Тема: «Казахстан в кон. 19 века»




Скачать 199,08 Kb.
НазваниеТема: «Казахстан в кон. 19 века»
Дата публикации09.11.2013
Размер199,08 Kb.
ТипДокументы
www.pochit.ru > Литература > Документы

Подготовил учитель СШ №27

Валл Юрий Генадьевич


http://virtualnyi.narod.ru

Занятие № 15

Тема: «Казахстан в кон. 19 века»


После завершения завоевания казахских земель и подавления последних очагов сопротивления в Младшем жузе Россия прис­тупила к планомерной колонизации Казахстана, превращению его в экономический придаток империи, источник сырья и рынок сбыта товаров. Естественной социальной базой для проведения этой политики должны были стать русские переселенцы-колонисты.

^ Подготовка переселения русских и украинских крестьян в Казахстан.

Завершение завоевания Казахстана совпало с бур­жуазными реформами в России середины XIX в. Отмена кре­постного права не разрешила аграрного вопроса. Крестьянские волнения продолжались. В этих условиях правительство приняло ряд мер по отвлечению крестьян от революционного движения. Одна из них - активизация переселенческой политики. Переселение крестьянства на восточные окраины не только разрешало земельный голод в центральных губерниях России, но и создавало в их лице опору правительства на новом месте. Поэтому царское прави­тельство в середине 60-х годов XIX в. перешло от военно-казачьей колонизации к массовой. На местах подготавливались меры по колонизации казахской степи и заселению ее русскими кресть­янами. По инициативе военного губернатора Семиреченской области Колпаковского в 1868 г. были разработаны «Временные правила о крестьянских переселениях в Семиречье», действовавшие до 1883г. По «Временным правилам» переселенцам определялся ряд льгот: наделение землей в размере 30 десятин на душу (мужскую), освобождение от налогов и всякого рода повинностей сроком на 15 лет, выдача ссуды до 100 рублей.

В 1883 г. в связи с переходом Семиреченской области в состав Степного генерал-губернаторства местная администрация разработала «Правила о поземельном устройстве оседлого населе­ния области». Новые правила несколько урезали привилегии переселенцев. Земельный надел уже определялся в 10 десятин на мужскую душу, от налогов освобождались только на три года, а в последующее трехлетие вносили их в половинном размере.

В 1886 г. было разработано «Положение об управлении Тур­кестанским генералом-губернаторством». По этому документу устанавливался размер надела в 10 десятин на мужскую душу, переселенцы освобождались от налогов и повинностей на пять лет, а в течение последующего пятилетия выплачивали их в половинном размере.

Специальное положение «О добровольном переселении сель­ских обывателей и мещан на казенные земли и о порядке причис­ления лиц, означенных сословий, переселившихся в прежнее время» от 13 июля 1889 г. допускало переселение только с предваритель­ного разрешения министров внутренних дел и государственных имуществ. Размеры надела определялись местными властями.
^ Переселенческое движение в конце XIX в.

Одним из про­водников аграрной политики самодержавия в жизнь был Комитет Сибирской железной дороги. Транссибирская железнодорожная магистраль, строительство которой началось в 1891 г. должна была проходить по Северному Казахстану. «Особый комитет Сибирской железной дороги» в трех уездах Акмолинской области отводят 2 241 503 десятин земли для переселения 160 тыс. крестьян.

С середины 90-х годов XIX в. началось интенсивное пере­селение в Сибирь и Казахстан. Для выявления излишков земли и зачисления ее в «переселенческий фонд» была организована спе­циальная экспедиция, руководимая известным исследователем Казахстана Ф. Щербиной. В 1896-1902 гг. были изучены 12 уездов Тургайской, Акмолинской, Семипалатинской областей. На основе собранных материалов половина всей земли у казахского населения изымалась.

После отмены крепостного права в Казахскую степь и Сибирь началось стихийное переселенческое движение из центральных губерний. Крестьянская колонизация охватила почти все области Казахстана, образовались тысячи русских селений. Так, поданным переписи 1897 г. в Акмолинской области русское население сос­тавляло уже 33 процента. В 90-х годах в Северном Казахстане обнаружился «недостаток» земель под переселенческие участки. Для обеспечения прибывших крестьян правительство создавало «переселенческий земельный фонд». Для его создания у местного населения отнимались большие земельные массивы, удобные для земледелия.

После завоевания Южного Казахстана Россией крестьяне пе­реселились и в южные районы Казахстана. К 1882 г. было пере­селено около 14 тыс. крестьян, образовано 5 уездов и около 80 на­селенных пунктов.

Крестьянская колонизация охватила также Сырдарьинскую область, главным образом Чимкентский, Ташкентский и Аулие Атинский уезды. В конце XIX в. в области образовалось около 40 новых поселков, где проживало 2,5 тыс. семей. Голод 1891 г. в России вызвал особенно большой приток переселенцев в Казах­стан. Масштабы переселения были столь велики, что царское прави­тельство вынуждено было его ограничить.

В результате переселенческой политики царизма основные пло­дородные земли были переданы русским крестьянам, а казахи согнаны в безводные, малопригодные земли. Изменялось демог­рафическое лицо Казахстана. Согласно данным всеобщей переписи 1897 г. удельный вес казахов сократился в Казахстане до 87,1% . Из проживавших 4 471,8 тыс. казахи составляли 3 399,5, русские и украинцы - 532,7, татары - 55,4, узбеки - 73,5 тысячи, уйгуры -56 тыс. Переселенцы были заселены в основном на стратегических пунктах и вооружены огнестрельным оружием. Таким образом, они служили военно-агрессивной внешней и военно-феодальной внутренней политике России.

^ Завоевание Илийского края

. В конце 60-х годов в Илийском крае Китая, на границах России началось восстание против китайской колониальной политики. Царское правительство решило использовать этот момент для новых колониальных захватов. До 1869 г. оно сохраняло выжидательную позицию по отношению к событиям в Илийском крае, но в 1871 г. предпринимает вооруженное наступление на его территорию. Поводом для вторжения послужили:

  • во-первых, действия Якуб-бека, занявшего войсками южный склон Музартского перевала и центр дунганского ханства г. Урумчи;

  • во-вторых, военные действия в приграничных районах мешали фазвивать торговые отношения;

  • в-третьих, восстание дунган и уйгуров содействовало раз­витию волнений среди казахского населения и киргизов в рус­ских владениях.

Исходя из этих соображений, царское правительство решило занять Кульджинский край, представлявший собой важную стра­тегическую позицию между Джунгарией и Кашгарией. Решение о вмешательстве было принято на особых совещаниях 10 февраля и 2 мая 1871 г.

Поводом к открытию военных действий послужила попытка казахов из рода кызай в конце 1870 г. откочевать в Кульджу. Бегство волостного управителя кызаевцев прапорщика Тазабека в апреле 1871 г. в Кульджу и отказ илийского султана выдать его в назна­ченный срок заставили генерала Колпаковского усилить погранич­ные отряды и послать особый отряд.

19 июня 1871 г. русские войска были встречены в 5-6 кило­метрах от Суйдуна конницей султана под командованием Абду-рахмана-казначи. После двухчасовой перестрелки войска султана отступили, и русские войска подошли к крепости Суйдун. Генерал Колпаковский предложил городу сдаться. После недолгих перего­воров предложение было принято. Ряд поражений оказал на султана и его войско деморализующее действие. 21 июня 1871 г. русские войска, не доходя до Баяндая, были встречены парламентариями, передавшими просьбу султана о встрече с генералом Колпаковским у Баяндая для личных переговоров. Вечером султан Аляхан Абиль-оглы со своими приближенными прибыл в русский лагерь. Было условлено, что на другой день русские войска займут Кульджу, вооружение должно быть сдано назначенному офицеру. 22 июня войска, дойдя до Кульджи, расположились в одном из садов, генерал Колпаковский объехал Кульджу. Султан сдал ему ключи от города, а также значительные запасы хлеба и оружия.

С введением русских войск на территорию Илийского края он вошел в административное подчинение Семиреченскому генерал-губернаторству. Первым мероприятием русской администрации было объявление об отмене рабства. Было организовано местное управление под наблюдением русской администрации.
^ Переселение уйгур и дунган в Казахстан.

24 февраля 1881г. был заключен Петербургский договор, статья третья которого гласила: «Жителям Илийского края предоставляется право остаться на нынешних местах жительства их в китайском подданстве, или же выселиться в пределы России и принять российское подданство. Они будут опрошены об этом до восстановления китайской власти в Илийском крае. И тем из них, которые пожелают переселиться в Россию, дан будет на это годичный срок со дня передачи края ки­тайским властям. Китайская власть не будет чинить каких-либо пре­пятствий к выселению их и вывозу их движимого имущества». Переселяя уйгурских и дунганских крестьян в Россию, царское правительство преследовало две цели:

  • во-первых, ослабить экономическую базу Китая в Кульдже;

  • во-вторых, использовать переселенцев в качестве военной силы против Китая.

Уйгуры, в свою очередь, были заинтересованы в переселении из-за репрессий со стороны китайских властей за участие в восстании.

Основную массу уйгуров предполагалось расселить на нео­рошаемых землях по берегам рек Шелек, Или и Тургень. К концу 1882 г. в Жетысу насчитывалось 5 тыс. уйгурских и дунганских семей. В конце мая здесь обосновалось 6 549 семей переселенцев. Летом 1882 г. в связи с уборочно» страдой переселение временно приостановилось, а осенью возобновилось. Переселение уйгуров в основном завершилось осенью 1882-весной 1883 г. Однако отдельные группы продолжали тянуться на новые места жительства вплоть до начала 1884 г. Всего к этому периоду в Жетысу насчи­тывалось 9 572 уйгурские семьи с населением 453 773 человека, в Илийском крае осталось 2 665 семей.

Во главе вновь образовавшихся волостей были поставлены выбранные еще в Илийском крае волостные управители. На своих прежних должностях остались и аксакалы (старшины), кази (судьи), онбенши (десятники). Уйгуры-переселенцы на новых местах испытывали много лишений. Не было жилья, приходилось жить в землянках, шалашах. Строевой лес стоил очень дорого, к тому же его не хватало. Поэтому, переселяясь на новые места, уйгуры стремились сплавлять бревна и доски из разобранных жилищ по реке Или. в виде плотов. В 1882-1888гг. жильем было обеспечено менее половины переселившихся в Жетысу уйгуров. Процесс переселения внес большие изменения в хозяйстве основной массы уйгуров. Они оставили не только возделанные земли, сады, огороды, дома, но и некоторое количество скота. В большинстве своем они были лишены возможности быстрого налаживания производства сельскохозяйственных продуктов в необходимых для обеспечения своей семьи размерах.

Поселившись на новых местах, уйгурское и дунганское крес­тьянство, оказалось под тяжелым налоговым гнетом, не имея денег для погашения ссуд, нет возможности заработать многие пересе­ленцы уже в 1883 г. начали бегство обратно в Кульджу. Русскому правительству не удалось достигнуть своей цели. Уйгурское насе­ление Жетысу не стало военной опорой режима края.

Промышленность


После окончательного превращения Казахстана в колонию, Россия приступила к более интенсивной разработке его недр. Нача­лись усиленные поиски полезных руд. Русские капиталисты вкладывали свой капитал прежде всего в сферу горной промышлен­ности. Продолжалось расширение заводов по первичной обработке сельскохозяйственного сырья. Развитие капитализма в пореформен­ной России. Создавались горные управления, ведавшие горными предприятиями Казахстана, подчиненные Министерству финансов.

Путем обмана и подлога документов русские предпринима­тели арендовали и скупали у казахов за бесценок богатейшие месторождения полезных ископаемых. Так, например, казахские баи в 50-х годах продали за 255 рублей купцу Ушакову Караган­динское месторождение каменного угля. Саранское - за 114, Джез­казганское месторождение меди - за 100 рублей.

Эти месторождения хищнически разрабатывались русскими капиталистами. На их базе были основаны Спасско-Воскресенский и Успенский медные рудники. Одновременно возникли серебро-свинцовые плавильные заводы купца Попова. Производственная мощность всех этих предприятий была невелика.

Горная промышленность была сосредоточена в основном в центральной и восточных областях Казахстана. В начале 80-х гг. добыча металлов и угля в Казахстане по сравнению с 50-ми гг. возросла в несколько раз. Особенно заметен этот рост на примере Карагандинских копей. Успенского рудника и Спасского медепла­вильного завода.

Доходной отраслью горной промышленности была добыча золота, которая развивалась особенно интенсивно в 70-80-х гг. Х1Хв. За период с 1882 по 1892 гг. добыча золота увеличилась с 13,31 до 23,38 пудов. Золотопромышленники чувствовали себя временными. Они стремились за короткое время получить большие доходы. Богатые прииски быстро истощались и забрасывались.

Уже в конце XIX в. Казахстан стал основным производителем меди в России после Урала и Кавказа.

Однако многие предприятия горной промышленности нуж­дались в .правительственном кредите и временами приостанав­ливали производство. На заводах рабочие трудились сезонно, главным образом весной и летом, когда казахи прикочевывали к районам рудников и заводов. Отсутствие железной дороги мешало вывозу и сбыту промышленной продукции. Техника производства была устаревшей и примитивной.

Первая попытка создать в Казахстане крупное горнопро­мышленное предприятие на базе русских капиталов была сделана в конце 90-х г. В 1899 г. образовалось Воскресенское горнопро­мышленное общество. Это акционерное общество арендовало боль­шие участки с залежами каменного угля, медной и серебро-свин­цовой руды на громадном пространстве от Павлодара до Балхаша. К 90-м г. относится также возникновение первой нефтепромыш­ленной кампании на Эмбе.

Развивается и промышленность по переработке сельскохо­зяйственного сырья, которая к концу XIX в. вытеснила на второй план более старую, горнодобывающую промышленность.

Большинство предприятий по переработке сельскохозяйст­венного сырья являлось мелкими кустарными и полукустарными заведениями с примитивной техникой. Количество рабочих на таких предприятиях, как правило, не превышало 5-10 человек. Но число предприятий непрерывно росло, вместе с ним возрастало число рабочих и объем валовой продукции. Так, если на территории Ка­захстана, по неполным данным с 1886 г. насчитывалось 1028 мелких промышленных предприятий по переработке сельскохозяйствен­ного сырья, то в 1895 г. их было уже 2 124, соответственно число рабочих увеличилось с 3 432 до 5 493.

Промышленность в Казахстане в конце XIX в. развивалась гораздо медленнее, чем капиталистическая промышленность в Центральной .России. Крупные предприятия в Казахстане соз­давались не на базе мелкого производства, а за счет привозного капитала. Колониальная политика царизма, превратившая Казахстан в рынок сбыта и источник сырья, обрекала промышленность края на вечную отсталость.

Русские капиталисты использовали старое оборудование и де­шевую рабочую силу. Это тормозило технический прогресс, раз­витие производительных сил, ставило рабочих в тяжелое поло­жение.

Транспорт.

Эксплуатация природных богатств в колониаль­ных окраинах усиливалась благодаря строительству железных дорог. Русские фабриканты еще в 60-70-х гг. XIX в. требовали от правительства постройки железных дорог для связи России с ее восточными окраинами.

Русская буржуазия стремилась создать благоприятные условия для быстрой и дешевой переброски среднеазиатского хлопка во внутренние губернии, а во вновь присоединенные области Средней Азии - изделий русской промышленности.

Прокладывая железные дороги, правительство преследовало и военно-стратегические цели. Введенная в эксплуатацию Закас­пийская железная дорога открывала быстрый и дешевый путь для русских купцов и промышленников к богатейшим источникам сырья и рынкам сбыта русских товаров. Уже во второй половине I началась прокладка железнодорожных магистралей по казахской степи. В 1874-1878 гг. была построена Оренбургская железная дорога (Самара-Оренбург), связавшая центральные губернии с За­падным Казахстаном, в 1891-1893 гг. была проложена линия Пок­ровская Слобода-Уральск, в 1897г. - Урбах-Астрахань. Однако эти линии пересекали лишь незначительную часть Казахстана. В конце XIX-начале XX вв. была проведена Сибирская магистраль, которая пересекла северную часть современной территории республики.


^ Зарождение казахского пролетариата.

Массовое обеззе­меливание казахов привело ко всеобщему обеднению. Источником пропитания для бедняков была в основном работа на предприятиях. Число наемных рабочих в разных регионах Казахстана было разным. Большие отряды национальных рабочих находились в цен­тральных и восточных областях, где в 1855 г. насчитывалось около 1,5 тыс. горнорабочих, а в 1900 г. - 11 тыс. К концу XIX в. число рабочих в обрабатывающей промышленности достигло 18 тыс., около 70% которых составляли казахи.

Большая часть рабочих-казахов не порывала связей с аулом. Как только рабочий зарабатывал средства для покупки скота, он возвращался к родному очагу. Тем не менее, из года в год число казахов бедняков, не имевших самостоятельного хозяйства, росло.

Положение рабочих, особенно казахов, на фабриках и заво­дах было тяжелым. Законы о фабричной инспекции на территории Казахстана не распространялись. Обычно рабочие жили в тесных грязных землянках, получали от 3 до 10 рублей в месяц, подверга­лись оскорблениям и даже побоям со стороны мастеров и хозяев. Казахские рабочие, как и трудящиеся России, были бесправными. Они не допускались к специальностям, требующим высокой квали­фикации.

Культура


^ Развитие системы образования.

В конце XIX в. во многих городах, деревнях и аулах открывалось множество школ, было положено начало политехническому и женскому образованию. При многих школах имелись интернаты. К концу XIX в. в Казахстане было более 100 двухклассных школ с контингентом свыше 4 тыс. учеников.

Более способные выпускники русско-казахских школ посту­пали в кадетские корпуса и вузы России и зарубежных стран. Омский и Неплюевский кадетские корпуса готовили из числа казахской молодежи чиновников местного колониального аппа­рата. Большое количество казахских юношей учились в Санкт-Петербургском университете. Военно-медицинской Академии, Казанском, Томском университетах и других вузах.

Получило дальнейшее развитие традиционное образование. В казахской семье мальчиков и девочек 5-6 лет обучали дома, затем они поступали в трехклассные мектебы, где изучали грамматику и арифметику. Учебный план медресе включал такие предметы, как арабская филология, религиозное право, религиозная философия. Ученики также изучали общеобразовательные предметы и основы медицинской науки.

Медресе содержалось на средства частных лиц. Государство выделяло на развитие образования мизерную сумму.

Медресе имело несколько дарисхана (классные комнаты), худжры (комнаты для проживания учащихся), комнаты для омо­вений, столовые и кухни. Учеников называли шакирами, учителей - мударрисами. На должность учителя принимали людей не моложе 40 лет, имеющих диплом медресе. Они получали в год до 700 рублей. Учебный год начинался в сентябре-октябре и кончался в мае-июне.

В мектебах и медресе учились дети не только зажиточных родителей, но и бедных. Мусульманские учебные заведения сыграли большую роль в приобщении казахской молодежи к восточной культуре.
^ И. Алтынсарин.

Организатором народного образования во второй половине XIX в. был выдающийся казахский просветитель Ибрай Алтынсарин (1841 -1889). Он родился неподалеку от Костаная в семье известного бия Балгожи, в 1857 г. окончил казахскую семи­летнюю школу в Оренбурге. В результате систематического само­образования он стал высокообразованным человеком своего вре­мени. Глубокое изучение истории и современного состояния русс­кой педагогики позволило ему стать просветителем родного народа. При помощи народа ему удалось в январе 1884 г. в Торгае, в 1888 г. в Иргизе, в 1884 г. в Костанае открыть казахские школы. С именем И. Алтынсарина связано и начало женского образования в Казах­стане. Он открыл несколько школ для девушек с интернатами, в которых в 1886 г. обучались 211 учениц. Его заслугой также явля­ется открытие сельскохозяйственных, ремесленных школ, разра­ботка дидактических принципов обучения и воспитания детей, соз­дание учебных и методических пособий. Написанные им «Киргиз­ская хрестоматия», «Руководство по обучению киргизов русскому языку», «Мактубат» имели огромное значение в истории казахской культуры. В этих учебниках для казахских школ использован русс­кий алфавит. «Только с применением русского алфавита киргизский (казахский) язык избавится от арабских, татарских слов, которые неуместно вошли в киргизский язык. Только при употреблении русского шрифта казахские книги будут писаться правильно»,-писал И. Алтынсарин.

Школу он считал ключом к подлинному просвещению наро­да. «Школы - это главные пружины образования казахов, на них, в особенности на них надежда, в них только будущность киргизского народа»,- писал просветитель. Учитывая кочевой быт казахов, он предлагал открывать интернаты при школах.

И. Алтынсарин был действительным членом Оренбургского отдела Русского географического общества. По заданию отдела он сделал доклад, затем опубликовал несколько статей по этногра­фии казахского народа.

Значительна и литературная деятельность просветителя. Наряду с переводом на казахский язык басен Крылова, рассказов Л.Н.Толстого, К. Ушинского он написал короткие рассказы о выдающихся ученых, государственных деятелях, трудолюбивых, сметливых крестьянах. Алтынсарин включил в свои книги рассказы многих народов мира. В его произведениях широко использованы казахские сказки.

Произведения Алтынсарина правдиво отражали казахскую жизнь. Своими стихотворениями и рассказами он пропагандировал науку, осуждал невежество. Призывая молодежь к просвещению, он ставил в пример культурную жизнь других народов, их дости­жения в науке, бичевал невежество. Рассказы написаны доступным для читателя, выразительным языком, имели большое педагоги­ческое и воспитательное значение.

^ Абай Кунанбайулы.

Во второй половине XIX в. в казахской литературе появился новый тип казахской письменной литературы, ярким представителем которого был великий просветитель, поэт, классик Абай (Ибрагим) Кунанбайулы (1845-1904). Абай родился в семье крупного скотовладельца в Шингисских горах Семи­палатинской области. Получив домашнее образование, в возрасте восьми лет он поступает в Семипалатинское медресе, где изучает мусульманскую философию, литературу, религиозное вероучение. Продолжая обучение в медресе, Абай поступает в русскую школу. В школьные годы он изучил не только доступные ему произведения писаталей и поэтов, но и сам начал писать стихи. Ранние его произ­ведения это лирические отрывки, любовные послания, написанные чаще всего под влиянием восточной классической поэзии. Но учебу продолжить ему не удалось. В 80-е годы Абай встретился со ссыль­ными революционерами, представителями русской революционной интеллигенции. Дружба с Е. Михаэлисом, П. Долгополовым, С.Гроссом помогла ему глубже изучить революционно-демокра­тические идеи. С 1886 г. Абай начал переводить на казахский язык произведения Крылова, Пушкина, Лермонтова. В сближении с русской культурой Абай видел единственно верный путь выхода на мировую культуру. Его волновала идея братства и дружбы народов.

Абай был также известным композитором, знатоком и тонким ценителем казахской народной музыки. Он создал ряд лирических мелодий, которые вошли в сокровищницу казахской музыкальной культуры.
Поэзия «Зар Заман».

Проникновение капитализма в Казах­стан, массовые переселения крестьян из центра и связанные с этим глубокий кризис в хозяйстве, морально-нравственное состояние казахского кочевого аула породили группу поэтов, которые в своих произведениях оценивали эти явления как наступление «эпохи скорби» (зар заман).

Родоначальником этой поэзии в литературе был поэт Шортанбай Канайулы (1818-1881). В своем произведении «Зар заман» он называет эпохой скорби период казахской истории после присое­динения Казахстана к России. Шортанбай критикует новую социаль­ную группировку в казахском обществе, байство, возникшее в результате развития в степи товарно-денежных отношений. С го­речью описывает тяжелую жизнь бедняков-жатаков, которые все заработанные за год деньги отдают в уплату за налог, бьет тревогу об испорченности нравов, лицемерии, ханжестве людей. Поэт отрицательно отзывался о росте земледелия в Казахстане. Его бес­покоило разрушение традиционных социальных отношений и коче­вого скотоводства. Он считал, что за крушением традиционного хозяйства наступит кризис и в морально-психологическом состоя­нии казахского общества. Шортанбай - поэт-пессимист. Не находя выхода из создавшегося положения, призывает людей искать защиту в религии и соблюдать религозные обряды.

Созвучны с поэзией Шортанбая и произведения Дулата Ба-батайулы (1802-1874). В своих нравоучительных стихах «Осиет-Наме» он воспевает прошлую жизнь казахского народа. Совре­менную ему эпоху он называет временем всеобщей моральной деградации. Дулат осуждает действия казахских ханов XVIII в. допустивших русских на казахскую землю, рисует будущее ка­захов в самом мрачном виде. Он выступает за сохранение традиционного образа жизни. Разоблачая представителей местной власти, грабительский характер колониальной администрации, Дулат в своих произведениях осуждает казахов, служивших в царском аппарате.

Присоединение Казахстана к России Дулат оценивает как боль­шое несчастье казахского народа. Он говорил: «Страна твоя оста­лась в кольце». В этих условиях все богатство будет разграблено, а люди «будут находиться на учете». Он предсказывал всеобщее разорение и исчезновение казахов как народа.

Свидетелем массового переселения русских крестьян в Казах­стан был поэт Мурат Монкеулы (1843-1906 гг.). Его творчество выражало настроение казахского народа в связи с этими событиями. В своих произведениях «Казтуган», «Ушкиян» высказывает недоброжелательное отношение к переселенцам, призывает народ откочевать на новое место. Он идеализировал прошлое время каза­хов, давал политическую оценку некоторым ханам, которые, по его мнению, были защитниками страны, не допустившими русских к казахским кочевьям. Мурат критиковал пороки капитализма и представителей местных органов власти. В стихотворении «Сарыарка» основной причиной обнищания казахов названа переселен­ческая политика русских властей.

Мурат - поэт религиозного направления и защищает устои ислама в казахской степи. Религиозность его заставляет искать причины всякого явления в божественной воле. Вместе с тем он был активным борцом против колониализма, в обоих произ­ведениях призывал изгнать колонизаторов из казахской степи.

Видным представителем религиозной мусульманской ка­захской литературы был Аубакир Кердери (1858-1903). В своих произведениях уделил большое внимание религиозным вопросам, хотя не отрицал проблемы светской жизни. Он признавал «культур­ную миссию» России. В его произведениях нет антирусских мотивов. Наоборот, он считал, что «белый царь» заботится обо всех народах страны. Аубакир пропагандировал царские указы в степи, положительно относился к реформам 1867-1868 гг. По его взгляду, передовая экономическая жизнь России окажет позитивное влияние на хозяйство казахов. Призывал соотечественников к светскому знанию, технике и искусству. Не знающие искусства, говорил, он, должны терпеть в жизни неудачи. «Если бай без знаний, то он станет бедным». «Кто по-русски не образован, тот стал совсем бесполез­ным»,-утверждал он. Сожалеет, что мусульмане не такие как рань­ше, тоскует по ханским временам. Его консерватизм особенно выражался в вопросах брака и семьи.

В казахской литературе второй половины XIX в. определилось и другое направление, представители которого в своих произ­ведениях отображали реальный мир без религиозных окрасок. Од­ним из них был Суюнбай Аронулы (1822-1885). Он родился на современной территории Жамбылского района Алматинской области. В юности рассказывал наизусть эпические поэмы, кисса и хикая, позднее был известен как поэт-импровизатор не только в казахской степи, но и соседнем Кыргызстане.

Заметный след в казахской, татарской и башкирской литературе оставил Акмола (Муфтахетдин) Мухамедьярулы (1831-1895). Он родился в ауле Токсанбай Уфимской губернии, в семье казаха. Благодаря матери-башкирке он хорошо освоил башкирский язык, что позволило ему писать свои произведения на трех языках. После окончания мусульманских учебных заведений (мектеп и медресе) работал в казахских аулах учителем. Первый сборник его стихов был опубликован в 1892 г. В них он критиковал раздоры между родовыми старшинами, обращает внимание соплеменников на пороки казахского общества, призывает их к образованию. Многие стихи посвящены описанию времен года. Интересны его выводы философского характера.

^ Творчество акынов.

Большое место в устной литературе вто­рой половины XIX в. занимали лирические песни акынов (сал, сери). Одним из замечательных представителей поэтов-композиторов является Биржан сал Кожагулулы (1834-1897). Он родился на территории Енбекшильдерского района Северо-Казахстанской области и прославился не только как поэт, но и как композитор. Его песни «Жамбас сипар», «Биржан сал», «Жанбота», «Лайлым шырак» вошли в песенную классику казахского народа.

Другим замечательным представителем казахского песенного искусства второй половины XIX в. является Акан сери Корамсаулы (1843-1913). Родился в местечке Косколь, на территории совре­менного Айртауского района Северо-Казахстанской области. После окончания аульной школы поступил в медресе города Кызылжар. Здесь Акан изучил арабский, персидский, шагатайский языки, ознакомился с восточной поэзией Фирдоуси, Низами, Шамси, Сагади, Хафиз, Физули, Науаи и др. Первые его стихотворения написаны с подражанием восточным поэтам. Он - поэт, лирик, композитор, создавший около 50 песен.

^ Деятельность Русского Географического общества в Ка­захстане.

Потребности капиталистической России диктовали необходимость более глубокого научного изучения национальных окраин. Во второй половине XIX в. на территории Казахстана были созданы научные учреждения и филиалы различных научных обществ России.

В 1867 г. был создан Оренбургский отдел ИРГО, который взял в свои руки инициативу научного изучения западной и северной части Казахстана. Цели и задачи отдела, по словам оренбургского генерал-губернатора, заключались в «изучении производительных сил в крае с целью интенсивного использования его природных богатств в интересах русского капитализма и руссификации мест­ного населения». Однако «...политика руссификации может быть успешной лишь при условии тщательного изучения характера, истории, качеств, недостатков религии и предрассудков всех разно­родных племен, населяющих Оренбургский край. Без этих познаний трудно действовать или, вернее, можно действовать только наобум».

Освоение восточных районов страны в первую очередь Си­бири и Казахстана, повлекло за собой открытие Западно-Сибирского отдела ИРГО. Основной задачей отдела являлось изучение Западной Сибири и Казахстана в географическом, естественно-историческом и этнографическом отношениях. Особый интерес представляют поездки отдельных членов отдела в Северный Казахстан, входив­ший в то время в состав Западной Сибири.

С образованием в 1867 г. Туркестанского генерал-губерна­торства г. Ташкент в конце XIX в. становится крупным научным центром страны. С целью более глубокого изучения Средней Азии и южной части Казахстана, в феврале 1897 г. был создан Туркес­танский отдел Русского Географического общества. Одной из основных задач отдел считал географические исследования новой территории России. Однако некоторые члены отдела не ограни­чивались изучением природных условий Средней Азии. Их перу принадлежат большое количество статей и заметок по истории, социально-экономическому положению Южного Казахстана и Средней Азии.

Похожие:

Тема: «Казахстан в кон. 19 века» iconПостановление Правительства Республики Казахстан от 7 августа 2000...
...
Тема: «Казахстан в кон. 19 века» iconПриказ Председателя Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения...
В целях реализации Законов Республики Казахстан "Об охране здоровья граждан в Республике Казахстан" и "О труде в Республике Казахстан",...
Тема: «Казахстан в кон. 19 века» iconРеспублики Казахстан «Об образовании»
Республики Казахстан, а также иностранцев и лиц без гражданства, постоянно проживающих в Республике Казахстан, на образование
Тема: «Казахстан в кон. 19 века» iconПрограмма «Дети Казахстана»
В соответствии с подпунктами 1 и 2 статьи 6 Закона Республики Казахстан от 8 августа 2002 года «О правах ребенка в Республике Казахстан»...
Тема: «Казахстан в кон. 19 века» iconКазахстан во второй четверти ХХ века Казахстан в годы Новой Экономической...
Сельское хозяйство пришло в упадок повсеместно сокращались посевные площади, так, например, в Уральской губернии посевные площади...
Тема: «Казахстан в кон. 19 века» iconМинистерство иностранных дел республики казахстан приказ
В целях совершенствования деятельности консульской службы Республики Казахстан и в соответствии со статьей 78 Закона Республики Казахстан...
Тема: «Казахстан в кон. 19 века» iconРеспублики Казахстан Министерство обороны Республики Казахстан Комитет...
В общеобразовательных школах всех типов занятия по "Основам безопасности жизне-деятельности" проводятся по настоящей Программе (1998...
Тема: «Казахстан в кон. 19 века» iconПриказ Агентства Республики Казахстан по делам здравоохранения от...
Эпидемиологическая ситуация по туберкулезу в Республике Казахстан остается крайне неблагополучной, характеризуется высокими показателями...
Тема: «Казахстан в кон. 19 века» iconОсновные задачи, принципы и направления внешней политики республики казахстан
Казахстан из независимой республики Союза сср стал суверенным, независимым государством. С этого дня, можно сказать, берет отсчет...
Тема: «Казахстан в кон. 19 века» iconТематическое планирование 11 класс. Дата Тема. Основное содержание
Введение. Русская литература 20 века. Литературный процесс рубежа веков- конца 19 века. Новаторство литературы начала 20 века
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница