Урок по истории России в 9-м классе. Тема Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (7 часов)




Скачать 92,67 Kb.
НазваниеУрок по истории России в 9-м классе. Тема Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (7 часов)
Дата публикации22.04.2013
Размер92,67 Kb.
ТипУрок
www.pochit.ru > История > Урок
Урок по истории России в 9-м классе.
Тема 3. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (7 часов)

Урок 7 (25) «Цена Победы».
Технологическая карта

Тема занятия, план занятия, возможная личностно-значимая проблема.

Цена Победы.

  1. Мы не дрогнем в бою (мероприятие, посвящённое 71 годовщине контрнаступления под Москвой).

  2. История семьи в истории войны.

  3. Какой ценой завоёвано счастье.

Возможная личностно-значимая проблема: Нам говорят, что прадеды и деды не сберегли Россию от войны. И что всего важней цена победы, а у победы не было цены!

Планируемые результаты изучения материала.

После этого занятия учащиеся смогут:

  • давать описание исторических событий на основе фрагментов исторических источников;

  • определять причины и следствия важнейших исторических событий;

  • выступать публично;

  • объяснять своё отношение к наиболее значимым событиям в истории России;

  • задуматься над мерой ответственности личности за ход исторического события.

Методы обучения и формы организации учебной деятельности.

Поисково-исследовательский, проблемный, метод.

1. Проблемное задание: А сколько может стоить капля крови, той самой, от которой ты рождён?

2. ^ Задание для самостоятельной работы: группе учащихся подготовить выступление-презентацию о битве под Москвой.

Формы урока: комбинированный урок с элементами внеклассного мероприятия.

Приёмы деятельности учителя: объяснение, беседа, организация самостоятельной работы учащихся.

Развитие умений учащихся.

Умение решать познавательные задачи и учебные проблемы, участвовать в эвристической беседе, решать проблемные задания, делать выводы, выступать публично.

Основные понятия и термины.

Цена победы.

Источники информации.

Учебник, документы Ряжского краеведческого музея, семейные архивы, статистические данные.

Домашнее задание.

Подготовится к итоговой контрольной работе (тест).


^ Комментарии к технологической карте.

II. Мотивация.

Нам говорят, что прадеды и деды не сберегли Россию от войны. И что всего важней цена победы, а у победы не было цены!
Объявление темы, учебных результатов и хода занятия.
III. Изучение нового материала.

1. Мы не дрогнем в бою.

Выступление группы учащихся с литературно-музыкальной композицией с использованием презентации.
(Звучит фонограмма 1-го куплета песни «Священная война» в исполнении Краснознамённого им. А.В. Александрова ансамбля песни и пляски Советской Армии.)

Ведущий. 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Враг всё дальше продвигался на Восток от наших западных границ. Уже оставлены были территории Украины, Белоруссии, Прибалтики, в кольце блокады сражался Ленинград. Осенью 1941 года фашистские войска подошли к столице нашей страны, Москве.

Чтец. Вся Родина встала заслоном.

Нам биться с врагом до конца, -

Ведь пояс твоей обороны

Идёт через наши сердца!
Москва!

До последних патронов,

До дольки последней свинца

Мы в битвах!

Твоя оборона

Идёт через наши сердца!

Ведущий. С 13 октября 1941 года разгорелись ожесточённые бои на всех главных оперативных направлениях, ведущих к Москве. С 20 октября 1941 года в Москве и прилегающих к ней районах постановлением Государственного Комитета Обороны было введено осадное положение.

Чтец. Дым паровозный – космами седыми.

И над землёю гаснет синева.

А на губах у всех – святое имя,

Живое, как дыхание, - Москва.
О ней повсюду – на глухом разъезде,

На большаке, на просеке лесной –

Сердца ловили трепетные вести

В одном настрое с радиоволной.
Из глубины российской эшелоны

На зов столицы трудно шли и шли.

А вдоль дорог, по озими зелёной,

Окопы ополченские росли.

Ведущий. Только за октябрь 1941 года немецко-фашистским войскам удалось в общей сложности продвинуться на 230-250 километров. В это время стал ближайшим прифронтовым тылом, а затем и театром военных действий и наш Ряжский район.

Чтец. Твой городок – с окошками косыми,

С напевным деревенским говорком,

Забытый, как стожок в лугах России,

Лицом к беде повёрнут был рывком.

Ведущий. Уже 25 июня 1941 года Ряжский район был объявлен на военном положении. В конце ноября гитлеровские части уже в 15 километрах от Ряжска, и город и его пригороды приказом по гарнизону переходят на осадное положение. Создаётся отряд народного ополчения, в который вступают 3 тыс. человек. Истребительный батальон из состава ополченцев, вооружённый винтовками и бутылками с зажигательной смесью, занимает оборону у Шуваловского лесничества. Фашистские самолёты бомбят Ряжский железнодорожный вокзал, ст. Шереметьево, железнодорожный мост у с. Поплевина. В это время в Ряжск прибывает эшелон с 3-м батальоном 84-й бригады морской пехоты.

Чтец. Земля моя…

В дыму, в железной тряске

Сменялись дни, как адовы круги.

От Скопина рукой подать до Ряжска,

На взмах кинжала близились враги.
Они катились чёрною лавиной…

И вот тогда у Рановы-реки

Из снежных волн, как будто из пучины,

На встречу им шагнули моряки.

По приказу находившегося в городе генерала С.И. Руденко, впоследствии Героя Советского Союза, маршала авиации, они направляются под Скопин и в тот же день выбивают гитлеровцев из города.

Чтец. А в деревушке, над рекой рассветной,

На память сбереглась у паренька –

Матросами подаренная лента,

На ленте той – два бледных якорька.

Ведущий. Уже в первые месяцы войны в городе были сформированы 12 дивизий народного ополчения. Ополченцы составляли ядро многих специальных подразделений разведчиков, лыжников, активно действовали в партизанских отрядах.

(Фонограмма песни Дмитрия Лунёва «Иду на войну»).

Ведущий. Вместе со всеми вступил в народное ополчение и наш земляк, солист Всесоюзного радио, Московской филармонии, доцент Московской консерватории имени П.И. Чайковского Александр Иванович Окаёмов. Он обладал прекрасным басом, одним из первых исполнял такие любимые народом песни, как «Орлёнок», «Каховка». А всего в репертуаре Александр Иванович было более 5 тыс. песен. На фронте он попал в тыл врага, где вступил в ряды партизан. Фашистам удалось его схватить. Перед расстрелом, в последнюю минуту жизни Александр Иванович запел:

Чтец. Орлёнок, орлёнок,

Мой верный товарищ,

Ты видишь, что я уцелел.

Лети на станицу,

Родимой расскажешь,

Как сына вели на расстрел.

Ведущий. На Волоколамском направлении оборону держала вновь созданная 16-я армия. Особенно отличилась 316-я стрелковая дивизия под командованием генерал-майора И.В. Панфилова. Здесь же сражался стрелковый полк курсантов Московского командного пехотного училища.

Чтец. Тяжёлой пашни поворот,

И танк по снегу без дороги,

Как разъярённый бык, идёт,

Тупой, железный, однорогий.

Не побледнел пред ним боец –

Лишь на висках нависли жилки,

И однорогому конец –

С горючим падают бутылки.

Прозрачным пламенем одет,

Как бык с разрубленною шеей,

Он издыхает, чёрный бред,

Пред неприступною траншеей.

Но бронебойных пуль удар –

Удары пушек, дым и стоны,

Бутылок звон. И вновь пожар,

И грохот танков ослеплённых.

И танки на дыбы встают

И с храпом кружаться на месте –

Они от смерти не уйдут,

Они закляты клятвой мести.

Смотри, родная сторона,

Как бьются братьев двадцать восемь!

Смерть удивлённо их уносит:

Таких не видела она…

Ведущий. На Можайском направлении особенно упорно сражалась 32-я стрелковая дивизия полковника В.И. Полосухина. На Малоярославецком направлении геройски сражались части 312-й стрелковой дивизии полковника А.Ф. Наумова и курсанты подольских пехотного и артиллерийского училищ. В районе Медыни насмерть стояли танкисты полковника И.И. Троцкого.

Чтец. Шоссе струится на Медынь,

Молчат разрушенные доты.

Но в эту стынь и в эту синь

Идут на перекличку роты.
И командир, что вёл их в бой

Под небом сумрачным и низким,

Перед народом и страной

Передаёт векам их списки.

И пусть всегда

В честь тех ребят,

Достойных и стихов и бронзы,

Листвою нежною шумят

Родные русские берёзы.

И по Варшавскому шоссе,

Где враг выбрасывал десанты,

Навстречу буре и грозе

Идут подольские курсанты.

(Фонограмма песни Константина Паскаля «Минута молчания»).

Ведущий. 6 ноября 1941 года в Москве на станции метро «Маяковская» было проведено торжественное заседание, посвящённое 24-й годовщине Великой Октябрьской социалистической революции. 7 ноября 1941 года на Красной площади состоялся традиционный военный парад. Бойцы прямо с Красной площади шли на фронт.

Чтец. Вокруг гранита – траурные ели,

Серебряные, синие, в снегу.

И танки через площадь прогремели

И в даль умчались, кутаясь в пургу.

Ноябрьской ночью не спала столица,

Пронзительно прекрасная Москва,

Чеканные, решительные лица.

Последние прощальные слова.

И вдаль, на запад, мимо Мавзолея,

Прошли бойцы в завьюженную тьму,

И каждый, окрыляясь и прямея,

В победе клялся – мысленно – ему.

Ведущий. Одним из участников того легендарного парада был и наш земляк, Иван Акимовоч Кононаев. В ноябре 1941 г. Иван Акимович нёс оперативную службу в составе кавалерийского полка в г. Москве. «Мы патрулировали город, борясь с диверсантами, сигнальщиками немецкой авиации, дезертирами, паникёрами на промышленных объектах, тушили зажигательные бомбы».

После ноябрьского парада на Красной площади, в 1942 г. из дивизии особого назначения он был откомандирован на формирование в Свердловскую область, г. Ревда, где формировалась 175-я стрелковая дивизия.

Чтец. Но с пепелищ, по наледи кровавой

Тянулся вздох скупого торжества.

Крыло больное выправляла слава,

Чтоб возродиться в имени – МОСКВА.

Ведущий. В начале декабря 1941 года войска Западного и Калининского фронтов под командованием Г.К. Жукова и И.С. Конева перешли в контрнаступление.

В битве под Москвой гитлеровцы потеряли в общей сложности более полумиллиона человек, 1 300 танков, 2 500 орудий, боле 15 тысяч машин и много другой техники. Немецкие войска были отброшены от Москвы на запад на 150 – 300 километров.

(Фонограмма песни Константина Паскаля «Виктория»).
^ 2. История семьи в истории войны.

Учитель: Пришла пора поговорить об участии ваших родных и близких в Великой Отечественной войне
Сообщения учащихся.
^ 3. Какой ценой завоёвано счастье.

Учитель: на основе данных статистики о потерях России в годы Великой Отечественной войны попробуйте ответить на главный вопрос сегодняшнего занятия, выраженный в проблеме данного урока.
Цена победы советского народа в войне
Потери в Великой 27 млн. человек

Отечественной войне

Путь к правдивым 14 млн. – потери 13 млн. –

цифрам в боевых действиях мирные жители

1946 г. И.В. Сталин – 7 млн. чел. прямые и косвенные потери населения

1956 г. Н.С. Хрущёв – 20 млн. чел. составили 50 млн. человек

1985 г. М.С. Горбачёв – 27 млн. чел.

1995 г. Б.Н. Ельцин – 26, 6 млн. чел.

Общий ущерб, нанесённый гитлеровцами, составил 2 трлн. 600 млрд. рублей.

Было разрушено 1710 городов, 70 тыс. сёл и деревень, уничтожено почти 32 тыс. заводов и фабрик, разрушено 1135 шахт, уничтожено 65 тыс. км. железных дорог.

Уничтожено и разгромлено 40 тыс. больниц, 84 тыс. школ, 2 тыс. ВУЗов и техникумов, 600 НИИ, 427 музеев, 43 тыс. библиотек.

IV. Подведение итогов урока.

Так правы ли те, что утверждают: «Важна цена победы»?
Домашнее задание: подготовится к контрольной работе (тест).

Похожие:

Урок по истории России в 9-м классе. Тема Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (7 часов) iconУрок истории в 11 классе по теме: Великая Отечественная война (1941-1945 г.)
Моу «Гришенская общеобразовательная средняя школа» Мамонтовского района Алтайского края
Урок по истории России в 9-м классе. Тема Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (7 часов) iconУрок истории по теме: "Великая Отечественная война. 1941-1945 гг."
Повторение и закрепление учебного материала по истории Великой Отечественной войны Советского Союза
Урок по истории России в 9-м классе. Тема Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (7 часов) iconУрок подготовлен к 65-Летию Великой Победы и предназначен для учащихся...
Мясникова Людмила Ивановна, учитель истории и обществознания моу «сош №4» г. Новочебоксарска
Урок по истории России в 9-м классе. Тема Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (7 часов) icon«Боевые действия на фронтах Великой Отечественной войны»
Великая Отечественная война 1941-1945: Военно-исторические очерки: в 4 кн. М., 1998. Кн. Суровые испытания. С. 80
Урок по истории России в 9-м классе. Тема Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (7 часов) iconТема «Великая Отечественная война. 1941-1945гг.»
Учебник, по которому составлены тестовые задания «История России» А. А. Данилов, Л. Г. Косулина, М. Ю. Брант
Урок по истории России в 9-м классе. Тема Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (7 часов) icon«Великая Отечественная война 1941 1945 гг.»
Великой Отечественной войны; сформировать представление о масштабности Великой Отечественной войны, раскрыть человеческий фактор...
Урок по истории России в 9-м классе. Тема Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (7 часов) iconСегодня у нас необычный урок, посвященный годовщине Великой Победы...
Июня 1941 года началась Великая отечественная война. Это была поистине народная, священная война!
Урок по истории России в 9-м классе. Тема Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (7 часов) iconМетодическая разработка изучения темы «История второй мировой и Великой Отечественной войны»
Методическая разработка изучения темы “Вторая Мировая и Великая Отечественная война Советского Союза 1941-1945
Урок по истории России в 9-м классе. Тема Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (7 часов) iconКлассный час в 3 классе «Что такое война?»
Расширить знания учащихся об истории своей страны, о событиях 1941-1945 годов Великой Отечественной войне, раскрыть смысл слов «война»,...
Урок по истории России в 9-м классе. Тема Великая Отечественная война 1941-1945 гг. (7 часов) iconУрок истории в 9 классе Тема: «Холодная война»
Применение опорных понятий: война, внутренняя война, внешняя война, внешняя война, коалиционная война, двусторонняя война, мировая...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница