Разработка урока Тема: Авторская пунктуация




Скачать 58,39 Kb.
НазваниеРазработка урока Тема: Авторская пунктуация
Дата публикации05.04.2013
Размер58,39 Kb.
ТипРазработка урока
www.pochit.ru > Философия > Разработка урока
Разработка урока

Тема: Авторская пунктуация

Класс: 11

Учитель: Алексеева Л.А.

УМК: Н.Г. Гольцова, И.В. Шамшин Русский язык 10-11 класс М. 2010

Тип урока: изучение нового материала, интегрированный с уроком литературы

Цели урока: дать представление учащихся об особенностях реализации пунктуационных правил в индивидуально-авторском тексте, развить навыки создания монологического высказывания на лингвистическую тему, развитие устной и письменной речи, творческого мышления, эстетического вкуса, реализации подготовки к ЕГЭ (часть С)

Задача урока: познакомить учащихся с примерами авторской пунктуации, обогатить лексикон учащихся

Форма организации работы детей: коллективная и индивидуальная, устная и письменная.

Форма организации работы учителя: лекция-рассказ, аналитическая беседа, демонстрация слайдов.

Мультимедийная составляющая урока: презентация PowerPoint. В презентацию включены графические объекты, иллюстрации и музыкальный файл.

Цель использования мультимедийного компонента – создание визуального ряда, систематизация словарного материала, повышение мотивации учащихся к учению.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Учащиеся должны знать: что называется авторской пунктуацией, какова роль авторской пунктуации в тексте.

Учащиеся должны уметь: видеть авторскую пунктуацию в тексте, анализировать пунктуационный рисунок текста.

^ ХОД УРОКА

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

Проверка домашнего задания (взаимопроверка наличия выполненного домашнего задания)

  1. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ

Создание проблемной ситуации с целью определения темы урока посредством закрепления материала.

  1. ^ Запись и разбор предложения (на доске и в тетрадях)

Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу, то лицо прекрасно; если она не изменяет его, то оно обыкновенно; если она портит его, то оно дурно.

Вопросы:

  1. Сколько основ в предложении? – 9

  2. Объясните постановку двоеточия в предложении? – с. 328 учебника –вторая часть разъясняет и раскрывает содержание первой (а именно)

2.Обратимся к слайду, на котором представлено это же предложение, найдите отличия.

Мне кажется, что в одной улыбке состоит то, что называют красотою лица: если улыбка прибавляет прелести лицу – то лицо прекрасно; если она не изменяет его – то оно обыкновенно; если она портит его – то оно дурно.
Лев Толстой.


Вариант ответа:

На слайде присутствуют нерегламентированные тире в пунктуации, но Л. Толстой вместо запятых использует именно этот знак – самый емкий и смысловой знак, ставят тире, где по мнению автора нужна смысловая пауза.

  1. ^ ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО

Формулировка темы урока

Авторская пунктуация.

Работа с учебником – с.353 (чтение определения термина)

Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают. Г. Степанов



Запись в тетради

Основные принципы русской пунктуации

  • Логический (смысловой)

выражение мыслей на письме

  • Структурно-синтаксический (грамматический)

наглядность смыслового строя речи

  • Интонационный

фразовая интонация, ритмика и мелодика

Цель авторской пунктуации

  • создание экспрессивности (выразительности) текста

  • выражение эмоционально-экспрессивного настроя самого автора

  • создание особой ритмики произведения

Распространенные знаки препинания авторской пунктуации – с. 354

  • Многоточие (Автор произведения использует этот знак потому, что «словесная» картина представляется ему недостаточной: говорить можно было бы и дальше,

бесконечно, ведь описываемое неисчерпаемо... В этом случае, благодаря многоточию читатель воспринимает текст исходя «из собственного жизненного опыта, мировосприятия»)

  • Тире (знак тире стал отличительной особенностью стиха, ломкого и импульсивного, наполненного глубокими переживаниями самого поэта, самый емкий и смысловой знак, ставят тире, где, по мнению автора, нужна смысловая пауза)

^ 4. ЭТАП ЗАКРЕПЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ

4.1. Учитель показывает образец групповой работы: выразительное чтение стихотворения, нахождение и объяснение авторской пунктуации.

Н. Заболоцкий

^ О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ
Есть лица, подобные пышным порталам,
Где всюду великое чудится в малом.
Есть лица - подобия жалких лачуг,
Где варится печень и мокнет сычуг.
Иные холодные, мертвые лица
Закрыты решетками, словно темница.
Другие - как башни, в которых давно
Никто не живет и не смотрит в окно.
Но малую хижинку знал я когда-то,
Была неказиста она, небогата,
Зато из окошка ее на меня
Струилось дыханье весеннего дня.
Поистине мир и велик и чудесен!
Есть лица - подобья ликующих песен.
Из этих, как солнце, сияющих нот
Составлена песня небесных высот.

^ Учебник – С. 237

С. 329 (5 словно БСП)

В стихотворении «О КРАСОТЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЛИЦ» Н.А.Заболоцкого используется авторская пунктуация, в частности,- смысловое тире.

Согласно грамматике русского языка тире не ставится, если перед сказуемым стоят сравнительные союзы КАК, словно, будто, но если необходимо выделить ЛОГИЧЕСКИ, то данный знак объясним: поэт воспроизводит и изображает живую речь с ее естественными паузами.

4.2. Работа в группе

Класс делится на две группы, выбирается аналитик, который, наблюдая за работой групп, в конце урока сделает вывод по теме урока.
1 группа

  1. Подготовить выразительное прочтение стихотворения

  2. Найти и объяснить авторскую пунктуацию стихотворения

Татьяна Лапшина

^ ГРУСТНЫЙ ВАЛЬС
В сети бескрайней Интернета
Вдруг отыскала «Грустный вальс»
Сибелиуса… Чудо света,
Простое чудо, без прикрас…
Вздыхали жалостливо скрипки,
И, словно темною волной,
Меня качало в детской зыбке,
И мама пела надо мной
О чем-то сказочно прекрасном,
Но невозможном на Земле…
А вальс качал волною властно
И убаюкивал во мгле…
Справочные материалы
Ян Сибелиус (1865 – 1957 г.г.) финский композитор, педагог. С 1891 года преподавал в Хельсинской консерватории. Основоположник финской национальной музыкальной школы

Татьяна Лапшина

Родилась в 1947 году в Ленинграде, где и живет сейчас. Автор многих книг.
Многоточие

По мнению современных исследователей, пунктуационный знак

«многоточие» указывает на незавершенность предложения, он также

обозначает на письме паузы устной речи, которые вызваны причинами

внутреннего и внешнего свойства.

Автор произведения использует этот знак потому, что «словесная» картина

представляется ему недостаточной: говорить можно было бы и дальше,

бесконечно, ведь описываемое неисчерпаемо... В этом случае, благодаря многоточию читатель воспринимает текст исходя «из собственного жизненного опыта, мировосприятия». Мы считаем, что знак «многоточие» в конце предложения расширяет рамки повествования, позволяя читателям самим домыслить детали описываемых моментов.


2 группа

  1. Подготовить выразительное прочтение стихотворения

  2. Найти и объяснить авторскую пунктуацию стихотворения


Андрей Вознесенский
В человеческом организме
девяносто процентов воды,
как, наверное, в Паганини,
девяносто процентов любви.

Даже если - как исключение -
вас растаптывает толпа,
в человеческом
назначении -
девяносто процентов добра.

Девяносто процентов музыки,
даже если она беда,
так во мне,
несмотря на мусор,
девяносто процентов тебя
Андрей Вознесенский (1933 – 2010г.г.)

Кумиром молодежи эпохи «оттепели» был поэт Андрей Вознесенский. Стихи сразу же привлекли внимание читателей энергичным ритмом, метафорически насыщенным языком, жанровым разнообразием.

Знак тире стал отличительной особенностью стиха, ломкого и импульсивного, наполненного глубокими переживаниями самого поэта.

Тире перед словом в стихотворении делает акцент именно на него. Выделяет именно это слово.

Тире ставится для создания длинной паузы и заставляет читателя задуматься.
Чаще всего тире, замещает в тексте запятую, наполняет его и эмоциональностью, влияет на ритмику и семантику текста.
Работа над созданием текста выступления, выступление представителей групп.


    1. ^ Письменный ответ на вопрос: «Что такое авторская пунктуация, и какова роль авторской пунктуации в художественном тексте?»

Чтение 2 текстов, тетради сдаются

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ параграф 107 упр. 495




  1. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА

Выступление аналитика.

Авторские знаки связаны с осмыслением написанного, обычно они передают эмоциональный строй речи и входят в понятие «слога писателя». Пунктуация выдающихся мастеров художественного слова — свидетельство богатства ее стилистических возможностей.

Похожие:

Разработка урока Тема: Авторская пунктуация iconРазработка урока в 6 классе. Тема: Авторская песня вчера и сегодня
Цель: Познакомить и приобщить учащихся с жанром авторской песни учащихся к авторской песне
Разработка урока Тема: Авторская пунктуация iconРазработка урока русского языка в 5 классе с использованием групповой...
Мбоу «Песчанская общеобразовательная средняя школа» Ивнянского района Белгородской области
Разработка урока Тема: Авторская пунктуация iconУрока : обобщение и систематизация знаний учащихся об однородных...
Тема урока: «Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них»
Разработка урока Тема: Авторская пунктуация iconРазработка урока Тема урока: Сила Архимеда
Цели урока: Образовательная: обеспечить формирование понятия выталкивающая сила, используя задания исследовательского характера
Разработка урока Тема: Авторская пунктуация iconКонспект открытого урока на тему: ««Собачье сердце»
Тема урока: «Собачье сердце» сатирическая повесть М. А. Булгакова. (Авторская позиция и способы её выражения. Особенности стилистики...
Разработка урока Тема: Авторская пунктуация iconСинтаксические средства языка (стилистические фигуры)
Авторская пунктуация это постановка знаков препинания, не предусмотренная пунктуационными правилами. Авторские знаки передают добавочный...
Разработка урока Тема: Авторская пунктуация iconРазработка урока по материаловедению Братск 2009
Разработка урока предназначена для предметников: физики, химии, специальных дисциплин
Разработка урока Тема: Авторская пунктуация iconРазработка урока по кубановедению для 10 класса Тема урока: Разнообразие...
Цель урока: знакомство с разнообразием вокальных жанров в произведениях композиторов Кубани, народном творчестве
Разработка урока Тема: Авторская пунктуация iconМетодическая разработка урока в 9 классе: Тема 27: Перестройка
...
Разработка урока Тема: Авторская пунктуация iconМетодическая разработка урока по обществознанию Тема: «Религия как одна из форм культуры»
Тип урока: урок – исследование с элементами проектной деятельности и использованием мультимедийной презентационной технологии
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница