Ланцева Ирина Александровна г. Брянск, учитель математики моу лицей №27




Скачать 89,65 Kb.
НазваниеЛанцева Ирина Александровна г. Брянск, учитель математики моу лицей №27
Дата публикации15.06.2013
Размер89,65 Kb.
ТипДокументы
www.pochit.ru > Математика > Документы


И СНОВА О ЕГЭ УЧИТЕЛЬ МОЛВИЛ СЛОВО...
Ланцева Ирина Александровна (г. Брянск, учитель математики МОУ лицей №27, E-mail: irina141960@yandex.ru)
Новая форма ЕГЭ вскрыла и новые проблемы в преподавании
математики.
Включение жизненных и олимпиадных задач показало невежество наших учеников в применении математических знаний. Хочется попытаться проанализировать некоторые причины этого невежества, найти пути ликвидации разрыва между знанием и умением применять эти знания на практике.

Конечно, подготовку к ЕГЭ надо начинать не в 10 и 11 классе. Развитие логического мышления, решение практических, олимпиадных задач, показ необходимости математических знаний должны проходить на каждом уроке. В какой форме? Это уже дело учителя, и обязательно с учетом психологического, интеллектуального развития класса.

Начать надо с не афишированного тестирования, а просто с непринужденной беседы. Выявить можно много интересного и полезного для планирования в будущем работы с пятиклассниками.
Перед учителем математики сегодня стоит проблема не только дать свой предмет на хорошем базовом уровне, но и научить применять эти знания при решении задач практического содержания, научить учащихся приступать к исследованию, поиску новых способов решения задач, приучить рассуждать, доказывать, экспериментировать, работать с литературой по возникшей проблеме, рационально использовать компьютер, интернет. С этой целью на уроках и на внеклассных мероприятиях для учащихся устраиваютя выставки и показываюся презентации, где представлены новинки математической литературы,справочники, слайды 234567указаны сайты-помощники в решении задач, например, сайты Диари, А.А. Ларина, где не дают готовые решения задач, а помогают решать, побуждают мыслить. Сайт Ольги Себедаш с видеоуроками геометрии.

Очень важно приучить учащихся добывать знания и коллективно. Для этого хорошо бы на уроках организовывать мини-диспуты, которые затем продолжались бы и на переменах, и после уроков. Давая готовые рецепты решения проблем, поставленных на уроке, мы лишаем главного- формирования мыслительного процесса, мы его сокращаем до минимума, пытливость ума тормозиться, поэтому в будущем у ребенка и возникает на ЕГЭ паника. Если учитель не показывал конкретное решение того или иного упражнения, значит, я не сделаю. У нас в лицее есть добрая традиция. Не смог что-то сделать учащийся дома, поговори с товарищем до урока, не помогли товарищи, запиши на доске условие, подготовь рисунок и учитель в начале урока поможет, подскажет и еще раз непонятое объяснит. Но все такие мероприятия будут действенны, при условии, что ученик «поварился» дома в задаче, обсуждал с товарищами, короче, думал над ее решением.

Еще один из способов решения этой проблемы в опережающем обучении. Можно в конце урока поставить проблему следующего занятия и попросить ребят подумать. А можно указать следующий параграф, и дать возможность учащимся самостоятельно разобраться в новом материале. Конечно, предварительно мы обязаны им показать, как надо работать с математическим текстом, как правильно разбирать с карандашом в руке примеры. . Хорошо бы и учителю некоторые сложные темы записать на диск, дать учащимся возможность дома прослушать еще раз объяснение.
Ничего нового в сказанном нет. Вопрос, применяем ли?
Понятие «новая школа» подразумевает не только применение всех технических средств обучения, введение новых предметов и пересмотр стандартов, но и побуждает учителя к поиску продуманных, интересных, творческих форм организации учебного процесса.

Каждый учитель прекрасно понимает, что на уроке в разноуровневом классе очень сложно не только углубить некоторые темы до уровня С современного ЕГЭ, но и отработать их на базовом уровне. Поэтому проводить раннюю, систематическую подготовку к решению задач ЕГЭ необходимо не только на уроках, но и на факультативных занятиях, элективных курсах, в кружках, летом в математическом лагере, на внеклассных мероприятиях, включая задания ЕГЭ в игры, конкурсы, диспуты, конференции.
Современный школьник порой инфантилен, неорганизован, ленив. Как побудить учиться? Чем заинтересовать? На примере чего и кого воспитывать?
Всем хорошо известно, что проблемы обучения и воспитания очень тесно связаны между собой. Нельзя, делая одно, упускать другое. Вывод только один. Невозможно не воспитывая учить и научить. И воспитываем мы не только будущих математиков, а прежде всего людей, любящих своих близких, свою Родину ( как редко стали об этом говорить на всех уроках, все затмила подготовка к ЕГЭ), людей, готовых не только изучить научный опыт прошлых поколений, но и готовых приумножить его, способных воспитать себе подобных.

На обычных уроках, дополнительных занятиях, внеклассных мероприятиях по математике необходимо знакомить учащихся с творчеством известных ученых и педагогов.

На примере их жизни приучать детей к трудолюбию, честности, щедрости, любви к людям.

Современный школьник и родитель практически во всех школьных неудачах винят учителей, бесспорно, их вина тоже есть. Но подчас им не хочется «порыться» в себе, не оправдывать свою лень, попытаться найти первопричину неуспеваемости или конфликта.

Подготовка к итоговой аттестации в современной школе - это комплекс учебных и воспитательных мероприятий, направленных на развитие творческих, интеллектуальных способностей учащихся, воли, трудолюбия, чувства долга и ответственности. Игнорирование одной из составляющих комплекса ведет к разрушению целостности учебного процесса, к потере интереса к учению, плохой успеваемости и деградированию личности. А сможет ли такой поврежденный человек нормально существовать и трудиться в нашем обществе? Стоит каждому педагогу задуматься и понять, что цель обучения в школе не просто хорошо сданное ЕГЭ, а воспитание творческой, жизнеспособной личности.

Безусловно, в новой форме ЕГЭ по математике заложена хорошая идея проверки соединения знаний и практического их применения. Но стоило ли так спешить и «задавить» выпускника таким огромным количеством непродуманных до конца задач. Некоторые тексты задач ученик трактует исходя из собственного опыта, он более строго, чем взрослый анализирует условие , поиск решения тормозиться.

Заметно и то, что задачи вступительных экзаменов по математике в ведущие ВУЗы страны постепенно перекочевывают в обычные школьные учебники и тексты ЕГЭ.

Давайте не будем забывать, что сдают ЕГЭ не только профильные классы, но и гуманитарные и на подготовку выделено минимум часов и , таким образом, дети находятся на экзамене в неравных условиях. В этих же классах (гуманитарных) мало времени выделяется на изучение геометрии, то есть на изучение предмета, который как ни какой другой так не формирует логику и развивает человека всесторонне.

Хотелось бы, чтобы задания части С проходили «обкатку» на репетиционных экзаменах по математике, чтобы учитывался процент «решаемости» и уровень подготовленности самого учительства к внедрению этих задач на уроках или элективных курсах. Не надо осуждать учительство, ему помочь нужно. Прежде чем решать сложные задачи, современному учителю с трудом приходится сформировывать мотивы к обучению и научить детей базовым знаниям. А это в современной обстановке сделать далеко не просто, на это тоже нужно такое же искусство, как и на умение решать сложные задачи.

Естественно, речь идет не о работе с детьми в специализированных математических школах. В наше время слишком много создано математических классов, которые не оправдывают свое назначение. В погоне за изучением сложных вопросов не отрабатываются и не формируются базовые знания, в результате у ребенка либо вообще пропадает интерес к изучению предмета, либо он ищет репетитора.

Поэтому необходимо на съезде поставить еще один вопрос. Репетиторство. Это благо или показатель безрезультативной работы учителя на уроке? И всегда ли виноват учитель в том, что ученик ищет репетитора?
Самыми «нерешаемыми» на ЕГЭ являются геометрические задачи, поэтому хочется несколько слов сказать о подготовке к ЕГЭ по геометрии.

1.Сам урок должен быть составлен по принципу ЕГЭ : от простого к сложному.

При этом учитель должен особо акцентировать внимание на ключевых вопросах.

2.Одна из важных проблем при тестировании – рисунок к задаче. На экзамене у выпускника нет линейки, карандаша, ластика. Перед ним гелевая ручка и белый лист бумаги. Строить приходится от руки как можно быстрее, точно, аккуратно. Чтобы не было с этим проблем, необходимо проводить практические работы на альбомных нелинованных листах, строить геометрические фигуры, проводить от руки высоты, биссектрисы, медианы и выполнять другие построения. слайды8910В нашем лицее на уроках мы предлагаем при выполении задач геометрического диктанта 5 учащимся (если дается 5 заданий) выполнять их на альбомных листах маркером, (все остальные ученики в классе работают в тетрадях), при проверке диктанта каждый из этих пяти учеников выходит к магнитной доске и защищает свое решение, класс обсуждает и оценивает его работу. Учитывается грамотность математической речи, грамотность выполненного рисунка и, естественно, правильность решенного задания. На следующем уроке работает другая пятерка учеников и т.д. Таким образом, каждому предоставляется возможность показать свои знания и умения на уроке и попытаться буквально «рисовать» задачу.

3.На обычных рабочих уроках нужно обязательно развивать коммуникабельность у учащихся, предлагая им решать попеременно стереометрические и планиметрические задачи. Несколько слов хочется сказать о фузионизме. Актуальность идеи фузионизма в настоящее время определяется следующими причинами. Во-первых, надо учитывать тенденцию в современном развитии образования, связанной с профильной дифференциацией обучения в старших классах. В результате, уже сейчас во многих школах происходит сокращение количества часов, отводимых на математику, и особенно на стереометрию. Тем самым учащиеся многих не математических профилей не могут получить полноценное математическое образование. Во-вторых, психологические и педагогические исследования таких видных в этих отраслях ученых, как: П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В.Занков, Н.Ф. Толызина и другие, показывают, что познавательные возможности младших учащихся намного выше, чем предполагалось ранее: формирование восприятия пространства у младших школьников происходит более интенсивно, чем у старших; у детей младшего школьного возраста наиболее развиты трехмерные представления. Вывод здесь один-чем раньше, тем лучше, но ,предварительно все продумав. Слайд 11

Незаслуженно практически забыт опыт по работе с младшими школьниками прекрасных педагогов-Никитиных. Вспомним книгу «Ступеньки творчества».

4.Важно поурочно формировать у учащихся и чувство времени. Для этого можно устанавливать регламент на решение ключевых задач на самом уроке,

5.Еще одна проблема – анализ текста задачи. На каждом уроке необходимо приучать решать задачи с анализа условия, приучать выделять ключевые слова.

В народе говорят: «Вот есть примета…». Так и в геометрии. Увидел слово «биссектриса» - ищи равные пары углов, либо используй ее свойство, увидел ее в параллелограмме-ищи равнобедренные треугольники. Идет речь о пересекающихся высотах в треугольнике – находи подобные треугольники, работай с прямоугольным треугольником.

6.Порой мы стремимся задать хороший темп на уроке, успеть решить как можно больше задач, а стоит ли так поступать? Будет ли результат? По-моему, трудные задачи желательно на уроке сразу не решать, а давать их дорабатывать дома, предоставив, таким образом ученику основательно «повариться» в ее решении. Подсказка на следующем уроке лучше запомнится и в следующий раз на решение подобной проблемы уйдет меньше времени.

7.Очень важно приучить ребят классифицировать задачи и научить составлять памятки по решению некоторых задач, доказательств и выводов формул, теорем. Не желательно давать ученикам готовые конспекты. У каждого из них свое, собственное мышление и потому им приходится порой зазубрить конспект учителя. Он быстро забывается, так как составлен не самим учеником, это не его опора или сигнал, а учителя или товарища.

Слайд12 9.В лицее проводятся встречи с автором русской версии компьютерной программы «Вингиом» и Винплод Коряновым А.Г, на которой присутствуют и учителя и учащиеся с 5 по11 класс. На этой встрече-занятии показываются возможности этой программы , на примере задачи можно увидеть помощь такой программы при выходе из затруднительного положения, фигуру можно повращать и обратить внимание на необходимые элементы, естественно рисунок станет более наглядным. Хорошим помошником в освоении новых компьютерных технологий является портал «Сеть творческих учителей» и его сообщество учителей математики.

Несколько слов хочется сказать и о ежеурочном оценивании знаний по математике. Иногда мы, учителя, забываем, что существует несколько видов самостоятельных работ и диктантов. Есть обучающие и контролирующие работы. А мы, порой, неотработав еще тему, не выявив причины ошибок, торопимся выставлять неудовлетворительные оценки в журнал. Результатом этого может служить негативное отношение к предмету. Это касается и решения тренировочных тестов при подготовке к ЕГЭ. Целью любой диагностической работы является не только наказание и поощрение оценкой учащегося, а прежде всего выявление пробелов знаний и поиск наиболее перспективных способов помощи ребенку.

13 слайд Все выше сказанное можно представить в виде простой схемы. Круг-это тот мир, в котором находится ребенок. Центр круга-дитя, наш учащихся, это звездочка. Из центра круга выходят лучики-радиусы, на радиусах мы с Вами-педагоги, родители, администрация, общество, и в том числе, разработчики-ЕГЭ. Если все работают по возможности слаженно, с пониманием друг друга, тем ближе они будут находиться к друг другу и тем ближе они будут к звездочке, ученику. А взаимопонимание -это залог не только успешной сдачи ЕГЭ, но и воспитание всесторонне развитой гармоничной личности.

Похожие:

Ланцева Ирина Александровна г. Брянск, учитель математики моу лицей №27 iconБ агина Татьяна Александровна, учитель математики высшей категории,...
Математика, позволяют давать наиважнейшие понятия куpca математики на более высоком уровне, обеспечивающем качественные преимущества...
Ланцева Ирина Александровна г. Брянск, учитель математики моу лицей №27 icon«Здоровьесберегающие технологии – один из факторов сохранения и укрепления здоровья обучающихся»
Учитель музыки Дуганова Юлия Александровна, учитель изо Птицына Ирина Алексеевна
Ланцева Ирина Александровна г. Брянск, учитель математики моу лицей №27 iconУчитель математики моу сош№9 с углубленным изучением отдельных предметов...
Учитель математики моу сош№9 с углубленным изучением отдельных предметов г. Серпухова Леднева Т. В. и учитель математики моу сош№5...
Ланцева Ирина Александровна г. Брянск, учитель математики моу лицей №27 iconРабочая программа по физике для обучающихся 10 класса Учитель
Дмитриева Ирина Ивановна, заместитель директора по увр, учитель математики и информатики, высшая квалификационная категория
Ланцева Ирина Александровна г. Брянск, учитель математики моу лицей №27 iconУроков математики как средство повышения эффективности обучения
Сведения об авторе опыта. Никуленко Татьяна Николаевна, учитель математики моу «чсош №1 с углубленным изучением отдельных предметов»,...
Ланцева Ирина Александровна г. Брянск, учитель математики моу лицей №27 iconУроках математики
Участник: Абросимова Лидия Фёдоровна, учитель математики, моу гимназия №33 г. Ульяновска
Ланцева Ирина Александровна г. Брянск, учитель математики моу лицей №27 iconВыступление по теме «Ребенок-левша»
Здравствуйте, меня зовут Ладных Татьяна Александровна, я учитель математики Томаровской средней школы №1
Ланцева Ирина Александровна г. Брянск, учитель математики моу лицей №27 iconУрока. Автор: Пухальская Надежда Александровна учитель математики и физики
Расширить взгляд учащихся на целостную картину взаимодействия человека и природы
Ланцева Ирина Александровна г. Брянск, учитель математики моу лицей №27 iconМатериал ы
Прудникова Наталья Николаевна, заместитель директора по увр моу-сош с. Ш. Карамыш, Акимова Ирина Георгиевна, учитель экологии моу-сош...
Ланцева Ирина Александровна г. Брянск, учитель математики моу лицей №27 iconМоу «Беломестненская сош», Белоусова Ольга Александровна, учитель начальных классов
Моу «Беломестненская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница