Дионисий Тацис "поучения старцев"




НазваниеДионисий Тацис "поучения старцев"
страница1/7
Дата публикации06.04.2013
Размер0,84 Mb.
ТипДокументы
www.pochit.ru > Философия > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
СЛОВО СОВРЕМЕННЫХ ПОДВИЖНИКОВ

Священник Дионисий Тацис

"ПОУЧЕНИЯ СТАРЦЕВ"

"Не говорите, что невозможно принять

Божественный дух,

Не говорите, что без Него возможно спастись,

Не говорите, что кто-нибудь причастен Ему,

сам того не зная,

Не говорите, что Бог невидим людям,

Не говорите, что люди не видят Божественного света

Или, что это невозможно в настоящие времена!

Это никогда не бывает невозможным, друзья!

Но очень даже возможно желающим."
(Прп.Симеон Новый Богослов. Гимн 27-й (125-132))

"Однобокости, в своей сущности, еретические, принесли Церкви большой вред. Несколько лет назад нельзя было говорить о монашестве, - только о проповедях, катехизации, циклах бесед и тому подобном. Сегодня нельзя говорить о братствах без того, чтобы тебя не очернили ненавидящие деятельность люди. Все, что делается в ограде Церкви ради славы Божией, приемлемо. Один хочет произносить обличительные проповеди, другой может иметь стремление к пению, третий желает уединиться в киновии, четвертый - в пещере, пятый - хочет стать женатым или неженатым священником, а последний - писать религиозные книги. Все это приемлемо, если мы не абсолютизируем этого, а делаем во славу Божию".
^ Старец Епифаний


ПРОЛОГ



Зимою 1994 года, в Рождественский сочельник, мне пришла мысль заняться антологией некоторых поучений старцев ХХ века, чтобы их имели под рукой те христиане, которые не располагают временем для чтения толстых книг. Я быстро начал осуществлять свою идею, не сказав о том другим. Летом следующего года, когда я, по своему обычаю ездил на Святую Гору, многие знакомые монахи спрашивали меня, пишу ли что-нибудь еще после книг о старце Паисии. Я был вынужден поведать о своей идее и, естественно, получил их советы. Мне, конечно, сказали, что такая книга будет интересна ибо, как все мы знаем, жизненно-опытное слово современных старцев трогает и духовно поучает.

Я продолжал свою работу, все время мучаясь вопросом: кто же является старцем в наше время? Наконец, я решил, что и клирики, которые жили в миру и занимались миссионерской деятельностью, были старцами, поскольку духовные их чада были многочисленны, и их вклад в духовное пробуждение греческого народа и благая, по Христу, забота о нем, были велики.

Старцы, поучения которых я собрал в эту книгу, были людьми, посвятившими себя Церкви без каких бы то ни было личных честолюбивых интересов. Они несли большой подвиг, чтобы жить по воле Божией, и всю свою жизнь вели брань с дьяволом. Из этого непрестанного подвига они вынесли многоценный опыт, который со смирением предлагали своим братьям. Старцы духовно помогали душам, стремящимся к добру. Они были путеводителями к истинному благочестию. Старцы утешали удрученных. Они были выразителями воли Божией в час, когда вокруг царило смятение в умах. одним словом, они были людьми дела, а не теории, и поэтому их духовность была глубокой и очевидной.

Общим у старцев, о которых говорится здесь, была жизнь в монастыре. Одни провели всю свою жизнь в монастыре, другие отправились из него в свой жизненный путь, третьи же окончили в нем свою жизнь. Однако все сохранили свои особые черты. Каждый старец имел особую благодать и свои особые благодатные дарования.

Мудрые изречения старцев приводятся здесь с целью помочь современным христианам в их проблемах и удовлетворить хотя бы частично, их духовные искания.

Еще два слова для читателя этих поучений. Лучше всего читать по одному изречению и углубляться в него, искать в нем, может быть, самого себя и своего брата, и укреплять свой ум в основных началах духовной жизни. Таким образом будет согреваться сердце и предвкушать по силе, райское блаженство.
Священник Дионисий Тацис

^

I. ХРИСТОС ДЛЯ НАС ВСЕ



1. Старец Порфирий говорил: "Жизнь без Христа - не жизнь, а смерть. Если ты не видишь Христа во всех своих делах и мыслях, то ты

без Христа."

2. Тот же старец также добавил: "Христос - это наш Друг, это наш

Брат, это То, Что добро и прекрасно. Христос не имеет ни угрюмости, ни меланхолии, ни внутренней перемены. Человек же мучается от разных помыслов и состояний, которые по временам его удручают и травмируют. Христос - это Радость, это Жизнь, это Свет, Свет истинный, Который радует человека, окрыляет его, Который дает ему силы видеть все, видеть всех, болеть за всех и желать, чтобы все были вместе с ним, с ним рядом."

3. О человеке, который из-за многих занятий забывает Христа, cтарец Амфилохий с о.Патмос говорил: "Много раз к тебе приходит Христос и стучится к тебе. Ты сажаешь Его в гостиной своей души и, поглощенный своими занятиями, забываешь про Великого Посетителя. Он ждет твоего появления, ждет и, когда ты уже сильно опаздываешь, встает и уходит. В другой раз ты настолько занят, что отвечаешь Ему из окна. У тебя нет времени даже открыть ему".

4. Тот же старец говорил: "Человеку, который не имеет Христа, все видится трудным и темным". И в другой раз: "Когда сердце не имеет Христа, тогда оно имеет место для денег имений и людей."

5. О замыслах Промысла Божия, которые неизвестны людям, старец

Порфирий говорил: "Люди могут приобрести понимание путей Божиих и совершенно ясно увидеть впереди себя хаос и сказать: "Э! Мы падаем в хаос, мы заблуждаемся. Все назад, все назад! Вернитесь назад, мы ошиблись!" И станут снова на путь Божий, и воссияет наша Православная вера. Бог действует сокровенно и не желает подавлять свободу человека. Он делает так, что человек мало-помалу поворачивает и идет туда, куда следует".

6. Старец Епифаний говорил: "Математика Божия совершенно не похожа на математику людей. Для нас два плюс два равно четырем. Для

Бога два плюс два может равняться пяти или пятнадцати, или чему бы то ни было."

7. Старец Анфим с острова Хиос говорил: "Без воли Божией ни камень не сдвигается со своего места, ни лист с дерева не падает на землю".

8. Евсевий, старец братства "Зои" ("Жизнь"), обращаясь к своему духовному чаду, писал: "Когда Бог удалится от человека, тогда человек впадает не только во все виды греха и беззакония, но и теряет свою веру. Ты Божие творение, и верою в Него и последованием Его воле ты

преображаешься и становишься Его чадом, о котором Он всегда промышляет с великой нежностью и заботится о том, чтобы ты стал совершенным".

9. О способах, которые употребляет Бог, чтобы помочь человеку, святой Анфим говорил: "Благой Бог не перестает давать рассудку человека благие побуждения. То Он просвещает самого человека, то посылает ему утешение через людей, то дает ему какое-нибудь знамение. Любыми способами старается Его безграничное благоутробие помочь человеку прийти к Нему и спастись". И в другой раз добавил: "Бог так помогает человеку: иногда показывает ему какого-нибудь духовника, способного дать совет, иногда через какого-нибудь Ангела его просвещает; иногда помогает каким-нибудь благим помыслом, который Он вкладывает человеку в ум, а иногда каким-нибудь Божественным вдохновением, которое Он дает ему".

10. Старец Иероним говорил: "Внимайте тому, как проходит каждый день. Свое будущее возложите на Промысл Божий. Бог поможет. Чего

желает Бог, то и будет. Не думайте о будущем и не отягощайте ум свой

думой о нем. Бог поможет."

11. Говоря о любви Божией к человеку, старец Анфим, новоявленный

святой с острова Хиос подчеркивал: "Бог не отделяет праведного от грешного и не сравнивает лукавого с благим. Пчелу, если найдется кусок сахара или чего-нибудь сладкого на куче навоза, не смущают нечистоты, и она прилетит забрать этот сахар или сладость, чтобы изготовить мед. Так же и Бог. Он не видит, где находится человек, во грехе или в добродетели, в добре или во зле. Бог, чтобы помочь человеку, видит только ту минуту, которая приближает человека к Нему."
^ II. ЛЮБОВЬ
1. Старец Амфилохий советовал: "Возлюби Единого, чтобы тебя полюбили все. Тебя будут любить не только люди, но и сами бессловесные животные, ибо Божественная благодать, когда выходит наружу, электризует и притягивает к себе то, что находится перед ней. Но тебя будут не только любить, но почитать, потому что в тебе изобразится непорочный девственный лик Того, Которого ты возлюбишь и Которому ты будешь служить

2. Старец Иосиф Исихаст говорил свои монахам: "То, чего мы не даем в употребление Богу употребляет другой. Поэтому и Господь дал нам заповедь любить Его от всей души и сердца, чтобы лукавый в нас не нашел себе ни места, ни упокоения".

3. О любви, которую человек должен иметь к Богу, старец Паисий говорил: "Теплая любовь, которая жертвует собою и не касается мирской пищи, питается внутренне от любви Божией, и тогда вся жизнь человека становится одной сплошной Четыредесятницей, а все дни его - сплошной пасхальной радостью. Теплая любовь к Богу своими жертвами услаждает сердце и, как пар, восходит божественное желание, которое будучи не в силах удержать себя, соединяется с Богом. Это духовное состояние исступления выводит человека не только во вне из себя, но еще и само сердце его выводит из плоти (плотских похотений), и оно уже совершенным и очищенным отдается Богу".

4. Старец Амфилохий говорил о любви, которую мы должны питать к

личности Христа: "Когда сердце наше на имеет любви ко Христу, тогда

мы не можем делать ничего. Мы тогда как корабли, не имеющие топлива для своих двигателей". И добавил: "Всегда с любовью да приводим себе на память Христа. Тогда душа наша взыграет от радости".

5. Любовь никогда не иссякает. Обращенная ко многим, она не уменьшается. Об этом старец Епифаний говорил: "Настоящая любовь похожа на пламень свечи. Сколько бы ты ни зажег от нее других свечей, первое пламя остается целым. Оно не уменьшается нисколько. И любая новая свеча имеет столько же пламени, сколько и другие".

6. Старец Иосиф говорил: "Когда благодать действует в душе молящегося, тогда переизливается любовь Божия так, что и не может человек удержать того, что чувствует. Потом обращается любовь эта к миру и к человеку, которого молящийся любит настолько, что сам желает

взять на себя всю человеческую боль и несчастье, чтобы освободить от

них других. И вообще, сострадает каждой скорби и тесноте, и даже самим бессловесным животным, так что и плачет, когда думает об их страданиях! Это свойства любви, но они приходят от молитвы. Поэтому и преуспевающие в молитве не перестают молиться за мир. Им принадлежит и продление жизни мира, как бы это ни казалось странным и дерзким. И знайте, что, когда они исчезнут, тогда придет конец мира сего".

7. Старей Иероним говорил: "Хочешь много любить людей? Возлюби много нашего Христа, и увидишь насколько ты будешь любить людей, даже если и не будешь их видеть. Эта любовь, которая внутри любви нашего Христа, истинна и сильна. Возлюби много нашего Христа.”

8. Любовь должна быть признаком христиан. Старец Амфилохий говорил: "Мы должны иметь иметь любовь к личности Христа, и эта любовь необходима нашим душам. Любовь к творениям Божиим: к животным, деревьям, цветам, птицам и, прежде всего, к совершеннейшему творению Божию - человеку".

9. Тот же старец советовал: "Чадо мое, сердце твое да наполняет всегда небесная любовь, и да изливается она только в высоких и божественных желаниях. Тогда услышишь Божественную беседу Жениха, Которому ты поклоняешься и Который рад беседовать с тобою, когда сердце твое будет престолом Его. Сердце свое ты должен непрестанно хранить, как святую Дароносицу".

10. Мы восхищаемся Святыми Отцами нашей Церкви и совершенными ими аскетическими подвигами. Но что же их укрепляло и поддерживало? Старец Анфим подчеркивал: "Отцы были защищены непоколебимой верой в Бога и воспламенены божественной любовью. Бог промыслительно оставлял их, чтобы они почувствовали муки и боли, а затем Он давал им Свою благодать, и они все это вменяли ни во что".

11. Старец Паисий говорил: "Питаемые любовью Божией часто равнодушны к вещественной пище или, если едят, то не чувствуют ничего, ибо и тогда они ощутимо чувствуют Бога и питаются от сладкого благословения Его любви." И добавил: "Когда сердце зажигается от любви Божией и само становится пламенем, тогда оно может попалить суету, прикасающуюся к нему, и, когда такой человек проходит в своей жизни через огненные испытания, он имеет внутренний мир".

12. О любви, которую мы должны иметь к досаждающим нам и огорчающим нас лицам, старец Порфирий давал советы: "Каждый человек,

который нас оскорбляет, вредит нам, клевещет на нас и обижает нас каким бы то ни было образом - это наш брат, попавший в руки злодея -

дьявола. Если нам встретится этот брат, то нужно нам много скорбеть о нем, сострадать ему, и безмолвно с теплотою молить Бога поддержать нас в трудную минуту нашего испытания и помиловать брата нашего, ставшего жертвой дьявола. И Бог поможет и нам, и нашему брату".

13. Тот же старец о любви к ближнему говорил следующее: "Когда ошибается наш брат, мы должны перенести его искушение. Истинная любовь нас вдохновляет на жертвы ради ближнего. Без жертвы, своим

осуждением, мы подталкиваем нашего согрешившего брата на еще более низкое падение. В то время как безмолвной жертвой нашей любви и тайной молитвой за него мы пробуждаем его совесть, которая поднимается и осуждает его, и так он кается и исправляется".

14. Старец Иосиф говорил: "Когда есть кто-то, о ком ты знаешь, что он тебя осуждает и поносит, то почти невозможно не измениться по отношению к нему, если даже и будешь прилагать усилия. Но после прощения и молитвы за него ты уравновешиваешься и исцеляешься от травмы, нанесенной этой скорбью".

15. О достоинстве любви старец Филофей говорил: " Если человек построит дом и оставит его без крыши, то этот дом ни на что не годен. Так же и человек, если приобретет все добродетели, но не стяжет любви, то остается дом его добродетелей без крыши и совершенно непригодным".

16. Тот же старец говорил также и о стяжании любви: "Кроткий человек очищается от грехов, ибо внутри кроткого обитает Бог. Очистившийся озаряется лучами Святого Духа и приобретает любовь".

17. Старец Порфирий говорил: "Истинные христиане, в душах которых

обитает Христос, не способны ни к чему другому, кроме как любить всех людей, и даже врагов. И добавил: "Наша любовь к друзьям имеет в себе нечто чужеродное (расчет, воздаяние, тщеславие, чувственную слабость к кому-либо, страстное сострадание), и как венец нашей любви ко врагам чист".

18. Любовь имеет голос, который изменяет черствые человеческие сердца. Старец Порфирий относительно этого учил: "Наша любовь во Христе должна проникать всюду и приходить даже к хиппи на Матале. (Матала - место в Афинах, где собираются хиппи.) Я очень хотел поехать туда, не для того, чтобы проповедовать им или осуждать их, но чтобы жить вместе с ними, конечно без грехов, и оставить для беседы с

ними одну любовь Христову, которая преображает"

19. Послушание - это условие любви. Старец Иосиф Исихаст говорил: "Настоящая любовь не бывает без подчинения. Как ты можешь оказы­вать любовь и услуживать, если не покорился воле другого? Любое движение настоящей любви есть услуга, и, значит, послушные прила­гают двойное усилие. С одной стороны, вера тому, кто дал поручение, а с другой - любовь, примененная в том служении, которое совершается".

20. Старец Амфилохий говорил: "Я родился, чтобы любить людей. Для меня неважно, кто они: турки, черные или белые. В личности каждого человека я вижу образ Божий, и ради этого образа Божия я готов пожертвовать всем".

21. Любви учил христиан и старец Георгий из г. Драма: "Великое достоинство и награду имеет тот христианин, который любит всех собратьев-человеков и первым прощает тех, кто сделал ему зло. По­этому, если мы и делаем все добрые дела, а ближнего своего не любим, то мы не делаем ничего. Сами по себе мы - ноль, ничто. Любви, братья мои, ждет от нас Бог".

22. Старец Порфирий говорил: "Чтобы тебя любили другие, прежде должен возлюбить их ты".
  1   2   3   4   5   6   7

Похожие:

Дионисий Тацис \"поучения старцев\" icon1096 – написание «Поучения» Владимира Мономаха
Изяславом и Всеволодом Ярославичами и Владимиром Мономахом против Олега Святославича (Гориславича) на Нижатиной Ниве
Дионисий Тацис \"поучения старцев\" iconТемы рефератов по языкознанию. Для 3 курса 7(3) группы. 2006 г. Филология...
Александрийская школа грамматики (Аристарх Самофракийский, дионисий Фракийский, Аполлоний Дискол)
Дионисий Тацис \"поучения старцев\" iconТема урока «Три иконописца. Феофан Грек. Дионисий. Андрей Рублев» Цели урока
Вступительное слово учителя о развитии русской культуры в XIV xv вв и целях урока
Дионисий Тацис \"поучения старцев\" iconВ княжестве
Чувства хозяйские, владельческие, особенно при виде небольших вскопанных делянок земли, которые запустятся в дело на фасоль, картофель,...
Дионисий Тацис \"поучения старцев\" iconУрок по обществознанию 9 кл Тема «Закон и власть»
Месопотамии, Иудеи, Индии и Китая во всех центрах древневосточных цивилизаций. (пример из текста: "Поучения Гераклеопольского царя...
Дионисий Тацис \"поучения старцев\" iconЛитература двинулась на Русь массивным потоком (из Византии). Переводились...
Идеи, темы, образы и сюжеты древнерусской литературы необычайно связаны с исторической жизнью народа и оказали влияние на литературу...
Дионисий Тацис \"поучения старцев\" iconД ва прочтения мифа о пигмалионе: оскар уайльд и бернард шоу
Уайльд и Шоу, обратившихся в своем творчестве к одному и тому же античному мифу, мы попробуем выявить идеологическую, дидактическую...
Дионисий Тацис \"поучения старцев\" iconДети и этикет (комплексно-целевая программа)
И писать на ней надо белой палочкой, такой же чистой, как она сама. Проведёшь один раз чёрной палочкой, то всю душу замараешь. Если...
Дионисий Тацис \"поучения старцев\" iconМетодические указания по выполнению практических работ студентами...
Проектирование организационных структур: Метод, указания по выполнению практических работ студентами машиностроительных специальностей...
Дионисий Тацис \"поучения старцев\" iconУчебное пособие. Екатеринбург, 2001. 288 с. Оглавление Введение изучение...
Старцев Я. Ю. Система государственного управления: политический анализ/ Учебное пособие. Екатеринбург, 2001. 288 с
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница