Экзаменационные вопросы для студентов по курсу «Философия».
Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения.
Спецификация философского знания. Предмет и метод философии.
Возникновение философии. Философия и мифология.
Основной вопрос философии и проблема отношения человека к миру.
Древнекитайская философия.
Буддизм: философия и религия.
Философия Средневековья.
Софисты и их роль в формировании античного мировоззрения.
Объективный идеализм Платона. Теория идей.
Философское учение Аристотеля.
Фома Аквинский и его учение о гармонии веры и разума.
Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения.
Материализм и эмпиризм Ф.Бэкона.
Рационализм Р.Декарта.
Т.Гоббс и Д.Локк о государстве и естественных правах человека.
Основные идеи философии Просвещения. Французский материализм XVIII в.
Этническое учение И.Канта.
Объективный идеализм Гегеля.
Антропологический материализм Л.Фейербаха.
Основные идеи и объяснительные принципы философии К.Маркса. Материалистическое понимание истории.
Теория познания И.Канта. «Коперниковский переворот» в философии.
Философия жизни.
Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии.
Характерные особенности и место в мировой философии русской философии 19-20 веков. Спецификация русской религиозной философии.
Философско-религиозная мысль в России XIX-первой половины XX века (Соловьев, Бердяев).
Философия русского космизма. (Н.Федоров, К.Циолковский, В.Вернадский)
Философия экзистенциализма.
Философский аспект учений психоанализа и неофрейдизма.
Философский постмодернизм.
Позитивизм и постпозитивизм как направления западной философии.
Философские проблемы бытия. Основные виды бытия и их соотношение.
Понятие материи. Основные формы и свойства материи. Философское и естественно-научное представления о материи.
Диалектическая взаимосвязь движения, пространства и времени.
Сознание, его происхождение и сущность.
Познание как предмет философского анализа. Знание, отражение информация.
Специфика и основные формы чувственного познания. Взаимосвязь образного и знакового в чувственном познании.
Специфика и формы рационального познания. Два типа мышления: рассудок и разум.
Единство чувственного и рационального в познании. Сенсуализм и рационализм в истории познания.
Научное познание, его специфические признаки. Научное познание и вненаучное (обыденное, художественное, религиозное).
Истина: понятие и основные концепции. Критерии истинности. Истина, заблуждение, ложь.
Структура научного познания. Эмпирический и теоретический уровни научного познания.
Научные революции и смена типов рациональности.
Понятие науки. Социокультурные функции науки.
Методы и формы научного познания.
Исторические типы рациональности.
Универсальная взаимосвязь и принцип детерминизма.
Принцип диалектического отрицания в философии Гегеля.
Единство и борьба противоположностей как принцип диалектики. Антагонизм и гармония.
Диалектический закон развития в философии Гегеля как закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.
Категории «сущность» и «явление», «возможность» и «действительность».
Категории «необходимость» и «случайность», «форма» и «содержание».
Общество как предмет философского исследования. Источники и детерминанты общественного развития.
Основные сферы человеческой жизни и их целостное единство.
Периодизация человеческой истории как социально-философская проблема. Формационный и цивилизационный подходы.
Общественно-историческая природа и социальные функции религии.
Культура и цивилизация: многообразие форм, особенности и взаимодействия.
Философская концепция человека.
Свобода и необходимость. Свобода и ответственность.
Индустриальное, постиндустриальное и информационное общество: сущность и тенденции развития.
Нравственность и мораль, их социокультурные функции.
Эстетическое отношение человека к действительности и искусство.
Цивилизация как социокультурное образование. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.
Философское знание и проблемы управления.
Глобальные проблемы человечества: философский аспект.
|