Скачать 487,9 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Чичковская средняя общеобразовательная школа
Рабочая учебная программа курса «Физическая география» для 6-го класса Составитель: Мальцев И.В., учитель географии первой квалификационной категории с. Чичково 2012 год Пояснительная записка Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для 6го класса составлена на основе следующих документов:
«Начальный курс географии» - первый систематический курс новой для школьников учебной дисциплины. В процессе изучении курса формируются представления о Земле как о природном комплексе, об особенностях земных оболочек и их взаимосвязях. При изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; учащиеся овладевают первоначальными представлениями и понятиями, а также приобретают умения использовать источники географической информации. Большое внимание уделяется изучению влияния человека на развитие географических процессов. Исследование своей местности используется для накопления знаний, которые будут необходимы в дальнейшем при овладении курсом географии. 0,5 часа вводится на изучение курса «География родного края». Начальный курс географии достаточно стабилен, с него начинается изучение географии в школе. Начальный курс — первая ступень в географическом образовании, имеющая лишь некоторые пропедевтические знания из курсов «Природоведение», "Окружающий мир» о свойствах некоторых природных веществ (воды, воздуха, горных пород, расти тельного и животного мира), о человеке и окружаю щей его среде, о некоторых явлениях в природе, о связях между природой и человеком. В его структуре заложена преемственность между курсами, обеспечивающая динамизм в развитии, расширении и углублении знаний и умений учащихся, в развитии их географического мышления, самостоятельности в приобретении новых знаний. При его изучении учащиеся должны усвоить основные общие предметные понятия о географических объектах, явлениях, а также на элементарном уровне знания о земных оболочках. Кроме того, учащиеся приобретают топограф – картографические знания и обобщенные приемы учебной работы на местности, а также в классе. Нельзя не отметить, что именно при изучении этого курса начинается формирование географической культуры и обучение географическому языку; изучая его, школьники овладевают первоначальными представлениями, понятиями, причинно – следственными связями, а также умениями, связанными с использованием источников географической информации, прежде всего, карты. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Организуя учебный процесс по географии в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но так же комплекс общеучебных умений, необходимых для:
Начальный курс для учащихся основной школы — первый по географии. Поэтому в "Требованиях к подготовке учащихся» массовой школы преобладают уровни: называть и/или показывать, приводить при меры, определять, описывать и реже — объяснять. Учитель по своему усмотрению может повысить требования, если учащиеся подготовлены к этому. ^ Основная цель «Начального курса географии» - систематизация знаний о природе и человеке, подготовка учащихся к восприятию страноведческого курса с помощью рассмотрения причинно-следственных связей между географическими объектами и явлениями. Для успешного достижения основной цели курса необходимо решить следующие учебно-методические задачи:
А самое главное – показать школьникам, что каждый человек является частью общепланетарного природного комплекса «Земля» и каждый живущий на ней в ответе за все, что он сам делает в окружающем его мире. ^
Уровень и направленность рабочей программы: Основная общеобразовательная программа, базовый уровень ^ отбора содержания, которые легли в основу начального курса географии, не являются новыми, но они приобрели совершенно иное значение в условиях модернизации школьного образования. Основополагающим стал принцип доступности, отражающий линию научных основ содержания образовательной области «Земля». Принцип научности позволяет обеспечить соответствие содержание курса и требований современной науки, уровня ее развития. Этот принцип взаимосвязан с краеведческим, дополняет и обогащает его при формировании знаний, а также способствует развитию исследовательской деятельности учащихся. Принцип системности в изучении начального курса географии сохраняет преемственность, динамизм, развитие внимания при отборе материала на свойственных географическим объектам внутренних взаимодействиях. Принцип гуманистической направленности предполагает, что при отборе содержания особое внимание уделяется связи между человеком, обществом и природной средой. Принцип практической направленности содержания может быть реализован посредствами включения географических знаний и умений в личностный опыт ученика. Краеведческий принцип помогает учащимся установить связи между известными фактами окружающей действительности и изучаемым материалом курса своего края. Вся система изучения материала курса характеризуется определенной структурой, основа которой – внутренние (внутрипредметные) и внешние (метапредметные) связи. Для начального курса географии характерны следующие метапредметные связи: Введение – астрономия, картография, история, математика, физика, литература. План местности – картография, биология, математика, астрономия. Географическая карта – картография, история, математика. Литосфера – геология, химия, физика. Гидросфера – гидрология, лимнология, биология, физика, химия, литература Атмосфера – метеорология, физика, химия, биология, литература. Биосфера – биология, зоология, экология. Население Земли – демография, история. Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:
Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения. Используются следующие средства обучения: учебно-наглядные пособия (таблицы, карты и др.), организационно-педагогические средства (карточки, билеты, раздаточный материал). Формы организации работы учащихся: - индивидуальная; - коллективная; - фронтальная; - парная; -групповая В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль, проверочные работы, словарные, топографические и географические диктанты, работы с контурными картами. Виды деятельности учащихся:
^ Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, коррекции знаний, обобщении и проверке знаний. Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся. Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов. При работе с картами основное внимание уделяется знакомству с ее содержанием, выявлению основных картографируемых явлений и объектов, а также использованию карты для решения географических задач - определению местоположения объектов, их координат, расстояний и направлений и составлению несложных географических описаний и характеристик. Географические умения формируются в течение длительного времени в ходе учебной деятельности на уроках и выполнения практических работ. Большое внимание уделяется изучению своей местности для накопления представлений (знаний), которые будут использоваться в дальнейшем. Ведущей методической идеей программы является реализация деятельностного подхода в условиях личностно-ориентированного обучения, формирования ключевых компетенций учащихся. ^ Предмет география входит в образовательную область «Обществознание». В базисном плане на изучение «Начального курса» в 6 классе отведено 35 ч из федерального компонента и 0,5 ч из регионального (национально-регионального) компонента, а так же 0,5 часа отводится на изучение курса «География родного края». ^ В структурном соотношении курс состоит из шести разделов: «Введение», «Изображения земной поверхности», «Оболочки Земли», «Население Земли», «Повторение и обобщение основных знаний и приемов самостоятельной работы по курсу», «География родного края» а так же 0,5 часа отводится на изучение курса «География родного края». Курс «География родного края» может вестись как отдельным курсом (после изучения базового), так и включением тем при изучении разделов базового курса. Данная программа рассчитана на изучение «Географии родного края» при изучении разделов базового курса. ^ (70 часов)
В программу внесены следующие изменения:
^ заключается в том, что некоторые из них выполняются, как правило, в течение нескольких уроков. Это связано с тем, что формируемые географические умения отличаются сложностью, формируются последовательно, по этапам, иногда требуют длительного наблюдения. Поэтому практическая работа, связанная с определением координат, расстояний, направлений по плану или карте или с ведением календаря погоды – это не одна, а несколько практических работ, запись в журнал и оценивание которых может проводиться по усмотрению учителя. На выполнение практических работ отводится не более 20% учебного времени соответствующей программы. Итоговые (оценочные) работы составляют около 50% работ. ^ Раздел I ВВЕДЕНИЕ География — наука о природе Земли, ее населении, его хозяйственной деятельности, о связях между ними; значение науки для человека и общества; особенности начального курса. Земля — планета Солнечной системы (повторение ранее изученного по природоведению о суточном и годовом движении Земли). Луна — спутник Земли. Развитие знаний о Земле; форма и размеры Земли. Современные географические исследования; формы их организации и методы. ^ На местности: Организация и обучение приемам учебной работы: наблюдение за погодой, фенологическими явлениями (водоемы, растительность); изменение высоты Солнца над горизонтом, ориентирование по Солнцу. На контурной карте: Нанести маршруты путешествий Ф. Магеллана, X. Колумба. Раздел II ^ Особенности разных видов изображений местности: рисунок, фото сверху (аэрофото), снимки из космоса. |
![]() | Рабочая программа учебного курса «География: Физическая география» Программа разработана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования | ![]() | Рабочая учебная программа курса «География России» Авторской программы: Баринова И. И., Дронов В. П. Программы для общеобразовательных учреждений; География. 6-11 классы/ сост. Е.... |
![]() | Рабочая программа элективного курса «Медицинская география» Рабочая программа элективного курса «Медицинская география» предназначена для учащихся 10-го классов и опирается на базовую программу... | ![]() | «Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждаю» Рабочая программа учебного курса «Физическая география» для 6-го класса составлена на основе следующих документов |
![]() | Рабочая программа по преподаванию курса «Экономическая и социальная... Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» для параллелей 10-11-ых классов составлена на основе... | ![]() | Рабочая программа элективного курса «География и экология России» Рабочая программа элективного курса «География и экология России» 11 класс составлена на основе авторской программы по географии... |
![]() | Рабочая программа учебного курса «География. 10-11 класс» Рабочая программа «География» составлена на основе примерной программы среднего образования по географии для 10-11 классов (базовый... | ![]() | Домогацких Е. М., Алексеевский Н. И. География. Физическая география. 6 класс Программа данного курса подготовлена в соответствии с образовательным стандартом по географии и полностью реализует Федеральный компонент... |
![]() | Рабочая программа учебного курса «Социальная и экономическая география мира» Примерная программа среднего (полного) общего образования по географии (базовый уровень) «География мира» (X – XI классы). Сборник... | ![]() | Рабочая программа курса «География России. Природа. Население. Хозяйство»... Хозяйство» 8 9 класс составлена на основании Государственного стандарта общего образования 2007год и примерной программы основного... |