Программа по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений 8 9 классы (136 часов, 2 часа в неделю)




Скачать 224,72 Kb.
НазваниеПрограмма по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений 8 9 классы (136 часов, 2 часа в неделю)
Дата публикации26.07.2013
Размер224,72 Kb.
ТипПрограмма
www.pochit.ru > География > Программа
Программа по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений

8 – 9 классы (136 часов, 2 часа в неделю)
Пояснительная записка

Статус документа

Программа состоит из следующих частей: Россия на карте мира, природа России, человек и природа, население России, хозяйство России.

За основу взята программа А.И. Алексеева, Э.В. Кима и др. (Сборник нормативных документов. География. Федеральный компонент государственного стандарта. М.: Дрофа, 2004).

Главная задача курса – сформировать у учащихся знания о родной стране и подвести их к пониманию своего места в стране и в мире.

Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой – территориально дифференцированным, разнообразным.

Представление о целостности нашей страны вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России рассматриваемых в их историческом развитии.

Представление о разнообразии России и формируется как путем изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение мест разнообразного масштаба (крупных районов, городов, отдельных примечательных мест России).

Комплексный интегрированный подход к изучению географии России позволяет наиболее полно представить проблему «окружающая среда – общество – человек»

Содержание курса учитывает требования стандарта основного общего образования по географии и федерального базисного учебного плана.
География России изучается в 8 и в 9 классах, и на изучение курса отводится 2 часа в неделю.

^ В 8 классе изучается 1-ая часть курса – «Природа и население России», которая состоит из «Введения» и четырех разделов: «Россия на карте мира», «Природа России», «Население России».

В разделе «Россия на карте мира» рассматриваются виды географического положения с разных уровней, показываются плюсы и минусы огромного российского пространства, их влияния на хозяйственную жизнь людей.

В разделе «Природа России» природа рассматривается не только сама по себе, но и как ресурс для хозяйства, как среда жизнедеятельности населения на уровне страны и местном уровне.

Раздел «Население» раскрывает демографические и социально-экономические проблемы народов страны, особенности структуры, занятости и распределения населения.

^ В 9 классе изучается 2 часть курса – «Хозяйство и географические районы».

При изучении раздела «Хозяйство России» показывается тесная взаимосвязь природы, населения и хозяйства, рассматривается становление и развитие экономики страны, ее особенности; при характеристике отраслей и межотраслевых комплексов дается сравнение с мировыми показателями, другими странами.

Рассмотрение всех отраслей и межотраслевых комплексов дается с учетом произошедших изменений в хозяйственной и социальной жизни России.

Раздел «География крупных регионов» включает темы: «Европейская Россия» и «Азиатская Россия», «География своего края».

В разделе «Россия в современном мире» рассматриваются внешние экономические связи, особенности взаимоотношений соседних государств с Россией раскрываются их существующие и перспективные хозяйственные и социальные связи.

Ставится также цель обобщить изученный материал на более высоком мировоззренческом уровне и подготовить учащихся к восприятию нового курса 10 класса «География мира».
^ Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения географии России ученик должен
Знать и понимать:

- основные географические термины и понятия, методы изучения территории, результаты выдающихся открытий и путешествий;

- географические явления и процессы на территории России, их изменения в результате деятельности человека; географическую зональность и поясность;

- связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов;

- специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации, особенности ее природы, населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

- меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений.
Уметь:

- находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических явлений и процессов на территории России, обеспеченности ее природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

- приводить примеры использования и охраны природных ресурсов,; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и узлов, внутригосударственных и внешнеэкономических связей России;

- составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников информации;
^ Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- чтения карт различного содержания; определения поясного времени;

- проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями , их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

- решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятию необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

- проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.

Учебно-методический комплекс
8 класс

  1. География. Россия. Природа и население. 8 класс./ Под ред. Алексеева А.И..Учебник для общеобразовательных учебных заведений. М.: Дрофа, 2007.

  2. Баринова И.И. Школьный практикум. География России .Природа. 8 класс .М.: Дрофа, 2000.

  3. Карасев С.А. . География России. 8 класс. Тетрадь с печатной основой. Саратов: Лицей, 2002.

  4. Задачи по географии. Пособие для учителей /Под ред. А.С.Наумова – М.: МИРОС, 1993

  5. Малиновская С.А. География. 8 класс: поурочные планы по учебнику А.И. Алексеева. – Волгоград: Учитель, 2007.

  6. Моисеева О.П. Тематический тестовый контроль по географии России. 8 класс. М.:ТЦ Сфера,1999.

  7. Антушева О.В. География России. Природа. 8 класс: поурочные планы по учебнику И.И. Бариновой. Волгоград: Учитель, 2005.

  8. География 8-9 . Тематические зачеты. Вариант 1, 2 /Автор-составитель О.Л.Осокина. Под ред. Н.А.Филипповой. Ярославль: кн. изд-во «Ремдер», 2004.

8. Школьный географический атлас для 8 класса. М.: Дрофа, 2007.

9 класс


  1. География России. Население и хозяйство. 9 класс. Учебник для общеобр. учреждений. 9 класс./Под ред. Алексеева А.И. - М.: Дрофа, 2004.

  2. Жижина Е.А. Поурочные разработки по географии: население и хозяйство России.

9 класс. М.: ВАКО, 2005.

  1. Колесник И.В. Тесты по географии. 9 класс. Саратов: Лицей, 1999.

  2. Макарцева Л.В., Кусков А.С. Внеклассная работа по географии. Саратов: «Лицей», 2001

  3. Оценка качества подготовки выпускников основной школы по географии. /Составитель Н.Н.Петрова. М.: Дрофа, 2000.

  4. Ром В.Д., Дронов В.П. Школьный практикум. География России. Население и хозяйство. 9 класс. М.: Дрофа, 2000.

  5. Школьный географический атлас для 9 класса. М.: Дрофа, 2005.

  6. Экзаменационные вопросы и ответы. География. Учебное пособие. М.: АСТ-Пресс школа, 2003.

  7. Элькин Г.Н. Тесты для проверки. Для сдачи ЕГЭ. Для подготовки к экзаменам. 8-9 классы. С.-Петербург: Паритет, 2005.


Тематическое и поурочное планирование

8 класс


№ урока

Раздел. Тема.

Кол-во

часов

Практические

работы

Пример.

сроки


1.

Введение

Что изучает география России

1








2.

3.

4.

5.

6.
7.

8.

9.
10.

Раздел 1. Особенности географического положения России.

Тема 1. Географическое положение России

Россия на карте мира. Территория и акватория. Государственная территория России.

Виды географического положения.

Тема 2. Границы и административно-территориальное устройство

Границы России.

Россия на карте часовых поясов

Тема 3. История освоения и изучения территории России.

Формирование и освоение государственной территории России.

Географическое изучение территории России. Изменение границ на разных исторических этапах.

Тема 4. Административно территориальное и политико-административное деление страны.

Федеративное устройство страны. Субъекты федерации.

Федеральные округа


10

2

2


3
2


1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран.

2. Определение поясного времени для разных пунктов России




11.


Обобщающий урок по разделу 1.

1








12.
13.

14.

15.


Раздел 2. Природа

Тема 1. Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые

Особенности геологического строения и тектонических структур

Главные черты рельефа России

Развитие форм рельефа. Стихийные природные явления, происходящие в литосфере

Минеральные ресурсы России. Использование недр.


41
4


3. Выявление зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений п.и. от строения земной коры на примере отдельных территорий.





16.
17.


18.
19.

20.


Тема 2. Климат и климатические ресурсы

Общая характеристика климата России. Климатообразующие факторы

Закономерности циркуляции воздушных масс. Атмосферные фронты, циклоны и антициклоны
Закономерности распределения основных элементов климата

Климатические пояса и типы климата нашей страны


Климат и человек. Климат своего региона


5

4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового кол-ва осадков по тер-и страны

5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для разл. пунктов. Составление прогноза погоды.

6. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хоз. деятельности





21.

22.


23.

24.
25.

26.

27.

Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы

Воды суши на территории страны. Реки.

Главные речные системы России


Озера, болота,

Подземные воды, ледники, многолетняя мерзлота

Водные ресурсы.

Опасные явления, связанные водами

Внутренние воды своей местности



7



7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм
8. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования
9. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на тер-и страны в зависимости от рельефа и климата





28.

29.
30.

31.


Тема 4. Почва и почвенные ресурсы

Образование почв и их разнообразие

География почв России. Закономерности распространения почв

Почвенные ресурсы. Почвы и урожай.

Рациональное использование и охрана почв. Особенности почв своей местности

4



10. Знакомство с образцами почв своей местности






32.

33.

34.


Тема 5. Растительный и животный мир России

Растительный и животный мир России

Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира
Растительный и животный мир своего региона и своей местности.



3




11. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов ПК




35.

Урок обобщающего повторения по

разделу 2. «Природа России»

1








36.
37.
38.
39.
40.

41.

42.

43.

44.
45.
46.

47.

48.

Тема 6. Природные комплексы России

Понятие о природном территориальном комплексе. Разнообразие ПТК России

Свойства природных территориальных комплексов.

Человек в ландшафте.

Тема 7. Природно-хозяйственные зоны

Учение о природных зонах. Природные зоны России.

«Безмолвная» Арктика.

Чуткая Субарктика.

Разнообразие лесных зон. Таежная зона.

Болота.

Зона смешанных и широколиственно-хвойных лесов.

Безлесные зоны на юге России. Лесостепи и степи.

Полупустыни, пустыни, субтропики.

Высотная поясность в горах. Человек и горы.

Обобщающий урок по теме «Природно-хозяйственные зоны»

3
10


12. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.






49.
50.
51.

52.


Тема 8. Природопользование и охрана природы

Природная среда, природные ресурсы, природные условия.

Рациональное использование природных ресурсов.

Охрана природы и охраняемые территории.

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека. Антропогенные воздействия на природу. Экологическая ситуация в России



4









53.

54.
55.

56.


57.

58.
59.


60.

61.

62.
63.

64.

65.

66.

67.

Раздел 4. Население России

Тема 1. Сколько нас – россиян?

Численность населения.

Воспроизводство населения.

Тема 2. Кто мы?

Половой состав населения

Возрастной состав населения

Тема 3. Куда и зачем едут люди?

Миграции населения России.

Территориальная подвижность России.

Тема 4. Человек и труд.

Рынок труда и занятость населения. Трудовые ресурсы.

Тема 5. Россия – многонациональное государство

Этнический состав населения.

Этническая мозаика России. Народы. Национально-территориальные образования. Тема 6. Где и как живут люди?

Плотность населения.

Расселение и урбанизация.

Города России.

Сельская Россия. Географические различия в уровне жизни.
Обобщающий урок по теме «Население»

15

2

2

2

1

3

4

1

13. Определение и анализ основных статистических показателей, характеризующих население страны в целом и ее отдельных территорий.


14. Нанесение на к/к городов-миллионеров, объяснение особенностей их размещения на территории России.




68.

Итоговое повторение и контроль знаний по курсу 8 класса

1










Практических работ




14







Итого


68









^ Тематическое и поурочное планировани

9 класс


№ урока

Раздел. Тема.

Кол-во

часов

Практические

работы

Пример.

сроки


1.

2.
3.


Раздел 1. Хозяйство России
Тема 1. Общая характеристика хозяйства России.

Понятие хозяйства. Его структура. МОК.

Этапы и особенности развития хозяйства России.

Факторы размещения предприятий.


24
3










4.
5.
6.

7.

8.

9.

Тема 1. Главные отрасли и межотраслевые комплексы.

Первичный сектор экономики- отрасли эксплуатирующие природу, его состав. Природно-ресурсный потенциал, основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Растениеводство.

Животноводство. Зональная специализация с/х

Лесное хозяйство.

Охота и рыбное хозяйство



6
5


1. Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования
2. Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства






10.
11.


12.


Вторичный сектор экономики – отрасли, перерабатывающие сырьё

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Угольная промышленность

Нефтяная и газовая промышленность


Электроэнергетика


10



3. Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам

4. Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов по картам и статистическим материалам





13.

14.
15.

16.

17.

18.

19.

Металлургический комплекс. Черная металлургия.


Цветная металлургия.
Машиностроение

Военно-промышленный комплекс

Химическая промышленность

Лесная промышленность

Пищевая и легкая промышленность




5. Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства.

6. Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения

7. Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности






20.
21.

22.
23.


Третичный сектор экономики – отрасли, производящие разнообразные услуги

Инфраструктура. Коммуникационная система. Транспорт.

Информационная инфраструктура

Социальная инфраструктура. Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство

Наука. Технополисы

4


8. Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт)




24.

Обобщающее повторение по разделу «Хозяйство России»


1








25.

26.


27.
28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.


35.

36.
37.
38.

39.
40.

41.

42.
43.
44.

45.

46.


Раздел 2. География крупных регионов России

Тема 1. Районирование территории

Районирование, его виды. Зонирование России.

Территориальное (географическое) разделение труда.

Тема 2. Районы и крупные регионы.

Европейская Россия.

Природно-хозяйственные различия.

Центральная Россия. Состав, ГП, население

Хозяйство Центрального района

Москва – столица России

Города Центрального района

Центрально-Черноземный район

Волго-Вятский район


Северо-Западный район. Состав, ГП, природная специфика

Санкт-Петербург – северная столица России

Калининградская область
Европейский Север. Состав, ГП, природа.

Население и города района

Развитие хозяйства Европейского Севера

Европейский Юг. Состав, ГП, природа.

Население Кавказа

Хозяйство района

Южные моря. Рекреационное хозяйство

Поволжье. Состав, ГП, природа
Население и хозяйство Поволжья.
Урал. Состав, ГП, природа

Хозяйство и проблемы Урала

Обобщение знаний по западным районам России.

30
2


27

18

1


9. Сравнение географического положения районов, регионов и его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство

10. Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России.

11. Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем.

12. Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по пр. условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства

13. Нанесение на к/к крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов по положению и их роли в жизни страны
14. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона






47.
48.

49.

50.
51.


52.


53.


Азиатская Россия.

Восточный макрорегион – географическое своеобразие. Хозяйственное освоение Сибири

Западная Сибирь. Природа и ресурсы

Население и хозяйство

Восточная Сибирь. Природные условия и ресурсы

Хозяйство Восточной Сибири


Дальний Восток. Особенности ГП. Этапы освоения. Природные условия и ресурсы района. Население.
Хозяйство района


7


15. Выявление и анализ условий для развития хозяйства района






54.

Повторение и контроль знаний по восточным районам России

1








55.

56.

57.



Раздел 3. Россия в современном мире

Россия и страны СНГ

Взаимосвязи России с другими странами мира.

Объекты мирового и культурного наследия в России.

3









1.

2.

3.
4.
5.-

6
7 –

8.


9.

10.

Раздел 4. География своей области

(изучается в теме «Районы и крупные регионы)

Что изучает география своей области. Зачем нужно ее изучать. Территория, границы и положение области, его описание и оценка.

Основные этапы заселения и хозяйственного освоения территории, его влияния на природную среду.

Экономическая оценка современных природных ресурсов и условий

Население и его особенности. Вклад населения региона в культуру России.

Общая характеристика развития хозяйства области. Влияние хозяйства на природную среду.

Внутренние различия и деление области на геоэкологические районы. Северный район (включая характеристику городов и достопримечательностей).

Северо-Западный район.

Центральный и Южный район


10







68.

Обобщающее повторение за курс 9 класса

1

























Практических работ




16







Итого часов:

68







Похожие:

Программа по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений 8 9 классы (136 часов, 2 часа в неделю) iconПрограмма: Программа общеобразовательных учреждений. География 6-9...
Программа: Программа общеобразовательных учреждений. География 6-9 классы, 10-11 классы. Москва «Просвещение» 2009 год. Авторы: А....
Программа по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений 8 9 классы (136 часов, 2 часа в неделю) iconСиротин В. И., Терещенкова В. Г. География России. Методическое пособие...
Программа составлена на основе программы для общеобразовательных учреждений подготовленной авторским коллективом под руководством...
Программа по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений 8 9 классы (136 часов, 2 часа в неделю) iconПояснительная записка Данная рабочая программа составлена на основе...
География. 6—9 классы /сост. Е. В. Ов­сянникова. — М: Дрофа, 2008 авторская программа И. В. Душиной под редакцией В. П. Дронова)....
Программа по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений 8 9 классы (136 часов, 2 часа в неделю) iconПрограмма курса Количество часов в год 102 часа Количество часов в неделю 3 часа
Базовый учебник – «Литература. 7 класс» Учебная хрестоматия для общеобразовательных учреждений в 2 частях». Автор-составитель: В....
Программа по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений 8 9 классы (136 часов, 2 часа в неделю) iconРабочая программа по биологии, 7 класс (2 часа в неделю, 68 часов) пояснительная записка
Минобрнауки России от 07. 07. 2005г. №03-1263, за основу рабочей программы взята: Биология. 5-11 классы: программы для общеобразовательных...
Программа по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений 8 9 классы (136 часов, 2 часа в неделю) iconПояснительная записка к календарно-тематическому плану по географии 9 класс
«География России 8-9 класс» и программы по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений VIII ix классы, авторов И....
Программа по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений 8 9 классы (136 часов, 2 часа в неделю) iconНикифорова Елена Борисовна Количество часов: 3 часа в неделю (102 часа) Предмет: английский язык
Авторская программа М. З. Биболетовой, Н. Н. Трубаневой по английскому языку для 2-11 кл общеобразовательных учреждений. Обнинск:...
Программа по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений 8 9 классы (136 часов, 2 часа в неделю) iconУгринович Н. Д. Информатика и икт. Профильный уровень: учебник для 10 и 11 классов
Курс рассчитан на изучение в 10-11 классах информационно-технологического профиля обучения общеобразовательной средней школы в течение...
Программа по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений 8 9 классы (136 часов, 2 часа в неделю) iconБаринова И. И., Дронов В. П. География России. 8-9 классы. Программы...
«ГеографияРоссии» (7-9 классы) / Сборник нормативных документов: География: Федеральный компонент государственного стандарта; Федеральный...
Программа по курсу «География России» для общеобразовательных учреждений 8 9 классы (136 часов, 2 часа в неделю) iconРабочая учебная программа курса «География России»
Авторской программы: Баринова И. И., Дронов В. П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е....
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница