1. основные проблемы экономической организации общества




Название1. основные проблемы экономической организации общества
Дата публикации03.05.2013
Размер209 Kb.
ТипДокументы
www.pochit.ru > География > Документы
ТЕМА 1. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
1.Дайте характеристику основным факторам производства.

Основные факторы производства – труд, капитал, земля, предпринимательские способности.

Труд – физические и умственные способности людей, применяемые в производстве товаров и услуг. Труд – наиболее важный ресурс для промышленно развитой экономики.

Капитал – товары длительного пользования, произведенные для изготовления других товаров (все виды инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства) и сбытовая сеть (доставка конечному потребителю).

Земля –– естественные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы (ресурсы рек, морей, океанов), то есть все «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе.

Предпринимательские способности –– особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности максимально эффективно использовать все факторы производства. Наиболее полно раскрыть значение этого термина можно, назвав функции предпринимателя.
^ 2.Что характеризует кривая производственных возможностей?

Возможности общества по производству экономических благ при полном и эффективном использовании всех имеющихся ресурсов при данном уровне развития технологии называются производственными возможностями обществами.

Возможный выпуск продукции характеризует кривая производственных возможностей -КПВ может быть использована для характеристики структурных сдвигов между промышленностью и сельским хозяйством, общественными и частными благами и т.д. С помощью КПВ можно показать цену, которую платит общество за производство каждого дополнительного товара, то есть альтернативные издержки, можно продемонстрировать основные теории международной торговли и международного разделения труда.

^ 3. Что происходит с кривой производственных возможностей, если растет количество ресурсов, находящихся в распоряжении общества?

В результате увеличения предложения ресурсов или технического прогресса возникает способность производить больший объем продукции -экономический рост. Возможен переход с более низкого на более высокий уровень кривой производственных возможностей.

^ Может ли при этом произойти скачек вперед в развитии технологий?

Возможен, но усовершенствования в производстве, внедрение новых технологий, научные исследования требуют инвестиций.

^ 4.Назовите принцип эффективного распределения ресурсов.

Принцип эффективного распределения ресурсов получил в экономической теории название Парето-эффективности по имени итальянского экономиста Вильфредо Парето. Максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при абсолютно полном использовании наличных ресурсов является эффективной. При такой комбинации ресурсов невозможно увеличить производство одного товара без сокращения производства другого.

^ 5. Теория абсолютных преимуществ и теория сравнительных преимуществ.

Ее автор –– Адам Смит. Стране целесообразно импортировать те товары, по которым у нее издержки выше, чем у зарубежных стран, и экспортировать те товары, по которым у нее издержки ниже, чем за рубежом, то есть имеются абсолютные преимущества.

Давид Рикардо доказал, что в международной торговле выгодно участвовать всем странам –– даже тогда, когда страна ни в чем не располагает абсолютным преимуществом, торговля остается выгодной для обеих стран.

^ 6. Что определяет сегодняшнее положение точки на кривой производственных возможностей?

На кривой производственных возможностей каждая точка обозначает максимально возможные объемы производства средств производства и предметов потребления при абсолютно полном использовании наличных ресурсов, то есть является эффективной. работает на пределе своих возможностей. При такой комбинации ресурсов невозможно увеличить производство одного товара без сокращения производства другого.

^ 7. Каковы основные критерии классификации экономических систем и какой из них определяющий?

Выделяют доиндустриальные, индустриальные и постиндустриальные экономические системы. В современном мире существуют следующие основные разновидности экономических систем: рыночная; командная; смешанная; традиционная. Каждая из этих систем призвана ответить на фундаментальные вопросы экономики: что производить? как производить? для кого производить?

^ 8.Назовите основные принципы традиционной, рыночной, командной, смешанной экономических систем.
Основной принцип рыночной экономики – экономическая свобода,

В командной экономике все решения по основным экономическим проблемам принимает государство.

Под традиционной экономикой понимают экономическую систему, в которой господствует натуральное хозяйство, производство ведётся на основе веками сложившихся норм и правил.

Смешанная экономика представляет собой экономическую систему, сочетающую использование рыночных и централизованных регуляторов.
^ ТЕМА 2. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ. ОСНОВЫ ТЕОРИИ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ

1.Дайте определение закона спроса и предложения и проанализируйте его взаимосвязь с законами спроса и предложения.

На ресурсном рынке предприятия выступают как покупатели, то есть на стороне спроса, а домохозяйства как владельцы ресурсов выступают продавцами, то есть на стороне предложения. На рынке потребительских благ они меняются позициями. Каждый из экономических субъектов и покупает и продает.

Модель кругооборота отражает постоянное взаимодействие спроса и предложения: спрос порождает предложение, а предложение развивает спрос.

Закон спроса гласит: При снижении цены количество спрашиваемого товара увеличивается и наоборот.

Закон предложения: с ростом цены количество предлагаемого продукта увеличивается и наоборот.

^ 2. Какие существуют исключения из закона спроса?

Исключения, когда объем спроса и цена данного товара связаны положительной зависимостью:

1) Эффект Гиффена имеет место при росте спроса на относительно дешевый товар, несмотря на то, что текущая цена на него повысилась;

2) асимметричная информация, то есть ситуация, когда покупатели судят о качестве товара по его цене. Например, низкие цены «сигнализируют» покупателю о низком качестве товара, или наоборот, высокие цены рассматриваются как сигнал высокого качества;

3) эффект Веблена (престижное потребление). Товар в этом случае покупается не столько за его качество, сколько за высокую цену, сама цена становится потребительским благом;

4) эффект ожидаемой инфляции. В период экономической нестабильности даже незначительное повышение цены товара инициирует инфляционные ожидания, что может привести к росту объема покупок.

^ 3. Назовите основные факторы, влияющие на спрос и предложение.

Можно выделить следующие факторы изменения спроса:

1) действием закона убывающей предельной полезности. В любой данный момент времени каждый покупатель получает меньше удовлетворения, или выгоды, или полезности от каждой последующей приобретаемой им единицы продукта. Следовательно, покупатели покупают дополнительные единицы продукта лишь при условии, что цена его снижается;

2) действием эффекта дохода. Снижение цены продукта увеличивает покупательную способность денежного дохода потребителя, поэтому он в состоянии купить большее количество данного продукта, чем прежде. Более высокая цена приводит к противоположному результату;

3) действием эффекта замещения. При более низкой цене у человека появляется стимул приобрести дешевый товар вместо аналогичных товаров, которые теперь относительно дороже;

Неценовые факторы:

  1. -доход потребителя. с ростом дохода спрос потребителя будет изменяться; -вкусы и предпочтения покупателей;

  2. -инфляционные ожидания покупателей;

-цены на взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары, при росте цены на один товар спрос на другой снижается

  1. -число покупателей.

Изменение одной или более детерминант спроса (неценовых факторов: потребительских вкусов, числа покупателей на рынке, денежных доходов, цен на другие товары или потребительских ожиданий) вызывает изменение спроса

Можно выделить следующие факторы изменения предложения:

1) количество производителей;

2) цены факторов производства. Снижение цены факторов производства может вызвать рост предложения товаров;

3) уровень технологий. Совершенствование технологий позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производственные издержки и увеличится предложение;

4) налоги и дотации;

5) цены на другие товары, входящие в портфель товаров производителя; ожидания. Ожидания изменений цены продукта в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в настоящее время.
^ 4. Как достигается равновесие на рынке товаров и услуг в условиях свободного рынка?

Рыночное равновесие возникает, когда спрос и предложение уравновешиваются, при этом равновесная цена –– цена, по которой производители хотят и в состоянии произвести, а потребители хотят и в состоянии приобрести определённое количество товаров или услуг, а равновесное количество –– количество товара, покупаемого по равновесной цене.
^ 5. Назовите и обоснуйте два основных подхода к анализу установления равновесной цены.

Существует два основных подхода к анализу установления равновесной цены: Л. Вальраса и А. Маршалла.

Главным в подходе Л. Вальраса является разница в объеме спроса и предложения под действием отклонения фактической рыночной цены от равновесной.

Пусть реальная рыночная цена окажется ниже равновесной цены. При такой цене объем спроса будет превышать объем предложения. Образовавшийся избыток спроса усилит конкуренцию покупателей, которая будет толкать рыночную цену вверх до уровня равновесной цены, при которой объем спроса и объем предложения уравновесят друг друга.

Если же рыночная цена будет выше равновесной, на рынке образуется избыток предложения, в результате чего усилится конкуренция продавцов и рыночная цена установится на уровне равновесной.

Равновесие по А. Маршалу опирается на разность цен спроса и предложения, вызванную отклонением фактического объема предложения от равновесного.

Поскольку в модели Л. Вальраса инструментом сбалансированности рынка являются цены, то эта модель характеризует ситуацию, складывающуюся на рынке в краткосрочном периоде (цену можно изменить быстро).

Если объем предложения меньше равновесного, цена спроса окажется выше цены предложения. Это побуждает продавцов увеличить объем предложения товаров на рынке. Напротив, при превышении равновесного объема предложения цена спроса будет меньше цены предложения, что заставит продавцов уменьшить предложение товаров до объема, при котором он уравновешивается с объемом спроса и будет равен.

Моделью А. Маршала, в которой равновесие достигается за счет приспособления объемов предложения к равновесному количеству, лучше описываются рыночные процессы в долгосрочном периоде.

^ 6. Что такое эластичность спроса и предложения? От каких факторов зависит эластичность спроса и предложения?

Если процентное изменение цены привело к большему процентному изменению количества спрашиваемого или предлагаемого продукта, то такие спрос или предложение эластичны.

Эластичность спроса по цене отрицательна, поскольку цена и спрос изменяются в противоположных направлениях: когда цена растет, спрос падает и наоборот. Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак модуль.

Возможны три случая эластичности:

1) |Е| > 1. Это означает, что при некотором процентном изменении цены товара, спрос на него или его предложение изменятся в большей степени. Спрос или предложение в этом случае являются эластичными;

2) |Е| < 1. Это означает, что при некотором процентном изменении цены товара спрос на него или его предложение изменятся в меньшей степени, чем цена. Такой спрос или предложение называются неэластичными;

3) |Е| = 1. Если при некотором процентном изменении товара, спрос или предложение на него изменяются в той же степени, что и цена, то спрос или предложение называются единично эластичными;

Существуют и крайние случаи.

  1. ЕD = 0. Эластичность во всех точках на кривой спроса равна 0. Это означает, что изменение цены не вызывает никакого изменения спроса;

  2. |ЕD| = ∞. Эластичность во всех точках на кривой спроса бесконечно велика по модулю, то есть бесконечно малое изменение цены вызывает бесконечное расширение спроса.


^ 7. При каком условии общий доход фирмы максимален? Объясните и изобразите это графически.

Можно выделить следующие факторы

1) Единственный производитель товара;

2) низкие цены факторов производства;

3) высокий уровень технологий, малая затрата ресурсов.

4)льготное налогообложение и дотации из вне;

5) цены на другие товары, входящие в портфель товаров производителя; ожидания

^ 8. Что такое рынок? Условия существования рынка?

Рынок - форма взаимосвязи между обособленными экономическими агентами, при которой происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Рынок –– это отношения, возникающие между покупателями (предъявителями спроса) и продавцами (поставщиками) отдельных товаров и услуг, в результате которых определяются цена и объемы реализации блага.

Составляющие рыночного механизма –– спрос, предложение, цена.

9. Если равновесная цена товара вырастет, за счет увеличения цен на ресурсы, то, на сколько изменится излишек потребителя и производителя? Объясните и изобразите это графически.

Рыночное равновесие возникает, когда спрос и предложение уравновешиваются, при этом равновесная цена –– цена, по которой производители хотят и в состоянии произвести, а потребители хотят и в состоянии приобрести определённое количество товаров или услуг, а равновесное количество –– количество товара, покупаемого по равновесной цене.

Излишек производителя не изменится, излишек потребителя уменьшится.
10. Приведите примеры товаров с высокой эластичностью по цене, по доходу,; пары товаров с высокой и низкой перекрестной эластичностью. Какой знак имеет перекрестная эластичность субститутов и комплиментов?
При некотором процентном изменении цены на товары (предметы роскоши, услуги по бытовому обслуживанию, услуги индустрии развлечений) спрос на него или его предложение изменятся в большей степени. Спрос или предложение в этом случае являются эластичными;

При некотором процентном изменении цены на товары первой необходимости (продукты питания ежедневного потребления, электроэнергия, коммунальные услуги) спрос на него или его предложение изменятся в меньшей степени, чем цена. Такой спрос или предложение называются неэластичными;

Эластичность спроса по цене отрицательна, поскольку цена и спрос изменяются в противоположных направлениях: когда цена растет, спрос падает и наоборот. Чтобы избежать отрицательных чисел, вводят знак модуль.

Коэффициент перекрестной эластичности может иметь положительное, отрицательное и нулевое значение.

Eху > 0 имеют взаимозаменяемые товары (повышение цены товара Y вызовет увеличение спроса на товар Х, поскольку Х заменяет Y).

Eху < 0 имеют взаимодополняемые товары (чем больше отрицательная величина коэффициента перекрестной эластичности, тем больше степень взаимодополняемости товаров).

Eху = 0 имеют независимые товары (изменение цены на один товар никак не отражается на спросе на другой).

^ ТЕМА 3. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ.

1. Что такое минимальный эффективный размер предприятия и как он влияет на рыночную структуру отрасли?

Минимально-эффективный размер –– наименьший объем производства, при котором фирма может минимизировать свои долгосрочные средние издержки.

Сравнительно большие и сравнительно малые фирмы могут сосуществовать в одной и той же отрасли и быть одинаково жизнеспособными . Рассмотрим ситуацию, когда положительный эффект масштаба является более продолжительным, а отрицательный –– относительно отдаленным. Это означает, что при данном объеме потребительского спроса достаточная эффективность производства будет достигнута лишь небольшим количеством промышленных гигантов. Мелкие фирмы не смогут обеспечить минимально эффективного размера производства и окажутся нежизнеспособными .

В случае, если положительный эффект масштаба невелик, а отрицательный возникает очень быстро, минимально эффективный размер определяется небольшим объемом производства. В такого рода отраслях имеющийся объем потребительского спроса будет поддерживать существование значительного количества мелких производителей.
^ 2. Что такое экономия от масштаба и почему она существует?

При увеличении в одинаковой пропорции всех производственных факторов эффективность производства может вырасти, остаться неизменной или снизиться, что выражается в характере масштаба.

Возможны три случая:

Возрастающая отдача от масштаба –– при увеличении всех факторов производства в n раз, выпуск возрастает более чем в n раз.

Убывающая отдача от масштаба –– при увеличении всех факторов производства в n раз выпуск возрастает менее, чем в n раз.

Постоянная отдача от масштаба –– при увеличении всех факторов производства в n раз выпуск возрастает также в n раз.
^ 3. Какие отрасли промышленности имеют обычно большой эффект масштаба? Почему?

Положительный эффект масштаба является более продолжительным, а отрицательный –– относительно отдаленным. Это означает, что при данном объеме потребительского спроса достаточная эффективность производства будет достигнута лишь небольшим количеством промышленных гигантов. Мелкие фирмы не смогут обеспечить минимально эффективного размера производства и окажутся нежизнеспособными.

^ 4. Когда предельный продукт становится величиной отрицательной, общий объем производства сокращается.

Да.

5. Если цена переменного ресурса выросла, то кривые АТС, AVC и МС должны сдвинуться вверх, а положение кривой AFC останется прежним. Нет.

^ 6. Предельный продукт достигает максимума, когда предельные издержки оказываются минимальными.

Да.

7. Представьте графически динамику валового выпуска, предельного и среднего продуктов в зависимости от изменения переменного фактора.

^ 8. В чем отличие издержек фирмы в краткосрочном и долгосрочном периоде времени.

Поскольку в краткосрочный период ресурсы могут быть постоянными и переменными, то и виды издержек могут быть постоянными и переменными. Средние переменные издержки сначала падают, достигают своего минимума, затем начинают расти.

В долгосрочном периоде средние издержки производства изменяются в зависимости от характера действия эффекта масштаба, а их минимальный уровень показывает оптимальный размер производства.

^ ТЕМА 4. КОНКУРЕНЦИЯ И ТИПЫ РЫНОЧНЫХ СТРУКТУР

1. В чем состоит сущность конкуренции и закона конкуренции?
Основные черты совершенной конкуренции: большое число продавцов и покупателей; стандартизированная продукция; цена продукта есть данная

величина, на которую производитель не оказывает влияния; свободное вступление и выход из отрасли, мобильность ресурсов.

^ 2.Почему конкуренция выступает важной движущей силой развития экономической системы?

Совершенная конкуренция помогает распределить ограниченные ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей. Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Это означает, что фирмы должны использовать наилучшую из доступных (наименее дорогую) технологию, или они не выживут.

^ 3.Является ли совершенно конкурентное равновесие эффективным? Как оценить и какова будет эффективность других рыночных структур?
Отрасль находится в состоянии долгосрочного равновесия, когда ни одна из фирм не стремится ни войти в отрасль, ни выйти из нее и когда ни одна из

действующих фирм в отрасли не стремится ни увеличить, ни сократить свой выпуск. В долгосрочном периоде действующие в условиях совершенной конкуренции фирмы производят с минимальными долгосрочными средними издержками и не получают экономической прибыли.

При этом достигается не только высокая эффективность распределения ресурсов, но и максимальная производственная эффективность (Р = АС). Совершенная конкуренция заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам. Это означает, что фирмы должны использовать наилучшую из доступных (наименее дорогую) технологию, или они не выживут.

^ 4.На рынке каких товаров преобладает монополистическая конкуренция? Почему?

Абсолютная, или чистая, монополия существует, когда одна фирма является единственным производителем продукта, у которого нет близких заменителей.

1) единственный продавец. Отрасль состоит из одной фирмы и понятия «фирма» и «отрасль» совпадают;

2) нет близких заменителей. Продукт монополии уникален в том смысле, что не существует хороших или близких заменителей. Покупатель должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него;

3) «диктующий цену». Фирма осуществляет значительный контроль над ценой: она выпускает, и, следовательно, контролирует общий объем предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт, монополист может вызвать изменение цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта;

4) заблокированное вступление. Если, по определению, чистый монополист не имеет прямых конкурентов, должна быть причина такому отсутствию конкуренции.

^ 5.Почему появление монополий объективно неизбежно? Назовите основные формы монополий и их отличия. Каковы положительные и отрицательные стороны монополий?

. Современная технология в некоторых отраслях такова, что эффективное малозатратное производство может быть достигнуто, только если производители являются чрезвычайно крупными как в абсолютном выражении, так и относительно рынка Финансовые препятствия на пути крупных предприятий во многих случаях настолько велики, что равносильны запретительным.

В некоторых отраслях экономия, обусловленная эффектом масштаба производства, особенно резко выражена и конкуренция неосуществима, затруднительна или просто неприменима. Такие отрасли называют естественными монополиями.

^

Доводы против монополии: Неэффективное распределение ресурсов. Непрогрессивность. Неравенство доходов. Политические опасности.

Аргументы в пользу существования монополий: продукты лучшего качества; недооценка конкуренции; эффект масштаба; научно-технический прогресс.


^ 6. На конкурентном рынке в долгосрочном периоде нормальная прибыль равна нулю?

В долгосрочном периоде действующие в условиях совершенной конкуренции фирмы производят с минимальными долгосрочными средними издержками и не получают экономической прибыли.

^ 7. В каком случае имеет место ценовая дискриминация? При каком условии она эффективна?

Обладающая рыночной властью фирма всегда стремится реализовать эту власть как можно полнее, что может быть осуществлено посредством перераспределения потребительского излишка в пользу производителя. Учитывая существующие различия в спросе со стороны групп потребителей, фирма может достичь этого, применив метод ценовой дискриминации.

Ценовая дискриминация имеет место, когда данный продукт продается по разным ценам разным потребителям или одному и тому же потребителю и эти ценовые различия не оправданы различиями в издержках.

^ 8. Что отражает модель ломаной кривой спроса в условиях олигополии?

Модель ломаной кривой спроса отражает случай ценовой конкуренции в условиях олигополии, когда предполагается, что фирмы всегда реагируют на снижение цен конкурентов и не реагируют на их повышение.

Фирма-олигополист способна оказать влияние на цену, следовательно, кривая спроса является нисходящей. В условиях олигополии предельный доход ниже цены. Кривая предельного дохода будет расположена ниже кривой спроса. Оптимальный объем производства будет получен в той точке, где MR = МС.
^ 9. При каком условии фирма совершенный конкурент минимизирует убытки? Объясните графически.

Фирма будет максимизировать прибыль либо минимизировать убытки при любом типе рыночных структур, производя в той точке, где предельный доход равен предельным издержкам: MR = MC.

В условиях чистой конкуренции данное правило выглядит следующим образом: MR = MC = P .

Если цена превышает минимум совокупных переменных издержек, но меньше, чем валовые издержки, фирма может производить минимизируя убытки. В этом случае убытки составляют АР на единицу продукции. Если цена опускается, ниже минимума совокупных переменных издержек, фирма будет минимизировать свои издержки путем закрытия. Не существует уровня производства, при котором фирма может производить и получать убыток, меньший, чем ее постоянные издержки.
^ 10. Препятствуют ли патенты, лицензии и авторские права конкуренции?

Да. Государство создает официальные барьеры, выдавая патенты и лицензии. Вступление в отрасль или род деятельности могут быть ограничены государством путем выдачи лицензий (лицензии радио и телевизионным каналам, врачебная практика, производство алкогольных напитков). Фирма, владеющая или контролирующая сырье, которое является необходимым в процессе производства, может препятствовать созданию конкурирующих фирм.

^ Тема 5. Государство в рыночной экономике.


  1. Особенности макроэкономического анализа.

Макроэкономика занимается экономическим анализом комплексных или агрегированных величин, характеризующих движение экономики как единого целого: ВНП (а не выпуск отдельной фирмы), средний уровень цен (а не цены на конкретные товары), рыночную ставку процента (а не ставку процента отдельного банка), уровень инфляции, занятости, безработицы .

  1. ^ Назовите экономические функции правительства.

Экономических функций правительства (целевых установок, стоящих перед органами власти при регулировании экономических отношений) много, два важнейших вида деятельности правительства:

1) обеспечение правовой базы и общественной атмосферы, способствующих эффективному функционированию рыночной системы;

2) защита конкуренции.

Государственное регулирование экономики в условиях рынка предполагает систему мер законодательно-исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях приспособления социально-экономической системы к существующим условиям.

  1. ^ Почему производство общественных благ является одной из самых важнейших функций государства?

Рыночный механизм не может предоставить общественные блага. У частного сектора нет стимулов производить такие блага, поскольку положительным эффектом от их создания могут воспользоваться любые лица, независимо от того, платили они за эти блага или нет. Поэтому правительство берет на себя их производство или финансирование, чтобы не допустить возможного возникновения дефицитного выделения ресурсов в эту сферу.

  1. ^ Обоснуйте теорему Коуза.

Теорема Коуза. Не все решения происходят при непосредственном участии государства. Предположим, что правительство принимает решение не вмешиваться в деятельность рынка. Исследование, предпринятое Рональдом Коузом, показало, что добровольные переговоры между заинтересованными сторонами при определенных условиях могут привести к эффективному результату. Условия, в которых это может произойти, имеют место тогда, когда существуют четко сформулированные права собственности и издержки на переговоры низки.

Возникают ситуации, когда некоторые выгоды или издержки, связанные с производством или потреблением товара «перемещаются» к третьим лицам, то есть к сторонам, не являющимся непосредственными покупателями или продавцами. Это явление носит название внешних (побочных) эффектов, или переливов ресурсов.

  1. Учитывая проблемы, связанные с регулированием естественных монополий, сравните общественно оптимальное ценообразование и ценообразование на основе принципа справедливой прибыли. Какому варианту вы отдали бы предпочтение?

Ценообразование на основе принципа справедливой прибыли.

  1. ^ Разграничьте прямые и косвенные методы государственного воздействия.

Прямые методы государственного регулирования экономики не связаны с созданием дополнительного материального стимула или опасностью финансового ущерба и базируются на силе государственной власти.

Сфера применения косвенного регулирования по мере развития рыночной экономики значительно расширяется, сужая возможности прямого вмешательства государства в процессы расширения воспроизводства.
^ ТЕМА 6. ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ПОКАЗАТЕЛИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ


  1. Как определить результаты функционирования национальной экономики? Валовой национальный продукт (ВНП), валовой внутренний продукт (ВВП), факторные доходы?

ВНП –– это совокупная рыночная стоимость всего объёма конечного производства товаров и услуг в экономике за один год.

ВВП-измеряет стоимость конечной продукции, произведенной резидентами данной страны за определенный период времени.

Валовой внутренний продукт измеряет стоимость конечной продукции, произведенной резедентами данной страны за определенный период времени.


  1. ^ Как измерить результаты функционирования национальной экономики: номинальный ВНП, реальный ВНП, дефлятор ВНП, индекс потребительских цен (ИПЦ)?

Номинальный ВНП –– это ВНП, исчисленный в текущих ценах, то есть показатель, который не скорректирован с учетом уровня цен.

Реальный ВНП –– это ВНП, исчисленный в постоянных ценах, за которые принимаются цены некоторого базисного года, то есть скорректированный на инфляцию.

Индекс цен –– измеритель соотношения между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых «рыночной корзиной», для данного временного периода и совокупной ценой, идентичной либо сходной группы товаров и услуг в базовом периоде.

Дефлятор ВНП несколько занижает рост уровня цен в экономике, поскольку также не учитывает динамику структуры весов, но фиксирует ее уже в текущем периоде. Если с его помощью оценивать рост стоимости жизни, то не будет учтено влияние на потребителей повышения цен на блага, которые присутствуют в наборе базисного года, но отсутствуют в наборе текущего года. Дефлятор ВНП = Номинальный ВНП / Реальный ВНП.



  1. Каковы методы расчета валового национального продукта (ВНП): производственный метод (по добавленной стоимости), метод конечного использования (по расходам), распределительный метод (по доходам)?

При расчёте ВНП используются в основном два метода: по расходам и по доходам. Метод расчета ВНП по расходам: суммируются расходы на конечное потребление товаров и услуг домашних хозяйств, государства; валовые инвестиции; чистый экспорт. Метод расчета ВНП по доходам: суммируются первичные доходы, выплаченные из добавленной стоимости производственным единицами-резидентами.


  1. ^ Какова взаимосвязь показателей ВНП: чистого национального продукта (ЧНП), национального дохода (НД), личного дохода (ЛД), располагаемого дохода (РД)?

Чистый национальный продукт ЧНП представляет собой ВНП, скорректированный на сумму амортизационных отчислений:

ЧНП = ВНП – А.

Национальный доход НД –– показатель, полученный путем вычитания косвенных налогов на бизнес и амортизационных отчислений из ВНП:

НД = ВНП – А – Тк = з/пл. + рента + прибыль корпораций + процентные доходы.

При этом определяется показатель общего объема заработной платы, рентных платежей, процента и прибылей, полученных в ходе производства объема ВНП данного года.

Личный доход (ЛД) –– если из НД дохода вычесть взносы населения в фонды социального страхования, нераспределенные прибыли корпораций, налог на прибыль, но прибавить государственные трансферты и получаемые населением проценты по государственному долгу, то получится показатель личного дохода.

Располагаемый личный доход (РЛД) исчисляется уменьшением личного дохода на сумму подоходного налога с граждан и некоторых неналоговых платежей государству.



  1. Что такое система национальных счетов (СНС), основные виды счетов.

СНС –– основные статистические агрегаты, используемые как показатели экономической активности на уровне экономики в целом.

Похожие:

1. основные проблемы экономической организации общества iconВопросы по экономической теории для студентов 2-го образования
Основные проблемы экономической организации общества. Кривая производственных возможностей
1. основные проблемы экономической организации общества icon2. Рыночная система хозяйствования. Роль государства в рыночной экономике...
Тема Предмет и метод экономической теории. Основные проблемы экономической организации общества с. 2
1. основные проблемы экономической организации общества iconПо дисциплине: “Экономическая теория” для студентов: II образования всех специальностей
Основные проблемы экономической организации общества (что, как и для кого производить)
1. основные проблемы экономической организации общества iconЗаключение. Начала общей теории экономической организации
Основные положения общей теории экономической организации, представленной в работе, суть следующие
1. основные проблемы экономической организации общества icon1. общие экономические проблемы и основные понятия экономической теории
Экономическая теория: предмет, цели и задачи, функции, методы. Экономические категории и законы. Микроэкономика. Макроэкономика....
1. основные проблемы экономической организации общества iconЭкономическая система решает основные вопросы: что производить
Товарное производство способ организации экономической жизни общества, при котором люди специализируются в определенных видах деятельности,...
1. основные проблемы экономической организации общества iconТема Налоги в экономической системе общества
Темой 1 начинается рассмотрение теоретических основ налогообложения. В ее материалах выявляется роль налогов в экономической системе...
1. основные проблемы экономической организации общества iconЛекция Предмет и метод экономической социологии Лекция Основные направления...
Зачет ставится в том случае, если студент набирает 4 и более баллов по 10-ти балльной системе
1. основные проблемы экономической организации общества iconЛекция Предмет и метод экономической социологии Лекция Основные направления...
Зачет ставится в том случае, если студент набирает 4 и более баллов по 10-ти балльной системе
1. основные проблемы экономической организации общества iconПроблемы Правоведения Контрольная работа Вариант 1 Задание 1
Отделение государства от общества и обособление общества от государства выражены в различии их структур, принципов организации и...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница