40. (1) Ян чихольд. Мастер книги и теоретик печатно-графического искусства




Скачать 53,84 Kb.
Название40. (1) Ян чихольд. Мастер книги и теоретик печатно-графического искусства
Дата публикации05.04.2013
Размер53,84 Kb.
ТипДокументы
www.pochit.ru > Философия > Документы
40. (1) ЯН ЧИХОЛЬД. Мастер книги и теоретик печатно-графического искусства.

Ян Чихольд (1902-1974)

Родился в Лейпциге. В 1919 г. Поступил в Лейпцигскую академию книжного дела и графики. С 1922 года по 1925 преподавал каллиграфию в ее вечерних классах, с 1926 – стилистику набора и каллиграфию в Мюнхене. В 1925 году вышла в свет его брошюра под названием «Элементы типографики», которая с книгой «Новая типографика» совершила переворот в способах набора. Влияние этих работ продолжает сказываться и в наше время.
После прихода к власти фашистов в 1933 г. он и его жена, как открытые противники «национал-социализма», были арестованы, сам Чихольд иммигрировали в Швейцарию, в Базель. Всю свою последующую жизнь пропагандировал академически – классический стиль набора.
Он был приглашен в Англию, чтобы реформировать внутренний и внешний вид «Пингвин-букс». После завершения этой грандиозной работы он вернулся в Базель для работы в фармацевтической компании.
В 1954 году был избран на пост директора Графической Академии в Мюнхене, однако от этой должности отказался.
Руками Чихольда было сделано много английских и швейцарских книг. Его педагогическая деятельность и созданные им книги оказали большое влияние на многие поколения художников и полиграфистов Европы и Америки.
Написал более 50 книг, посвященных шрифту и его истории, типографскому искусству и китайской графике; многие из них изданы и на русском языке.
Разработал оформление изданий «Пингвин-букс» и многих других английских и швейцарских книг. Написал более 50 книг, посвященных шрифту, типографскому искусству и т.д. Единственный из европейцев награжден золотой медалью Американского института графических искусств, лауреат премии Гуттенберга города Лейпцига.
В июне 1965 года Королевским обществом искусств в Англии был возведен в ранг почетного Королевского дизайнера. В этом же году ему была присуждена премия Гуттенберга, высшая европейская награда за заслуги в области типографского искусства.
В 1967 году Немецкая академия искусств в Берлине избрала его своим членом-корреспондентом.
Ян Чихольд умер 11 августа 1974 года в Лейпциге в возрасте 72 лет.

^ Из сочинений Чихольда:

Совершенное полиграфическое оформление есть скорее наука нежели искусство. Овладение ремеслом – непременное условие, но это еще не все, необходим и уверенный вкус, отличающий совершенный труд и опирающийся на ясное знание законов гармоничного оформления. В основе совершенного художественного оформления лежит абсолютная гармония всех элементов. Суть гармонии - соотношения пропорций. Удобочитаемость есть высший принцип наборного искусства. Глубокое знание истории типографских литер – непременное условие совершенного наборного искусства. Еще более полезно практическое знание каллиграфии.

^ Графика и книжное искусство. Работа художника книги существенно отличается от работы графика. График постоянно ищет новые изобразительные средства, художник книги должен облечь слово в зрительную форму так, чтобы форма не подавляла смысл. Художник книги должен полностью отвлечься от своей индивидуальности, не перенимать приемов рекламной графики. Лишь суперобложка книги дает возможность для фантазии, т. к. суперобложка – маленький плакат, который должен привлечь к себе внимание, с ней книгу не целесообразно ставить на полку, ее место – в мусорном ведре. Художник книги – не хозяин, а слуга текста.

^ О типографском оформлении. Выбрать наиболее пригодный шрифт для определенной цели – довольно сложная и важная задача. Буква тем легче читается, чем меньше ее основные формы отличаются от уже употреблявшихся на протяжении жизни многих поколений. Хорошее типографское оформление должно оставаться удобочитаемым. Антиквенные шрифты наиболее удобочитаемы. Абзацы непременно должны начинаться с отступов. Выделения разрядкой в антикве делать нельзя.

Хорошая типографика отличается простотой построения.

^ Симметричный (центрированный) или асимметричный набор. Спор вокруг симметрии и асимметрии лишен смысла – каждая система имеет свои особые возможности. Нарушение законченной симметрии есть требование красоты. То что не совсем симметрично гораздо красивее безупречной симметрии.

^ Значение традиции в типографском искусстве. Типография старинной книги – драгоценное наследство, достойное того, чтобы мы продолжали им пользоваться.

Соотношения размеров станицы и наборной полосы.

Гармония между размерами страницы и наборной полосы возникает вследствие однородности их пропорций. Необходимо связать эти два значения. Тогда отношения полей станут функциями формата страницы.

Необоснованный выбор форматов – 1 из 10 основных ошибок, встречающихся при изготовлении книг. Книги должны быть портативными. Книги, которые шире, чем с пропорциями 4:3, в том числе и квадратные – уродливы и некрасивы. Хорошие пропорции 2:3, 4:3 и золотое сечение. Неприемлем формат А5. А4 – иногда можно использовать.

Ширина книги определяется не только тем, чтобы ее было удобно читать, но и чтобы было удобно хранить – размерами книжных полок. Книги шире 24 см большинству людей не нравятся, т. к. неудобные. Кто хочет, чтобы его книга жила дольше, не должен выбирать излишне широкие форматы. Исключение составят книги с большими и ценными иллюстрациями. Слишком маленькие книги встречаются гораздо реже. Книги квадратного формата – неудобно пользоваться; книги более 24 см надо класть на полке, корешок маленький и не выдерживает тяжести книги, поэтому книга деформируется.

В рамках приемлемых размеров книг существуют приемлемые пропорции. Наилучшее соотношение 2:3.

Старинные форматы бумаги, всегда имевшие пропорцию приблизительно 3:4, при фальцевании дают пропорции поочередно 2:3 и 3:4:

Ин-фолио – полный лист

Ин-кварто – четвертушка (3:4) - большие форматы, которые штудируют, держа на столе.

Ин-октаво – восьмушка (2:3) - книги, которые предпочитают читать, держа в руке.

Гуттенберг предпочел отношение 2:3.

Попытка вытеснить чередующуюся пропорцию с помощью стандарта DIN («нормального формата»)1:sqr(2) – противоестественна.

Новые форматы бумаги избегают чередование пропорций 2:3 – 3:4. И сохраняют пропорцию, уменьшаясь вдвое. Это пропорция 1:1,414.

Золотое сечение 1:1,618. А 5:8 – есть приближенное соотношение к золотому сечению. Помимо этих пропорций еще применяют пропорции 2:3, 1:2, 3:4, 1:1,732, 1:414 1:1,538 (прямоугольник и пятиугольник) – геометрически определимые иррациональные пропорции – ясные, осознанно выбранные, все остальное - случайное.

Но хорошая пропорция хороша не для всех книг. Многое зависит от функции книги. Пропорция 3:4 подходит преимущественно для книг ин-кварто, это широкая пропорция для лежащих на столе книг. Карманная книжка с такой пропорцией некрасива и неудобна. Маленькие книги должны быть стройными: 1:1,732, 3:5, 1:1,618, 2:3.


^ Традиционный титульный лист и его оформление

Построить хороший титул можно только исходя из пропорций полосы. Нельзя размещать посередине ширины страницы. Нельзя, чтобы строки титула выходили за края набора. Титул должен заполнять всю высоту полосы, композиционно в ней лежать. Если поля слишком узкие, то он не должен полностью заполнять всю наборную полосу. Структура листа определяется делением слов на смысловые группы. Одна из наиболее подходящих очертаний для титула – форма бокала. Шрифт должен гармонировать со шрифтом текста или быть тем же. Строки, межбуквенные пространства и … должны быть тщательно выровнены. Чем меньше кеглей на титуле, тем лучше. Не следует применять более 3 кеглей, лучше 2. Лучше – сделать сначала эскиз. Текст оборота титула должен быть как можно короче. Две последние страницы книги должны оставаться совсем незапечатанными.

^ Набор текста

Междустрочные пробелы должны быть одинаковыми. В длинных строках пробел в конце предложения можно увеличить. Строчные буквы нельзя набирать в разрядку – лучше использовать курсив. Запятая – для десятичной доли, точка – для обозначения времени. В начале абзаца необходим отступ, иначе может произойти визуальное сливание двух параграфов. В средневековье использовался знак q – знак параграфа, который мог ставиться и посередине строки. Сначала он вписывался вручную обычно красной краской, позднее печатался в начале строки черной краской. Междустрочный пробел зависит от гарнитуры и кегля, длины строк, размеров наборной полосы. Избегать висячие строки и начальные строки в конце полосы. Соблюдать правила набора тире, кавычек. Лучше использовать слегка тонированную бумагу.

Похожие:

40. (1) Ян чихольд. Мастер книги и теоретик печатно-графического искусства iconУрок Тема: Книжные иллюстрации вид графического искусства
Учитель продолжает, что основой книжного искусства является иллюстрация, поэтому в книге особое место имеет работа художника
40. (1) Ян чихольд. Мастер книги и теоретик печатно-графического искусства iconТематическое планирование по изобразительному искусству 1 ч в неделю, всего 135 ч
Брата-Мастера — Мастер Изображения, Мастер Украшения и Мастер Постройки. Уметь видеть в окружающей жизни работу того или иного Брата-Мастера...
40. (1) Ян чихольд. Мастер книги и теоретик печатно-графического искусства iconКнига как продукт синтеза искусства и технологии. Влияние эволюции...
Книги изменчива во времени; она тесно связана с уровнем материального производства, техникой и технологией, эволюцией книжного материала...
40. (1) Ян чихольд. Мастер книги и теоретик печатно-графического искусства iconТема: Обобщение органической химии в 10 классе
«дорожки», а на вопрос отвечает «теоретик». За правильный ответ «теоретик» награждается Орденом шёлкового умника, за который дается...
40. (1) Ян чихольд. Мастер книги и теоретик печатно-графического искусства iconПрограмма по элективному курсу
Специалисты в области графического дизайна очень востребованы в наши дни. Во многом это связано с развитием рекламы. Лучшие логотипы,...
40. (1) Ян чихольд. Мастер книги и теоретик печатно-графического искусства iconХудожественное оформление книги. Иллюстрация
Цель занятия: ознакомить учащихся с художественным оформлением книги, показать роль иллюстраций при чтении текста, сформировать навык...
40. (1) Ян чихольд. Мастер книги и теоретик печатно-графического искусства iconПо Унбегауну от профессии золотых дел мастер. Два дворянских рода,...
По Унбегауну от профессии золотых дел мастер. Два дворянских рода, занесенных в родословные книги Курской и Пензенской губерний....
40. (1) Ян чихольд. Мастер книги и теоретик печатно-графического искусства iconТезисы работы «Графическое образование учащихся на уроках изобразительного искусства»
Графические средства отображения информации широко используется во всех сферах жизни общества. Графические изображения применяются...
40. (1) Ян чихольд. Мастер книги и теоретик печатно-графического искусства iconГ. Белинский критик и теоретик детской литературы
«Книга есть жизнь нашего времени. В ней все нуждаются и дети так же. Все дело в выборе книг для них, и мы первые согласны, что читать...
40. (1) Ян чихольд. Мастер книги и теоретик печатно-графического искусства iconПрограмма элективного курса «история изобразительного искусства»
Учитель Едейской сош им. З. П. Саввина Намского улуса Зырянова Н. Е. – Отличник образования рс (Я), педагог-мастер
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница