения были только 2 альтернативных актива: облигации и деньги. Поэтому увеличение предложения денег означало увеличение спроса на облигации, уменьшение предложения денег означало уменьшение спроса на облигации. То же самое касалось кривой спроса на денег и кривой предложения облигаций, так как это есть зеркальное отображение одной плоскости на другую. По этой причине в рамках кейнсианской логики единственным способом увеличения денежной массы является скупка государственных облигаций, что приводит к сдвигу кривой предложения вправо, и соответственно приводит к снижению ставки процента на обоих рынках. В рамках той модели, в которой были только два альтернативных актива, не могло происходить никакого влияния инвестиций, потому что из-за того, что упали ставки процента, на самом деле, поскольку не рассматривается никаких других финансовых активов, то соответственно ни на что дальше это повлиять не могло. Однако если развивать дальше кейнсианскую логику, если предположить, что у домохозяйств может быть несколько финансовых активов, в том числе и ценные бумаги корпораций, то есть те ценные бумаги, которые позволяют осуществлять инвестиции, то в этом случае уже будет происходить влияние на инвестиционный процесс. То есть здесь не будет такого четкого соответствия между ставкой процента на одном рынке и на другом рынке, однако влияние все равно сохранится. Все равно увеличение денежной массы можно будет достичь за счет скупки государственных облигаций у населения, потому что именно в том объеме, в котором государство скупает облигации, в этом же объеме увеличивается и денежная масса. Эта денежная масса должна куда-то пойти. В силу того, что падают ставки процента, предприятиям становится выгоднее инвестировать в производство, и по этой причине, поскольку государственные ценные бумаги оказываются неудобным инструментом, единственным удобным инструментом оказываются товары и услуги. А товары и услуги это составляющая часть капитала, то есть тех самых инвестиций в производство, в приобретение станков, сырья, материалов и так далее. Поэтому увеличиваются вложения в реальный сектор, увеличиваются вложения в производство. Именно это потом в результате приводит к росту выпуска. Вроде бы с точки зрения кейнсианской логики денежно-кредитная политика стабилизационного типа оказывается эффективной. Действительно происходит то влияние, которое мы хотели описать. Однако Кейнс дальше показывает, что денежно-кредитная политика оказывается не на столько удобной, на сколько ее хотели бы видеть. П ![]() ![]()
Также это можно показать на диаграмме «IS - LM». В этом случае, в случае ликвидной ловушки кривая LM будет пологой, она будет горизонтальной. То есть при увеличении денежной массы, кривая LM должна сдвигаться вправо, она и будет сдвигаться вправо, но на самом деле, движение будет происходить вдоль этой же самой кривой. И фактически равновесие не будет нарушаться.
Причина 2, по которой Кейнс считал, что стабилизационная денежно-кредитная политика может оказаться неэффективной. Вся эта цепочка достаточно длинная. Влияние денежной массы на объем выпуска оказывается достаточно длинным, и пользоваться денежно-кредитной политикой для осуществления влияния на объем выпуска не стоит. Просто по той причине, что слишком долго придется ждать эффекта. То есть длительность политики - это второй ее недостаток с точки зрения кейнсианской теории. Поэтому в рамках кейнсианской теории традиционным является использование не кредитно-денежной политики, а фискальных методов для регулирования выпуска. То есть если в классической модели у нас антиинфляционная политика была эффективной, а стабилизационная - неэффективной, то в кейнсианской модели оказывается, что в принципе возможно влияние и на темп инфляции, и на объем выпуска. Однако влияние на темп инфляции оказывается непредсказуемым, а влияние на объем выпуска оказывается недостаточно эффективным, поэтому кредитно-денежная политика не является эффективной вообще с точки зрения кейнсианской теории. С точки зрения кейнсианской теории лучше прибегать к фискальным методам. Этими двумя теориями естественно не исчерпываются подходы к денежно-кредитной политике. Мы уже разбирали в прошлом семестре основные моменты монетаристского подхода. Мы просто напомним. Третий подход, который зародился в 1950-х гг. - это подход, предложенный М. Фридманом. ^ Милтон Фридман, как вы помните, не отказался от основного уравнения количественной теории денег, хотя признал, что в той форме, в которой оно существовало, оно было не вполне удобным. Тем не менее Фридман нашел эмпирические подтверждения тому, что основное уравнение количественной теории действительно может соблюдаться. При этом он сделал поправку на то, что может изменяться и скорость обращения денег, и может изменяться объем выпуска. Фридман при этом согласился и с Кейнсом в том, что существует определенные лаг, задержка в проведении денежно-кредитной политики. В принципе концепция монетаризма позволяет доказать, что денежно-кредитная политика все-таки оказывается эффективной как в антиинфляционном плане, так и в случае борьбы с резким изменением объема выпуска, то есть в стабилизационном плане. Если начать с антиинфляционной концепции, то совершенно очевидно, что, являясь последователем количественной теории денег, Фридман исходит опять же из основного уравнения количественной теории денег, оказываются верными наши рассуждения, описанные для классической модели, с поправками, которые мы уже успели сделать. То есть здесь ничего уже добавлять не надо. Единственное добавление, которое делает Фридман, это то, что далеко не всегда необходимо пользоваться именно операциями на открытом рынке. Это в противовес идее Кейнса, что изменение денежной массы должны производиться за счет покупки государственных ценных бумаг у населения. Фридман предложил свою теорию предложения денег, мы ее с вами изучали в прошлом семестре. И в рамках этой теории, он показал, что возможно осуществление влияния на предложение денег посредством изменения основных параметров предложения денег. При этом, как вы помните, Фридман показал, что все методы денежно-кредитной политики, которые доступны ЦБ, они имеют свои достоинства и недостатки. И именно по этой причине денежно-кредитная политика должна проводиться без резких колебаний в ее направленности, то есть денежно-кредитная политика должна быть однонаправленной. Если она антиинфляционная, то должна проводиться целенаправленно антиинфляционная денежно-кредитная политика, примерно одними и теми же методами, без резких колебаний различных параметров предложения денег. Это одно из правил денежно-кредитной политики, которое выдвинул Фридман. Второе правило денежно-кредитной политики, которое вывел Фридман - это правило, основанное на основном уравнении количественной теории денег в третье форме (через логарифмы): ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Однако Фридман признавал, что избежать инфляции практически не возможно. Он говорил о том, что умеренная инфляция, порядка 3-4 % может быть вполне уместной величиной точно так же, как и умеренная безработица, которую он в свое время предложил называть естественной. Еще Кейнс исходил из того, что безработица может существовать, и она может быть нужна для экономики. То есть как инфляция, так и безработица оказываются полезными в определенных пределах. То, что касается стабилизационной политики, она из этого правила денежно-кредитной политики монетаристской теории оказывается эффективной, то есть можно добиваться влияния на объем выпуска. Однако при этом Фридман своими исследованиями показывает подтверждение логики Кейнса. Логика Кейнса заключалась в том, что передаточный механизм достаточно длинный, и предполагает долгое влияние денежной массы на объем выпуска. Показав, что существует такой лаг, показав, что действительно существует зависимость, растянутая во времени Фридман показывает, что необходимо скорректировать изменения денежной массы с учетом того, какими мы ожидаем основные макроэкономические параметры, то есть уровень цен и объем выпуска через какой-то промежуток времени в будущем. Традиционно считается, что нормальным временным лагом был промежуток порядка 3-4 месяцев. На самом деле проверяется это все достаточно просто, рассматривается динамика изменения выпуска, то есть на базе этого уравнения. Строится некоторая регрессия: ![]() ![]() ![]() ![]() Другое дело, что на современном этапе развития мирового сообщества чаще всего экономика соответствует логике монетаристской модели, то есть некоторому промежуточному варианту между классической и кейнсианской. И поэтому чаще всего могут подтверждаться выводы монетаристской модели. Однако утверждать, что так будет всегда - было бы неверно. - - |
![]() | Денежно-кредитная (монетарная) политика государства очень демократичный... Содержание денежно-кредитной политики государства. Конечные цели денежно-кредитной политики | ![]() | Денежно-кредитная (монетарная) политика государства очень демократичный... Содержание денежно-кредитной политики государства. Конечные цели денежно-кредитной политики |
![]() | Основные цели и инструменты денежно-кредитной политики Банка Денежно-кредитная политика состоит в изменении денежного предложения с целью стабилизации совокупного объема производства (стабильный... | ![]() | 23. Налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика Государственный бюджет: концептуальные подходы к формированию государственного бюджета |
![]() | Билет 38 Карпычев В. Эиуп-1 Еще есть уровень цен, с которым тесно связан темп инфляции, и объем денежной массы, и опять же темп роста денежной массы. В том случае,... | ![]() | Денежно-кредитная политика Одним из важных факторов, который оказывает воздействие на состояние всей экономики, является предложение денег |
![]() | Лекция Денежно-кредитная политика в лекции рассматриваются общие... Выступает в качестве неотъемлемой части общенациональной стабилизационной политики. Целью денежно-кредитной политики является создание... | ![]() | Тема 35. Фискальная политика: понятие и виды. Фискальная политика Фискальная политика – воздействие государства на состояние экономики посредством изменения государственных расходов и налогов для... |
![]() | Денежно-кредитная политикабанка Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 145-фз (бк рф) (с изменениями и дополнениями) | ![]() | 2. 12. Центральные банки и основы их деятельности. Денежно-кредитная... Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются... |