Кафедра информатики и прикладной математики




Скачать 170,59 Kb.
НазваниеКафедра информатики и прикладной математики
Дата публикации28.10.2013
Размер170,59 Kb.
ТипДокументы
www.pochit.ru > Информатика > Документы


МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

МАТЕМАТИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ИНФОРМАТИКИ И ПРИКЛАДНОЙ МАТЕМАТИКИ

Учебно-исследовательская работа.
Повышение эффективности деятельности учителя на уроке информатики на базе информационных технологий.


СТУДЕНТКИ

Лисицыной Татьяны Юрьевны

5 курса информатики

2005 год.


Тема

Повышение эффективности деятельности учителя на уроке информатики на базе информационных технологий.

Введение


Актуальность:

Потребность учителя к повышению эффективности работы на уроке информатики с помощью информационных технологий стала толчком к появлению различных методических пособий, книжных изданий, компьютерных программ. Но единой системы эффективного преподавания, которая бы охватывала данную проблему, - нет. Следствием чего образуется противоречие между потребностью учителей и отсутствием комплексной методики для реализации повышения эффективности деятельности учителя на уроке информатики на базе информационных технологий.

Объект изучения:

Деятельность учителя.

Предмет изучения:

Эффективная деятельность учителя на уроке информатики с помощью информационных технологий.

Проблема:

Частично вопросы повышения эффективности деятельности учителя на уроке информатики с помощью информационных технологий раскрывались, но как единая система эффективной деятельности учителя на уроке информатики с помощью информационных технологий не обосновывались. Следовательно, существует необходимость в обосновании системы повышения эффективности деятельности учителя на уроке информатики с помощью информационных технологий и отсутствием этого обоснования.

Гипотеза:

Если создать систему повышения эффективности деятельности учителя на уроке информатики с помощью информационных технологий, то эффективность деятельности учителя увеличится при условии, что эта комплексная методика будет обеспечена системой оболочек, прототипов и готовыми программами.

Цель:

Обосновать и разработать систему повышения эффективности деятельности учителя на уроке информатики с помощью информационных технологий. Задачи:

  1. Собрать и проанализировать литературу, имеющую непосредственное отношение к повышению эффективности деятельности учителя на уроке информатики с помощью информационных технологий.

  2. Разработать общие принципы подхода формирования системы повышения эффективности деятельности учителя на уроке информатики с помощью информационных технологий.

  3. Разработать систему обеспечения для учителей на базе ИТ.

  4. Проверить эффективность данной системы.


Методология:

Данная работа основывается на системном анализе.
Новизна исследования:

Обоснованы подходы и разработана комплексная методика повышения эффективности деятельности учителя на уроке информатики с помощью информационных технологий, новыми элементами которой, является использование системного подхода, с учетом охвата основных видов деятельности на уроке информатики и обеспечением компонентов деятельности (цели, ориентировочная основа, инструменты и контролирующие компоненты). Разработанная система повышения эффективности деятельности учителя на уроке информатики с помощью информационных технологий предполагает:

  • широкое использование пакетов прикладных программ общего и проблемного назначения.

  • возможность для специалиста доступа к нужным ему базам данных и программам, в том числе и удалённым, благодаря локальным и глобальным сетям ЭВМ.

  • использование телекоммуникации, и т.д.

Практическая значимость:

Данная система повышения эффективности деятельности учителя на уроке информатики с помощью информационных технологий предназначена для учителей, методистов и студентов, которая создана для практического использования в учебных заведениях.

Положение, выносимое на защиту:

  1. Построенная система поддержки деятельности учителя с помощью информационных технологий должна основываться на деятельном подходе и учитывать как основные виды деятельности (изучения нового, формирование знаний, умений, навыков; обобщение и систематизация) так и компоненты любой деятельности (цель, мотив, ООД, инструментарий).

  2. На защиту выносится методика поддержки деятельности учителя, обеспечивающаяся инструментами поддержки этой деятельности.

  3. Результат эксперимента подтверждает повышение эффективности деятельности учителя на уроке информатики с помощью информационных технологий.

Апробация:

Эксперимент в школе №1986, кл. 10.

Опубликован в моей работе по исследованию данной проблемы: повышение эффективности деятельности учителя на уроке информатики на базе информационных технологий.

Основные результаты и выводы:

Построенная система поддержки деятельности учителя с помощью информационных технологий основываться на деятельном подходе и учитывать как основные виды деятельности (изучения нового, формирование знаний, умений, навыков; обобщение и систематизация) так и компоненты любой деятельности (цель, мотив, ООД, инструментарий). Обоснованы подходы и разработана комплексная методика повышения эффективности деятельности учителя на уроке информатики с помощью информационных технологий, новыми элементами которой, является использование системного подхода, с учетом охвата основных видов деятельности на уроке информатики и обеспечением компонентов деятельности (цели, ориентировочная основа, инструменты и контролирующие компоненты). Данная система повышения эффективности деятельности учителя на уроке информатики с помощью информационных технологий предназначена для учителей, методистов и студентов, которая создана для практического использования в учебных заведениях.

^ Глава 1

Методические основы повышения эффективности деятельности учителя на уроке информатики с помощью информационных технологий.
§1. Анализ литературы.

1. Н.М. Хохлова

Информационные технологии.

М.: Приор-издат, 2004.-194с.

Эта книга посвящена информационным технологиям и может использоваться учителями для повышения эффективности деятельности на уроке информатики с помощью информационных технологий.



В данной книге описана основная классификация, понятие информационных технологий и информационной системы. Если учитель информатики никогда ранее не использовал информационные технологии при проведении урока, имеет смысл начать чтение с этого вопроса.

Далее речь пойдет об устаревании информационных технологий, методы использования информационных технологий, их достоинства и недостатки.

Анализ методов использования информационных технологий в деятельности учителя информатики и выявление достоинства и недостатков, поможет грамотно использовать информационные технологии при проведении урока информатики для повышения эффективности преподавания.

Простой и легкий способ добиться повышения эффективности деятельности учителя на уроке информатики с помощью информационных технологий – научиться создавать презентации и своевременно использовать их на уроке.

Данная книга: PowerPoint 2003: Пер. с англ.-М.: Издательский дом «Вильямс», 2004.-304с.:ил. –Парал.тит.англ. – это простое и друже6ское руководство по последней версии популярной программы создания презентаций PowerPoint. В ней описаны основные способы создания, редактирования, печати и показа презентаций. В книге собрано множество полезных советов и приведены пошаговые инструкции по выполнению наиболее общих задач PowerPoint 2003. Книга рассчитана на пользователей с различным уровнем подготовки. Легкий и доступный стиль изложения поможет быстро освоить все возможности PowerPoint 2003 и эффективно использовать их на уроке информатики.

^ Как пользоваться книгой.

Эта книга - своего рода справочник. Начните с темы, о которой хотите узнать подроб­нее. Для этой цели используйте оглавление или указатель. Оглавление достаточно подробное, поэтому в нем вы найдете многие интересующие вас темы. Можете также обратиться к дос­таточно подробному предметному указателю.

Найдя необходимую тему в оглавлении или указателе, переходите непосредственно к ней. Затем можно спокойно отложить книгу. Что позволяет довольно эффективно экономить время учителя при подготовки презентации к уроку.

Данное издание содержит большой объем информации, но, безусловно, если вы хотите ограничиться кратким обзором интересующей темы - пожалуйста.

Шафрин Ю.А.

Издательство : Дрофа.

Год издания 2001.

Книга представляет собой своеобразную энциклопедию информационных (компьютерных) технологий (ИТ). Основную часть книги занимает словарь, содержащий около 700 основных понятий и терминов по информатике. Введение в основы современных ИТ поможет читателю систематизировать свои знания о компьютерах. Книга предназначена для учащихся общеобразовательных школ, учителей информатики и для всех, кто пользуется персональным компьютером.

§2. Анализ практики.

В свое время в журнале “Информатика и образование” была опубликована “Концепция информатизации образования”, в одном из пунктов которой было четко сформулировано, что ведущим звеном процесса информатизации образования является изменение целей и содержания обучения, т. е. еще шесть лет назад всем творящим и работающим в области образования предлагалось обратить внимание на необходимость корреляции содержания обучения с уровнем информатизации общества.

Внедрение интернет - технологий в учебный процесс привносит как новые возможности, так и придает новые свойства уже имеющимся.

Использование глобальной информационной сети в качестве всемирной библиотеки трудно переоценить. В настоящее время известно более двадцати поисковых машин, которые позволяют строить запросы в том числе с учетом морфологии русского языка.

Такие возможности интернета, как электронная почта и чат, позволяют общаться людям независимо от их текущего физического местонахождения. Это дает возможность получать советы и консультации от ученых, специалистов, известных людей, недоступных иначе в реальности.

Интернет дает возможность напрямую эффективно сотрудничать с зарубежными научными организациями, что дает неоценимый выигрыш в плане обучения и повышения эффективности деятельности как учителей, так и учащихся.

Для повышения деятельности учителя на базе информационных технологий при использовании Интернет, созданы системы Интернет-тестирования ,что обеспечивает возможность одновременного тестирования знаний учащихся из различных школ, контроль знаний в реальном режиме времени.

Созданы электронные учебники, которые позволяют ученикам реализовать свои образовательные потребности, использовать компьютеры как инструмент для получения новых знаний, для творческого развития и самообразования, что в свою очередь повышает эффективность деятельности учителя на уроке информатика.

Учитель информатики физико-технического лицея №1 г. Саратова Лапшева Елене Евгеньевна писала в своей статье: «Некоторые вопросы методики обучения информатики с помощью информационных технологий», что информационные технологии составляют сегодня неотъемлемую часть любой интеллектуальной деятельности. Практически все работники интеллектуальной сферы используют в своей работе компьютеры, но далеко не все из них имеют полное представление о возможностях современных компьютерных технологий, умеют максимально их использовать. В данной статье описывается опыт преподавания урока информатики на базе информационных технологий.

Описывается успешное использование информационных-компьютерных технологии, таких как обучающие программы, в следующей деятельности:

1) при изложении нового материала — визуализация знаний (демонст­рационно-энциклопедические программы; программа презентаций Power Point; Excel; СУБД);

2) проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ.

3) закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучаю­щие программы, лабораторные работы);

4) система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

5) самостоятельная работа учащихся (обучающие программы типа "Репетитор", энциклопедии, развивающие программы);

6) при возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых был, например, создание web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий;

Учитель информатики Якушина Екатерина в статье: «Использование компьютера в школе. Информационные технологии» писала: все больше и больше школ России оснащаются компьютерными классами. Работа на компьютерах и использование средств глобальных коммуникаций, а также информационных технологий, может помочь учителям и учащимся гармонично жить и работать в информационном обществе, глубже и разнообразнее познавать окружающий мир и эффективнее развивать свой интеллектуальный потенциал.

В своей деятельности, на первом этапе усвоения материала, она успешно использовала видеолекции, которые, заменяли традиционные лекции. А применялись новые формы обучения на базе использования информационных технологий (ИТ) — дистанционное обучение (ДО).



Глава 2

Методика повышения эффективности деятельности учителя на уроке информатики с помощью информационных технологий.
^

§1. Содержание обучения.


Информационные технологии способствуют формированию новых компонентов культуры личности учителя: овладение новыми научными знаниями, опытом информационно-познавательной деятельности, опытом творческо-результативной деятельности, ценностно-целевой ориентации, опытом обобщений.

Для организации изучения теоретического материала могут быть использованы следующие виды информационных технологий, способствующих повышению эффективности деятельности учителя на уроке информатики.


  • Видеолекция.

Лекция преподавателя записывается на видеопленку. Методом нелинейного монтажа она может быть дополнена мультимедиа приложениями, иллюстрирующими изложение лекции. Такие дополнения не только обогащают содержание лекции, но и делают ее изложение более живым и привлекательным для учащихся. Несомненным достоинством такого способа изложения теоретического материала является возможность прослушать лекцию в любое удобное время, повторно обращаясь к наиболее трудным местам.

  • ^ Мультимедиа лекция.

Для самостоятельной работы над лекционным материалом могут быть разработаны интерактивные компьютерные обучающие программы. Это учебные пособия, в которых теоретический материал, благодаря использованию мультимедиа средств, структурирован так, что каждый обучающийся может выбрать для себя оптимальную траекторию изучения материала, удобный темп работы над курсом и способ изучения, максимально соответствующий особенностям его восприятия. Обучающий эффект в таких программах достигается не только за счет содержательной части и дружеского интерфейса, но и за счет использования, например, тестирующих программ, позволяющих обучающемуся оценить степень усвоения им теоретического учебного материала.

Мультимедиакурс (ММК) общепризнанно считается важной компонентой учебного процесса.

Основой ММК является интерактивная часть, в которую входят:

• электронный учебник;

• электронный справочник;

• тренажерный комплекс;

• задачник;

• электронный лабораторный практикум;

• компьютерная тестирующая система

Данная структура может быть скорректирована с учетом возрастных особенностей обучающихся и специфики профиля дисциплины.


  • ^ Традиционные аналоговые обучающие издания: электронные тексты лекций, опорные конспекты, методические пособия для изучения теоретического материала и т.д.

Практические занятия по решению задач могут быть проведены с помощью электронного задачника или базы данных, в которой собраны типовые и уникальные задачи по всем основным темам учебного курса. При этом электронный задачник может одновременно выполнять функции тренажера, т.к. с его помощью можно сформировать навыки решения типовых задач, осознать связь между полученными теоретическими знаниями и конкретными проблемами, на решение которых они могут быть направлены.
Для организации формирования умений могут быть использованы такие виды информационных технологий, способствующих повышению эффективности деятельности учителя на уроке информатики как обучающие программы - элемент формирования системы знаний и умений учащихся.
Для организации закрепления знаний могут быть использованы игровые тренажеры, которые имеют особое значение для развития профессиональных навыков у учащихся.
Для организации проверки знаний и умений могут быть использованы учебные компакт-диски и тестирование, построенное по единому принципу подготовки обучающих материалов преподавателем с помощью стандартного ПО. Они учитывают психологию преподавателя и его технологию подготовки тестов и задач.

Тестирование является одним из самых эффективных способов оценки знаний и умений учащихся. Эффективность проявляется прежде всего, в том, что по сравнению с очным опросом преподаватель может провести опрос гораздо большего числа учеников за меньшее время.

Пакет SunRav TestOfficePro состоит из трех основных частей (программ):

  • tMaker

  • tTester

  • tAdmin

Программа tMaker предназначена для подготовки тестов. С ее помощью можно создавать новые тесты, редактировать существующие тесты, импортировать тесты из текстовых и табличных документов.

Программа tTester предназначена для тестирования учащихся. Программа tAdmin предназначена для обработки результатов тестирования и создания отчетов как по каждому учащемуся в отдельности, так и по группам учащихся.
§2. Методы, формы, средства.

Разрабатываемая система эффективного преподавания информатики на базе информационных технологий, должна иметь формы, методы обучения, а также средства обучения.
Методы обучения

Метод обучения – это способ совместной деятельности учителя и учащихся, направленный на решение задач обучения, воспитания и развития. Выбранный метод должен быть осознан и отвечать задачам, тогда его применение эффективно. Метод не может быть не правильным, не правильным может быть его применение. Методы реализуются в конкретных действиях, приемах, организованных формах и с помощью различных средств обучения. При этом методы и приемы жестко не привязаны друг другу.
Например, при обучении подростков работе в Интернете на базе информационных технологий используются как традиционные методы - беседа, рассказ, объяснение, самостоятельное изучение, сопровождаемое наглядным показом на компьютере, дополняя использованием различных наглядных пособий - таблиц, плакатов, так и различные новые формы организации учебной деятельности учащихся: проектные методы, работа в группе и с партнерами, автономное обучение и т.д., которые нельзя будет ограничивать пределами кабинетной системы, которая неизбежно претерпит определенные изменения.

Для организации формирования умений могут быть использованы следующие методы:

  • Подготовка к восприятию, объяснение, иллюстрация, демонстрация и т.д. (презентация, видеолекция, медиолекция)


Для организации закрепления знаний могут быть использованы следующие методы:

  • Объяснение, иллюстрация, работа в группе и с партнерами и т.д. (игровые тренажеры, обучающие программы)


Для организации проверки знаний и умений могут быть использованы следующие методы:

  • Проектные методы сопровождаемые наглядным показом на компьютере.
^
Формы обучения.

Форма- это ограниченная во времени и пространстве познавательная деятельность учителя и учащихся. Классифицируется: количество и состав учащихся, место учебы, продолжительность работы.

Форма организации учебного процесса практически индивидуальная, занятия проводятся в малых группах, каждый учащийся сидит за персональным компьютером. Общение детей в малых группах часто носит характер учебной взаимопомощи, учащиеся получают реальные возможности для развития своих творческих способностей, природного потенциала. Опыт показывает, что уже делается попытка интеграции имеющегося в Сети материала в учебные предметы, создание веб-квестов как результатов коллективной поисковой и образовательной деятельности учащихся, наполнение Интернета содержанием образовательного плана и привлечение подростков к работе в квестах.

Для организации формирования умений могут быть использованы следующие формы:

  • Групповые, коллективные (видеолекции, презентации, медиалекции)

Для организации закрепления знаний могут быть использованы следующие формы:

  • Коллективные, индивидуальные (игровые тренажеры, обучающие программы)

Для организации проверки знаний и умений могут быть использованы следующие формы:

  • Индивидуальные (программы тестирования)

^ Средства обучения.

Для организации формирования умений могут быть использованы следующие средства обучения:

  • Учебные компакт диски, средства дистанционного обучения, электронные пособия.

Для организации закрепления знаний могут быть использованы следующие средства обучения:

  • автоматизированные системы, учебные компакт диски.

Для организации проверки знаний и умений могут быть использованы следующие средства обучения:

  • средства программного тестирования.



§3. Эксперимент.

Эксперимент проводился в школе №1986 в 10кл.

Для проверки эффективности деятельности учителя на уроке информатики на базе информационных технологий, разрабатывалась презентация для 10 классов школы №1986 на тему: «Этапы решения задач на компьютере». На уроке класс был разделен на две подгруппы. Материал для первой подгруппы был представлен в виде презентации, разработанной с помощью информационных технологий с использованием MicrosoftOfifice PP. Материал для второй подгруппы был предоставлен традиционно: на доске. После чего проводилась самостоятельная работа по выявлению: на сколько хорошо учащиеся усвоили данный материал с помощью разных методов преподавания материала.

В ходе эксперимента выявлено, что эффективность деятельности учащихся на уроке информатики на базе информационных технологий в группе с использованием информационных технологий выше, чем в группе с использованием традиционного метода. Отсюда следует, что эффективность деятельности учителя на уроке информатики на базе информационных технологий соответственно выше, чем деятельность учителя без применения информационных технологий.


Полученные результаты представлены на графиках:






Похожие:

Кафедра информатики и прикладной математики iconКафедра Экономической Информатики и Информационных Систем
Институте Теоретической и Прикладной Информатики факультета Прикладной механики и Информатики Политехники Ченстоховской
Кафедра информатики и прикладной математики iconРешение математических задач с помощью системы компьютерной математики maxima
Кафедра математики сипкро начинает набор на дистанционный курс для учителей математики и информатики
Кафедра информатики и прикладной математики iconФакультет информатизации и управлен ия кафедра фундаментальной и...
В. Ю. Наливайский, Н. Г. Кузнецов, И. Р. Бугаян, Г. М. Лисович, Н. Т. Лабынцев, В. И. Седенко (зам председателя), Л. И. Ниворожкина...
Кафедра информатики и прикладной математики iconПрограмма итогового междисциплинарного экзамена специальность 060500...
Институт бухгалтерского учета и прикладной информатики кафедра бухгалтерского учета, анализа и аудита
Кафедра информатики и прикладной математики iconКафедра Прикладной информатики в экономике Дисциплина: «Предметно-ориентированные...
Сдкмс (Имитационное моделирование, пакет Milp). При помощи этой программы можно
Кафедра информатики и прикладной математики iconКурс I -20010-2011 I ???????
Факультет прикладной математики и информатики курс I -20010-2011 I ??????? Проректор по учебной работе Сн Г. З
Кафедра информатики и прикладной математики iconБ агина Татьяна Александровна, учитель математики высшей категории,...
Математика, позволяют давать наиважнейшие понятия куpca математики на более высоком уровне, обеспечивающем качественные преимущества...
Кафедра информатики и прикладной математики iconИнститут компьютерных технологий кафедра Прикладной информатики в...
Целью данной работы является учет товарно-материальных ценностей, оплаченных вышестоящим органом и отгруженных учреждениям своей...
Кафедра информатики и прикладной математики iconАнализ работы методического объединения учителей математики, физики...
Методическое объединение учителей математики, физики и информатики строило свою работу в соответствии с проблемой лицея «Создание...
Кафедра информатики и прикладной математики iconФормирование исследования операций как самостоятельной ветви прикладной...
В результате исследование операций приобрело черты классической прикладной научной дисциплины, без которой немыслимо базовое экономическое...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница