Экзаменационные вопросы по курсу «Философия»




Скачать 131,5 Kb.
НазваниеЭкзаменационные вопросы по курсу «Философия»
Дата публикации06.06.2013
Размер131,5 Kb.
ТипЭкзаменационные вопросы
www.pochit.ru > Философия > Экзаменационные вопросы

ММ

Экзаменационные вопросы по курсу «Философия»




Часть первая. Теория.


  1. Предмет, основные функции философии. Специфика философского знания.

  2. Исторически сложившиеся предубеждения против сущности философии: софистическое, идеологическое, мировоззренческое, методологическое, мистическое.

  3. Философия и наука. Принципы научного мышления.

  4. Бытие как проблема онтологии. Становление классической онтологии в античной философии.

  5. Парменид о тождестве мышления и бытия. Атомистическая теория Демокрита.

  6. Учение Сократа и его место в античной философии. Техника сократовского искусства: искусство вопрошания, искусство незнания, майевтика, диалектика.

  7. Учение Платона об идеях («видах», эйдосах), о душе и познании. Идея блага.

  8. Критика учения Платона об идеях у Аристотеля.

  9. Онтология Аристотеля. Бытие и сущее. Сущность как первая категория.

  10. Категории пространства и времени в культуре Нового времени. Формирование научной картины мира.

  11. Новое время как «время картины мира». Проблема человека в философии Нового времени.

  12. Проблема метода в науке. Метод – как инструмент построения «нового мира». Основные правила Метода. (Р. Декарт)

  13. «Сogito ergo sum» Декарта и «Si enim fallor, sum» Августина: два «образа ума».

  14. Р. Декарт: принцип методического сомнения. Очевидность как критерий истины. «Сogito ergo sum». Понятие врожденной идеи.

  15. Метафизика Нового времени как метафизика механицизма. Учение Р. Декарта о двух субстанциях: res cogitans и res extensa.

  16. Философия Просвещения. Sapere aude! – как основной девиз эпохи Просвещения.

  17. Замысел и предмет критической философии Канта. Смысл и содержание «революции образа мышления» или коперниканского переворота Канта. Явление и вещь в себе.

  18. Априорные формы познавательных способностей. Кант о возможности априорных синтетических суждений.

  19. Учение Канта о чувственности и ее априорных формах: пространстве и времени. Всеобщность и необходимость научного знания.

  20. Основные тенденции и направления философии ХIХ века.

  21. Философия Ницше: проблема нигилизма и «переоценка ценностей». Человек как путь к сверхчеловеку.

  22. Основные направления и проблемы философии ХХ века.

  23. Психоаналитическое направление в философской антропологии ХХ века. Природа бессознательного и его роль в жизни человека (З. Фрейд).

  24. Рациональность как философская проблема. Классическая и неклассическая рациональность.

  25. Понятие культуры и ее сущность. Культура массовая и элитарная. Противоречия в развитии современной культуры.

  26. Проблема человека в истории философии.

  27. Основные направления в гносеологии. Понятия субъекта и объекта познавательной деятельности.

  28. Проблема обоснования познания. Достоверность и истина. Истина как цель и результат познания. Онтологическая и гносеологическая традиции в понимании истины.

  29. Развитие науки и кризис метафизического мышления.


Часть вторая. Первоисточники.
1. Платон. Государство. Книга 7. // Платон. Собр. соч. в 4-х тт.Т. 3, М., 1993. (миф о пещере) (комментарий: М. Хайдеггер. Учение Платона об истине. Пер. B.B.Бибихина)

Вопросы:

  1. Что символизирует в притче Платона пещерообразное помещение? Что совершается при переходах из пещеры на дневной свет и обратно в пещеру? Почему привыкание к каждой из областей должно быть постепенным?

  2. Назовите 4 ступени перехода в восходящей и нисходящей градации. Что совершается при переходах из пещеры на дневной свет и обратно в пещеру? Что происходит на каждой ступени?

  3. Что символизирует в притче Платона о пещере идею блага и как следует ее понимать? Как в связи с этим вы понимаете теорию идей Платона? Что такое идея?


^ 2. Аристотель. Метафизика. // Аристотель. Собр. соч. в 4-х тт.Т. 1, М., 1975. (Кн.1 Гл.1; Кн.4 Гл.1; Кн.5 Гл.1, 2, 4, 7,8)

Вопросы:

  1. Опишите древо (иерархию) способностей: постепенное восхождение от чувственного восприятия к познанию принципов.

  2. В чем состоит превосходство искусства над опытом? Чем отличаются те, кто владеет каким-то искусством от тех, кто имеет опыт? Какие виды искусств выделяет Аристотель и в чем состоит их отличие?

  3. Как вы понимаете предмет первой философии (мудрости) – сущее как таковое (или познание причин сущего)?

  4. Как вы понимаете определение сущего как существующего привходящим образом и как существующего в силу своей собственной природы?

  5. Что такое формы категориального высказывания?

  6. Прокомментируйте два основных значения сущности.

  7. Что объединяет все шесть значений понятия начала?

  8. Учение Аристотеля о четырех причинах: какое отличие здесь можно заметить в понимании «формы» и «материи»?


^ 3. Декарт Р. Размышления о первой философии // Декарт Р. Собр. соч. в 2 –х тт. Т. 2, М., 1994. (Первое, второе и третье размышления).

Вопросы:

        1. В чем можно сомневаться и на каком основании? Почему возможно сомнение относительно мира?

        2. В заключается достоверность сogito? В каком смысле изречение Декарта сogito ergo sum является тавтологией?

        3. Как следует понимать, что Я есть субстанция, вся сущность которой состоит только в мышлении?

        4. Что Декарт называет мышлением? Имеет ли сомнение преимущество перед другими модусами мышления?

        5. К какому основанию приходит Декарт по отношению к телесным вещам, проделывая эксперимент с воском? Что представляет собой протяженная субстанция, с которой Декарт, в сущности, отождествляет природу?

        6. Как вы понимаете критерий истинности: ясность и отчетливость восприятия. Что такое «естественный свет» разума (Lumen naturale)?

        7. Прокомментируйте классификацию идей по Декарту.

        8. Реконструируйте Декартово «доказательство» существования Бога.


^ 4. Декарт Р. Рассуждения о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. // Декарт Р. Собр. соч. в 2 –х тт. Т. 1, М., 1989.

Вопросы:

        1. Что такое метод? Что Декарт понимает под методом? Какая наука лежит основе метода Декарта и почему?

        2. Какому решению следует Декарт, формулируя правила метода?

        3. Как можно было бы сформулировать основное правило метода?

        4. Как понимается Декартом научное знание? Что является одним из важнейших принципов метода (или процесса познания)?



5. Кант И. Ответ на вопрос: Что такое Просвещение? // Кант И. Собр. соч. в 6-ти тт. Т.6, М., 1966. (комментарий: М. Фуко. Интеллектуалы и власть. Ч.1. Статьи и интервью. М., 2002. «Что такое Просвещение?» (1984))
Вопросы:

1. Как вы понимаете определение Просвещения как «выхода», «исхода»?

2. Что Кант понимает под несовершеннолетием разума?

3. В чем состоит различие частного и публичного применения разума по Канту?

4. Как вы понимаете девиз Просвещения: Sapere aude!
^ 6. Кант И. Критика чистого разума // Кант И. Соч. в 8 т. Т.3, М., 1994.

Вопросы:

1. В чем отличие априорных знаний от апостериорных?

2. Что Кант называет метафизикой?

3. В чем состоит идея особой науки – критики чистого разума? Что Кант понимает под «критикой»?

4. Как можно было бы сформулировать две основные задачи критической философии?

5. Почему Кант называет свою философию трансцендентальной?

6. Как Кант демонстрирует априорность пространства?

7. Пространство есть «чистое наглядное представление» (форма созерцания). Как вы это понимаете?

8. Прокомментируйте понятия трансцендентальной идеальности и эмпирической реальности пространства.
^ 7. Ницше Ф. К генеалогии морали. // Ницше Ф. Соч. в 2 т. Т.2, М., 1996.

Вопросы:

1. В чем суть генеалогического метода?

2.Что означает нигилизм? Почему возникает требование критики моральных ценностей?

3. Ressentiment – ключевое для генеалогического метода понятие. Как Ницше характеризует его?

4. В чем отличие морали рабов от благородной морали?

5. К чему сводится критика Ницше христианства?

6. Что явилось источником контраста «хорошего» и «дурного»? Откуда берут свой исток понятия «добра» и «зла» по Ницше?

7. В чем отличие понятия «совести» и «дурной совести» («нечистой совести»)?

^ 8. Бодрийяр Ж. Прозрачность зла. Пер. Л.Любарской, Е.Марковской. М., 2000.

Вопросы:

1. Современное положение вещей Бодрийяр определяет как состояние «после оргии», «когда все утопии обрели реальные очертания». Как вы это понимаете?

2. Почему сложившаяся ситуации приводит нас к истокам и предназначению ценности и заставляет заново поставить вопрос о ценности ценностей? Прокомментируйте классификацию ценностей, которую предлагает Бодрийяр.

3. В чем видит Бодрийяр главную опасность для современного человека, «живущего в стерильной обстановке»?

4. Современное «парадоксальное состояние вещей» Бодрийяр характеризует как: трансполитика, транссексуальность, трансэстетика. Как вы это понимаете?

5. Мир превращается в знаковую, виртуальную реальность. Каковы последствия такого превращения?

6. Какие изменения произошли в сфере искусства? Почему современное искусство находится «по ту сторону красоты и безобразия»?


  1. Хайдеггер М. Время картины мира. // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

Вопросы:

  1. В чем существо науки Нового времени?

  2. Как наука становится исследованием благодаря проекту (проективности как таковой) и гарантии строгости?

  3. Почему эксперимент впервые становится возможен только там, где познание природы (наука) превратилось в исследование? В чем суть «математического»?

  4. Современная наука определяется производством. Как это толкует Хайдеггер?

  5. Новое время определяется тем, что человек становится субъектом. Человек становится точкой отсчета для сущего как такового. Что это такое: субъект новоевропейской культуры? Как вы его могли бы определить?

  6. Прокомментируйте хайдеггеровское понимание структуры картины мира. В указанной работе она представлена так: 1) «изображение мира», «обозначение сущего в целом»; 2) «мир, понятый как картина мира»; 3) мир превращается в картину, человек превращается в субъекта; 4) «покорение мира как картины».

  7. Для Хайдеггера проблема формирования картины мира тесным образом связана с мировоззрением как жизненной позицией человека. Как Хайдеггер понимает мировоззрение?




  1. Берлин Исайя. Назначение философии.

Вопросы:

1. Какие вопросы Берлин называет «философскими»? В чем их отличие от других категорий вопросов?

2. Почему философские вопросы неисчерпаемы?

3. Почему попытки построить философию на «твердом основании» по примеру естественных наук предпринимались неоднократно и все терпели неудачу?

4. Как Берлин определяет философию и в чем он видит ее задачу и ее цель?


  1. Мамардашвили М.К. Идея преемственности и философская традиция.

Вопросы:

1. Что Мамардашвили понимает под «опытом сознания» и «структурой сознания»?

2. Как это понимание связывается с проблемой преемственности в истории философии?

3. В чем Мамардашвили видит изначальный жизненный смысл философии?


  1. Жиль Делез, Феликс Гваттари. Что такое философия? Перевод с франц.С. Н. Зенкина. Санкт-Петербург, 1998.

Вопросы:

1. Философия – дисциплина, состоящая в творчестве концептов. Как авторы понимают «концепт»?

2. Какие характеристики авторы приписывают концепту?

3. Почему философия не является ни созерцанием, ни рефлексией, ни коммуникацией?

4. В чем состоит «педагогика» концепта?

5. Как авторы понимают историю философии? Какие примеры концептов они приводят и какое толкование им дают?
Общая литература к курсу:

Учебники, хрестоматии, справочники, полезная литература:

1. История философии: Запад – Россия – Восток. Кн. 1-4. М.. 1995-1999. См. на сайте:

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000004/index.shtml

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000005/index.shtml

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000007/

http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000197/

  1. Основы гносеологии (учебное пособие) / Под ред. Б. И. Липского и др. СПб., 2000.

  2. Основы онтологии (учебное пособие) / Под ред. Ф.Ф. Вяккерева и др. СПб., 1997.

  3. Метафизика. / Под ред. Б.И. Липского и др. СПб, 2008.

  4. Философия / Под ред. Э.Ф. Караваева, Ю.М. Шилкова. М., 2004.

  5. Рассел Б. История западной философии. М., 2001. (см. на диске)

  6. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. В 4-х кн. СПб., 1994-1997.

  7. Хрестоматия по истории философии. Учебное пособие для вузов. В 3-х ч. М., 1997.

  8. Новейший философский словарь. Минск, 1999.

  9. Новая философская энциклопедия. В 4-х томах. М., 2001.

  10. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. М., 1991.

  11. Лосев А.Ф. Словарь античной философии. М., 1995.

  12. Александров Г. Ф. Античная философия. (Фрагменты и свидетельства). М., 1940.

  13. Асмус В. Ф. История античной философии, М., 1965.

  14. Антология средневековой мысли. Теология и философия европейского средневековья. В 2 т. СПб: Издательство РХГИ, 2001

  15. Бицилли П.М. Элементы средневековой культуры. СПб, 1995.

  16. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. М., 1979.

  17. Соколов В.В. Средневековая философия. М., 1979.

  18. Андреев М.Л. «Культура Возрождения» // История мировой культуры. Наследие Запада, М., РГГУ, 1998.

  19. Горфункель А.Х. Гуманизм и натурфилософия итальянского Возрождения. М., «Мысль», 1977.

  20. Гайденко П.П. Эволюция понятия науки (XVII-XVIII вв.). М., 1987.

  21. Виндельбанд В. От Канта до Ницше (История новой философии в ее связи с общей культурой и отдельными науками). М.,1998.

  22. Канке В.А. Основы философии. М.: Логос, 2008.

  23. Канке В.А. Философия. Исторический и системный курс: Учебник для вузов. 5-е изд., перераб.. М.: Логос, 2007.

  24. Канке В.А. Философия. Учебное пособие. М.: Логос, 2001.


Рекомендуемые справочные издания:

    1. Краткая философская энциклопедия. М., 1994.

    2. Новый философский словарь. М., 2001.

    3. Современная западная философия. Словарь. М. 1991.

    4. Философия. Энциклопедический словарь. М., 2004.

    5. Философская энциклопедия. М., 1961 - 1971. T.I - 5.

    6. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

Дополнительная литература:
1. Мамардашвили М.К. Классический и неклассический идеалы рациональности. М.,1994.

  1. Ортега-и-Гассет Х. Что такое философия? М., 1991.

  2. Хайдеггер М. Что это такое – философия? // Вопросы философии. 1993, № 8.

  3. Доброхотов А.Л. Категория бытия в классической западноевропейской философии. М., 1986.

  4. Сергеев К.А. Слинин Я.А. Диалектика категориальных форм познания (Космос Аристотеля и наука Нового времени). Л.,1987.

  5. Берлин И. Назначение философии // Вопросы философии. Вып. 5. 1999.

  6. Адо П. Что такое античная философия. М., 1999.

  7. Хайдеггер М. Время картины мира // Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993.

  8. Ле Гофф Ж. Цивилизация средневекового Запада. М., 1992.

  9. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

  10. Лиотар Ф. Ситуация постмодерна. СПб., 1998.

  11. Элиаде М. Аспекты мифа. М., 1995.

  12. Гвардини Р. Конец Нового времени // Феномен человека. М., 1996.

  13. Автономова Н.С. Рассудок, разум, рациональность. М., 1988.

  14. Хейзинга Й. Homo ludens М., 1992.

  15. Бадью А. Манифест философии. СПб., 2003.

  16. Вебер М. Избранные произведения. (Протестантская этика и дух капитализма; Политика как призвание и профессия; Наука как призвание и профессия; «Картины мира» и типы рациональности). М., 1990.

  17. Шпенглер О. Закат Европы (избранные главы). М., 1993.

  18. Левинас Э. Открывая существование с Гуссерлем и Хайдеггером. // Левинас Э. Избранное: Трудная свобода. М., 2004.

  19. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

  20. Фуко М. Гермневтика субъекта. СПб, 2007.

  21. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук.- СПб., 1994.

  1. Фуко М. Рождение клиники. М.: Смысл, 1998



Интернет адреса электронных библиотек, где можно скачать философскую литературу (источники, учебники, пособия, комментаторскую литературу).

NB: Некоторые материалы на данных сайтах могут быть невычитанными или вычитанными недостаточно качественно.
(!!!) Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru/

Антропологическая библиотека РХГА: http://anthropology.rchgi.spb.ru

(!!) Библиотека Института Философии РАН: http://philosophy.ru/library/library

Библиотека сайта atheism.ru: http://books.atheism.ru

Библиотека сайта Елены Косиловой http://elenakosilova.narod.ru/uhref.html

Библиотека сайта философского факультета МГУ: http://www.philos.msu.ru/library.php

Библиотека Славы Янко: http://yankos.chat.ru/fort-library/philosophy-fort.html

Библиотека философского факультета НГУ: http://www.philos.nsu.ru/filf/rpha/lib

Библиотека философского факультета ОмГПУ: http://philos.omsk.edu/libery/index/indext08.htm

Виртуальная библиотека УрГУ: http://virlib.eunnet.net/

Золотая философия: http://philosophy.allru.net

Материалы на сайте С.Л. Катречко: http://katrechko.pisem.net

Политика, философия: http://www.magister.msk.ru/library/philos/philos.htm

Раздел «Философия» на сайте М. Мошкова: http://lib.ru/FILOSOF

Сайт, содержащий тексты Ницше: . http://nietzsche.ru

Философская электронная Библиотека Ихтика: http://ihtik.lib.ru

Электронная версия журнала «Логос»: . http://ruthenia.ru/logos

Для дистанционных консультаций (в случае крайней необходимости!!!) можно пользоваться следующим адресом электронной почты преподавателя: <СМ. ОРИГИНАЛ ФАЙЛА НА ПОМИ-ПОЧТЕ>@mail.ru

При этом необходимо формулировать тему (subject) сообщения так, чтобы оно не было принято за спам.

Похожие:

Экзаменационные вопросы по курсу «Философия» iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Философия»
Философия Древнего Востока. Проблема бытия и небытия. Учение об обществе и человеке
Экзаменационные вопросы по курсу «Философия» iconЭкзаменационные вопросы для студентов по курсу «Философия»
Мировоззрение как феномен духовной культуры общества. Исторические типы мировоззрения
Экзаменационные вопросы по курсу «Философия» iconЭкзаменационные вопросы'по курсу «философия» для студентов IV курса 2007г
Онтология как раздел философского знания. Бытие как фундаментальная философская категория, структура бытия
Экзаменационные вопросы по курсу «Философия» iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Философия»
Возникновение философии на фоне мифа. Особенности мифологического мышления. Переход от мифологического мышления к рациональному
Экзаменационные вопросы по курсу «Философия» iconВопросы (50) к зачету по лекционному курсу философии
Что такое философия? (на основе проработки текста: Х. Ортега-и-Гассет Что такое философия? // К. Ясперс Введение в философию // Ж....
Экзаменационные вопросы по курсу «Философия» iconЭкзаменационные вопросы по курсу "Высшая математика" для потока Ф4...
Экзаменационные вопросы по курсу "Высшая математика" для потока Ф4 (лектор А. С. Леонов)
Экзаменационные вопросы по курсу «Философия» iconЭкзаменационные вопросы по курсу: «Электрооборудование промышленности»
Экзаменационные вопросы по курсу: «Электрооборудование промышленности» гр. Эл-06(08) 03
Экзаменационные вопросы по курсу «Философия» iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Финансы» 1 часть Балашов

Экзаменационные вопросы по курсу «Философия» iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Финансы организации (предприятия)»

Экзаменационные вопросы по курсу «Философия» iconАнтичная трагедия и политическая философия Платона. Вопросы: в чем...
Возникновение философии. Философия и миф. Философия и религия. Философия как первая интегральная форма знания. Основные вехи истории...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница