Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в мбдоу стр. 4




НазваниеПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в мбдоу стр. 4
страница1/28
Дата публикации27.10.2013
Размер3,28 Mb.
ТипПояснительная записка
www.pochit.ru > Культура > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28


Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида №5 «Родничок» г.Ворсма
«Утверждено»

Заведующий МБДОУ

детского сада №5 г.Ворсма

_________________В.А. Анисимова

пр. №____от «_____»___________2011 г.

Принято решением Педагогического

совета: протокол №_________ от

«_______»________________2011 г.
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Авторы – разработчики:

Анисимова В.А. – заведующий МБДОУ

Храмова Н.Ю. – старший воспитатель

Пурова Н.Е. – старшая медицинская сестра

Гундорова Н.В. – физиомедсестра

Полубарьева Г.Н. – учитель – логопед

Ягодина Т.Ю. – музыкальный руководитель

Романович М.Н. – инструктор по физической культуре

2011 г.

Оглавление

Информационная справка о МБДОУ

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования (ООП), реализуемая в МБДОУ

  1. Обязательная часть ООП.

  1. Пояснительная записка

1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в МБДОУ………………………………………………………………….стр.4

1.2. Приоритетные направления деятельности МБДОУ по реализации ООП…………………………………………………………………………………………….стр.11

1.3. Цели и задачи деятельности МБДОУ по реализации ООП……………………………………………………………………………………………………………...стр.11

1.4. Особенности осуществления образовательного процесса …………………………………………………………………………………………………………….....стр.12

1.5. Принципы и подходы к формированию ООП МБДОУ…………………………………………………………………………………………………………………..стр.13

  1. Организация режима пребывания детей в МБДОУ

^ 2.1.Описание ежедневной организации жизни и деятельности детей по возрастам.

      1. Общий режим дня на холодный и теплый периоды года……………………………………………………………………………………...стр.15

2.1.2. Режим двигательной активности…………………………………………………………………………………………………………………стр.19

2.1.3. Щадящий режим для детей после болезни и детей с хроническими заболеваниями………………………………………………………стр.20

2.1.4. План организации непосредственно образовательной деятельности………………………………………………………………………..стр.21

      1. Расписание непосредственно образовательной деятельности…………………………………………………………………………………стр.23

    1. Проектирование воспитательно-образовательного процесса по возрастам

      1. Модель образовательного процесса в группах на день…………………………………………………………………………………………стр.25

      2. Модель образовательного процесса на год в группах раннего возраста, младшего и старшего дошкольного возраста……………….стр.31

^ 3. Содержание психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей.

    1. Комплексирование программ, технологий, методических пособий по образовательным областям………………………………………………………………стр.37

    2. Характеристики ООП по образовательным областям и модели реализации…………………………………………………………………………………………стр.50

      1. Здоровье………………………………………………………………………………………………………………………………………………...стр.50

      2. Физическая культура…………………………………………………………………………………………………………………………………стр.54

      3. Социализация………………………………………………………………………………………………………………………………………….стр.62

      4. Безопасность……………………………………………………………………………………………………………………………………………стр.67

      5. Труд……………………………………………………………………………………………………………………………………………………...стр.71

      6. Познание………………………………………………………………………………………………………………………………………………...стр.76

      7. Коммуникация…………………………………………………………………………………………………………………………………………стр.82

      8. Чтение художественной литературы………………………………………………………………………………………………………………..стр.87

      9. Музыка………………………………………………………………………………………………………………………………………………….стр.91

      10. Художественное творчество……………………………………………………………………………………………………………………….стр.98


4. Содержание коррекционной работы……………………………………………………………………………………………………………………………………………………стр.104

  1. Планируемые результаты освоения детьми ООП МБДОУ (промежуточные и итоговые оценки)……………………………………………………………………………стр.118

5.1. Итоговые результаты освоения ООП…………………………………………………………………………………………………………………………………………стр.118

5.2. Промежуточные результаты освоения ООП…………………………………………………………………………………………………………………………………стр.119

  1. Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения ООП МБДОУ……………………………………………………………………………….стр.125


^ II. Часть, формируемая участниками образовательного процесса МБДОУ

1. Приоритетные направления деятельности МБДОУ……………………………………………………………………………………………………………………………………...стр.131

1.1. Группы оздоровительной направленности для часто болеющих детей…………………………………………………………………………………………………стр.131

1.2. Дополнительное образование в МБДОУ…………………………………………………………………………………………………………………………………….стр.136

1.3. Специфика деятельности в группах для детей старшего дошкольного возраста……………………………………………………………………………………...стр.143

2. Организационная особенность образовательного процесса в МБДОУ…………………………………………………………………………………………………………………стр.144

Приложения……………………………………………………………………………………………………………………………………………………...стр.148
Информационная справка о МБДОУ

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №5 «Родничок» г.Ворсма

Местонахождение учреждения: 606 120, Россия, Нижегородская обл., Павловский р-н, г.Ворсма, ул.2-я Пятилетка, 1а

Проектная мощность – 185 мест.

Фактическая наполняемость – 204 ребенка.

МБДОУ обеспечивает воспитание, обучение и развитие, а также присмотр, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет.

Предназначение Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №5 «Родничок» г.Ворсма определяется его местом в муниципальной системе образования: это дошкольное образовательное учреждение, обеспечивающее право семьи на оказание ей помощи в образовании детей дошкольного возраста на основе усвоения ими содержания основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах общеразвивающей, компенсирующей, оздоровительной направленности.

Основными средствами реализации миссии МБДОУ детского сада №5 г.Ворсма являются:

  • Устав МБДОУ детского сада №5 г.Ворсма, регистрационный номер №2115252022851, 16.08.2011г.

  • Лицензия Министерства образования Нижегородской области серия 52 № 000446, регистрационный №8038 от 08.12.2010 года.

  • Свидетельство о государственной регистрации права (о предоставлении в постоянное пользование земельного участка) дата выдачи: 31.12.02 г., серия 52-АВ № 386230

  • Свидетельство о государственной регистрации права (о закреплении на праве оперативного управления муниципальных нежилых зданий) дата выдачи: 31.12.02 г., серия 52-АВ № 386231

  • Свидетельство о государственной аккредитации 084977, регистрационный № 2982 от 16.12.2005 г.

  • Основная общеобразовательная программа Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №5 «Родничок» г.Ворсма

Основная общеобразовательная программа МБДОУ детского сада №5 г.Ворсма разработана на основании следующих документов:

  • Концепция развития образования

  • Квалификационная характеристика должностей № 761.

  • Типовое положение о ДОУ ( Постановление правительства № 666 от 12.09.2008г.)

  • Закон «Об образовании РФ» (ст.9,14,19)

  • Конституция РФ

  • Приказ Министерства образования и науки РФ № 655 от 23.11.2009г. «Об утверждении и введении в действие федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программе дошкольного образования»

  • Письмо Министерства образования и науки от 21.10.2010г. № 03-248 «О разработке основной общеобразовательной программы дошкольного образования».

  • Санитарно – эпидемиологические правила и нормы для ДОУ (Сан ПиН 2.4.1.2660-10)

  • Нормативные документы МБДОУ



Основная общеобразовательная программа дошкольного образования, реализуемая в МБДОУ

I. Обязательная часть ООП

^ 1. Пояснительная записка

Деятельность МБДОУ детского сада №5 г.Ворсма в соответствии с Законом РФ «Об образовании» направлена на обеспечение права семьи на оказание ей помощи в воспитании детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их физического и психического здоровья, развитие индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений развития (ст. 18).

Дошкольное образование в муниципальном бюджетном дошкольном образовательном учреждении детском саде комбинированного вида №5 «Родничок» г.Ворсма осуществляется в соответствии с настоящей основной общеобразовательной программой, разработанной на основе федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Основная образовательная программа может корректироваться в связи с изменениями:

  • нормативно-правовой базы дошкольного образования,

  • образовательного запроса родителей,

  • видовой структуры групп и др.

^ 1.1. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей,

воспитывающихся в МБДОУ

В дошкольном образовательном учреждении функционирует 11 возрастных групп, комплектуемых детьми с 1 года:

  • 2 группа раннего возраста – 1 группа; I младшая (2-3 года) – 2 группы; II младшая (3-4 года) – 2 группы;

  • средняя (4-5 лет) – 2 группы; старшая (5-6 лет) – 2 группы; подготовительная (6-7 лет) – 2 группы.

Из них: 8 групп общеразвивающей направленности, 2 – оздоровительной (ЧБД) и 1- компенсирующей направленности (логопедическая).
Особенности развития детей второго года жизни.

В данном возрастном периоде темп физического развития детей несколько снижается по сравнению с первым годом жизни. К концу второго года рост ребенка колеблется от 83 до 91 см, а вес — от 11 до 13 кг.

Постепенно совершенствуются все системы организ­ма, и особенно нервная система. Повышается ее рабо­тоспособность. На втором году ребенок может бодрство­вать 4—4,5 часа подряд. Уменьшается суточное количе­ство сна до 12,5 часа. Ребенок меньше спит днем и с 1 года 6 месяцев переводится на один дневной сон.

В ведущей предметной и других видах деятельности развиваются все сенсорные процессы, наглядно-дей­ственное мышление, память. Идет процесс активного освоения предметных действий. Формируются представ­ления о предметах, интенсивно развивается речь.

Общение становится средством взаимодействия со взрослыми в разных видах деятельности и формирова­ния личностных качеств: элементарной самостоятельно­сти, активности, инициативности, коммуникативности.

Малыш развивается и в условиях разных видов худо­жественной деятельности. Проявляет первые эмоцио­нальные реакции на эстетические особенности предме­тов окружающего мира.
Особенности развития детей третьего года жизни. К концу третьего года рост ребенка может составлять от 99 до 101 см, а вес — от 14 до 16 кг. Ребенок меняется и внешне. Исчезает округлость тела, ноги становятся длиннее. На третьем году время бодрствования ребенка увеличивается до 6—6,5 ч. Однако надо помнить, что нервная система ребенка еще не отличается выносливо­стью и он быстро утомляется.

Продолжается развитие ребенка в предметной дея­тельности. В условиях предметной и других видов дея­тельности ребенок выявляет отдельные признаки пред­метов, сравнивает их между собой, обобщает по данному признаку наглядно-действенным способом. Наглядно-действенное познание окружающего способствует разви­тию памяти, воображения и других психических процес­сов, важнейших умственных действий: анализа, синтеза, сравнения. Содержание предметной деятельности обога­щает пассивный и активный словарь. У ребенка разви­вается самостоятельность в познании предметов быта, природных, дидактических материалов, продолжается сенсорное развитие малыша.

В условиях моделирующих видов деятельности (игре, изобразительной деятельности) ребенок активно репро­дуцирует и преобразует знания, проявляет предпосылки творчества.

Общение становится средством взаимодействия со взрослыми и детьми в разных видах и сферах деятельно­сти. Под влиянием оценки взрослого возникает недиф­ференцированная самооценка («Я хороший», «Я пло­хой»), изменяется отношение ребенка к взрослому как образцу для подражания, интенсивно развивается стрем­ление к самостоятельности, оформляется позиция «я сам». Ребенок знает и выполняет элементарные правила взаимодействия со взрослым и со сверстниками.

Ребенок способен проявлять интерес к предметам изобразительного искусства, замечает, понимает изобра­жение знакомых предметов, явлений. Малыш способен эмоционально откликаться на содержание художествен­ного образа, на эстетические особенности предметов, его окружающих, осознавать и выражать свои чувства. Ребенок проявляет интерес к изобразительной деятель­ности, увлеченно использует разнообразные материалы (карандаши, фломастеры, краски).

У него появляются любимые музыкальные произведе­ния. Малыш проявляет активность в музыкально-игро­вой деятельности, участвует в спектакле.
Особенности развития детей четвертого года жизни.

Психологи обращают внимание на «кризис трех лет», когда младший дошкольник, еще недавно такой покладистый, начинает проявлять не­терпимость к опеке взрослого, стремление настоять на своем требовании, упорство в осуществлении своих целей. Это свидетельствует о том, что прежний тип взаимоотношений взрослого и ребенка должен быть изменен в направлении предоставления дошкольнику большей самостоятельности и обогащения его деятельности новым содержанием.

Характерное для младшего дошкольника требование «я сам» отражает прежде всего появление у него новой потребности в самостоятельных

действиях, а не фактический уровень возможностей.

Младший дошкольник стремится получить эмоциональную оценку взросло­го — одобрение, похвалу, ласку.

Под влиянием общения происходят большие изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, совершенствуется грам­матический строй речи, появляются элементарные высказывания об окружающем. При этом дети пользуются не только простыми, но и сложными предложениями. Младшие дошкольники любят играть сло­вами, проявляют «словотворчество».

В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться по­требность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети.

Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразны­ми способами обследования формы, цвета, величины и других при­знаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник).

Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепри­нятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).

У младших дошкольников возрастает целенаправленность дейст­вий. Речь сопровождает практические действия ре­бенка, но еще не выполняет планирующей функции. В четыре года дети способны представить ход практического действия, но все еще не могут заранее рассказать о действии, которое нужно произвести.

На четвертом году жизни развивается интерес к общению со сверс­тниками. Взаимоотношения между детьми возникают на основе ин­тереса к действиям с привлекательными предметами, игрушками. Дети активно овладевают способами игровой деятельности — иг­ровыми действиями с игрушками и предметами-заместителями, при­обретают первичные умения ролевого поведения.

Младшие дошкольники усваивают некоторые нормы и правила по­ведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведе­ния другого ребенка нормам и правилам поведения. Следует учиты­вать, что взаимоотношения детей отличаются нестабильностью, зави­сят от ситуации и требуют постоянного внимания воспитателя.

Младшие дошкольники – это в первую очередь «деятели», а не наблюдатели. Опыт активной разнообразной деятельности составляет важнейшее условие их развития.
Особенности развития детей пятого года жизни.

Возросли физические возможности детей: движения их стали значи­тельно более уверенными и разнообразными. Дошкольники испыты­вают острую потребность в движении.

У детей активно проявляется стремление к общению со сверстника­ми. Дети общаются по поводу игрушек, совместных игр, общих дел. Их речевые контакты становятся более результативными и действенными.

^ Новые черты появляются в общении детей 4—5 лет с воспитате­лем. Дошкольники охотно сотрудничают со взрослыми в практических делах (совместные игры, трудовые поручения, уход за животными, растениями), но наряду с этим все более активно стремятся к позна­вательному, интеллектуальному общению. В своих познавательных интересах ребенок начинает выходить за рамки конкретной ситуации. Возраст «почемучек» проявляется в многочисленных вопросах детей к воспитателю: «Почему?», «Зачем?», «Для чего?» Развивающееся мыш­ление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и отно­шения между объектами пробуждают широкий интерес к окружающе­му миру. Нереализованная потребность общения со взрослым приводит к нега­тивным проявлениям в поведении ребенка.

^ Ребенок пятого года жизни отличается высокой активностью. Это создает новые возможности для развития самостоятельности во всех сферах его жизни. Развитию самостоятельности в познании способст­вует освоение детьми системы разнообразных обследовательских дей­ствий, приемов простейшего анализа, сравнения, умения наблюдать. Ребенок способен анализировать и сравнивать объекты одновременно по 2—3 при­знакам.

^ У детей 4—5 лет ярко проявляется интерес к игре. Игра усложня­ется по содержанию, количеству ролей и ролевых диалогов. Дети уве­ренно называют свою игровую роль, действуют в соответствии с ней. Преобладает однополое игровое общение. Для возникнове­ния и развития игры детям необходимы соответствующие игровые атрибуты: наборы игрушек, предметы для ряженья, символы формен­ной одежды.

У детей этого возраста наблюдается пробуждение интереса к прави­лам поведения, о чем свидетельствуют многочисленные жалобы-заяв­ления детей воспитателю о том, что кто-то делает что-то неправильно или не выполняет какое-то требование.

^ У детей идет активное развитие и созревание эмоциональной сферы: чувства становятся более глубокими, устойчивыми; прежнее радостное чувство от общения с окружающими постепенно перерастает в более сложное чувство симпатии, привязанности

Дети отличаются повышенной чувствительностью к словам, оцен­кам и отношению к ним взрослых. Они радуются похвале, но на неодобрение или замечание часто реагирует остро эмоционально: вспышками гнева, слезами, воспринимая замечания как личную обиду. Ранимость ребенка 4—5 лет — это не проявление его индиви­дуальности, а особенность возраста.

На пятом году жизни дети проявляют интерес к вопросам пола, начинается осознание своей половой принадлежности

^ Развиваются эстетические чувства детей. Дети уверенно держат в руках карандаш, рисуют людей, животных, окружающие предметы, с удовольствием лепят, конструируют, занимаются аппликацией.

^ Словарь детей увеличивается до 2000 слов и более. В разговоре ребенок начинает пользоваться сложными фразами и предложениями. Дети любят играть словами, их привлекают рифмы, простейшие из которых дети легко запоминают и сочиняют подобные. Именно в этом возрасте детям необходимо много читать: они это очень любят и бы­стро запоминают прочитанное.

Развиваются творческие способностей детей - в игре, в изобразительной, музыкальной, театрально-испол­нительской деятельности.
Особенности развития детей шестого года жизни.

Старший дошкольный возраст играет особую роль в развитии ре­бенка: в этот период жизни начинают формироваться новые психоло­гические механизмы деятельности и поведения.

^ Возраст 5— 7 лет характеризуется активизацией ростового процес­са. Изменяются пропорции тела. Совершенствуются движения, двигательный опыт детей расширяется, активно развиваются двигательные способности. Заметно улучшается координация и ус­тойчивость равновесия, столь необходимые при выполнении боль­шинства движений. При этом девочки имеют некоторое преимущество перед мальчиками.

У детей активно развиваются крупные мышцы туловища и конеч­ностей, но все еще слабыми остаются мелкие мышцы, особенно кистей рук. Старший дошкольник технически правильно выполняет большинство физических упражнений. Он способен критически оценить движения других детей, но самоконтроль и самооценка непостоянны и проявля­ются эпизодически.

^ Происходят большие изменения высшей нервной деятельности. В тече­ние шестого года жизни совершенствуются основные нервные процес­сы — возбуждение и особенно торможение. Это благотворно сказывается на возможностях саморегуляции. Эмоциональные реакции в этом воз­расте становятся более стабильными, уравновешенными. Ребенок не так быстро утомляется, становится более вынослив психически (что связано и с возрастающей физической выносливостью). Дети начинают чаще по собственной инициативе воздерживаться от нежелательных действий. Но в целом способность к произвольной регуляции своей активности все еще выражена недостаточно и требует внимания взрослых.

Дети активно обращаются к правилам при регулировании своих взаимоотношений со сверстниками. Формируют­ся социальные представления морального плана, старшие дошкольники уже отличают хорошие и плохие поступки, имеют представление о добре и зле и могут привести соответствующие конкретные примеры из личного опыта или литературы. В оценке поступков сверстников они достаточно категоричны и требовательны, в отношении собствен­ного поведения более снисходительны и недостаточно объективны.

По своим характеристикам головной мозг шестилетнего ребенка приближается к показателям мозга взрослого человека — расширяются интеллектуальные возможности детей. Ребенок не только выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, но и начинает уста­навливать причинно-следственные связи между ними, пространствен­ные, временные и другие отношения.

^ Расширяется общий кругозор детей. Старший до­школьник пытается самостоятельно осмыслить и объяснить получен­ную информацию.

Под руководством педагога шестилетки включаются в поисковую деятель­ность, принимают и самостоятельно ставят познавательные задачи, выдвигают предположения о причинах и результатах наблюдаемых яв­лений, используют разные способы проверки: опыты, эвристические рассуждения, длительные сравнительные наблюдения, самостоятельно делают маленькие «открытия».

В старшем дошкольном возрасте возрастают возможности памя­ти, возникает намеренное запоминание в целях последующего вос­произведения материала, более устойчивым становится внимание. Происходит развитие всех познавательных психических процессов. У детей снижаются пороги ощущений. Повышаются острота зрения и точность цветоразличения, развивается фонематический и звуковысотный слух, значительно возрастает точность оценок веса и пропор­ций предметов, систематизируются представления детей.

^ Продолжает совершенствоваться речь. За год словарь увеличивает­ся на 1000—1200 слов (по сравнению с предшествующим возрастом), хотя практически установить точное количество усвоенных слов за данный период очень трудно из-за больших индивидуальных разли­чий. Совершенствуется связная, монологическая речь. Ребенок может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рас­сказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем кото­рых он был. Правильно пользуется многими грамматическими фор­мами и категориями.

^ Развивается продуктивное воображение, способность воспринимать и воображать себе на основе словесного описания различные миры, например космос, космические путешествия, пришельцев, замок принцессы, события, волшебников и т. п.

Рисование — любимое занятие старших дошкольников, ему они посвящают много времени.

^ Возрастающая потребность старших дошкольников в общении со сверстниками, в совместных играх и деятельности приводит к возник­новению детского сообщества. Сверстник становится интересен как партнер по играм и практической деятельности. Развивается система межличностных отношений, взаимных симпатий и привязанностей. Формирование социального статуса каждого ребенка во многом опре­деляется оценкой его воспитателем

В общении со сверстниками преобладают однополые контакты. Дети играют небольшими группами от двух до пяти человек. Иногда эти группы становятся постоянными по составу. Так появляются пер­вые друзья — те, с кем у ребенка лучше всего достигается взаимопо­нимание и взаимная симпатия. Дети становятся избирательны во вза­имоотношениях и общении, все более ярко проявляется предпочтение к определенным видам игр.

^ Более активно проявляется интерес к сотрудничеству, к совместно­му решению общей задачи. Дети стремятся договариваться между собой для достижения конечной цели.

^ Интерес старших дошкольников к общению со взрослым не ослабева­ет. Дети активно стремятся привлечь к себе внимание взрослых, во­влечь в разговор. Детям хочется поделиться своими знаниями, впечат­лениями, суждениями. Равноправное общение с взрослым поднимает ребенка в своих глазах, помогает почувствовать свое взросление и компетентность.
Особенности развития детей седьмого года жизни.

Движения детей седьмого года жизни отличаются достаточной координированностъю и точностью. Дети хорошо различают направление движения, скорость, смену темпа и ритма. Возросла возможность про­странственной ориентировки, заметно увеличились проявления воле­вых усилий при выполнении отдельных упражнений, стремление до­биться хорошего результата. У детей вырабатывается эстетическое от­ношение к движениям, они начинают воспринимать красоту и гармонию движений. Проявляются личные интересы мальчиков и де­вочек в выборе физических упражнений и подвижных игр.

Старшие дошкольники активно приобщаются к нормам здорового образа жизни. Гигиенические навыки у детей старшего дошкольного возраста стано­вятся достаточно устойчивыми. Формируется привычка самостоятель­но следить за своим внешним видом.

Старший дошкольный возраст — время активного социального развития детей. В этот период начинает складываться личность с ее основными компонентами. На протяжении дошкольного возраста ре­бенок проходит огромный путь развития — от отделения себя от взрослого («Я сам») до открытия своей внутренней жизни, своих пере­живаний, самосознания.

Дети 6—7 лет перестают быть наивными и непосредственными, ста­новятся более закрытыми для окружающих. Часто они пытаются скрыть свои истинные чувства, особенно в случае неудачи, обиды, боли.

У детей развивается способность к соподчинению мотивов поступ­ков, к определенной произвольной регуляции своих действий. Усвое­ние норм и правил, умение соотнести свои поступки с этими нормами приводят к формированию первых задатков произвольного поведения, то есть такого поведения, для которого характерны устойчивость, неситуативность.

^ Формируются достаточно устойчивая самооценка (представления о себе — «Кто я?» и оценка — «Какой я?» и соответствующее ей отношение к успеху и неудаче в деятельности (одним детям свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний).

Ближе к концу дошкольного возраста общение детей со взрослыми приобретает внеситуативно-личностную форму, максимально приспо­собленную к процессу познания ребенком себя и других людей. Дети охотно обсуждают с воспитателем поступки людей, их качества, мо­тивы действий. Углубляется интерес к внутреннему миру людей, особен­ностям их взаимоотношений.

Характерной особенностью старших дошкольников является появ­ление интереса к проблемам, выходящим за рамки детского сада и личного опыта. Дети интересуются событиями прошлого и будущего, жизнью разных народов, животным и растительным миром разных стран.

На седьмом году жизни происходит дальнейшее развитие взаимоот­ношений детей со сверстниками. Дети предпочитают совместную дея­тельность индивидуальной. Возрастает интерес к личности сверстника, устанавливаются отношения избирательной дружбы и устойчивой вза­имной симпатии. Узы дружбы связывают преимущественно детей одного пола, но начинает проявляться особое внимание и симпатия между отдельными мальчиками и девочками.

В подготовительной группе в совместной деятельности дети осваи­вают разные формы сотрудничества. В процессе совмест­ной деятельности дошкольники приобретают практику равноправного общения, опыт руководства и подчинения, учатся достигать взаимо­понимания.

В старшем дошкольном возрасте значительно расширяется игровой опыт детей. Детям становится доступна вся игровая палитра: сюжетно-ролевые, режиссерские, театрализованные игры, игры с готовым содержанием и правилами, игровое экспериментирование, конструк­тивно-строительные и настольно-печатные игры, подвижные и музы­кальные игры.

Старшие дошкольники выдвигают разнообразные игровые замыс­лы до начала игры и по ходу игры, проявляют инициативу в приду­мывании игровых событий, используют сюжетосложение для постро­ения игры. В игре дети вступают в ролевой диалог со сверстником, стремятся ярко передать игровую роль.

Постепенно игра становится интегративной деятельностью, кото­рая тесно связана с разными видами детской деятельности — речевой, познавательной, коммуникативной, художественно-продуктивной, конструктивной. Для детей становится важен не только процесс игры, но и такой результат, как придуманный новый игровой сюжет, создан­ная игровая обстановка, возможность презентации продуктов своей деятельности (например, игрушек-самоделок, деталей костюмов).

Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании со стороны взрослых, воспитатель обеспечивает условия для развития детской самостоятельности, ини­циативы, творчества.

Развитию самостоятельности способствует освоение детьми уни­версальных умений: поставить цель (или принять ее от воспитателя), обдумать путь к ее достижению, осуществить свой замысел, оценить полученный результат с позиции цели.

Высшей формой самостоятельности детей является творчество. Зада­ча воспитателя — развивать интерес к творчеству. Этому способствует

словесное творчество и создание творческих ситуаций в игровой, теат­ральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде.

На седьмом году жизни расширяются возможности развития само­стоятельной познавательной деятельности. Детям доступно многооб­разие способов познания: наблюдение и самонаблюдение, сенсорное обследование объектов, логические операции (сравнение, анализ, син­тез, классификация), простейшие измерения, экспериментирование с природными и рукотворными объектами. Развиваются возможности памяти. Увеличивается ее объем, произвольность запоминания ин­формации. Для запоминания дети сознательно прибегают к повторе­нию, использованию группировки, составлению несложного опорного плана, помогающего воссоздать последовательность событий или дей­ствий, наглядно-образные средства.

^ Старшие дошкольники начинают проявлять интерес к будущему школьному обучению. Перспектива школьного обучения создает особый настрой в группах старших дошкольников. Главное — связать развивающийся интерес детей с новой социальной позицией («Хочу стать школьником»), с ощущением роста их достиже­ний, самостоятельности, с потребностью познания и освоения нового. В образовательном процессе формируются такие предпосылки учебной деятельности, как умение действовать по правилу, замыслу, образцу, ориентироваться на способ действия, контрольно-оценочные умения.
Особенности развития детей с общим недоразвитием речи.

Речь. Типичным для речи детей с ОНР является: позднее ее появление (к 3-4, иногда к 5 годам); аграмматичность; фонетические и фонематические нарушения; относительно сохранная импрессивная речь, при серьезном отставании экспрессивной речи; небольшой по объему и суженный по значениям словарь; уровень развития связной речи резко отстает от нормы (вплоть до произношения отдельных звукокомплексов); низкий уровень речевой активности. Выделяют три уровня нарушения речи при ОНР:

1 уровень – речевые средства ограничены. Активный словарь состоит из небольшого количества нечетко произносимых обиходных слов, звукоподражаний и звукокомплексов. Дети пользуются одним звукокомплексом для обозначения разных предметов, действий, качеств, состояний, интонацией жестами обозначая разницу (например, пат – кровать, спать, пойдем спать, ложись спать и т. п.). Дети не используют морфологические элементы для передачи грамматических отношений. «Фраза» состоит из ряда лепетных элементов. Пассивный словарь шире активного, но сильно ограничен. Звуковая сторона речи характеризуется фонетической неопределенностью, неустойчивостью артикуляции и плохим слуховым распознаванием. Ребенок не принимает задачу по фонематическому анализу и синтезу. Ограниченная способность восприятия и воспроизведения слоговой структуры слова.

2 уровень – в активном словаре постоянный, но искаженный и ограниченный запас общеупотребительных слов. В словаре содержаться: существительные, глаголы, прилагательные, возможно использование местоимений, союзов и предлогов. Дети могут ответить на вопросы по картинке, связанной с семьей, знакомыми событиями. При этом они используют только простые предложения из 2-3 слов. Наблюдаются грубые ошибки в грамматике: смешение падежных форм; в склонении существительных по падежам, в изменении по числам; в изменении глаголов; отсутствии согласования слов; ошибки в предложных конструкциях. Отмечается наличие искажений звуков, замен, смешений. Способны произнести звук изолированно, а речи смазано. Нарушения слоговой структуры разнообразны.

3 уровень – наличие развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. Недифференцированное произношение звуков, нарушения слоговой структуры. В речи преобладают простые распространенные предложения. Многочисленные аграмматизмы.

^ Психические процессы и явления. Недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения, переключения. Неточность восприятия. Нарушения вербальной памяти, страдает продуктивность запоминания и припоминания. Дети отстают в развитии словесно-логического мышления, без специального обучения с трудом овладевают мыслительными операциями. Диссоциация между речевым и психическим развитием.

^ Познавательная деятельность. Нарушения познавательной и умственной работоспособности. Быстрая истощаемость и низкая работоспособность. Низкий уровень самоконтроля. Дети с трудом понимают сложные словесные инструкции.

^ Эмоционально-волевая сфера. Повышенная возбудимость, двигательная расторможенность или наоборот инертность, ригидность. Эмоциональная неустойчивость, проявления агрессии, навязчивость, беспокойство, реже заторможенность, вялость.
Особенности развития часто болеющих детей.

В структуре общей заболеваемости ЧБД на первом месте стоят заболевания органов дыхания (82%), на втором и тре­тьем — инфекционные заболевания и болезни нервной сис­темы и органов чувств. Эти три класса заболеваний, по суще­ству, исчерпывают всю заболеваемость контингента ЧБД — на них приходится 94% заболеваний. Следует отметить, что забо­леваемость мальчиков выше, чем девочек, во всех возрастных группах ЧБД.

В структуре хронических заболеваний ЧБД наиболее значи­тельными являются: патология ЛОР-органов, заболевания опорно-двигательного аппарата (в основном нарушения осанки и плоскостопие) и болезни нервной системы, в первую очередь невротические реакции и неврозоподобные состояния.

Частые заболевания отрицательно влияют на состояние здоровья ребенка в целом, приводя к формированию хрони­ческой патологии и морфофункциональным отклонениям, ко­торые в свою очередь способствуют снижению иммунитета и повторным заболеваниям. Они ведут к социальной дезадапта­ции ребенка из-за ограничения его общения со сверстниками по причине частых пропусков посещения детского учрежде­ния. Частые и, особенно, тяжело протекающие ОРЗ могут приводить к нарушению физического и нервно-психического развития.

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   28

Похожие:

Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в мбдоу стр. 4 iconПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности 1 Возрастные...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в мбдоу стр. 4 iconПояснительная записка стр. … 1 Возрастные и индивидуальные особенности...

Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в мбдоу стр. 4 iconПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента...
Образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в мбдоу стр. 4 icon1. Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Полазненский детский сад №8»
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в мбдоу стр. 4 iconПояснительная записка I. Возрастные и индивидуальные особенности...
Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Большеключинский детский сад «Голубок»
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в мбдоу стр. 4 iconПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента...
...
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в мбдоу стр. 4 iconПояснительная записка. 1 Возрастные и индивидуальные особенности...
Приоритетные направления деятельности Тарутинского доу по реализации ооп дошкольного образования
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в мбдоу стр. 4 iconПояснительная записка. Возрастные и индивидуальные особенности контингента...
Цели и задачи деятельности доу по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в мбдоу стр. 4 iconПояснительная записка 3
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей
Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в мбдоу стр. 4 iconОбразовательная программа муниципального образовательного
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу. 6-15
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница