Скачать 156,89 Kb.
|
![]() Внеклассное мероприятие ![]() «Химия – страна чудес и превращений» (Слайд № 1) Методические рекомендации: внеклассное мероприятие под таким названием проводится для учащихся 9 классов. Перед началом внеклассного мероприятия кабинет оформляется красочными тематическими стенгазетами, тщательно подготовлена экспериментальная часть. Число участников – 2 команды: «Алмаз» и «Феррум». Судят мероприятие жюри. В начале игры представление команд. Мероприятие включает 8 конкурсов: 1 конкурс – «Разминка», 2 конкурс – «Литературный», 3 конкурс – «Галерея русских химиков», 4 конкурс – «Металлы», 5 конкурс – «Неметаллы», 6 конкурс - «Ребусы», 7 конкурс – «Жизнь моя в опасности без правил безопасности», 8 конкурс – «Черный конверт». Между 3 и 4 конкурсами проводится игра со зрителями. Между 5 и 6, 6 и 7 конкурсами проводятся химические паузы. Образовательные задачи:
Коррекционные задачи:
Воспитательные задачи.
Цели мероприятия:
От каждого класса формируется команда участников, состоящая из 5-6 человек. Команды в начале мероприятия вытягивают конверт с названием , девизом и обращением к жюри и соперникам.
Оборудование: компьютер, экран, мультимедиа проектор, таблица химических элементов Д.И. Менделеева. Оборудование и реактивы для опыта «Образ нерукотворный»: лист ватмана, кисточка, спиртовой раствор фенолфталеина, концентрированный раствор карбоната натрия Na 2 CO3, пульверизатор. Оборудование и реактивы для опыта «Посеребрение»: раствор нитрата серебра AgNO3, медная монетка, фильтровальная бумага. (Слайд № 2) Девиз: “Познание начинается с удивления” (Аристотель) Химия – страна чудес и превращений Ведущий: Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Я рада приветствовать всех кто собрался сегодня на наше внеклассное мероприятие: зрители, жюри, и, конечно же, команды. Цель нашей игры - расширить кругозор знаний, полученных на начальном этапе изучения химии, повысить эрудицию, в увлекательной форме провести конкурсы и викторины по предмету. Выступление команд будет оценивать жюри в составе … При выступлении команд будет учитываться не только глубина знаний, но и остроумие, находчивость, оригинальность ответов, активность и сплоченность. Пусть этот праздник откроет для каждого что-то новое и интересное, пусть запомнятся улыбки и шутки, крепче станет дружба между вами. Итак, начнем! Только прежде мне хотелось бы познакомиться с командами. Пусть ко мне подойдут по одному игроку от каждой команды и вытянут конверт с названием для своей команды. После этого каждая команда зачитывает название, девиз и обращение к соперникам и жюри. Ведущий: итак, с командами мы познакомились. (Слайд № 2). Однако лучшими химиками не могут стать люди, не знающие историю. Именно по этому я заранее подготовила вопросы для команд, чтобы выяснить, знакомы ли участники турнира с историческими личностями нашей страны и фактами. ^ (Слайд № 4) «Незнающие пусть научатся, а знающие вспомнят еще раз». Античный афоризм Разминка проводится в виде загадок о химических элементах, каждой команде задается по три загадки, в случае отсутствия ответа возможность ответа переходит к команде-сопернику. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл. ^ 1. В конце периода стоит, В нем вода и та горит. (Фтор) 2. Давно известно человеку: Она тягуча и красна, Еще по бронзовому веку Знакома в сплавах всем она. (Медь) 3. К восьмой группе отнесен, (Слайд № 6) В честь России назван он. (Рутений) Вопросы команде «Феррум»: 1. Сребристо-белый и активный очень, Горит под водой, он, между прочим, Сверканье бенгальским огням придает И в Новый год детям радость несет. (Магний) 2. Седьмой группы элемент (Слайд №7) А в природе его нет (Астат) 3. Был металл серебристо-белым, В соединении стал мелом. (Кальций) Ведущий: С загадками справились, а теперь послушайте сказку. ( Слайд № 8) Сказка не простая, а химическая про сернистого козлика. Каждой команде нужно будет найти химические элементы в тексте и записать их знаки. Какая команда запишет больше знаков та и выиграет. Итак, внимательно слушаем. (Слайд №9). «Жил-был у бабушки сернистый козлик. Он был хром и курчатовий. (Слайд № 10-11). Козлик ходил в зеленый бор, гонялся за мышьяком, вечерами любил ходить на представления в цирконий. Однажды пришел козлик в пивной барий и говорит: « Налитий мне висмут, пожалуйста». А ему отвечают: « А платинум кто будет пить? Менделеевий что ли?» Стал тогда козлик скандий и все вокруг рубидий. Пришлось полицейскому взять его в полоний. (Слайд № 12). Сидит козлик в полонии, лишения тербий, а сам думает: « Вот бы Нобелий премию получить. Поеду тогда в Европий (Слайд № 13), увижу Германий (Слайд № 14), Франций (Слайд № 15). Куплю потом маленький фермий (Слайд № 16), актиний (Слайд № 17). разводить буду. Короче порядочным козликом станнум». (Слайд № 18). Ответ: S; Cr; Ku; B; As; Zr; Ba; Li; Bi; Pt; Md; Sc; Rb; Po; Tb; No; Eu; Ge; Fr; Fm; Ac; Sn. (Слайд №19) Подведение итогов. ^ (Слайд № 21) « Не могу представить себе химика, незнакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области». А.Е.Арбузов Ведущий: О каком физическом или химическом явлении идет речь? Каждая команда получает лист с заданиями, за каждый правильный ответ 1 балл. Время работы - 3 мин.
После конкурса проводятся предварительные итоги. ^ . (Слайд № 29) (Слайд № 30) «Овладевай всей широтой человеческих знаний, не замыкаясь в одной узкой специальности». Н.Д. Зелинский. Ведущий: Уважаемые участники турнира! Конкурс проходит в форме аукциона. Максимальное количество баллов, которое может набрать команда – 10, при условии, что по первой же подсказке называет имя ученого-химика. При использовании второй подсказки – 9 баллов, и так далее до 0. (Слайд № 31) Михаил Васильевич Ломоносов (для 1 команды) 10 баллов. Этот российский ученый родился 8(19) ноября в д.Денисовка в семье помора. 9 баллов. В 19 лет ушел учиться. 8 баллов. С 1731 года учится в Славяно-греко-латинской академии в Москве, с 1735 в Академическом университете в Санкт-Петербурге, в 1736-41 в Германии. 7 баллов. По его инициативе основан Московский университет (1755). 6 баллов. Развил атомно-молекулярное учение. 5 баллов. Демонстрация портрета. 4 балла. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Подчеркивал важность исследования Северного морского пути, освоения Сибири. 3 балла. Автор трудов по русской истории, крупнейший русский поэт – просветитель. Создатель русской оды философского и высокого гражданского звучания. ^ . Возродил искусство мозаики, создал с учениками мозаичные картины. 1 балл. Член академии художеств. (Слайд № 32) Дмитрий Иванович Менделеев (для 2 команды) 10 баллов. Он родился 8 февраля в городе Тобольске в семье директора местной гимназии и был семнадцатым ребенком в семье. 9 баллов. Он с полным правом может считаться отцом химизации отечественной промышленности и сельского хозяйства. На основании детального изучения сырьевой топливной базы России он опубликовал ряд химико - экономических исследований и статей о необходимости подъема отечественной каменноугольной и нефтяной промышленности. 8 баллов. Работая в Германии, он провел свои замечательные исследования капиллярности, расширения жидкостей и температуры «абсолютного кипения». Он впервые установил существование критической температуры кипения жидкостей, что оказало огромное влияние на развитие представлений о газах и жидкостях. 7 баллов. Этот ученый проводил многочисленные исследования по сжимаемости газов, по сопротивлению жидкостей, изучал растворы, занимался метеорологией и вопросами воздухоплавания. В связи с последними работами и желая исследовать верхние слои атмосферы, он в 1887 году один, без пилота, поднялся на воздушном шаре для наблюдения солнечного затмения. (Слайд № 33) 6 баллов. Этот ученый принимал активное участие в издании “Энциклопедического словаря” Брокгауза и Эфрона, редактируя в нем химико-технологический и промышленный разделы и выступая в качестве автора ряда статей. 5 баллов. Демонстрация портрета. 4 балла. В 1865 году им была защищена диссертация на тему “О соединении спирта с водой”. 3 балла. В своем труде “Основы химии” он впервые обобщил и систематизировал огромное число разрозненных химических фактов и наблюдений, заложив фундамент здания современной химической науки. 2 балла. Его знаменитый закон гласит: “Свойства элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от атомной массы элементов”. 1 балл. Демонстрация таблицы «Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева». После конкурса проводятся предварительные итоги. ^ Ведущий: Проверим знания и у остальных жителей нашей страны. Сейчас мы с вами будем разгадывать химические загадки. Учащиеся заработавшие баллы в этой игре могут отдать команде, за которую он болеет.
В минералах и в воде. Без меня вы как без рук: Нет меня - огонь потух. (Кислород) Я блестящий, светло-серый, Образую хлорофилл, И меня фотограф первый Очень поджигать любил! (Магний) Я – металл незаменимый, (Слайд № 36) Очень летчиком любимый, Легкий, электропроводный, А характер – переходный. (Алюминий) 4. Меня любит человек! Мною назван целый век Я блестяща и рыжа, Очень в сплавах хороша1 (Медь) 5. Я светоносный элемент. (Слайд № 37) Я спички вам зажгу в момент. Сожгут меня - и под водой Оксид мой статен кислотой. (Фосфор) 6. Предупреждаю вас заранее: Я непригоден для дыхания! Но все как будто бы не слышат И постоянно мной дышат. (Азот) После игры со зрителями подводятся предварительные итоги ^ (Слайд № 39) «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи ее прилежания». М.В.Ломоносов Ведущий: Каждой команде будет задано 3 вопроса и предложены варианты ответов. Нужно выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ 1 балл. Вопросы 1-й команде: (Слайд № 40) 1. Какой из металлов режется ножом, плавает в воде, вспыхивает на ней с взрывом и горит? А) литий Б) натрий В) калий 2. Известный "автомобильный король" Форд сказал "Если бы не было …, не было бы автомобиля". О каком металле идет речь? А) железо Б) цинк В) ванадий 3. Какой металл человек стал обрабатывать первым? (Слайд № 41) А) золото Б) медь В) железо 4. Какой металл называют "металлом хирургов"? А) тантал Б) серебро В) ванадий 5. Какой металл пришел на смену меди? (Слайд № 42) А) золото Б) алюминий В) железо 6. Какой самый тугоплавкий металл? А) железо Б) вольфрам В) ванадий После конкурса подводятся предварительные итоги. ^ (Слайд № 44) «Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие. Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи её прилежания». М.В. Ломоносов Ведущий: Каждой команде будет задано 3 вопроса и предложены варианты ответов. Нужно выбрать правильный ответ. За каждый правильный ответ 1 балл. (Слайд № 45) 1.Название какого неметалла связано с именем богини Луны в греческой мифологии? А) астат; Б) фтор; В) селен 2. Какой неметалл алхимики называли «желчью бога Вулкана»? А) мышьяк; Б) сера; В) йод (Слайд № 46) 3. У какого неметалла название полностью совпадает с фамилией знаменитого ученого? А) Берклий; Б) Н.Бор; В) В.Эрбий 4. Какой неметалл получил свое название в связи с неприятным запахом его паров? А) хлор; Б) йод; В) бром (Слайд № 47) 5. Какой неметалл регулирует процессы возбуждения и торможения нервной системы? А) хлор; Б) фтор; В) бром 6. Какой неметалл придает твердость и белизну зубной эмали? А) хлор; Б) фтор; В) бром ^ Химическая пауза. (Слайд № 48) «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю». Конфуций Ведущий: а я покажу пока свое волшебство. Улыбнитесь поскорее, улыбнитесь веселее. Мы сегодня открываем своё фотоателье. Я могу моментально получить ваше фото, без фотоаппарата (приглашает зрителя). Вот на этот чистый лист посмотри внимательно Веселее улыбнись – это обязательно. Этот снимок проявить мы сумеем запросто: Листик сбрызнем чуть-чуть из пульверизатора.
Ведущий: А мы отправляемся дальше. ^ Ведущий: Прежде чем отправиться дальше послушайте индусскую притчу, которую любил рассказывать известный русский режиссер К.С. Станиславский. «Магараджа выбирал себе министра. Он объявил, что возьмет того, кто пройдет по стене вокруг города с кувшином, доверху наполненным молоком, и не прольет ни капли. Многие ходили, но по пути их отвлекали, и они проливали молоко. Но вот пошел один. Вокруг него кричали, стреляли, всячески пугали и отвлекали. Но он не пролил ни капли. “Ты слышал крики, выстрелы?” - спросил его магараджа. «Ты видел, как тебя пугали?» «Нет, Повелитель, я смотрел на молоко». Не слышать и не видеть ничего постороннего, вот до какой степени может быть сосредоточено внимание. Теперь проверим, насколько внимательны вы. Каждая команда получает ребусы. В течении 5 минут вам необходимо их решить. За временем будет следить один из членов жюри. ^ (Слайд № 50) «Я слышу – и я забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю». Конфуций Ведущий: Вот еще одно развлечение: я продемонстрирую вам несгораемый платок
После химической паузы проверяется правильность отгадывания ребусов. (Слайд № 51-52) После химической паузы подводятся итоги конкурса «Ребус».
(Слайд №53) Ведущий: Как известно, что успех в выполнении лабораторной или практической работ зависит от соблюдения правил техники безопасности в кабинете химии. И в лаборатории, и в повседневной жизни возможны случаи поражения организма едкими веществами. Каждый из нас должны знать правила ТБ в химическом кабинете и оказания первой медицинской помощи пострадавшему. За правильный ответ команда получает 1 балл. Вопросы 1-й команде: (Слайд № 54)
(Промыть водой и нейтрализовать 1 - 2%-м раствором уксусной кислоты) (Слайд № 55)
(Пораженное место вытереть сухой тряпкой, промыть проточной водой и нейтрализовать 1 - 3%-ным раствором соды) Вопросы 2-й команде: (Слайд № 56) 1.Какие средства индивидуальной защиты следует применять при работе с кислотами и щелочами? (Халат, очки, перчатки) (Слайд № 57) 2. Что вы предпримете, если в глаз попал концентрированный уксус? (глаз промыть струей холодной воды) ^
Ведущий: И сейчас предложим последнее испытание. Каждая команда получает черный конверт. В этом конверте записки и буквы. Вам необходимо прочитать записку и из букв составить ответ. Посмотрим, какая команда выполнит быстрее. (Слайд № 59) 1.СЛИКОДОР - без этого элемента не проживете и десяти минут. (кислород) (Слайд № 60) 2. ОРРЕБЕС – блестит, а не золото. (серебро) Жюри подводит итоги. Ведущий: А сейчас я попрошу членов жюри огласить результаты. Подводятся итоги конкурса, вручаются грамоты победителям, активным болельщикам. Ведущий: Знаем мы, что встреча ваша - лишь игра, И расставаться нам пришла пора. Будете с улыбкой вспоминать Как пытались баллы добывать. Но не важен в баллах результат, Дружба побеждает - это факт. А находчивость по жизни вас ведет, Знатокам всегда, везде везет! (Слайд № 61) Спасибо за внимание! |
![]() | Внеклассное мероприятие по химии Химия созидающая, химия разрушающая Но так ли это? Химия или все-таки человек виновен во многих этих бедах, происходящих на нашей планете? Я предоставляю слово нашим... | ![]() | Внеклассное мероприятие по физике 7-8 классы «физика это здорово!»... Без неё не летали бы самолёты и космические корабли, не ходили бы теплоходы и поезда.(Слайд 2) |
![]() | Химический турнир «Химия- наука чудес и превращений» Цели: Приобщить... Развивать познавательный интерес к предмету, мыслительную деятельность, эрудицию, логическое мышление, умения решать нестандартные... | ![]() | Внеклассное мероприятие по химии «Эта удивительная химия» Подготовили: ученики 11 «А» и 11 «Б» класса мбоу «Краснослободского многопрофильного лицея» |
![]() | Внеклассное мероприятие по физической культуре «Мы за здоровый образ жизни» Аннотация: внеклассное мероприятие проводилось в рамках акции «Спорт- альтернатива вредным привычкам», с целью пропаганды здорового... | ![]() | Внеклассное мероприятие «Посвящение в химики» (для учащихся 8-ых классов) В этом учебном году у 8-классников появился новых предмет- химия. И первое знакомство ребят с удивительным миром химии уже состоялось.... |
![]() | Внеклассное мероприятие с применением икт» Тематика: «Время жить в Марий Эл» Ребята, мы сегодня с вами собрались на праздник, посвященный Дню финно-угорских народов. (см слайд 1,2 презентации PowerPoint «Финно-угры,... | ![]() | Внеклассное мероприятие: «Цветы и порох» В этом году в нашей школе было проведено много различных мероприятий посвященных 65-летию Победы в Великой Отечественной Войне. В... |
![]() | В стране чудес и превращений Участники: команды 3-а, 3-б, 3-в классов (по 10 человек в команде); ведущий; сказочные герои; члены жюри; болельщики. Продолжительность... | ![]() | Внеклассное мероприятие «Химия, Здоровье, Красота» Цели: расширение представлений учащихся о веществах, развитие их интереса к познанию химии, демонстрации ее значения в жизни современного... |