Исследовательская работа по музыке «Художественная самодеятельность. Вчера. Сегодня. Завтра»




Скачать 95,09 Kb.
НазваниеИсследовательская работа по музыке «Художественная самодеятельность. Вчера. Сегодня. Завтра»
Дата публикации21.09.2013
Размер95,09 Kb.
ТипИсследовательская работа
www.pochit.ru > Культура > Исследовательская работа





Исследовательская работа по музыке «Художественная самодеятельность. Вчера. Сегодня. Завтра»

Музыкой окружена вся наша жизнь. Ей подвластно прошлое настоящее. Она может рассказать о мире, о войне, о любви. Невозможно представить себе человека без музыки, ведь она с самого раннего детств рядом с ним. В наш стремительный век существует масса технических средств (магнитофон, телевизор, радио, и т.д.), из которых мы слышим самую разнообразную музыку. Современная молодежь не представляет себе жизни бабушек и дедушек, у которых не было всего этого. Не было возможности слушать музыку, смотреть танцы по телевизору. И, наверное, молодежь считает, что раньше жизнь была очень скучной. А так ли это на самом деле. Художественная самодеятельность - одна из форм народного творчества. Коллективы художественной самодеятельности, ее истоки возникли в Росси после Октябрьской революции. В середине 20-х годов зародилось трамовское движение (Театр рабочей молодежи). В 30-е годы получили массовое распространение драматические и музыкальные коллективы, позднее эстрадные и цирковые, различные ансамбли (народного танца, песни и д.р.) оркестры. С 1959 года лучшим из них присваиваются звания Народных. Работой художественной самодеятельности руководят научно-методические центры народного творчества и культ-просвет работники. Межсоюзные дома самодеятельного творчества имеются во всех республиках, краях, областях.

В любом хуторе, селе центром культуры всегда считался сельский клуб. Не исключением явились и наши Кондраши. Клуб занимает важное место в нравственном и эстетическом воспитании населения. Деятельность его поддерживает просветительство, культуру, искусство. Наиболее активно специфические черты работы клуба проявляются в организации и развитии художественной самодеятельности.

Занимаясь вопросом изучения создания самодеятельного коллектива в Кондрашах, мы поставили следующие задачи: найти участников художественной самодеятельности и узнать, чем они жили, что пели, как песня помогала переживать им горести и веселила в радости.

Сельская художественная самодеятельность, воздействует на эмоциональную среду человека, поэтому самодеятельное творчестве на селе играет большую роль в нравственно-эстетическом воспитании людей, способствует его духовному росту. Через художественную самодеятельность воспитывается наше молодое поколение из года в год, из века в век.

Именно клуб ведет целенаправленную работу по вовлечению населения в художественное творчество, которое играет благоприятную роль в разностороннем развитии человека.

Все это было в масштабе страны. А что было у нас в нашем маленьком хуторке с самого начала зарождения художественной самодеятельности? Как все здесь начиналось?

Для того, чтобы узнать это, мы встретились со старожилами этой местности. В интервью с Никитиной Анной Александровной (1913 года рождения) о 20-х годах она, к сожалению, ничего не смогла вспомнить, но о художественной самодеятельности 30-х годов она рассказывает, что в то время клуба у них не было, но собирались они по хатам. Сначала у одних, потом у других - по очереди. На «сиделках», она так называет, посиделки, вязали носки, платки, «играли» песни. Казаки ведь в то время не пели, а как она выразилась, «играли песни», т.е. пели нараспев и плясали. Пели припевки (частушки) на «сиделках» под аккомпанемент балалайки. А какие припевки, Анна Александровна за давностью лет не помнит.

В памяти возникли вдруг три строчки из традиционно-обрядовой песни, которую пели, когда провожали в армию ее брата. Ему в этот день «играли» песню, которую пели всем солдатам. Вот эти строчки из уст Никитиной А.А.:
Провожали молодца в службицу, Нет коня, нету сиделица,

Нету шашки, нету ружелица...
Эти строки говорят о бедной жизни семьи, которая не может «справить» обмундирование для солдата.

А Сучкова Антонина Николаевна (1913 года рождения) рассказывает, что в 30-е годы ей было 16 лет. Они с девчонками ходили в клуб, бывший кулацкий дом, который топился «по-черному».

- Комсомольцы нарубят дров, а мы все рады. Идем каждый вечер в клуб. Работали от восхода до заката. Я была грамотная, пойду в школу, найду сценку, и мы готовили роли. А в селе у нас был Платон Иванович Родин, который делал «жив-газету» и под аккомпанемент гармошки Дубровина Василия Ивановича, высмеивал плохие поступки, совершенные кем-либо в хуторе. Он пел про пьянство, курение. А еще у нас в клубе было два танцора: Ковалев Петр Федорович (1903 года рождения) и Попов Федор Федорович (1903 года рождения). Вот были молодцы!. На всех праздниках в клубе они часто показывали свое самодеятельное танцевальное мастерство. Эти ребята умели плясать и в «присядку» и «кругом».

Очень много песен исполнялось, когда ехали на телегах в поле работать, едем в поле, а сами песню поем:
Не в поле ветер веет,

Лес-дубравушка шумит…

или

Ты подуй, подуй, ветер низовый,

Ты надуй тучу с проливным дождем Ты полей, полей наш зелен сад
В 30-е годы пели песню солдатам, провожая в Красную Армию.
Как родная меня мать провожала, Тут и вся моя родня набежала.

Назарова Александра Михайловна (1928 года рождения), которая во время войны была в тракторной бригаде хутора поведала нам: «Собирались мы у Моторина Федора Борисовича. Он был гармонист, жена его учила нас и всех, кто к ним приходил на «посиделки», танцам. Танцевали «качели», «польку», «кадриль». Мы научимся и выступаем в клубе, а иногда прямо в поле в часы отдыха.

В годы войны пели песни «Синенький скромный платочек», «Вася - Василек», «Священная война». Но были такие дни, о которых я вспоминаю с болью, это тогда, когда в хутор приходили похоронки. В эти дни собирались все женщины хутора и пели:
Черный ворон, друг залетный,

Ты летаешь и приносишь

Ручку белую с кольцом.

Я у ворона узнала,

Чья у ворона рука...»
Интересным оказался рассказ бывшей учительницы школы Кузнецова} Маргариты Борисовны (1937 года рождения). Она вспоминает: «Во врем; войны в здании Кондрашовской школы был размещен военный госпиталь, и мы вместе с другой учительницей Яковлевой Валентиной Федоровной, устраивала для раненых небольшие самодеятельные выступления. Мы, молодые девчонки старались лишь поднять настроение нашим раненым бойцам. Нам хотелось с Валей, чтобы солдаты забыли о своих тяжелых ранах, чтобы вспоминали свой дом, родных, близких. Мы рассказывали стихи, которые находили в журналах газетах, показывали сценки, где высмеивали немцев, пели частушки, танцевали, подпевая сами себе. Например:

Взвейтесь кострами, синие ночи

Мы пионеры, дети рабочих...
Солдаты, кто мог, подпевали нам и поддерживали аплодисментами. Например, очень популярный в то время был танец «Яблочко» исполняли его под хлопки раненых, так как не было музыки.

После войны начала налаживаться мирная жизнь на селе, и наша художественная самодеятельность пополнилась новыми участниками - это Богатырева Нина Ивановна, Моторин Михаил Федорович, Моторин Федор Борисович и др.

В 50-е годы состав коллектива художественного самодеятельности обновился. В него вошли: Авдевнин Анатолий Алексеевич стал директоров, клуба, Уланова Раиса Васильевна, Инина Эльвира Яковлевна, Калмыкова, Александра Михайловна и другие. Их любимыми песнями были: «Коробейники», «По дону гуляет казак молодой», «Катюша».

Немного позже, в 60-е годы, в этом клубе стала работать директором — Моторина Серафима Сергеевна, а ее сестра, по профессии библиотекарь тоже влились в художественную самодеятельность. Они внесли новое направление в работу коллектива больше внимания и времени уделяли театрально-сценарному направлению. Авдевнин А.А. сам играл на гитаре Моторин Ф.Б. на гармони.

«Было весело, сами мы с удовольствием желали участвовать в художественной самодеятельности. Когда я уезжала на сессии в педучилище то старалась успеть к репетициям или концерту. Через некоторое время нашу самодеятельность заметили. Про нас, помню, даже писали в районной газете.

Мы совершали поездки в соседние села Александровку, Ютаевку. Жизнь в Кондратах налаживалась: люди сеяли хлеб, занимались скотоводством, птицеводством, а в свободное от работы время собирались в клубе послушать выступления библиотекаря, рассказывающего о новых книгах, потанцевать, просто пообщаться и попеть песни» - вспоминает Кузнецова М. Б.

В 70-е годы в Кондратах в сельском клубе организуется самостоятельная вокальная группа, исполняющая народные лирические патриотические песни. В репертуаре: «Синий платочек». «Марш веселых ребят», «С чего начинается Родина?». Состав группы был уже следующий: Карпова Г.Ф., Тюрморезова М.Ф., Карпов А.И., Колесов Ю.И., Колесова Л.В., Емельяненко В.Е., Яковлева В.Ф., Кузнецова М.Б. У нас был замечательный хор, т.к. прибавились мужские голоса.

Следующий участник художественной самодеятельности — это Ермоленко Александр Николаевич, который уже с 1978 года был назначен новым директором клуба. В своем интервью он сообщил, как «сколотил» свой первый ВИА, в состав которого входили: Лепилкин Владимир — гитара-соло-ритм, Крапивин Михаил — бас-гитара, Ермоленко Александр — ритм-гитара, Марченко Ольга — клавишные инструменты. Вспоминаю песни: «Плачет девушка в автомате», «Наташка» и др. Свое первое выступление было на «Новогоднем огоньке» в клубе. Всем жителям нравились выступления ВИА, несмотря на то, что все ребята были самоучки, а исполнение непрофессиональным.

Следует признать, что в сельских клубах всегда не хватало и не хватает специалистов. Большинство клубов держится на энтузиазме любителей музыки, русской песни и народного творчества. По воспоминаниям Ермоленко А.П., начиная, с 80-го года и по 85 год, многие люди приезжали на небольшой промежуток времени работать в клубе по распределению. Помню, была баянистка Цирюльникова Галина, которая наряду с аккомпанементом, занималась обучением детей игре на баяне. Многие односельчане помнят в ее исполнении песню «Село мое родное» за задушевное пение.

Дубровская Валентина Харитоновна поведала о том, как начиная с 1984 года участники самодеятельности с радостью восприняли весть о том, что их руководителем художественной самодеятельности будет выпускник Волгоградского культ-просвет училища Мухин Ф.М.. Под его руководством вокальная группа еще больше пополнилась в своем составе, и уже образовался хор народной лирической песни. Хор просуществовал 5 лет. Исполнялись следующие песни: «Ах, Самара-городок», «А кто у нас белая?», «Выйду на улицу», «Чернобровый, черноокий» и т. д..

В клуб приходили люди разных возрастов. Мухин организует хор ветеранов войны и труда в него входили Кожемякина Анна Акимовна, Коновалова Лидия Григорьевна, Ляхова Валентина Семёновна, Макаров Георгий Георгиевич, Макарова Раиса Васильевна, Боровкова Елизавета Алексеевна, а помогала в организации хора бессменная участница художественной самодеятельности Яковлева В.Ф.. В репертуаре: «Выпадала бел-пороша», «Ой, вы, морозы», «Курочка-Рябая». «А мой миленький варенечков хочет» и т. д.

Для сельского певца хоровое пение не основной вид трудовой деятельности. Для него эта деятельность досуговая, участники отдают хоровому исполнительству всё своё свободное время. А что нужно, например, пожилому человеку, имеющему достаточно много свободного времени. Конечно же, общение, интересный досуг.

Мы спросили у участницы хора Кожемякиной А. А..

-Что Вас привлекало в вокальной группе пенсионеров, зачем вы ходили петь?

-Нас радовало то, что мы ещё были кому-то нужны, что наши

выступления смотрят внуки, чувствуют, мне кажется, уважение к нам.

Таким образом, старшее поколение воспитывало молодёжь. Ведь песни, исполняемые их бабушками и дедушками, учат добру, воспитывают любовь к родному краю и уважение к традициям. Следуем отметить, что развитие средств массовой информации, увлечение молодежи музыкой легкого жанра, к сожалению обусловили постепенное изменение репертуара коллектива художественной самодеятельности. Стало больше в их исполнении легкой эстрадной музыки. Особенно это стало заметно у нас в сельской местности, поэтому перед художественным руководителем клуба стоит сложная и трудная задача: найти пути и средства привлечение молодежи к изучению и исполнению народных песен и народной музыки.

В 90-е годы состав ВИА обновился в ранее существовавший состав ансамбля влились: Морозов Максим - клавишные, ритм-гитара, Морозов Денис - бас гитара, Багинский Виталий - солист, Мастеров Евгений - ритм-гитара Крапивин Сергей - клавишные, Вакулов Михаил - ритм-гитара. Ребята с удовольствием пели песню для кондрашовской молодежи, устраивали танцы. В репертуаре были песни: «Казаки», «Слушай, теща...», «Не сыпь мне соль на рану» и т.д.

Население очень хорошо принимало самодеятельное творчество ребят, но со временем ВИА распался. Ребята разъехались учиться, группа перестал, сосуществовать. При воспоминании бывшего директора клуба Ермоленко А.И в клубе с 90-х по 95-е годы в хуторе Кондраши с отъездом Мухина Ф.Л. художественным руководителем становятся Бедросова И. А. и Горбунова Н.А Они организовали детскую самодеятельную группу, в которую входили следующие учащиеся: Щербаков Антон, Лепилкина Галя, Баканов Дима Фомичева Настя, и д.р. В репертуаре были песни: «С чего начинается Родина?», «Бабушки-старушки», «Маленькая страна». Но, к сожалению, художественные руководители уехали, и эта группа перестала существовать.

После 95-го года директором Кондрашовского клуба стала Баканова Н.С. которая снова организовала самодеятельную вокальную группу вместе а своими помощниками Распопиной 3., Лепилкиной Г. Снова женщины и дети идут, как когда-то давно, в клуб, на детскую дискотеку, игры, новогодние елки. Руководство клуба организуют: «А ну-ка, парни», «День пожилого человека», «Поле чудес», «Утренняя звезда». Им с удовольствием помогает баянист - Буров С.П. Женщины очень довольны и с ностальгией вспоминают былые времена, молодость, девичество.

Идут годы, многое забывается, нет уже в живых интересных самобытных исполнителей народных песен. Но в людской памяти остались необыкновенно красивый голос Яковлевой В. Ф. и Крапивина Сергея.

Хочется верить, что, несмотря на все трудности, выпавшие на долю нашего народа, художественная самодеятельность не умрет. А жива она благодаря тому, что есть еще энтузиасты — это молодое поколение, помнящее родство. И мы верим, что над нашим селом будут литься чистые красивые голоса казачек и казаков.

Похожие:

Исследовательская работа по музыке «Художественная самодеятельность. Вчера. Сегодня. Завтра» iconКолыбельные песни вчера и сегодня, исследовательская работа
Автор: Московченко Кристина, 10 класс, моу агинская сош №2, с. Агинское Саянского района Красноярского края
Исследовательская работа по музыке «Художественная самодеятельность. Вчера. Сегодня. Завтра» iconВчера-сегодня-завтра
В правительстве Республики Башкортостан состоялся круглый стол, посвященный проблемам и перспективам социально-экономического развития...
Исследовательская работа по музыке «Художественная самодеятельность. Вчера. Сегодня. Завтра» iconШкольный музей: вчера, сегодня, завтра
...
Исследовательская работа по музыке «Художественная самодеятельность. Вчера. Сегодня. Завтра» iconПрограммирование от кодов до ооп вчера сегодня завтра
Зачем я решил написать эту статью, даже сам не знаю. Она не претендует на научность и адресована
Исследовательская работа по музыке «Художественная самодеятельность. Вчера. Сегодня. Завтра» iconКитай вчера, сегодня, завтра
Развивать коммуникативные, творческие способности, умение выступать перед аудиторией с использованием презентации, выделять главное,...
Исследовательская работа по музыке «Художественная самодеятельность. Вчера. Сегодня. Завтра» iconСовместный меморандум участников первого всемирного конгресса европейских...

Исследовательская работа по музыке «Художественная самодеятельность. Вчера. Сегодня. Завтра» iconТема Семья вчера, сегодня, завтра
Исторические и социальные аспекты семьи. Эволюция семейных отношений старый семейный уклад; новый семейный ук
Исследовательская работа по музыке «Художественная самодеятельность. Вчера. Сегодня. Завтра» iconОперационная система windows вчера сегодня завтра
Решил изложить некоторые свои мысли об этой подружке. Предупреждаю сразу, что эта статья адресована молодежи, профессионалам
Исследовательская работа по музыке «Художественная самодеятельность. Вчера. Сегодня. Завтра» iconПрограмма семинара: 10: 00 10: 20 Регистрация участников семинара...
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадём у наших детей завтра»
Исследовательская работа по музыке «Художественная самодеятельность. Вчера. Сегодня. Завтра» iconДеньги акции биржи вчера сегодня завтра
Если хотите разбираться сами, то начинать надо еще с Маркса, Энгельса. Все там написано, но покажите мне современного простого человека...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница