Рабочая программа учебного курса «Знатоки русского языка»




Скачать 157,28 Kb.
НазваниеРабочая программа учебного курса «Знатоки русского языка»
Дата публикации10.04.2013
Размер157,28 Kb.
ТипРабочая программа
www.pochit.ru > Литература > Рабочая программа
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Зудиловская средняя общеобразовательная школа»



«ПРИНЯТО»

Руководитель МО учителей начальных классов

_____ О.В.Горбатенко

Протокол № от

« »_____________2012

«СОГЛАСОВАНО»

Заместитель директора по УВР

________Е.В.Березанских

« » _____________2012

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор МБОУ «Зудиловская СОШ»

_________Н.Ф.Емелина

Приказ № от

« »___________2012

Рабочая программа учебного курса

«Знатоки русского языка»

2 класс
Составители: Горбатенко О.В.

учитель начальных классов

первой квалификационной категории

Лебедева Е.А. учитель начальных классов

Прядко В.В. учитель начальных классов

Зудилово 2012

^ ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного курса составлена на основе авторской программы Л.В. Петленко, В.Ю. Романова «Удивительный мир слов», опубликованной в «Сборник программ внеурочной деятельности: 1– 4 классы / под ред. Н.Ф. Виноградовой. — М. : Вентана - Граф, 2011.

Учебный курс направлен на достижение следующих целей:

— осознание языка как явления национальной культуры и основного

средства человеческого общения; формирование позитивного отношения

к правильной речи как показателю общей культуры человека;

—знакомство с нормами русского языка с целью выбора необходимых языковых средств для решения коммуникативных задач;

— овладение учебными действиями с единицами языка, умение практического использования знаний.

В учебном курсе особое внимание уделено работе над языковыми нормами и формированию у школьников правильной выразительной речи.

^ Структура программы. Программа включает три раздела:

— пояснительная записка;

— основное содержание учебного курса;

— тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на изучение каждого раздела.

^ Общая характеристика учебного курса.

«Знатоки русского языка» - учебный курс для младших школьников, в содержании которого рассматривается орфоэпическое, лексическое, грамматическое многообразие мира слов, основные методы и пути его познания, а также развивается языковая интуиция и художественно-образное мышление младших школьников. Изучение данного курса создаёт условия для формирования ценностного отношения учащихся к языку, для воспитания ответственности за соблюдение норм языка как важного компонента языковой культуры.

^ Место курса в учебном плане.

Программа рассчитана на 34 ч в год с проведением занятий один раз в неделю продолжительностью 30–35 мин. Программа курса дополняет и расширяет содержание отдельных тем предметной области «Филология» за счёт углубления знаний лингвистического, речеведческого характера, введения элементов этимологии и культурологии.

Ценностные ориентиры содержания учебного курса.

Важными ориентирами содержания данного факультатива являются:

— развитие языковой интуиции и ориентирования в пространстве языка и речи;

—формирование представлений о языке как универсальной ценности;

— изучение исторических фактов, отражающих отношение народа к языку, развитие умений, связанных с изучением языкового пространства;

— развитие представлений о различных методах познания языка (исследовательская деятельность, проект как метод познания, научные методы наблюдения, анализа и т. п.);

— формирование элементарных умений, связанных с выполнением учебного лингвистического исследования;

— развитие устойчивого познавательного интереса к русскому языку;

—включение учащихся в практическую деятельность по изучению и сохранению чистоты русского языка.

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения программы курса.

В процессе изучения данного учебного курса ученики получают знания об истории русского языка, рассматривают памятники древней письменности, знакомятся с происхождением слов, что становится предпосылкой воспитания гордости за красоту

и величие русского языка, осмысления собственной роли в познании языковых законов, потребности обучения различным способам познания языковых единиц. Практическое использование и знакомство с нормами употребления в речи единиц языка способствует развитию личной ответственности за чистоту и правильность создаваемых высказываний.

Деятельностный подход, используемый в курсе, не только развивает познавательный интерес, но и формирует мотивацию для углублённого изучения курса русского языка.

Система вопросов и заданий, использование различных методов познания языка дают возможность учащимся находить пути решения исследовательских и творческих задач. Поиск информации о происхождении слов, работа со словарями, устранение и корректирование речевых ошибок позволяют решать проблемы самопроверки и самооценки. Разнообразная игровая и практическая деятельность позволяет лучше изучить фонетику, словообразование и грамматику.

Для овладения логическими действиями анализа, сравнения, наблюдения и обобщения, установления причинно-следственных связей и аналогий, классификации по родовидовым признакам в учебном курсе имеются задания, активизирующие интеллектуальную деятельность учащихся: предлагается сопоставить варианты написания букв, устаревшие и новые слова, способы старинных и современных обращений; проанализировать, установить необходимые связи, обобщить материал при работе с категорией числа имени существительного, с членами предложения и т. п.

Активная исследовательская работа (индивидуальная, парная и групповая) формирует умение использовать различные способы поиска ин-

формации (в справочной литературе, с помощью родителей и учителя); аргументированно представлять собственный материал, уважительно выслушивать собеседника и делать выводы.

Учебный курс направлен на то, чтобы повторять, уточнять, расширять начальные представления о языке и орфоэпических, лексических, грамматических нормах. Умение работать с языковыми единицами учащиеся используют для выбора способа решения познавательных, практических и коммуникативных задач. Ряд тем, содержащих лексический материал, помогает представить «единство и многообразие языкового и культурного пространства России», в результате чего формируется бережное

и внимательное отношение к правильной устной и письменной речи, что, в свою очередь, является показателем общей культуры ученика.

^ Особенности содержания обучения.

Объектом изучения курса являются язык и речь. В основное содержание программы

включены пять разделов. Основной акцент сделан на развитии у младших школьников способности к анализу языковых фактов с учётом единства формы, содержания и функции рассматриваемого явления, что поможет ученику глубже проникнуть в область

мысли, выраженной с помощью языка, научит выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач. В содержание курса включены сведения из фонетики, графики, орфоэпии, лексикологии и фразеологии, морфемики, словообразования, этимологии, грамматики.

Содержание факультатива строится на основе деятельностного подхода. Каждый раздел программы предусматривает использование игровой и практической деятельности. Предполагается активное освоение курса в разнообразной индивидуальной и групповой работе (учебные, познавательные, исследовательские задания, ролевые и дидактические

игры, работа над проектами, экскурсии). Включение учащихся в разнообразную деятельность является условием приобретения прочных знаний, преобразования их в убеждения и умения, формирования основ личной ответственности за сохранение богатства русского языка.

Деятельностный подход к разработке содержания курса позволяет решать в ходе его изучения ряд взаимосвязанных задач:

—обеспечивать восприятие и усвоение знаний; создавать условия для высказывания младшими школьниками суждений художественного, эстетического, духовно-нравственного характера;

— уделять внимание ситуациям, где ребёнок должен учиться различать универсальные (всеобщие) ценности;

—использовать возможности для становления навыков следования научным, духовно-нравственным и эстетическим принципам и нормам общения и деятельности.

Тем самым создаются условия для формирования научных знаний о языке, осознания значения и необходимости бережного его использования.

Подобное содержание курса не только позволяет решать задачи, связанные с обучением и развитием младших школьников, но и несёт в себе большой воспитательный потенциал.

Воспитывающая функция заключается в формировании у младших школьников потребности в познании и изучении русского языка, его исторических корней, многообразия, обоснованных норм и правил, выражении личного интереса и отношения к фактам языка и понимании значения языка как явления национальной культуры.

^ Содержание программы

Мир полон звуков

Звуки речи, их отличие от других звуков, которые мы слышим.

Для чего служит человеческая речь?

Как устроен речевой аппарат.

Звуки и слова.

Связаны ли между собой звуки и смысл?

Такие разные гласные и согласные.

Особенности артикуляции гласных и согласных звуков.

Звукопись как приём художественной речи.

Правильное ударение и произношение слов.

Универсальные учебные действия:

— участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его;

— анализировать информацию, представленную на рисунке;

— сравнивать произношение гласных и согласных звуков;

— наблюдать за функцией и ударением в слове;

— контролировать правильность постановки ударения в словах;

— осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь (работать в паре и малых группах);

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

^ Практическая и игровая деятельность (форма организации обучения):

— разгадывание анаграмм, шарад, кроссвордов;

—игры: «Диктор» (произнесение скороговорок), «Наборщик», «Превращение слов», «Волшебный квадрат», «Слоговой аукцион»;

— проект «Как я говорил, когда был маленьким»;

— мини-исследование «Сколько может быть в слове согласных букв подряд?».

^ Азбука, прошедшая сквозь века

Солунские братья.

Как появились буквы современного русского алфавита.

Кириллица, название букв древней азбуки.

Сравнение кириллицы и современного алфавита.

Использование букв алфавита для обозначения чисел.

Особенности древнерусского письма (оформление красной строки и заставок, слов и предложений).

Как появилась буква «Ё».

Особенности использования букв.

Строчные и прописные буквы.

Универсальные учебные действия:

— сравнивать названия, графический облик и количество букв кириллицы и современного русского алфавита, делать вывод о сходстве и различии двух алфавитов;

— интерпретировать информацию, представленную в таблице, использовать эту информацию в практической деятельности;

— наблюдать использование строчных и прописных букв, на основании этого строить логические рассуждения о том, почему некоторые буквы не имеют прописных вариантов.

^ Практическая и игровая деятельность:

— чтение слов и отрывков текстов, написанных кириллицей, а также чтение и запись чисел с помощью букв кириллицы;

— экскурсия в краеведческий музей (знакомство с древними памятниками письменности);

—конкурс «Самая красивая буква» (варианты оформления букв для красной строки);

— рисование: «Весёлая буква Ё».

^ Всему название дано

Какие слова появились первыми.

Звукоподражательные слова у разных народов.

Лексическое богатство языка.

Как выбирают имя человеку?

Как улицы получают свои названия?

Какие русские имена встречаются на карте мира?

О чём может рассказать слово «борщ»?

Знакомство с толковым и орфографическим словарями русского языка. «Толковый словарь живого великорусского языка» В.И. Даля.

Универсальные учебные действия:

— формулировать собственное мнение, аргументировать его, договариваться и приходить к общему решению при совместном обсуждении проблемы;

— составлять устно небольшое монологическое высказывание с помощью заданных языковых средств;

— осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания;

— воспринимать на слух и понимать информационный текст;

— сравнивать толкование слова в различных словарях;

—самостоятельно или при помощи учителя планировать действия по выполнению учебного проекта;

—оценивать правильность выполнения действий, осуществлять итоговый контроль по результату выполнения задания.

^ Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Найди слово», «Отгадай по признакам»;

— мини-сочинение «Я — сын, ученик, спортсмен…»;

— проекты: «Моё имя», «Старинные имена в моей семье», «Моё любимое блюдо и его название»;

— конкурс «Придумываем название для новых конфет

^ Как делаются слова

История происхождения слов.

Поиск информации о происхождении слов.

Слова производные и непроизводные.

Словообразовательные связи слов.

Корень — главная часть слова.

Группы однокоренных слов.

Механизм образования слов с помощью суффикса.

Группы суффиксов по значению.

Механизм образования слов с помощью приставки.

Группы приставок по значению.

Решение лингвистических задачек и головоломок с использованием «моделей» частей слова.

Универсальные учебные действия:

—моделировать на основе полученной информации собственные высказывания о происхождении выбранного слова;

— самостоятельно находить необходимую информацию о происхождении слов в справочниках и словарях;

— наблюдать образование слов в русском языке;

— анализировать пары слов, связанные словообразовательными связями. Устанавливать словообразовательные связи данных слов;

— анализировать значение и строение слова и на основании анализа делать вывод о том, являются ли слова родственными;

— наблюдать значения приставок и суффиксов, объяснять значение (происхождение) слова;

— группировать слова по заданным основаниям (по строению, по значению, по способу словообразования);

— взаимодействовать и договариваться в процессе игры;

— находить необходимую информацию и строить на её основе связное монологическое высказывание.

^ Практическая и игровая деятельность:

— игры: «Что раньше, что потом», «Словообразовательное лото», «Словообразовательное домино», «Найди пару», «Четвёртый лишний», «Весёлые превращения», «Найди родственное слово»;

— лингвистический эксперимент «Свойства корня»;

— конструирование слов по словообразовательным моделям;

— проект «Как конфеты получают свои названия».

^ Секреты правильной речи

Слово и его значение. Уточнение значения слова по словарю.

Сочетание слов по смыслу.

Ограничения сочетаемости слов.

Употребление в речи слов с ограниченной сочетаемостью.

Нарушение сочетаемости слов.

Точное употребление в речи слов, близких по звучанию и значению.

Исправление ошибок в словоупотреблении.

Многозначные слова.

«Очеловечивание» мира (употребление слов в прямом и переносном значении).

Как возникают синонимы. Чем похожи и чем различаются слова-синонимы.

Стилистическая окраска слов.

Антонимы. Какие слова становятся антонимами. Антонимические пары.

Омонимы и их многообразие. Использование омонимов в речи.

Слова исконно русские и заимствованные.

История возникновения фразеологизмов. Использование устаревших слов в составе фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи.

Значение фразеологизмов. Фразеологизмы-антонимы, фразеологизмы-синонимы.

Универсальные учебные действия:

— наблюдать слова, сходные по значению, уточнять значение слова по толковому словарю;

— выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативной задачи;

— различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении. Подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

—подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

— оценивать уместность использования слов в тексте;

—наблюдать слова, сходные по звучанию, анализировать результаты их использования в юмористических текстах;

—соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседника;

—самостоятельно находить при сомнении в правильности словоупотребления необходимую информацию в словарях и справочниках или обращаться за помощью к учителю.

^ Практическая и игровая деятельность:

—игры: «Табу», «Не повторяться», «Объясни слово, не называя его», «Закончи пословицы»;

— решение кроссвордов;

— составление мини-словариков: «Собираю синонимы», «Собираю антонимы», «Собираю фразеологизмы»;

— составление шуточных рассказов и стихов.
^ ТЕМАТИТЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

№ п/п

№ урока в теме

Тема занятия

Дата

^ Мир полон звуков (6 ч)

1

1

Звуки вокруг нас.




2

2

Фабрика речи.




3

3

Бессмыслица + бессмыслица = смысл.




4

4

Полоса препятствий.




5

5

Рисуем звуками.




6

6

Трудности словесного ударения




^ Азбука, прошедшая сквозь века (5 ч)

7

1

Буквы старые и новые.




8

2

Так считали наши предки.




9

3

Страницы древних книг.




10

4

Живая и весёлая буква алфавита.




11

5

Загадки русской графики.




^ Всему название дано (5 ч)

12

1

Рождение языка.




13

2

Сколько слов в языке?




14

3

Имена, имена, имена…




15

4

Увлекательные истории о самых простых вещах.




16

5

Словари — сокровищница языка.




^ Как делаются слова (7 ч)

17

1

«Дальние родственники».




18

2

Слова «готовые» и «сделанные».




19

3

Есть ли «родители» у слов?




20

4

Внимание, корень!




21

5

Такие разные суффиксы.




22

6

Когда нужно «приставить», «отставить» и «переставить»?




23

7

Что нам стоит слово построить?










^ Секреты правильной речи (10 ч)




24

1

Словарное богатство русского языка.




25

2

Вместе и врозь, или Почему нельзя сказать «молодой старик».




26

3

Выбираем точное слово.




27

4

Одно или много?




28

5

Когда у слов много общего?




29

6

Когда значения спорят?




30

7

Сова одинаковые, но разные.




31

8

«Местные жители» и «иностранцы».




32

9

Как рождаются фразеологизмы?




33

10

Выбор фразеологизма в речи.




34




Резерв 1 час





Рекомендуемая литература

1.Лосева Л.М. «Как строится текст». — М., 1980.

2.Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. — М., 1989.

3.Антонова Е.С. Методика преподавания русского языка: коммуникативно -деятельностный подход. Учебное пособие, 2007.

4.Оконь В. «Основы проблемного обучения. — М.: «Академия», 2004.

5.Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Книга для учителя. — М.: Просвещение. 1996.

Лист коррекции

№ приказа директора школы, на основании которого внесены изменения в рабочую программу

Вид коррекции (совмещение, использование резерва)

Номера и темы уроков, которые подверглись коррекции














































Похожие:

Рабочая программа учебного курса «Знатоки русского языка» iconРабочая программа по литературе представляет собой целостный документ,...
Настоящая рабочая программа по литературе для 7 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта, определяет...
Рабочая программа учебного курса «Знатоки русского языка» iconРабочая учебная программа по русскому языку (наименование учебного предмета /курса)
Программа предназначена для изучения русского языка в 10-11 классах на базовом уровне и составлена из расчёта 1 час в неделю: 10...
Рабочая программа учебного курса «Знатоки русского языка» iconРабочая программа элективного курса по русскому языку «Стилистика...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Стилистика в курсе русского языка» для 10-11 классов составлена на основе...
Рабочая программа учебного курса «Знатоки русского языка» iconПрограмма подготовлена учителем русского языка и литературы моу «Порецкая сош»
Программа курса «Стилистика русского языка» предусматривает углубленную подготовку учащихся в той сфере языка, которая связана с...
Рабочая программа учебного курса «Знатоки русского языка» iconРабочая программа учебного курса «Этика и психология»
Рабочая программа учебного курса «Этика и психология» предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания...
Рабочая программа учебного курса «Знатоки русского языка» iconРабочая программа учебного курса химии 9 класса
Рабочая программа учебного курса химии для 9 класса (далее – Рабочая программа) составлена на основании государственной программы...
Рабочая программа учебного курса «Знатоки русского языка» iconРабочая программа по русскому языку 10-12 классы
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того,...
Рабочая программа учебного курса «Знатоки русского языка» iconРабочая программа по физике в 9 классе Автор-составитель: Попов В....
Рабочая программа учебного курса физики для 9 класса (далее Рабочая программа) составлена на основе авторской программы Е. М. Гутник,...
Рабочая программа учебного курса «Знатоки русского языка» iconРабочая программа курса по выбору «Деловой русский язык»
Составитель программы: Шерстобитова Т. М., учитель русского языка и литературы лицея №10
Рабочая программа учебного курса «Знатоки русского языка» iconРабочая программа курса по выбору «Секреты написания эссе» 9 класс
Составитель программы: Шерстобитова Т. М., учитель русского языка и литературы лицея №10
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница