Пояснительная записка 3




НазваниеПояснительная записка 3
страница1/13
Дата публикации12.10.2013
Размер1,74 Mb.
ТипПояснительная записка
www.pochit.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13





ПРИНЯТА УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете приказом № 6 от 01.02.2011г. протокол №1 от 1 февраля 2011г. заведующая МДОУ детский

сад № 4 «Радуга» п. Уразово

Валуйского района

Белгородской области

____________Н.Н. Кулешова


Муниципального дошкольного образовательного учреждения

детский сад № 4 «Радуга» п. Уразово

Валуйского района Белгородской области

2011 – 2015 год

Содержание
Раздел 1: Обязательная часть программы

    1. Пояснительная записка----------------------------------------------------3

    1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей …………………… . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..4

    2. Приоритетные направления деятельности образовательного учреждения.---------------------------------------------------------------------------------------10

    3. Цели и задачи деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования 10

1.4. Особенности осуществления образовательного процесса……………….11

1.5.Принципы и подходы к формированию Программы……………………12

  1. Организация режима пребывания детей в образовательном учреждении ---------------------------------------------------------------------14

2.1. Особенности организации воспитательно-образовательного процесса 14

2.2. Проектирование воспитательно-образовательного процесса ……………………………………………………………………..……….……15

3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей…………………………………………………….17

  • Физическая культура…………………………………………………….18

  • Здоровье…………………………………………………………………..26

  • Безопасность……………………………………………………………...33

  • Социализация…………………………………………………………….40

  • Труд……………………………………………………………………….48

  • Познание………………………………………………………………….55

  • Коммуникация……………………………………………………………61

  • Чтение художественной литературы………………………………...…68

  • Художественное творчество…………………………………………….75

  • Музыка……………………………………………………………………82


^ 4. Содержание коррекционной работы……………………………………..87

5.Планируемые результаты освоения детьми образовательной программы дошкольного образования……………………………….……..87

^ 6. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения образовательной программы……………………………………...99
Раздел 2: Часть программы, формируемая участниками образовательного процесса………………………………………………….101

^ 2.1.Дополнительное образование детей – английский язык…………….102

2.2.Экспериментальная деятельность в ДОУ……………………………104

2.3. Работа с социумом……………………………………………………….116
Приложения

1. Пояснительная записка
1. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) определяет содержание и организацию образовательного процесса для детей дошкольного возраста и направлена на формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста, коррекцию недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей.

Содержание Программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечивают разностороннее развитие детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям - физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому.

Программа задает содержание дошкольного уровня образования, обеспечивающее полное и целостное развитие ребенка. Данная программа содержит как базисность, основу развития детей, так и вариант ее реализации, открывающие возможности для широкого творчества педагога. Программа, являясь комплексной, предусматривает обогащение, амплификацию детского развития, взаимосвязь всех его сторон. Программа направлена на обеспечение определенного уровня развития детей каждого психологического возраста и обеспечивает равный старт развития для всех детей.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4 «Радуга» п. Уразово Валуйского района Белгородской области функционирует с 2011 года, осуществляет образовательную деятельность, руководствуясь «Законом РФ «Об образовании»», «Типовым положением о ДОУ», «Конвенцией о правах ребёнка», «Семейным Кодексом». Учреждение рассчитано на 4 группы, плановая наполняемость: 58 детей. Деятельность МДОУ по осуществлению дошкольного образования регламентируется лицензией ПО 027719 регистрационный номер 4842 от 11.08.2011 г, выданной департаментом образования, культуры и молодёжи политики Белгородской области.
\

^ 1.1.Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в ДОУ.

В МДОУ детский сад № 4 «Радуга» п. Уразово Валуйского района Белгородской области принимаются дети в возрасте от 2 мес. до 7 лет на основании Устава и в соответствии с п.28 ст. п. 26 Типового положения о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 18 января 2012 г. Регистрационный N 22946) «Об утверждении Типового положения о дошкольном образовательном учреждении»).

В дошкольном учреждении функционирует 4 группы:

  1. младшая группа (дети от 1,5 до 3-х лет)

2 младшая разновозрастная группа (дети 1,5 , 2-х , 3-х лет) делится на 1-ю младшую и 2-ю младшую подгруппы.

Средняя разновозрастная группа (дети 3-х, 4-х, 5 лет) делится на 2 младшую и среднюю подгруппы.

Старшая разновозрастная группа (дети 5-ти, 6-ти. 7 лет) делится на среднюю и старшую и подготовительную подгруппы.

^ Ранний возраст.

На третьем году жизни дети становятся самостоятельнее. Продолжает развиваться предметная деятельность, что связано с усвоением культурных способов действия с различными предметами; ситуативно-деловое общение ребенка и взрослого; совершенствуются восприятие, речь, начальные формы произвольного поведения, игры, наглядно-действенное мышление. Развиваются соотносящие и орудийные действия, что развивает произвольность, преобразуя натуральные формы активности в культурные на основе предлагаемой взрослыми модели, которая выступает в качестве не только объекта для подражания, но и образца, регулирующего собственную активность ребенка.

В ходе совместной со взрослыми предметной деятельности продолжает развиваться понимание речи.

Количество понимаемых слов значительно возрастает. Совершенствуется регуляция поведения в результате обращения взрослых к ребенку, который начинает понимать не только инструкцию, но и рассказ взрослых.

Интенсивно развивается активная речь детей. Речь становится средством общения ребенка со сверстниками. В этом возрасте у детей формируются новые виды деятельности: игра, рисование, конструирование.

На третьем году жизни совершенствуются зрительные и слуховые ориентировки, что позволяет детям безошибочно выполнять ряд заданий: осуществлять выбор из 2-3 предметов по форме, величине и цвету; различать мелодии; петь. Совершенствуется слуховое восприятие, прежде всего фонематический слух.

В раннем возрасте происходит интенсивное физическое развитие ребенка, формирование функциональных систем детского организма. В этот период увеличивается рост и вес ребенка.

Для детей этого возраста характерна неосознанность мотивов, импульсивность и зависимость чувств и желаний от ситуации. Дети легко заражаются эмоциональным состоянием сверстников. Однако в этот период начинает складываться и произвольность поведения.

Ранний возраст завершается кризисом трех лет. Ребенок осознает себя как

отдельного человека, отличного от взрослого. У него формируется образ Я. Кризис часто сопровождается рядом отрицательных проявлений: негативизмом, упрямством, нарушением общения со взрослым и др. Кризис может продолжаться от нескольких месяцев до двух лет.

^ Младший дошкольный возраст.

Младший возраст — важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход ребенка к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.

В младшем дошкольном возрасте ребенку предоставляется больше самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Задача взрослого – поддержать стремление к самостоятельности, не погасить его критикой неумелых действий ребенка, не подорвать его веру в собственные силы, высказывая нетерпение по поводу его медленных и неумелых действий.

Самостоятельность формируется у младшего дошкольника в совместной деятельности со взрослыми и непосредственно в личном опыте. В совместной деятельности воспитатель помогает ребенку освоить новые способы и приемы действий, показывает пример поведения и отношения. Он постепенно расширяет область самостоятельных действий ребенка с учетом его растущих возможностей и своей положительной оценкой усиливает стремление без помощи взрослого добиться лучшего результата. Под руководством воспитателя дети успешно осваивают умения самообслуживания, культурно-гигиенические навыки, новые предметные и игровые действия. К концу четвертого года жизни младший дошкольник овладевает элементарной культурой поведения во время еды за столом и умывания.

Обязательное условие организации жизни в младших подгруппах - воспитатель ежедневно общается с каждым ребенком — индивидуально или в маленькой подгруппе детей (2—3 ребенка).

Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем.

В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразными способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник).

Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).

У младших дошкольников возрастает целенаправленность действий. В играх, в предметной и художественной деятельности воспитатель помогает детям принимать цель и связывать результат с поставленной целью.

На четвертом году жизни развивается интерес к общению со сверстниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе интереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Эти действия постепенно приобретают совместный, взаимозависимый характер. Игра — любимая деятельность младших дошкольников. Задача воспитателя состоит в том, чтобы сделать игру содержанием детской жизни. Игра и игровые приемы сопровождают дошкольников в течение всего времени пребывания в детском саду.

^ Младшие дошкольники — это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.
^ Пятый год жизни:

Возросли физические возможности детей. Дошкольники испытывают острую потребность в движении. В этом возрасте особенно важно наладить разумный двигательный режим, наполнить жизнь детей разнообразными подвижными играми, игровыми заданиями, танцевальными движениями под музыку, хороводными играми.

Новые черты появляются в общении детей 4—5 лет с воспитателем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим все более активно стремятся к познавательному, интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отношения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающему миру.

Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способствует освоение детьми системы разнообразных обследовательских действий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать.

Воспитателю необходимо уделить особое внимание на разный темп развития у детей в этом возрасте: одни дольше сохраняют свойства, характерные для младшего возраста, перестройка их поведения и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и начинают отчетливо проявлять черты более старшей возрастной ступени.

У детей 4—5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложняется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов.

Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Как и в младшем возрасте, воспитатель отдает предпочтение игровому построению всего образа жизни детей. Задача воспитателя — создать возможности для вариативной игровой деятельности через соответствующую предметно-развивающую среду.

Примечательной особенностью детей является фантазирование. Все виды развивающих образовательных ситуаций проходят либо в форме игры, либо составлены из игровых приемов и действий. В силу особенностей наглядно-образного мышления среднего дошкольника предпочтение отдается наглядным, игровым и практическим методам, слова педагога сопровождаются разнообразными формами наглядности и практической деятельностью детей.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к правилам поведения.

В этом возрасте идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности. Поддерживая их, воспитатель специально создает ситуации, в которых дошкольники приобретают опыт дружеского общения, внимания к окружающим.

Ранимость ребенка 4—5 лет — это не проявление его индивидуальности, а особенность возраста. Воспитателю необходимо быть очень внимательным к своим словам, к интонации речи при контактах с ребенком и оценке его действий. В первую очередь — подчеркивать успехи, достижения и нацеливать на положительные действия.

На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности. Дети отмечают внешнее различие между мальчиками и девочками. Задачей воспитателя является постепенное формирование представлений о поведении мальчика или девочки, их взаимоотношениях. Выполнение такой задачи успешно повлияет на интеллектуальное и моральное развитие ребенка.

Педагог развивает эстетические чувства детей.

Много внимания уделяется развитию творческих способностей детей — в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-исполнительской деятельности. Внимательное, заботливое отношение воспитателя к детям, умение поддержать их познавательную активность и развить самостоятельность, организация разнообразной деятельности составляют основу правильного воспитания и полноценного развития детей в среднего возраста.

^ Шестой год жизни:

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ребенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психологические механизмы деятельности и поведения.

Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процесса. Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В течение шестого года жизни совершенствуются основные нервные процессы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом возрасте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится белее вынослив психически. Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и требует внимания взрослых.

Формируются социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы.

Расширяются интеллектуальные возможности детей, общий кругозор. Интересы старших дошкольников постепенно выходят за рамки ближайшего окружения детского сада и семьи. Детей привлекает широкий социальный и природный мир, необычные события и факты.

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памяти, возникает намеренное запоминание в целях последующего воспроизведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропорций предметов, систематизируются представления у детей.

Продолжает совершенствоваться связная и монологическая речь. Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания. Эти достижения находят воплощение в детских играх, театральной деятельности, в рисунках, детских рассказах. Рисование – любимое занятие дошкольников, ему они посвящают много времени.

В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Дети становятся избирательны во взаимоотношениях и общении. Определяются игровые интересы и предпочтения мальчиков и девочек. Формируется поведение, опосредованное образом другого человека. В результате взаимодействия и сравнения своего поведения с поведением сверстника у ребенка появляется возможность лучшего осознания самого себя, своего Я.

Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместному решению общей задачи. Дети стремятся
^ Седьмой год жизни:

На седьмом году жизни происходят большие изменения в физическом, познавательном, эмоциональном и социально-личностном развитии старших дошкольников, формируется готовность к предстоящему школьному обучению.

Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностью и точностью. Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. Повышается общая осведомленность детей о здоровьесберегающем поведении.

Старший дошкольный возраст – время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. На протяжении дошкольного возраста ребенок проходит огромный путь развития – от отделения себя от взрослого («Я сам») до открытия своей внутренней жизни, своих переживаний, самосознания.

Дети 6-7 лет перестают быть наивными и непосредственными, становятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть свои чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли. Причиной таких изменений является дифференциация (разделение) в сознании ребенка его внутренней и внешней жизни. В этом возрасте у старшего дошкольника формируются его личные особенности, становятся более выраженными индивидуальные черты в поведении, более определенно проявляется характер. Все это необходимо учитывать в подходе к ребенку.

У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступков, к определенной произвольной регуляции своих действий. В поведении и взаимоотношениях наблюдаются волевые проявления. Формируется социальная направленность поведения, достаточно устойчивая самооценка. Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает внеситуативно-личностную форму, максимально приспособленную к процессу познания ребенком самого себя и других людей. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особенностям их взаимоотношений.

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоотношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную деятельность индивидуальной. Возрастает интерес к личности сверстника, устанавливаются отношения избирательной дружбы и устойчивой взаимной симпатии. В процессе совместной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимопонимания. Все это имеет большое значение для социального развития детей и готовности к школьному обучению.

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструктивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музыкальные игры.

Изменяется статус дошкольника в детском саду – в общей семье воспитанников детского сада они становятся самыми старшими.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Задача воспитателя – развивать интерес к творчеству.

На седьмом году жизни расширяются возможности развития самостоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многообразие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции, простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания информации.

  1. Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. В этом возрасте перед воспитателем стоит задача становления основных компонентов школьной готовности: развития стремления к школьному обучению, самостоятельности и инициативности, коммуникативных умений, познавательной активности и общего кругозора

Режим пребывания - 10,5 часов, соответствует каждой возрастной группе. Приложение №1.

В МДОУ работают 10 педагогов, из них 5 человека (50%) педагогического коллектива имеют высшее образование. В ДОУ 1 педагог имеет звание «Почетный работник общего образования».

Данные по количественному и качественному составу педагогических работников ДОУ приведены в приложении №7.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13

Похожие:

Пояснительная записка 3 iconПояснительная записка Данный документ разработан педагогическим коллективом...
Пояснительная записка 3
Пояснительная записка 3 iconПояснительная записка к программе по математике Пояснительная записка...
Понятие, функции, состав и характеристики универсальных учебных действий
Пояснительная записка 3 iconПояснительная записка Тематический план Содержание учебной дисциплины...
Государственное областное образовательное учреждение начального профессионального образования
Пояснительная записка 3 iconПояснительная записка Пояснительная записка на рабочую программу...
Пояснительная записка на рабочую программу по дисциплине «Физическая культура для специальных медицинских групп» специальности 050709...
Пояснительная записка 3 iconПояснительная записка к проекту решения сельского Совета народных депутатов
Настоящая пояснительная записка содержит основные подходы к формированию проектировок местного бюджета на 2013 год по доходам, расходам...
Пояснительная записка 3 iconПояснительная записка пояснительная записка. Муниципальное бюджетное...
Нго от 16. 08. 07.), свидетельством о регистрации №1022500722716 от 30. 12. 2002 г., лицензией №318317 сроком 03. 02. 2009- 03. 02....
Пояснительная записка 3 iconПояснительная записка к годовой бухгалтерской отчетности за 200 7
Данная пояснительная записка является неотъемлемой частью годовой бухгалтерской отчетности ОАО "Лиски-Металлист" за 2007 год, подготовленной...
Пояснительная записка 3 iconПояснительная записка «Основные положения проекта» пояснительная...
Проектные предложения отражают приоритетные функции городского округа Химки, являющегося частью одной из главных осей расселения...
Пояснительная записка 3 iconПояснительная записка Человек и природа неотделима друг от друга...
Авторская программа «Муравей». Пояснительная записка стр
Пояснительная записка 3 iconОсновная образовательная программа начального общего образования...
Моу «Шипицынская сош» (муниципальное общеобразовательное учреждение «Шипицынская средняя общеобразовательная школа»)
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница