Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Дисциплина оп 01 «Налоги и налогообложение»




НазваниеУчебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Дисциплина оп 01 «Налоги и налогообложение»
страница1/5
Дата публикации14.10.2013
Размер0,78 Mb.
ТипУчебно-методическое пособие
www.pochit.ru > Экономика > Учебно-методическое пособие
  1   2   3   4   5
Министерство образования и науки Российской Федерации
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «САРАТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ Н.Г. ЧЕРНЫШЕВСКОГО»

Колледж радиоэлектроники имени П.Н.Яблочкова

« РАССМОТРЕНО» «УТВЕРЖДЕНО»

на заседании цикловой комиссии методическим советом

экономических дисциплин колледжа 30 ноября 2012г.

Председатель __________Н.С.Кондырева Протокол № 3

Протокол № 4 от « 29 » ноября 2012г
Учебно-методическое пособие

для самостоятельной работы студентов
Дисциплина ОП 01 « Налоги и налогообложение»

Специальность 080114.51 «Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)»

Разработал преподаватель Н.С.Кондырева

Саратов, 2012г.

В учебно-методическом пособии представлена методика организации и проведения самостоятельной работы студентов при изучении дисциплины налоги и налогообложение. По каждой теме, предусмотренной действующей рабочей программой, даются методические рекомендации по изучению учебного материала, приводятся задания самостоятельной работы студентов, практические ситуационные задания и контрольные вопросы. Пособие подготовлено для студентов на основании Государственного образовательного стандарта СПО и учебного плана по специальности « Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)».
Содержание
Введение

1. Роль самостоятельной познавательной деятельности в формировании современного специалиста

2. Организация самостоятельной работы студентов

3. Методика изучения дисциплины « Налоги и налогообложение» и задания для выполнения самостоятельной работы
Введение
В современных условиях задачами развития общества являются формирование у специалистов самостоятельности мышления, подготовка к творческой деятельности. В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования ( ФГОС СПО) выпускник по специальности 080114.51 « Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)» должен обладать общими и профессиональными компетенциями, что предполагает его готовность использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни. Самостоятельная работа способствует развитию творческих способностей , формированию умений самостоятельно принимать решения в новых, нестандартных условиях, брать на себя ответственность, находить выход из кризисной ситуации.

Согласно ФГОС СПО по специальности « Экономика и бухгалтерский учет ( по отраслям)» 50% времени, предусмотренного для выполнения основной образовательной программы, отводится на самостоятельную работу. В связи с этим приобретение выпускниками компетенций, сформулированных в ФГОС СПО невозможно без высокоэффективной самостоятельной деятельности. Самостоятельная работа становится ведущей формой организации учебного процесса; формирует готовность к саморазвитию, стимулирует познавательную деятельность и профессиональные интересы, развивает творческую активность и инициативу, способствует росту мотивации учения.

Целью данного пособия является формирование у студентов умений самостоятельного изучения программного материала, навыков самостоятельной работы не только в учебной , но и профессиональной деятельности.

В данном пособии даются методические рекомендации по изучению студентами каждой темы учебной дисциплины « Налоги и налогообложение» По каждой теме даны контрольные вопросы для самопроверки и задания для выполнения самостоятельной работы.
^ 1. Роль самостоятельной познавательной деятельности в формировании современного специалиста
Основная задача самостоятельной познавательной деятельности в формировании современного специалиста в области « Налоги и налогообложение» - научить студента приобретать знания самостоятельно и воспитать потребность в постоянном обновлении, расширении и применении этих знаний.

В ходе самостоятельной работы должна осуществляться главная функция обучения - закрепление знаний, получение новых и превращение их в устойчивые компетенции.

Чтобы самостоятельная работа студентов была успешной необходимо выполнить следующие условия:

- мотивированность учебного задания;

- четкая постановка задач;

- алгоритм (метод) выполнения работ;

- четкое определение форм отчетности и сроков ее сдачи;

- критерии оценки;

- виды и формы контроля ( контрольная работа, тесты, семинар).

Самостоятельная работа осуществляется в двух видах: аудиторной и внеаудиторной.

Преподаватель планирует, организует и контролирует самостоятельную деятельность студента.

1. На этапе планирования преподаватель решает:

- какой материал программы выносить на самостоятельную работу;

- какова технология организации самостоятельной работы;

- как контролируется самостоятельная работа.

Все задания должны быть подобраны таким образом, чтобы в процессе их выполнения непрерывно происходило углубление ранее полученных знаний, развитие мышления, выработка умений и навыков.

2.На этапе организации преподаватель определяет:

- бюджет времени для проведения самостоятельной работы во время аудиторных занятий;

- количество часов на внеаудиторную самостоятельную работу по темам.

3 Контроль за проведением самостоятельной работы.

Комплексный контроль самостоятельной работы студента включает :

- контроль за развитием способности к самообразованию;

- контроль за достижением планируемых результатов обучения, обеспечивающих совершенствование конкретных компетенций.


^ 2. Организация самостоятельной работы студентов

В связи с введением в образовательный процесс нового образовательного стандарта все более актуальной становится организация самостоятельной работы студентов.

Методика организации самостоятельной работы студентов зависит от структуры, характера и особенностей изучаемой дисциплины, объема часов на ее изучение, вида заданий для самостоятельной работы, индивидуальных качеств студентов и условий учебной деятельности.

Процесс организации самостоятельной работы включает следующие этапы:

1 этап – подготовительный. На основе образовательного стандарта составляется рабочая программа учебной дисциплины, в которой указывается объем часов , отводимый на соответствующие разделы учебной дисциплины, осуществляется подготовка методического обеспечения , включающего разработку заданий, направленных на развитие интеллекта, социальных и профессиональных компетенций, личностных качеств.

Предметно-цикловые комиссии разрабатывают системы заданий для самостоятельной работы студентов; темы рефератов и докладов; инструкции и методические указания по выполнению домашних зданий; темы курсовых работ; списки основной и дополнительной литературы.

2 этап – основной. На этом этапе осуществляется реализация программы, использование приемов поиска информации, усвоения, применения знаний, самоорганизация процесса работы.

Количество самостоятельных заданий определяется временем , отводимом на самостоятельную работу студентов.

3 этап – выбор методов контроля самостоятельной работы студента.

Формы контроля проведения самостоятельной работы могут быть самыми разными:

- решение задачи;

- сообщение, доклад;

- реферат;

- исследовательская работа ( курсовая работа, дипломная работа);

- составление кроссвордов;

- составление конспектов;

- составление контрольных вопросов;

- составление теста;

- составление глоссария;

- заполнение таблицы;

- написание отчета;

- составление схем, чертежей;

- заполнение рабочей тетради;

- изготовление рекламных продуктов;

- работа в справочно - поисковой системе « Консультант-Плюс» и « Гарант»
^ 3.Методика изучения дисциплины « Налоги и налогообложение»

и задания для выполнения самостоятельной работы
Учебная дисциплина «Налоги и налогообложение» достаточна сложна для усвоения, поскольку требует высокого уровня развития мышления, системного подхода к изучению

План-график самостоятельной работы студентов, объем часов и форма проведения при изучении дисциплины « Налоги и налогообложение» представлен в таблице 1
Таблица 1 План-график самостоятельной работы студентов


Тема дисциплины по учебной программе

Количество часов

Форма самостоятельной работы

Срок выполнения

( неделя)


Тема 1.1.

Законодательство о налогах и сборах


2


Сообщения


21


Тема 1.3

Система налогов и сборов в РФ

2

Составление схемы классификации налогов

22


Тема 2.1
Местные налоги и сборы


2

Составление тестовых заданий

24

Тема 3.1

Региональные налоги

2

Решение производственных задач

27


Тема 4.1
Налог на добавленную стоимость


2

Решение производственных задач

30


Тема 4.2
Налог на прибыль организаций


2

Решение производственных задач

35


Тема 4.3
Налог на доходы с физических лиц

2

Решение производственных задач

39


Тема 4.4

Страховые взносы во
внебюджетные фонды

2

Решение производственных задач

42


Тема 5.1

Специальные режимы
налогообложения

2

Решение ситуационной задачи

45


Тема 6.1

Формы налогового контроля и
порядок его проведения

2

Подготовка сообщений

Составление кроссвордов

49

Итого в 4 семестре

20








При выполнении самостоятельной работы предусматривается изучение нормативных актов по налогам и налогообложению, различных литературных источников по списку, предложенному в учебной программе по дисциплине и в Целью решения ситуационных производственных задач является закрепление полученных теоретических знаний по дисциплине « Налоги и налогообложение», привитие практических навыков по исчислению налогов. Решение задач направлено на определение налоговой базы, ставок налогообложения и суммы налога, подлежащей уплате в бюджет.

Сумма налога определяется как произведение налоговой базы ( НБ) и налоговой ставки (С):

Н = НБ*С.

Формирование налоговой базы по каждому конкретному налогу, определение ставок, осуществляется в соответствии с правилами, установленными в законодательстве о налогах и сборах.

Сумма налога и сбора, подлежащего уплате в бюджет ( Нб) определяется как разность между суммой исчисленного налога ( Н) и налоговыми вычетами льготами (Л), установленными законодательством:

Нб = Н – Л.

Решение задачи выполняется в следующей последовательности:

1 шаг – определение налоговой базы;

2 шаг- определение налоговой ставки;

3 шаг – определение суммы исчисленного налога;

4 шаг- определение налоговых льгот ( вычетов, если они установлены законодательно;

^ 5 шаг – определение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

Пример.

Условие задачи. Организация в 1 квартале текущего года отгрузила продукцию на 500000 руб. без НДС. В этом же квартале получены и оприходованы материалы на сумму 236000 руб., в том числе НДС. Определить НДС, подлежащий уплате в бюджет.

Решение:

1 шаг- определение налоговой базы. В соответствии со статьей 153 НК РФ налоговой базой признается выручка от реализации товаров ( работ, услуг), т.е. 500000 руб.

^ 2 шаг- определение налоговой ставки. В соответствии со статьей 164 НК РФ ставка налога 18%.

3 шаг – определение суммы исчисленного налога. Н= 500000*0,18= 90000руб.

4 шаг- определение налоговых льгот( вычетов). В соответствии со статьей 171,172 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявляемые налогоплательщику на приобретение товаров(работ, услуг). Налоговые вычеты производятся на основание счетов-фактур по ставке 18/118 :

236000*18/118= 36000руб.

5 шаг – определение суммы налога, подлежащего уплате в бюджет.

90000 – 36000=54000руб.

Ответ: сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет 54000руб.

Все нижеприведенные задачи оформляются в вышеуказанной последовательности. За самостоятельную работу студенту выставляется оценка.

Результаты выполнения самостоятельной работы влияют на ежемесячную аттестацию студентов.
^ Тема 1.1 Законодательство о налогах и сборах
Законодательство о налогах с борах состоит из Налогового Кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах.

Налоговый Кодекс устанавливает систему налогов и сборов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения:

- виды налогов и сборов, взимаемых в РФ;

- основания возникновения( изменения, прекращения) и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

- принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов РФ и местных налогов и сборов;

- права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

- формы и методы налогового контроля;

- ответственность за совершение налоговых правонарушений;

- порядок обжалования актов налоговых органов и действий( бездействия) и их должностных лиц.

Законодательство о налогах и сборах регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в РФ, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов , действий ( бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Основные принципы налогообложения лежат в основе построения любой налоговой системы. Современная налоговая система формируется на основе общих принципов построения и функционирования. К таким принципам относят:

- установление налогов на основе закона. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, не предусмотренные НК РФ;

- принцип всеобщности и равенства налогообложения. Каждое лицо уплачивает законно установленные налоги и сборы, нет различных ставок, налоговых льгот в зависимости от формы собственности, гражданства или места происхождения капитала;

-принцип понятности и налогового законодательства. Акты законодательства о налогах и сборах, должны быть сформулированы таким образом: каждый налогоплательщик должен точно знать, какие налоги, когда и в каком порядке он должен их уплачивать. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика;

- принцип экономической обоснованности налогов. Налоги не могут быть произвольными и должны иметь экономическое обоснование;

- принцип эффективности налогообложения. Максимальная эффективность каждого конкретного налога состоит в относительно низких издержках государства на сбор этого налога;

- принцип единства налоговой системы РФ. Запрещается устанавливать налоги, нарушающие единое пространство РФ.

К субъектам налоговых отношений относят налогоплательщиков, налоговых агентов, налоговые органы, таможенные органы, финансовые органы, органы внутренних дел.

Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.

В соответствии с Налоговым Кодексом РФ налогоплательщики имеют следующие права:

- получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах;

- использовать налоговые льготы при наличии оснований ;

- получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит , инвестиционный кредит ( скидка с налога на прибыль);

- требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах;

- не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов и должностных лиц, не соответствующих НК РФ и иным федеральным законам.

К обязанностям налогоплательщика относят:

- уплачивать законно установленные налоги;

- встать на учет в налоговых органах;

- вести учет своих доходов;

- представлять в налоговый орган налоговые декларации по налогам, которые они должны уплачивать, если это предусмотрено законодательством, вести бухгалтерскую отчетность;

- представлять налоговым органам документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов;

- выполнять требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах.

Налоговыми агентами признаются лица, на которых возложена обязанность по исчислению и удержанию в бюджетную систему РФ налогов. Например- организация, выплачивающая зарплату работникам является налоговым агентом. Права те же , обязанности отличаются:

- правильно и своевременно исчислять и удерживать из средств, начисляемых налогоплательщику, и перечислять в бюджетную систему;

- в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

- вести учет выплаченных налогоплательщиком доходови удержанных налогов;

- представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для контроля за полнотой исчисления налогов и их правильностью.

К задачам налоговых органов относят:

- контроль за соблюдением налогового законодательства РФ;

- контроль за правильностью исчисления и уплаты налогов;

- валютный контроль. Систему налоговых органов в РФ составляют: Федеральная налоговая служба РФ, налоговые органы по республикам, краям и областям- территориальные налоговые органы, межрайонные налоговые инспекции.

Таможенные органы следят за исполнением таможенного законодательства

Финансовые органы осуществляют функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, валютной, банковской деятельности, государственного долга и др. К числу финансовых органов относят Министерство финансов. Минфин дает письменные разъяснения налогоплательщикам по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и сборам, формы налоговых деклараций, порядок их заполнения.

Важным подразделением Министерства финансов выступает Главное управление федерального казначейства, отвечающее за кассовое исполнение бюджета.

Органы внутренних дел являются правоохранительными органами и составной частью сил обеспечения экономической безопасности РФ.

^ Самостоятельная работа №1

Цель:

- формирование знаний в области законодательства о налогах и сборах;

-развитие навыков работы с литературой, со справочно - поисковой системой « Консультант-Плюс» и « Гарант»;

- формирование умения ориентироваться в действующем налоговом законодательстве.

Задания

1 Изучить тему, используя нормативные документы и учебную литературу, справочно - поисковую систему « Консультант-Плюс» и « Гарант».

2.Подготовить сообщения на темы:

-История развития налогообложения в России.

-Полномочия налоговых органов в сфере налогового администирования;

- Налог как комплексная категория ( философская, экономическая, юридическая);

- Назначение и роль налогов в обществе;

- Значение Налогового кодекса в управлении налоговой системы

- Налоговые реформы Петра 1.
Контрольные вопросы

1. Между какими субъектами возникают налоговые отношения?

2. Перечислите права и обязанности налогоплательщиков

3. Перечислите задачи налоговых органов

4. Назовите основные принципы налогообложения

5. Каково содержание понятий « налогоплательщик» и « налоговый агент»?

6. Что устанавливает Налоговый кодекс РФ?

7. Из каких нормативных актов состоит законодательство по налогам и сборам в РФ?


  1   2   3   4   5

Похожие:

Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Дисциплина оп 01 «Налоги и налогообложение» iconУчебно-методическое пособие предназначено для студентов заочной формы...
Учебно-методическое составлено на основе учебной программы по дисциплине «Налоги и налогообложение», соответствующей государственному...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Дисциплина оп 01 «Налоги и налогообложение» iconМетодическое пособие по дисциплине «Фармакология»
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной работы студентов при подготовке к практическим занятиям по фармакологии....
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Дисциплина оп 01 «Налоги и налогообложение» iconКонтрольная работа по дисциплине: «Налоги и налогообложение»
Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине “Налоги и налогообложение” (для студентов заочной формы обучения...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Дисциплина оп 01 «Налоги и налогообложение» iconНалоги и налогообложение
Налоги и налогообложение: учеб пособие / С. В. Стрижова. – Красноярск: Изд-во Красгау, 2009. – … с
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Дисциплина оп 01 «Налоги и налогообложение» iconПодготовка, написание, оформление, защита Учебно-методическое пособие...
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов выпускников юридического факультета мггу имени М. А. Шолохова, готовящих...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Дисциплина оп 01 «Налоги и налогообложение» iconМетодические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Налоги и налогообложение»
Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Налоги и налогообложение» (для студентов заочной и заочной...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Дисциплина оп 01 «Налоги и налогообложение» iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Дисциплина оп 01 «Налоги и налогообложение» iconУчебно-методическое пособие
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов дневной, вечерней и заочной форм обучения
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Дисциплина оп 01 «Налоги и налогообложение» iconУчебно-методическое пособие для студентов к практическим занятиям...
Учебно-методическое пособие для студентов к практическим занятиям разработано на основе Федерального государственного образовательного...
Учебно-методическое пособие для самостоятельной работы студентов Дисциплина оп 01 «Налоги и налогообложение» iconУчебно-методическое пособие для студентов факультета истории и международных...
Уголовное право: Учебно-методическое пособие / Сост. Малаев С. С. – Брянск: Изд-во бгу, 2010. 52 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница