Скачать 258,81 Kb.
|
Учреждение образования «Оршанский государственный профессионально-технический колледж» УТВЕРЖДАЮ Зам. директора по УПР ______З.М.Корженевская ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЕ Методические рекомендации по изучению учебной дисциплины, задания для контрольных работ и рекомендации по их выполнению для учащихся заочной формы обучения по специальности 2-49 01 02 «Технология хранения и переработки животного сырья (по направлению: мясо и мясные продукты)» ^ Рассмотрено на заседании цикловой комиссии Протокол №______ от «___» ___________2011г. Орша 2011 СОДЕРЖАНИЕ Пояснительная записка…………………………………………………………..3 1. Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольной работы………………………………………………………………5 2. Критерии оценки выполнения контрольной работы………………………6 3. Таблица распределения контрольных вопросов и заданий по вариантам…………………………………………………………………………...7 4. Содержание учебного материала по дисциплине «Охрана окружающей среды и энергосбережение»……………………………………………………….8 5.Задания к контрольной работе 5.1.Контрольные вопросы……………………………………………………….15 5.2.Контрольные задания……………………………………………………….16 6. Перечень рекомендуемой литературы………………………………………17 Пояснительная записка Программа дисциплины «Охрана окружающей среды и энергосбережение», разработанная и составленная на основе типовой учебной программы «Охрана окружающей среды» (учебная программа для учреждений, обеспечивающих получение профессионально-технического образования), утвержденной Министерством образования РБ 10.09.2009, предусматривает приобретение учащимися экологических знаний, необходимых им знаний в профессиональной деятельности и современной жизни, направлена на формирование у них сознательного отношения к рациональному использованию природных ресурсов и ответственности за охрану окружающей среды от всевозможного загрязнения. Изучение дисциплины предполагает тесную интеграцию знаний об охране окружающей среды и энергосбережении и знаний в области физики, химии, ботаники, зоологии, микробиологии, генетики, физиологии. Поэтому усвоение интегрированного курса «Охрана окружающей среды и энергосбережение» способствует повышению уровня фундаментальной подготовки специалистов, способных в ходе профессиональной деятельности осуществлять обеспечение сохранения устойчивого состояния окружающей среды, экологического разнообразия, природно-ресурсного потенциала страны, способствовать созданию энергосберегающих технологий, предупреждать непроизвольные потери энергии, объяснять и обоснованно требовать срочного соблюдения технологической дисциплины, правильного использования тепловой и электрической энергии. Задачи дисциплины – дать учащимся основные знания о биосфере и влиянии человеческой деятельности на ее качество, о комплексном и рациональном использовании природных ресурсов, об энергетике и энергосистемах, применяемых в современном мире альтернативных источниках энергии, о работе топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь; познакомить учащихся с вопросами охраны окружающей среды, с государственными мерами по эффективному использованию природных ресурсов и их охране, а также с нормативно-законодательной базой по энергосбережению и природопользованию. В результате изучения дисциплины учащиеся должны знать:
уметь:
^ 1. Основным методом изучения материала является самостоятельная работа с литературой. При этом рекомендуется конспектировать наиболее значимые положения, подходы, утверждения и определения. 2. Выполнение контрольной работы необходимо начинать с ответов на теоретические вопросы, а затем приступать к выполнению заданий 3. Контрольная работа оформляется на листах формата А4 или в тетради, только синим или чёрным стержнем. 4. На титульном листе должны быть указаны название работы, название дисциплины, отделение, курс, группа, имя и фамилия учащегося, шифр. ^ по дисциплине «Охрана окружающей среды и энергосбережение» учащ(ей/его)ся заочной формы обучения ________курса группы №_________ ___________Ф.И.О______________ специальность__________________ _______________________________ шифр _________________________ 5. Текст работы должен начинаться с номера вопроса, его содержания. Ответы должны быть по возможности лаконичными, конкретными и не содержать излишней информации. 6. При выполнении контрольной работы следует обращать внимание на грамотность. 7. В конце работы необходимо указать используемую литературу. 8. При неверных или неполных ответах работа возвращается учащемуся на доработку. Доработку следует производить на чистых страницах той же работы. 9. Вопросы и задание контрольной работы выбирается учащимся на основании личного шифра (таблица ↓). Контрольная работа включает в себя ответы на два теоретических вопроса и выполнение одного контрольного задания. ^ Отметка «зачтено» выставляется при условии: - работа выполнена в полном объеме, в соответствии с заданием, ответы на все теоретические вопросы даны полно, в соответствии с требованиями нормативных документов и конкретно рассматриваемой ситуацией; - при выполнении работы используется законодательство об охране окружающей среды Республики Беларусь; - задания соответствуют шифру учащегося, работа аккуратно оформлена, учтены методические рекомендации по выполнению контрольной работы. Работа может быть зачтена при условии устранения следующих недостатков: - неточностей, допущенных при ответе на теоретические вопросы; - описок, не искажающих сути ответа на теоретические вопросы; - отсутствия списка используемой литературы или несоответствия его оформления стандартным требованиям. Отметка «не зачтено» выставляется, если работа выполнена не в полном объеме или содержит следующие существенные ошибки: - не раскрыто основное содержание вопросов и заданий; - отдельные теоретические вопросы выполнены не в соответствии с шифром учащегося; - ответы на теоретические вопросы полностью переписаны из учебника без адаптации к вопросу задания; - контрольная работа выполнена небрежно, неразборчивым почерком, имеются многочисленные исправления, помарки. Контрольная работа, задания которой не соответствуют шифру, возвращается учащемуся без проверки с указанием причин возврата. ^
^ « Охрана окружающей среды и энергосбережение»
Глобальный экологический кризис. Технократическая деятельность человека как основная причина экологического кризиса. Нарушение сбалансированности многих биосферных процессов на Земле.
Суть понятий «экология», «охрана окружающей среды», «энергосбережение». Предмет изучения экологии. Основные цели и задачи дисциплины.
Сущность понятия «биосфера». Характеристика, область распространения биосферы. Влияние человека на биосферу.
Круговорот веществ в биосфере как основа биосферы и её функций. Биогенные элементы. Круговорот воды, азота, углерода, фосфора. Закономерности движения энергии в биосфере.
Сущность понятий «экологическая система», «биогеоценоз», «популяция». Экологическая ниша, занимаемая определённой популяцией. Признаки популяции.
Сущность понятия «сукцессия». Первичная и вторичная сукцессия. Механизм и результаты первичной и вторичной сукцессий.
Биотические (связанные с живым существом), абиотические (связанные с мёртвым веществом) и антропогенные (связанные с хозяйственной деятельностью человека) факторы воздействия на биосферу. Основные причины образования отходов производства. Влияние отходов производства на экосистемы, возможные последствия этого влияния.
Понятие «природные ресурсы». Исчерпаемые, возобновляемые, невозобновляемые ресурсы. Природно-ресурсный потенциал. Понятие «природопользование». Формы природопользования (общее, специальное, рациональное, нерациональное).
Рост населения. Необходимость роста мировой экономики. Использование вторсырья, альтернативных источников энергии, безотходных и малоотходных технологий.
Топливно-энергетические, растительные и животные, водные, земельные, минеральные, климатические ресурсы. Обеспеченность Республики Беларусь природными ресурсами.
Понятие «топливно-энергетические ресурсы». Виды топливно-энергетических ресурсов. Обеспеченность Республики Беларусь топливно-энергетическими ресурсами.
Меры по использованию природных (атмосферных, водных, земельных, минеральных, топливно-энергетических, растительных и животных, климатических) ресурсов в перспективе. Внедрение энергосберегающих технологий. Использование вторичных энергоресурсов. Необходимость эффективного использования и охраны природных ресурсов.
Экономическая и экологическая необходимость внедрения организационно-экономического механизма энергосбережения. Расширение возможностей использования вторичных энергоресурсов. Мало- и безотходные технологии.
Гелиоэнергетика. Ветровая энергия.
Отличительные черты, особенности и характеристики атмосферных слоев. Защитная роль атмосферы.
Виды загрязнения атмосферы (механическое, химическое, биологическое, физическое). Отличительные особенности местного, регионального глобального загрязнения атмосферы. Последствия загрязнения атмосферы.
Гидросфера – водная оболочка Земли. Водные ресурсы гидросферы. Водный баланс Земли. Водообмен между сушей и Мировым океаном. Жидкий сток. Твёрдый сток.
Вода – источник жизни. Перспективы использования водных ресурсов в экономике (сельское, лесное хозяйство, промышленность и энергетика). Основные источники загрязнения гидросферы (механическое, химическое, биологическое).
Сущность понятия «литосфера». Плодородие – важнейшее свойство почвы. Физические, химические, биологические свойства почвы. Земля – средство производства в сельском и лесном хозяйстве.
Техногенное воздействие на почвы (сельское хозяйство, промышленность, транспорт). Неразумная мелиорация. Виды загрязнений почв (химическое, механическое, биологическое, радиоактивное). Эрозия почв. Истощение почв.
Растения и животные – основополагающий фактор функционирования биосферы. Красная и Зелёная книги. Лес как важнейший растительный ресурс, его эколого-экономическая роль.
Характеристика минеральных ресурсов Республики Беларусь. Месторождения металлов, строительного сырья, солей. Добыча полезных ископаемых и экологические проблемы.
Переработка горно-химического сырья и минерально-строительных материалов. Перспективы развития добычи и переработки горно-химического сырья и минерально-строительных материалов.
Глобальное потепление. Парниковый эффект. Озоновые дыры. Демографический кризис.
Разрушение озонового слоя. Истощение природных ресурсов. Возможные последствия этих изменений.
Демографический кризис. Ускоренный рост населения Земли. Неравномерное распределение населения и разное развитие экономики.
Социально-экономические последствия антропогенного воздействия на экологию республики. Радиоактивное загрязнение. Неразумная мелиорация. Белорусского Полесья. Накопление отходов в Солигорском горнопромышленном районе и др. регионах страны.
Государственная собственность на все виды природных ресурсов. Охрана окружающей среды. Государственный контроль за состоянием окружающей среды. Привлечение к охране окружающей среды широких слоёв населения.
Сущность понятия «комплексное использование природных ресурсов». Комплексная переработка сырья. Малоотходные и безотходные технологии. Системность, комплексность, цикличность, экологичность и рациональность – основные принципы организации безотходного производства.
Сущность понятия «энергия». Разные виды энергии (механическая, тепловая, электрическая, химическая, магнитная, электромагнитная, ядерная (атомная), гравитационная). Качество энергии.
Энергетика – важнейшая отрасль экономики. Технология преобразования энергии на ТЭС. Перспективы развития атомной энергетики в Республике Беларусь. Энергосбережение, его актуальность. Первичные и вторичные энергетические ресурсы.
ТЭС, ГЭС, АЭС, ПЭС, ТЭЦ как основные виды электростанций. Электростанции в РБ. Строительство АЭС в Беларуси и развитие атомной энергетики.
Сравнение получения энергии на ТЭС, ГЭС, АЭС, ПЭС. Транспортировка энергии (перевозка/перекачка первичных энергоресурсов, передача теплоты и электроэнергии). Мероприятия по снижению теплопотерь при транспортировке энергии.
Химическое загрязнение окружающей среды. Газопылевые выбросы. Выбросы большого количества теплоты и влаги. Проблемы ГЭС. Преимущества и недостатки АЭС.
Создание комплексов новых энергонасыщенных машин и механизмов с низким потреблением энергоресурсов. Разработка энергосберегающих и экологически чистых технологических процессов энергоёмких производств. Приборы учёта потребляемых энергоносителей. Автоматизированные системы управления.
Структура потерь тепловой энергии. Мероприятия по снижению теплопотерь (утепление и внедрение систем регулирования отпуска теплоты).
Использование ламп с высоким КПД, полупроводникового освещения со светоизлучающими диодами. Экономичные электроприборы и их правильная эксплуатация. Новые подходы к приготовлению пищи. Использование эффективных материалов для утепления жилья. И т.д.
Сущность понятия «мониторинг окружающей среды». Локальный мониторинг. Мониторинг земель (почв). Мониторинг атмосферного воздуха, поверхностных и подземных вод, лесов, растительного и животного мира. Мониторинг озонового слоя. Радиационный и геофизический мониторинги.
Сущность понятия «качество окружающей среды». Нормирование качества атмосферного воздуха, качества воды водоёмов, акустического, вибрационного, электромагнитного воздействия. Нормирование, учёт и регулирование потребления энергоресурсов.
Качество атмосферного воздуха. Основные принципы защиты атмосферного воздуха. Экологизация технологических процессов – наиболее радикальная мера защиты воздушного бассейна. Очистка (санитарная и промышленная), обеззараживание, обезвреживание и дезодорация газовоздушных выбросов. Газоочистная установка.
Понятие «экологическая экспертиза». Государственная и общественная экологическая экспертиза. Государственная экспертиза энергетической эффективности. Экологический риск и его оценка. Экологический аудит. Энергетический аудит.
Важнейшие принципы защиты поверхностных вод. Зонирование территории водных объектов. Обработка сточных вод и шламов.
Основные источники антропогенного загрязнения. Деградация почв и мероприятия по защите почв от деградации. Отходы производства, потребления. Опасные отходы. Защита недр и почв.
Мероприятия по защите растительного и животного мира. Особо охраняемые природные территории. Последствия неразумного использования продуктов растительного и животного мира.
Цель создания заповедников, заказников, национальных парков (сохранение и разведение редких видов растений и животных; научные исследования; рекреационная и хозяйственная деятельность; экологическое просвещение и воспитание населения). Отличительные особенности заповедников, заказников и национальных парков, их задачи.
Заповедники. Заказники. Национальные парки. Памятники природы.
Государственная собственность на все виды природных ресурсов. Охрана окружающей среды, объектов живой и неживой природы. Законодательное обеспечение и финансирование природоохранной деятельности. Привлечение к делу охраны окружающей среды широких слоёв населения. Система мер уголовной и административной ответственности за нарушение природоохранного законодательства. Создание и широкое распространение экологически чистых и безопасных энергетических технологий. И др.
Государственный, ведомственный, производственный и общественный контроль. Управление, надзор и контроль уполномоченных государственных органов.
Конституция РБ. Указы и декреты Президента РБ. Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития РБ на период до 2020 года. Закон РБ «Об охране окружающей среды». Кодексы РБ о земле, о недрах, водный и лесной кодексы РБ.
Расширение сотрудничества с крупными международными организациями (Совет Европы, ЮНЕСКО, МАГАТЭ, Всемирный банк и др.). Сотрудничество с государствами, возможными инвесторами. Международные конвенции и протоколы. Энергоэффективная и энергосберегающая демонстрационная зона. Сотрудничество со странами СНГ, Европы. ^
Контрольные задания
Перечень рекомендуемой литературы
|
![]() | Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольных... Методические указания к выполнению контрольных работ №1, 2 | ![]() | Методические рекомендации по самостоятельному изучению учебной дисциплины... История государства и права зарубежных стран. Методические рекомендации по самостоятельному изучению учебной дисциплины слушателями... |
![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных... Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры специальных дисциплин. Протокол №1 от 30 августа 2004 г | ![]() | Методические рекомендации по изучению дисциплины и 3 выполнению контрольной... Методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольного задания |
![]() | Методические рекомендации по самостоятельному изучению учебной дисциплины... Ственного государства и права. Методические рекомендации по самостоятельному изучению учебной дисциплины слушателями заочной формы... | ![]() | Методическое пособие по изучению дисциплины и выполнению контрольных... В методическом пособии изложены программа дисциплины, варианты контрольных заданий, темы лабораторных работ и практических занятий,... |
![]() | Методические указания к выполнению контрольной работы №1 Методические... Методические рекомендации и контрольные задания для учащихся заочной формы обучения | ![]() | Методические указания по изучению дисциплины и выполнению контрольных... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования санкт-петербургский государственный |
![]() | Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине... Методические рекомендации предназначены для студентов дневной и заочной формы обучения | ![]() | Методические указания по выполнению практических работ по дисциплине... Методические рекомендации предназначены для студентов дневной и заочной формы обучения |