Методические рекомендации по изучению курса для слушателей факультета заочного обучения по специальностям: 030501 юриспруденция; 030505 правоохранительная деятельность;




Скачать 301,18 Kb.
НазваниеМетодические рекомендации по изучению курса для слушателей факультета заочного обучения по специальностям: 030501 юриспруденция; 030505 правоохранительная деятельность;
страница1/3
Дата публикации31.10.2013
Размер301,18 Kb.
ТипМетодические рекомендации
www.pochit.ru > Философия > Методические рекомендации
  1   2   3



САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МВД РОССИИ
Кафедра философии
ЛОГИКА
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ИЗУЧЕНИЮ КУРСА

ДЛЯ СЛУШАТЕЛЕЙ ФАКУЛЬТЕТА

ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ
по специальностям: 030501 – юриспруденция; 030505 – правоохранительная деятельность; 030301 – психология; 080107 – налоги и налогообложение; 090103 – организация и технология защиты информации;

230201 – информационные системы и технологии;

040104 – организация работы с молодёжью; 050711 – социальная педагогика;

080507 – менеджмент организации


Санкт-Петербург

2009

Болдырев А.С., Назаренко А.М., Назаренко А.Ф. Логика: Учебно-методическое пособие для слушателей факультета заочного обучения. Под редакцией профессора Балахонского В.В. – Санкт-Петербург: Санкт-Петербургский университет МВД России, 2009.,33 с.

Данные методические рекомендации ориентированы на обеспечение содержательного единства и преемственности требований в изучении курса логики студентами и слушателями Санкт-Петербургского университета МВД России, обучающимися по всем специальностям заочной формы обучения. Методические рекомендации составлены с учётом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и направлены на оказание помощи в организации самостоятельной работы по изучению курса учебной дисциплины «Логики».

Методические рекомендации рассмотрены и одобрены на заседании кафедры философии, протокол № 10 от 25 мая 2009 года.
Рассмотрены и утверждены на заседании методического совета, протокол № 6 от « 25 » мая 2009 года.
Рецензенты:

В.И.Стрельченко, доктор философских наук, профессор

(Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена);

А.Г.Никулин, кандидат философских наук, начальник кафедры социологии и политологии (Санкт-Петербургский университет МВД России)

^

© Санкт-Петербургский


университет МВД России, 2009

Пояснительная записка
Особенностью деятельности юриста является постоянное применение различных логических приёмов и методов. Степень владения этими приёмами – один из важных показателей профессионализма юриста, его логической культуры.

Логической культурой мышления люди овладевают в ходе всей своей жизни. Она обладает, как наследственными, так и приобретёнными чертами. Имеются два пути формирования логической культурой мышления. Один из них заключается в том, что человек, встречаясь с тем или иным способом рассуждения, его усваивает и постепенно начинает понимать, какой из них правильный, а какой нет.

Данный путь формирования логической культуры можно назвать стихийным, но он не является наилучшим. Лица, не изучавшие логику, как правило, не в полной мере владеют различными логическими приёмами, применяемыми в мышлении и рассуждении. Зачастую, человек чувствует, что кто-то или он сам рассуждают неправильно, но, не зная соответствующих законов и правил логики, трудно обнаружить – какая допущена ошибка.

Другой путь – это изучение законов логики, форм мышления, правил логических операций и т.д. Усвоение их не только позволит обнаруживать ошибки в рассуждениях других, но и избегать их самому. Поэтому, можно утверждать, что это наиболее продуктивный способ формирования и усвоения логической культуры мышления.

Исходя из вышесказанного, становится понятным утверждение английского философа Д.-С. Милля, что польза логики главным образом отрицательная. Её задача заключается в том, чтобы предостеречь от возможных ошибок. «Логика есть великий преследователь тёмного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время когда мы его не понимаем», – писал Д.-С. Милль.

Знание логики поможет слушателям в их служебной деятельности: правильно строить следственные версии, составлять планы расследования преступлений, намечать схемы оперативных действий, не допускать ошибок при составлении официальных документов и многое другое.

От слушателей на зачёте потребуется, как знание теории, так и умение решать простые логические задачи. В связи с этим слушатели должны изучение теории («Логика: учебник для юридических вузов/Под редакцией Сальникова В.П., Назаренко А.Ф., Караваева Э.Ф. – СПб., 2003) закрепить разбором примеров, простых логических задач из предлагаемого учебно-методического пособия.
^ ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование тем

1

Предмет логики и его значение

2

Понятие

3

Суждение

4

Умозаключение

5

Законы логики

6

Доказательство и опровержение

7

Проблема, гипотеза, теория


^ Методические рекомендации по изучению дисциплины
Изучение курса формальной логики на факультете заочного обучения завершается зачётом, который представляет собой форму отчётности слушателей по пройденному материалу.

При подготовке к зачёту необходимо вначале (с карандашом в руках) внимательно изучить конспекты прочитанных лекций по логике, выделяя наиболее трудные и малопонятные вопросы по каждой теме. Затем, следует обратиться к рекомендованной литературе и лишь после этого следует решать контрольное задание.

Контрольное задание состоит из трёх разделов, каждый, из которых посвящен одной из форм мышления. Работа слушателя будет оценена «зачтено», если слушатель сможет логически стройно, полно и грамотно ответить, в письменной форме, на вопросы двух разделов контрольного задания, допустив ошибки при решении задач одного из разделов.

Если же при решении задач каждого из разделов будут допущены существенные неточности или же задачи двух разделов будут решены не верно, то контрольное задание оценивается – «не зачтено». В подобном случае, слушателю будет необходимо повторно выполнить контрольное задание, устранив ошибки, указанные преподавателем.

Изучая тему «Предмет логики и ее значение», обратите внимание на место формальной логики среди других наук о мышлении. Для этого необходимо уяснить своеобразие логической формы как постоянной и устойчивой структуры мысли, имеющей относительно самостоятельное значение по отношению к тому содержанию, которое ею отражается.

Повторяя для зачета тему «Понятие», самостоятельно потренируйтесь в различении логических компонентов понятия, а именно его объема и содержания. Выучите основные виды понятий по объему и содержанию.

Среди всех логических операций над понятиями особо выделите и проанализируйте определение (дeфиницию), как наиболее важную в практическом и теоретическом отношениях логическую операцию, особенно для сотрудников МВД России .

При повторении темы «Суждение» необходимо самостоятельно поупражняться в распознании логических компонентов суждения: субъекта, предиката и связки . Помните при этом, что отсутствие одного из этих элементов ведет к деформации суждения.

Важно твердо усвоить объединенную классификацию деления суждений по количеству и качеству и распределенность терминов в категорических суждениях, которые играют очень важную роль при изучении умозаключения .

При изучении вопроса «Логические отношения между суждениями» особое внимание уделите рассмотрению отношений контрарности (противоположности) и контрадикторности (противоречия).

Разберитесь в основных видах сложных суждений, образованных при помощи логических союзов «и» (конъюнктивные суждения), «или» (дизъюнктивные суждения) и «если …, то …» (импликативные суждения) .

Готовя к зачету тему «Основные логические законы» обратите внимание на то, при каких необходимых условиях «работают» формально-логические законы, а при каких они недостаточны. Выясните своеобразие каждого из основных формально-логических законов и их роль в познании.

Особенно тщательно подготовьте вопрос о единстве и различии закона противоречия и закона исключенного третьего, так как это имеет важное значение для формирования культуры мышления у сотрудников органов внутренних дел.

Продумайте вопрос о действии законов логики в сфере правовой реальности. В этом вам поможет книга Демидова И.В. «Логика: учебное пособие для юридических вузов» – М., 2002, гл. VIII; работа Наумова А.В. и Новиченко А.С. «Законы логики при квалификации преступлений» – М.,1978.

Приступая к рассмотрению темы «Умозаключение» повторите вначале узловые вопросы предшествующего материала, и все, что касается суждения. Разберитесь в логической структуре умозаключения и его основных видах.

В дедуктивных умозаключениях подробно остановитесь на категорическом силлогизме, выделив особо его 1-ю фигуру, представляющую собой классическую форму дедуктивного умозаключения. На 1-й фигуре еще важно остановиться и потому, что к ней сводимы все другие фигуры категорического силлогизма, обнаруживая тем самым свою общую дедуктивную природу.

Самостоятельно поупражняйтесь в различении фигур силлогизма, помня при этом, что каждая фигура, кроме общих правил всякого силлогизма, имеет свои особые специальные правила .

Из всех других видов силлогизма выделите условно-категорический силлогизм и его правильные модусы, как часто встречающийся в практике юридического мышления вид рассуждения.

При подготовке к зачёту необходимо в самом общем виде уяснить, что такое сокращенный (энтимема), сложный и сложносокращенный (эпихейрема) силлогизм.

Рассмотрение индуктивных умозаключений следует начать с выяснения внутренней природы этой формы мышления и ее логической структуры. Выделите виды индуктивных умозаключений, обратив особое внимание на научную индукцию и ее отличие от обычной неполной индукции через простое перечисление при отсутствии противоречащих факторов.

Научитесь различать полную и неполную индукцию. Потренируйтесь в распознавании основных методов установления причинной связи между явлениями, таких как метод сходства, метод различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков, особо значимых для правовой сферы .

Кратко рассмотрите умозаключения по аналогии, основное внимание, уделив условиям повышения вероятности выводов по аналогии.

Готовя к зачету тему «Доказательство и опровержение», помните, что она может быть усвоена только на основе знания ранее изученного материала по курсу логики, ибо в процессе доказательства используются в равной степени и все формы мышления, и все законы логики. Поэтому, чтобы грамотно вести доказательство, необходимо знать и уметь пользоваться предшествующим содержанием логики.

Выделите и проанализируйте логическую структуру доказательства, его виды. Запомните правила доказательства. Научитесь распознавать часто встречающиеся ложные доказательства, связанные с подменой тезиса, кругом в доказательстве и обращением к личности, что особенно важно для сотрудников органов внутренних дел. Доказательства необходимо рассматривать в тесной связи с опровержением, которое приобретает разные виды, смотря по тому, что опровергается в доказательстве: или тезис, или аргументы, или форма доказательства .

Умение правильно вести доказательство должно стать неотъемлемым атрибутом слушателей, так как оно составляет основу убеждения, играющего решающую роль в деле воспитания высоких профессиональных качеств личного состава МВД РФ. Поэтому необходимо выработать у себя практические навыки доказывания.

Заканчивая изучение формальной логики, всегда помните, что знания одной лишь этой науки недостаточно для глубокого и всестороннего понимания внутренней природы человеческого мышления. Вместе с тем, не следует забывать, что законы и правила формальной логики представляет собой тот необходимый минимум, без которого правильное и грамотное построение мыслей просто невозможно и являются неотъемлемым условием последующего глубокого освоения общественных и специальных юридических дисциплин.

Вопросы по подготовке к зачёту


  1. Предмет логики и ее значение.

  2. Особенности абстрактного мышления.

  3. Понятие о логической форме (структуре) мысли.

  4. Понятие как форма отражения действительности и его логическая структура.

  5. Виды понятий.

  6. Ограничение и обобщение понятий.

  7. Деление понятий.

  8. Определение (дефиниция) понятия и его виды.

  9. Суждение как форма отражения действительности и его логическая структура.

  10. Категорические суждения и их виды (деление суждений по количеству и качеству).

  11. Распределенность терминов в категорических суждениях.

  12. Отношения между суждениями. «Логический квадрат».

  13. Основные виды сложных суждений.

  14. Понятие о логическом законе.

  15. Основные логические законы: закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания.

  16. Умозаключение как форма отражения действительности и его логическая структура. Виды умозаключений.

  17. Аксиома и правила простого категорического силлогизма.

  18. Познавательное значение фигур и модусов силлогизма.

  19. Понятие о сложном, сокращенном и сложносокращенном силлогизме.

  20. Категорический силлогизм и его основные фигуры.

  21. Познавательное значение дедукции.

  22. Условно-категорический силлогизм и его правильные модусы.

  23. Индукция и ее виды. Научная индукция.

  24. Индуктивные методы установления причинных связей.

  25. Взаимосвязь дедукции и индукции.

  26. Логическая структура доказательства, правила и виды доказательств.

  27. Опровержение и его виды.

  28. Софизмы и паралогизмы.


Перед зачетом по логике слушатели заочного обучения должны выполнить контрольную работу в сроки, указанные дополнительно на установочных занятиях.
Варианты контрольных работ
Вариант № 1

1. Какие из следующих понятий являются конкретными, а какие абстрактными и почему?

1.1. «Человечность»

1.2. «Круг полномочий сотрудника ОВД»

1.3. «Дисциплина, изучаемая слушателями СПб Университета МВД РФ»

2. Определите, какие из следующих предложений выражают суждение, а какие не выражают?

2.1. «Запрещено распространять о другом человеке ложные, порочащие его сведения».

2.2. «Есть ли человек, который смотрит в минуту раздумья на реку и не вспоминает о постоянном движении всех вещей?».

3. Сделайте вывод путём операции противопоставление предикату, проверьте правильность с помощью превращения и обращения.

3.1. «Всякий труд является работой»

3.2. «Некоторые умозаключения не являются демонстративными».
Вариант № 2

1. Приведите по 3 примера понятий, являющихся одновременно:

1.1. Конкретными и пустыми.

1.2. Конкретными и единичными.

1.3. Конкретными и общими.

2. Определите, какие из следующих предложений выражают суждение, а какие не выражают?

2.1. «Как можно не любить свою Родину?»

2.2. «Совместительство это выполнение работником другой регулярной оплачиваемой работы на условиях трудового договора в свободное от основной работы время»

3. Сделайте вывод путём операции противопоставление предикату, проверьте правильность с помощью превращения и обращения.

3.1. «Ни один приговор суда не должен быть необоснованным»

3.2. «Некоторые граждане являются избирателями»
  1   2   3

Похожие:

Методические рекомендации по изучению курса для слушателей факультета заочного обучения по специальностям: 030501 юриспруденция; 030505 правоохранительная деятельность; iconПрограмма учебного курса для слушателей факультета заочного обучения...
Примакин А. И. Информатика и математика: Программа учебного курса для слушателей факультета заочного обучения. Спб.: Санкт-Петербургский...
Методические рекомендации по изучению курса для слушателей факультета заочного обучения по специальностям: 030501 юриспруденция; 030505 правоохранительная деятельность; iconМетодические рекомендации по самостоятельному изучению учебной дисциплины...
История государства и права зарубежных стран. Методические рекомендации по самостоятельному изучению учебной дисциплины слушателями...
Методические рекомендации по изучению курса для слушателей факультета заочного обучения по специальностям: 030501 юриспруденция; 030505 правоохранительная деятельность; iconМетодические рекомендации для изучения слушателями заочной формы обучения дисциплины
Финансовое право: Методические рекомендации для слушателей заочной формы обучения по специальностям -030501 – Юриспруденция; 030505...
Методические рекомендации по изучению курса для слушателей факультета заочного обучения по специальностям: 030501 юриспруденция; 030505 правоохранительная деятельность; iconМетодические рекомендации по самостоятельному изучению учебной дисциплины...
Ственного государства и права. Методические рекомендации по самостоятельному изучению учебной дисциплины слушателями заочной формы...
Методические рекомендации по изучению курса для слушателей факультета заочного обучения по специальностям: 030501 юриспруденция; 030505 правоохранительная деятельность; iconГражданское процессуальное право
Методические рекомендации предназначены для слушателей факультета заочного обучения Санкт-Петербургского университета мвд россии...
Методические рекомендации по изучению курса для слушателей факультета заочного обучения по специальностям: 030501 юриспруденция; 030505 правоохранительная деятельность; iconМетодические рекомендации для проведения семинарских занятий по дисциплине...
Санкт-Петербургского университета мвд россии, обучающихся по специальностям: 030502. 65 – судебная экспертиза; 030505. 65 – правоохранительная...
Методические рекомендации по изучению курса для слушателей факультета заочного обучения по специальностям: 030501 юриспруденция; 030505 правоохранительная деятельность; icon«Правоохранительные органы»
«Правоохранительные органы». Методические рекомендации по написанию контрольных работ Цикла опд гос впо по специальности Цикла опд...
Методические рекомендации по изучению курса для слушателей факультета заочного обучения по специальностям: 030501 юриспруденция; 030505 правоохранительная деятельность; iconМетодические рекомендации по работе с нормативно-правовыми актами...
Учебное пособие предназначено для студентов 3 курса очного и заочного отделений Института права Тамбовского государственного университета...
Методические рекомендации по изучению курса для слушателей факультета заочного обучения по специальностям: 030501 юриспруденция; 030505 правоохранительная деятельность; iconМетодические рекомендации к изучению курса для студентов II курса...
Методические рекомендации к изучению курса для студентов II курса филологического факультета
Методические рекомендации по изучению курса для слушателей факультета заочного обучения по специальностям: 030501 юриспруденция; 030505 правоохранительная деятельность; iconПрограмма курса цикла дс гос впо по специальности 030501 Юриспруденция Санкт Петербург
Мвд россии, а также методических рекомендаций мцпо и кни при гук мвд россии и предназначена для обучения профессорско-преподавательским...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница