Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности




Скачать 285,54 Kb.
НазваниеДвижение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности
страница1/3
Дата публикации07.05.2013
Размер285,54 Kb.
ТипРеферат
www.pochit.ru > Информатика > Реферат
  1   2   3



Введение
Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности активно внедряются новые информационные технологии, позволяющие быстро и качественно находить, обрабатывать, хранить, передавать и усваивать нужную информацию. Можно приводить пример расширяющегося информационного пространства как доказательство утверждения В. И. Вернадского, что вокруг планеты Земля возникла новая оболочка – «НООСФЕРА» («сфера разума»); или уточнить точность представлений выдающегося семиотика и культуролога Ю. М. Лотмана, введшего в научный обиход понятия «СЕМИОСФЕРА» (сфера знаков). Можно, наконец, вслед за известным исследователем массовых коммуникаций Х. М. Маклюэном утверждать, что история цивилизаций определяется сменой коммуникационных технологий: человечество прощается с эпохой печатного станка И. Гуттенберга и вступает в эпоху электронных средств коммуникации, «глобальной деревни», транснациональных потоков информации, эру Интернета. Можно вместе с известным педагогом С. Пейпертом охарактеризовать происходящие события как «переворот в сознании» (так он и назвал свою книгу «Переворот в сознании: дети, компьютеры и плодотворные идеи»). Какую бы из характеристик мы ни приняли, очевидно одно: поколение конца XX и начала XXI века рождается и живет в новом информационном мире и растет по отношению к представителям предшествующей доинтернетовской эпохи как поколение «информационных акселератов».

Если мы сегодня не осознаем, что изменения мировой стратегии развития образования – это не мода и не прихоть реформаторов, а веление времени, то рискуем оказаться «информационными аутсайдерами» в обществе «информационных акселератов».

Но каковы же тенденции образования в России конца XX – начала XXI века?

Одним из важнейших аспектов модернизации образования в России XXI века является – информатизация.

На мультимедийные технологии, цифровые образовательные ресурсы возлагаются большие надежды как на средство модернизации образования, повышения его качества и доступности. В разработку цифровых образовательных ресурсов вложены значительные средства федерального бюджета. Заметное их количество имеется и на свободном рынке. Выпускаемые мультимедийные пособия зачастую не являются именно «средствами обучения», то есть не решают задач собственно литературного образования. В некоторой степени в них решены вопросы, связанные с расширением эстетического кругозора учащихся. Вместе с тем эффективность внедрения электронных учебных изданий в учебный процесс явно невелика. Это обстоятельство относится как к недостаткам собственно цифровых образовательных ресурсов (содержание, структура, дизайн-эргономические и технические характеристики), так и к отсутствию эффективных методик их использования в учебном процессе.

На сегодняшний день работы по вопросу использования мультимедийных средств обучения на уроке литературы немногочисленны, встречаются лишь отдельные статьи, затрагивающие какую-либо одну грань проблемы:.: Донцова О.В. «Компьютерная поддержка уроков литературы»// «Литература в школе» №6, 2005г. Ирина Марутина «Мультимедийное проектирование на уроках литературы», газета «Литература». Приложение к газете «Первое сентября» 2005 №1. Игорь Карпов «Интернет-филолог», газета «Литература», Приложение к газете «Первое сентября».

Время требует иного подхода к методике преподавания не только дисциплин, которые непосредственно связанны с информационными технологиями, но также предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов.

В последнее время наблюдается тенденция обесценивания предметов гуманитарного цикла, особенно литературы: зачастую книгу заменяет компьютер, а школьное сочинение уступает место сухому, не рассчитанному на полет творческой фантазии и точному ЕГЭ. Чтение, особенно в школе, начинает восприниматься как принудительное и ненужное действие, отнимающее к тому же немало времени. Почему это происходит? Ответ очевиден: методика преподавания предметов гуманитарного цикла нуждается в корректировке. Обусловлено это самой реальностью, способной дать молодому человеку не однолинейное, а объемное представление о мире, поэтому задача преподавателя литературы состоит как раз в выработке новых средств работы с художественным текстом – чтобы он приобрел объем, виртуальное воплощение, стал звучащим, притягательным.

Ответ на вопрос, каково соотношение традиционных форм, методов обучения и новых приемов или насколько последние должны дополнять либо замещать традиционные, не может быть решен однозначно. И именно этот вопрос является одним из основополагающих в данной работе.

Современная школа требует использования современных информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, что отражено в Федеральной программе экономического развития РФ, Федеральной программе развития образования, Федеральной программе «Развитие единой образовательной информационной среды» (2001 – 2005).(см. Приложение№1)

Такой факт, как появление специализированных периодических изданий, литературы общепедагогического порядка по проблемам компьютеризации и множества соответствующих методических разработок (Гиркин И. В. Новые подходы к организации учебного процесса с использованием современных компьютерных технологий. // Информационные технологии. - 1998. - №6 ; Донской М. В. Мультимедиа - очередной миф или реальность? // Мир ПК. - 1993. - № 4 и др.) говорит о существовании и острой актуальности данной проблемы для современной школы на всех ее уровнях.

Вопросы, связанные с внедрением мультимедийных технологий в образовательный процесс, глобальны. ^ Целью же данной работы является – создание оптимальной медиатеки учителя литературы. В связи с этим ставятся следующие задачи:

  1. Исследование разнообразных форм и методов преподавания литературы в школе с помощью мультимедийных средств обучения.

  2. Проведение отбора цифровых образовательных ресурсов по литературе и их апробация.

  3. Разработка функциональной программы использования мультимедийных технологий на уроках литературы по облегчению визуализации восприятия учебного материала, интерактивности обучения, доступности в предъявлении учебного материала.

  4. Разработка системы уроков с использованием мультимедийных средств обучения и их апробация на экспериментальной площадке МОУ СОШ №149

эффективное использование возможностей информационных технологий может быть осуществлено, если электронные ресурсы будут связаны с действующими учебниками и учебными программами. Каждый комплект к цифровому образовательному ресурсу должен включать в себя методические рекомендации для организации учебного процесса с использованием мультимедийных технологий.

В настоящее время еще только начинается осознание проблемы использования мультимедийных технологий на уроках литературы, обозначаются содержательно новые образовательные ориентиры, ведется поиск подходов к решению новых образовательных задач.

В связи с неразработанностью вопроса о применении мультимедийных средств обучения на уроках литературы учителя-практики старшего поколения не берутся за разработку мультимедийного материала для урока литературы. Молодые же учителя не имеют определенной базы знаний об использовании мультимедиа технологий на уроке литературы. Все вышесказанное подтверждает актуальность выбранной нами темы исследования.

Глава 1

Мультимедийные средства обучения на уроках литературы

Метод обучения есть система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение содержания образования. Данное понятие характеризуется тремя признаками: обозначает цель обучения, способ усвоения, характер взаимодействия субъектов обучения. Каждый метод обучения призван отразить специфику проявления в нем этих признаков, а совокупность методов должна обеспечить достижения всех целей воспитывающего обучения.

Понятие «метод обучения» отечественные педагоги трактовали по-разному. Одни понимали его кА «способ передачи другим познаний» (Д. И. Тихомиров) или относили к нему «вообще все способы, приемы и действия учителя, которые направлены на достижение целей образования» (К. В. Ельницкий). Другие рассматривали метод обучения «как совокупность координированных приемов преподавания» (С. А. Ананьев). Часть теоретиков педагогики при определении понятия на первый план выдвигала «расположение учебного материала» (Л. Соколов, К. Смирнов и др.). Некоторые педагоги рассматривали метод обучения как «путь, который мы заранее намечаем для достижения целей образования…» (Н. М. Шульман). Е. И. Перовский определял как «формы движения содержания в процессе обучения», М. А. Данилов – как «применяемый учителем логический способ, посредством которого учащиеся сознательно усваивают знания и овладевают умениями и навыками» и т.д.

Методы обучения есть категория историческая, они изменяются с изменением целей и содержания образования. Американский педагог К. Керр выделяет четыре «революции» в области методов обучения в зависимости от преобладающего средства обучения. Первая состояла в том, что учителя-родители, служившие образцом, уступили место профессиональным учителям; сущность второй – замена устного слова письменным; третья ввела в обучение печатное слово; четвертая, происходящая в настоящее время, предполагает частичную автоматизацию и компьютеризацию обучения.

С появлением инновационных мультимедийных средств обучения модернизируется и система образования. Сергей Григорьевич Шаповаленко ( доктор педагогических наук, профессор ) был выдвинут тезис о том, что средства обучения являются одним из компонентов системы обучения, они тесно связаны с содержанием и методами, являются материальной основой для организации деятельности учителя и учащихся, отражают одну из важнейших сторон метода – материально - источниковую. Будучи связующим звеном между учителем и учащимися, средства обучения выполняют две основные функции: служат источником информации и облегчают управление познавательной деятельностью школьников.

Необходимо переосмыслить и всесторонне использовать большой методический опыт, накопленный методикой обучения в области использования традиционных технических средств обучения. До недавнего времени все такие средства было принято подразделять на аудитивные (грамзаписи, магнитофонные записи), визуальные («немые» кинофильмы и киноконцовки, диафильмы, серии диапозитивов, транспаранты – пленки с нанесенным на них рисунком – для графопроектора, наборы материалов для эпипроекции) и аудиовизуальные (звуковые кино- и видеофильмы, материалы телепередач, озвученные диафильмы).

Мультимедиа - технологии образовательного назначения (компьютер, мультимедиа-ресурсы и интерактивная доска) позволяют интегрировать и существенно обогатить возможности перечисленных технических средств обучения и, тем самым, преобразить конструирование и проведение всех уроков.

Существует многолетний опыт использования мультимедиа технологий на уроках информатики, иностранных языков(Новакова А. А.), математики (Джаджа В. П.), музыки (Заболотская И. В., Терентьева Н. А.).

В области литературного образования вопрос использования мультимедиа-технологий практически не разработан. На сегодняшний день работы по данной проблеме немногочисленны, встречаются лишь отдельные статьи, затрагивающие какую-либо одну грань проблемы: Донцова О.В. «Компьютерная поддержка уроков литературы»// «Литература в школе». - 2005г. - №6. В своей статье Ольга Валерьевна Донцова, учитель Вейделевской средней школы Вейделевского района Белгородской области, размышляет над вопросов: «Каким должен быть урок в современной школе?». Автор статьи говорит о том, что современный урок литературы должен гармонично сочетать в себе традиционные методы преподавания и инновационные мультимедийные технологии. Вспомогательная функция инновационных мультимедийных технологий подчеркнута и в самом заглавии статьи «Компьютерная ПОДДЕРЖКА уроков литературы». Также приводится обзор мультимедиа-энциклопедии «А. С. Пушкин в зеркале двух столетий». О. В. Донцова утверждает, что «каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным». Данная статья носит ознакомительный, можно даже сказать, рекламный характер. В небольшой по объему статье лишь поверхностно затронуты тенденции преобразований в методике преподавания литературы.

Ирина Марутина «Мультимедийное проектирование на уроках литературы»// газета «Литература». Приложение к газете «Первое сентября».- 2005.-№1. Автор статьи говорит об актуальности использования мультимедийных технологий на уроке литературы в современной школе. Также приводится подробное описание личного опыта автора в создании группой учащихся 11 класса мультимедийного проекта «Среди миров» (Поэзия Серебряного века). Автор статьи отмечает положительные стороны использования мультимедийных технологий в преподавании литературы.

Игорь Карпов «Интернет-филолог»// газета «Литература», Приложение к газете «Первое сентября». Автор статьи делает акцент на Интернет-ресурсах. Статья представляет собой своеобразный путеводитель по Интернету для всех, интересующихся вопросами литературы и образования вообще. Интересной и полезной эта информация может быть как для учителей-предметников, так и для учащихся. Автор приводит Интернет-адреса Интернет-магазинов, научных филологических ресурсов, периодических изданий, энциклопедий, словарей, справочников, сайтов писателей, музеев писателей, библиотек художественной литературы, сочинений, рефератов. Также И. Карпов делится личным опытом использования Интернет – и цифровых образовательных ресурсов в педагогической практике.

Сегодня процесс модернизации образования, в основе которого лежит личностно-ориентированный подход, возможен лишь при условии высокого материально-технического обеспечения школ, в том числе высокого уровня компьютеризации. Ученик вправе получить и должен получить в свое распоряжение необходимый и достаточный для изучения литературы фонд средств обучения.

При изучении литературы главным является текст художественного произведения. Работа над текстом, над словом писателя занимает центральное место на уроке, поэтому назначение мультимедийных технологий – помочь ученику в более глубоком восприятии и понимании емкого словесного образа, дать представление о своеобразии личности, творческой манеры писателя.

Специфика литературы как учебной дисциплины определяется сущностью литературы как вида искусства. Литература, эстетически осваивая мир, выражает богатство и многообразие человеческого бытия в словесных образах. Вместе с тем многие художественные произведения получают свою «вторую» жизнь: на сцене, в кинематографе, в изобразительном искусстве, музыке и т.д. – то есть художественное произведение попадает в широкий культурный контекст и может рассматриваться в многообразии связей, существующих между отдельными видами искусств. Такой путь изучения литературного произведения помогает углубить его восприятие и анализ и в результате – лучше понять емкий художественный образ. Реализовать данный подход к изучению литературного произведения и помогают мультимедийные технологии.

Эффективность цифровых образовательных ресурсов определяется спецификой этого средства обучения, позволяющей:

  1. Представить обширный и самый разнообразный материал (текстовый, визуальный, аудитивный, аудиовизуальный) на одном носителе;

  2. Выбрать последовательность знакомства с предлагаемой информацией и степень глубины знакомства;

  3. «Извлечь» любой материал и использовать его в самостоятельных работах учащихся;

  4. Сделать текст озвученным;

  5. Выйти в Интернет и познакомиться с любой информацией по интересующей теме.

Преподавание литературы как искусства слова, осуществление взаимосвязи различных видов искусств, предоставление школьникам разнообразной информации, помогающей рассматривать литературу в связи с другими видами искусства обеспечивают для ученика возможность выбора самостоятельной траектории изучения материала.

Однако, речь должна идти не об изменении методов обучения как таковых. Тем более, проведенные в лаборатории ТСО и медиаобразования под руководством Л. С. Зазнобиной (доктор психологических наук, заведующая лабораторией технических средств обучения и медиаобразования Института общего среднего образования РАО ) исследования показали отсутствие специальных методов медиаобразования. Следует говорить об изменении сочетания, доли тех или иных методов в учебном процессе, рассматриваемых в них акцентах, и, самое главное, об изменении внутреннего наполнения этих самых методов.

На данном этапе развития процесса информатизации гуманитарного образования возникает необходимость анализа и классификации мультимедийных ресурсов для обучения литературе. Следующий за этим шаг – выработка методологии использования этих ресурсов, потому что, как показала мировая практика, создание компьютерных обучающих ресурсов без соответствующих технологий и методик его использования реально не повышает качества образования. Именно поэтому актуальной является проблема разработки методики использования мультимедиа технологий на уроках литературы.

Методика использования мультимедиа технологий на уроке литературы предполагает:

1. Совершенствование системы управления обучением на различных этапах урока;

2. Усиление мотивации учения;

3. Улучшение качества обучения и воспитания, что повысит информационную культуру учащихся;

4. Повышение уровня подготовки учащихся в области современных информационных технологий;

5. Демонстрацию возможностей компьютера, не только как средства для игры.

Мультимедийные уроки помогают решить следующие дидактические задачи: 1. Усвоить базовые знания по предмету;

2. Систематизировать усвоенные знания;

3. Сформировать навыки самоконтроля;

4. Сформировать мотивацию к учению в целом и к литературе в частности;

5. Оказать учебно-методическую помощь учащимся в самостоятельной работе над учебным материалом.

Данную технологию можно рассматривать как объяснительно-иллюстративный метод обучения, основным назначением которого является организация усвоения учащимися информации путем сообщения учебного материала и обеспечения его успешного восприятия, которое усиливается при подключении зрительной памяти. Известно (исследования института «Евролингвист», Голландия), что большинство людей запоминает 5% услышанного и 20% увиденного. Одновременное использование аудио- и видеоинформации повышает запоминаемость до 40-50%. Мультимедиа программы представляют информацию в различных формах и тем самым делают процесс обучения более эффективным. Экономия времени, необходимого для изучения конкретного материала, в среднем составляет 30%, а приобретенные знания сохраняются в памяти значительно дольше.

При использовании на уроке мультимедийных технологий структура урока принципиально не изменяется. В нем по-прежнему сохраняются все основные этапы, изменятся, возможно, только их временные характеристики.

Необходимо отметить, что этап мотивации в данном случае увеличивается и несет познавательную нагрузку. Это необходимое условие успешности обучения, так как без интереса к пополнению недостающих знаний, без воображения и эмоций немыслима творческая деятельность ученика на уроке литературы. Таким образом, использование мультимедийных технологий на уроках литературы продуктивно сочетается с методом проблемного обучения, как с одним из ведущих методике преподавания сегодня.

Различно влияние использования мультимедийных технологий и на такие структурные этапы урока, как: этап объяснения нового материала; этап повторения изученного материала; этап контроля знаний.

Использование мультимедиа-презентаций при объяснении нового материала. Демонстрационные презентации, используемые на уроках в момент объяснения, повышают интерес к материалу, поддерживают внимание учащихся, а следовательно, повышают эффективность обучения.

Использование банков данных, информационных мультимедиа-ресурсов, мультимедиа-энциклопедий и других аналогичных средств. Такое использование эффективно на этапе повторения изученного материала для более глубокого и осмысленного изучения, для создания проектов, докладов, выступлений, реферативных работ.

Использование мультимедиа-средств для контроля знаний. Такие средства можно использовать как для промежуточной проверки знаний (в процессе изучения одной темы), так и для итоговой проверки знаний (после изучения раздела или курса). Как правило, школьники положительно относятся к тестам, представленным с помощью компьютера, а при определении результатов не возникает проблем с необъективным выставлением отметок. Такие тесты в зависимости от уровня сложности, количества вопросов и других параметров могут использоваться на любом этапе урока.

Таким образом, мультимедиа-пособия можно использовать при объяснении нового материала, при закреплении изученного, в ходе углубления знаний, умений и навыков, поиска новых путей и решений, а также при самостоятельном изучении материала школьниками

Рассмотрим возможности использования мультимедийных технологий на различных этапах урока литературы:

Этап урока

Содержание

Цели

Организационный

Демонстрация темы и целей урока

Подготовить учащихся к работе на уроке.

Проверка домашнего задания

Демонстрация правильного ответа (для заданий, вызывающих затруднения), вопросы для проверки знаний, тестовый опрос по теории.

Выявить уровень знаний учащихся по домашнему заданию.

Актуализация опорных знаний и способов действий

Вопросы и задания, подводящие к необходимости изучения темы; краткое обобщение по пройденному материалу

Восполнить недостающие у учащихся знания, вспомнить необходимые опорные знания и способы действий.

Формирование новых понятий и способов действий

Основные понятия, схемы, таблицы, рисунки, анимация, видеофрагменты, иллюстрирующие особенности нового материала.

Демонстрация нового учебного материала.

Применение знаний, формирование умений

Вопросы и задания, требующие мыслительной активности и творческого осмысления материала

Выполнение тренировочных заданий

Контроль и учет знаний

Задания разного уровня сложности, использование нестандартных ситуаций в применении проверяемых знаний

Организация контроля и самоконтроля.

  1   2   3

Похожие:

Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности iconРеферат по предмету «Информационные технологии» Студентки кафедры «Менеджмент»
Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации...
Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности iconОсновные организационные формы в крупномасштабном бизнесе
Развитие современного научно-технического прогресса в странах с развитой экономикой обусловлено размерами организации и эффективностью...
Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности iconМы с вами живем в стремительно меняющемся мире: Стремительно увеличивается...
В информационном обществе информация становится высшей ценностью, а информационная культура человека определяющим фактором профессиональной...
Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности iconИз опыта организации внеурочной деятельности по физике
Как учебный предмет она создает у учащихся представление о научной картине мира. Являясь основой научно-технического прогресса, физика...
Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности iconВ стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным...
...
Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности iconВ стремительно меняющемся открытом мире главным профессиональным...
...
Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности iconВнедрение компьютерной техники во все сферы человеческой деятельности...
В англоязычных странах ему соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике). В нашей стране информатика стала...
Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности iconВопросы для обсуждения: Болонский процесс и его влияние на развитие...
Предмет и задачи педагогики и психологии профильной и высшей школы на современном этапе
Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности icon“Живые приборы”
Цель: Развитие научно-технического прогресса подразумевает связь наук. Одним из таких стыков является взаимосвязь между биологией...
Движение научной мысли и развитие технического прогресса в современном мире происходит стремительно и интенсивно. В различные сферы человеческой деятельности iconНаука в техногенном мире (по Степин-Горохов-Розов)
Хх века, привел к повышению качества жизни в развитых странах Запада и Востока к новому качеству жизни. Наука революционизирует не...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница