Скачать 157,28 Kb.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Зудиловская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа учебного курса «Знатоки русского языка» 2 класс Составители: Горбатенко О.В. учитель начальных классов первой квалификационной категории Лебедева Е.А. учитель начальных классов Прядко В.В. учитель начальных классов Зудилово 2012 ^ Рабочая программа учебного курса составлена на основе авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю. Романова «Удивительный мир слов», опубликованной в «Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2011. Учебный курс направлен на достижение следующих целей: — осознание языка как явления национальной культуры и основного средства человеческого общения; формирование позитивного отношения к правильной речи как показателю общей культуры человека; —знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач; — овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний. В учебном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи. ^ . Программа включает три раздела: — пояснительная записка; — основное содержание учебного курса; — тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого раздела. ^ «Знатоки русского языка» - учебный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры. ^ . Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30–35 мин. Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии. Ценностные ориентиры содержания учебного курса. Важными ориентирами содержания данного факультатива являются: — развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи; —формирование представлений о языке как универсальной ценности; — изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства; — развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.); — формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования; — развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку; —включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса. В процессе изучения данного учебного курса ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний. Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка. Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику. Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в учебном курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п. Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска ин- формации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы. Учебный курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика. ^ Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы включены пять разделов. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики. Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка. Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач: —обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера; — уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности; —использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности. Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования. Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал. Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры. ^ Мир полон звуков Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим. Для чего служит человеческая речь? Как устроен речевой аппарат. Звуки и слова. Связаны ли между собой звуки и смысл? Такие разные гласные и согласные. Особенности артикуляции гласных и согласных звуков. Звукопись как приём художественной речи. Правильное ударение и произношение слов. Универсальные учебные действия: — участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его; — анализировать информацию, представленную на рисунке; — сравнивать произношение гласных и согласных звуков; — наблюдать за функцией и ударением в слове; — контролировать правильность постановки ударения в словах; — осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах); — находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. ^ — разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов; —игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»; — проект «Как я говорил, когда был маленьким»; — мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?». ^ Солунские братья. Как появились буквы современного русского алфавита. Кириллица, название букв древней азбуки. Сравнение кириллицы и современного алфавита. Использование букв алфавита для обозначения чисел. Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений). Как появилась буква «Ё». Особенности использования букв. Строчные и прописные буквы. Универсальные учебные действия: — сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов; — интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности; — наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов. ^ : — чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы; — экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности); —конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки); — рисование: «Весёлая буква Ё». ^ Какие слова появились первыми. Звукоподражательные слова у разных народов. Лексическое богатство языка. Как выбирают имя человеку? Как улицы получают свои названия? Какие русские имена встречаются на карте мира? О чём может рассказать слово «борщ»? Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля. Универсальные учебные действия: — формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы; — составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств; — осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; — воспринимать на слух и понимать информационный текст; — сравнивать толкование слова в различных словарях; —самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта; —оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания. ^ — игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»; — мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»; — проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»; — конкурс «Придумываем название для новых конфет ^ История происхождения слов. Поиск информации о происхождении слов. Слова производные и непроизводные. Словообразовательные связи слов. Корень — главная часть слова. Группы однокоренных слов. Механизм образования слов с помощью суффикса. Группы суффиксов по значению. Механизм образования слов с помощью приставки. Группы приставок по значению. Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова. Универсальные учебные действия: —моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова; — самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях; — наблюдать образование слов в русском языке; — анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов; — анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными; — наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова; — группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования); — взаимодействовать и договариваться в процессе игры; — находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание. ^ — игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»; — лингвистический эксперимент «Свойства корня»; — конструирование слов по словообразовательным моделям; — проект «Как конфеты получают свои названия». ^ Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю. Сочетание слов по смыслу. Ограничения сочетаемости слов. Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью. Нарушение сочетаемости слов. Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению. Исправление ошибок в словоупотреблении. Многозначные слова. «Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении). Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы. Стилистическая окраска слов. Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары. Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи. Слова исконно русские и заимствованные. История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы. Универсальные учебные действия: — наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю; — выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи; — различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте; —подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении; — оценивать уместность использования слов в тексте; —наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах; —соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника; —самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю. ^ : —игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»; — решение кроссвордов; — составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»; — составление шуточных рассказов и стихов. ^
Рекомендуемая литература 1.Лосева Л.М. «Как строится текст». — М., 1980. 2.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1989. 3.Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно -деятельностный подход. Учебное пособие, 2007. 4.Оконь В. «Основы проблемного обучения. — М.: «Академия», 2004. 5.Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Книга для учителя. — М.: Просвещение. 1996. Лист коррекции
|
![]() | Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,... Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта, определяет... | ![]() | Рабочая учебная программа по русскому языку (наименование учебного предмета /курса) Программа предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом уровне и составлена из расчёта 1 час в неделю: 10... |
![]() | Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Стилистика... Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Стилистика в курсе русского языка» для 10-11 классов составлена на основе... | ![]() | Программа подготовлена учителем русского языка и литературы моу «Порецкая сош» Программа курса «Стилистика русского языка» предусматривает углубленную подготовку учащихся в той сфере языка, которая связана с... |
![]() | Рабочая программа учебного курса «Этика и психология» Рабочая программа учебного курса «Этика и психология» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания... | ![]() | Рабочая программа учебного курса химии 9 класса Рабочая программа учебного курса химии для 9 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основании государственной программы... |
![]() | Рабочая программа по русскому языку 10-12 классы Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того,... | ![]() | Рабочая программа по физике в 9 классе Автор-составитель: Попов В.... Рабочая программа учебного курса физики для 9 класса (далее Рабочая программа) составлена на основе авторской программы Е. М. Гутник,... |
![]() | Рабочая программа курса по выбору «Деловой русский язык» Составитель программы: Шерстобитова Т. М., учитель русского языка и литературы лицея №10 | ![]() | Рабочая программа курса по выбору «Секреты написания эссе» 9 класс Составитель программы: Шерстобитова Т. М., учитель русского языка и литературы лицея №10 |