Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] Пособие для логопедов. Спб.: Каро, 2006




НазваниеМетодические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] Пособие для логопедов. Спб.: Каро, 2006
страница1/23
Дата публикации31.03.2013
Размер2,29 Mb.
ТипМетодические рекомендации
www.pochit.ru > Право > Методические рекомендации
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23


Пожиленко Е.А.

Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]

Пособие для логопедов. — СПб.: КАРО, 2006.
В книге даны методические рекомендации по коррекции недостатков звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Книга состоит из двух частей. В первой части изложена структура комплексных логопедических занятий на всех этапах коррекционной работы, начиная с подготовительного периода подготовки органов артикуляции и кончая автоматизацией звука в связной речи; представлены методические приемы, способствующие формированию речевого дыхания, развитию голоса, преодолению речевых нарушений.

Во второй части содержатся конспекты логопедических занятий по постановке и автоматизации звуков [с], [ш], [р], [л]. Описывая постановку звуков, автор использует некоторые приемы М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, Л.С. Волковой, А.И. Богомоловой, О.В. Правдиной, А.Д. Филипповой, Н.Д. Шуравиной, Э.Я. Сизовой. Предложены комплексы артикуляционных упражнений, способствующих выработке правильной артикуляции этих звуков. Упражнения, способствующие формированию навыков фонематического анализа и синтеза, сочетаются с заданиями, направленными на развитие познавательных процессов.

Пособие предназначено для логопедов, но может быть использовано и воспитателями детских садов и родителями.

Содержание

Предисловие 4

Часть I
Методика работы по коррекции звукопроизношения 8

Структура индивидуальных и подгрупповых занятий 10

Оргмомент 13

Развитие тонкой моторики пальцев рук.
Координация движений с речью 15

Массаж или самомассаж 16

Мимические упражнения 17

Артикуляционная гимнастика 18

Упражнения на развитие правильного речевого дыхания и голоса 30

Постановка звука 47

Автоматизация звука в слогах 59

Автоматизация звука в словах 68

Автоматизация звука в словосочетаниях 80

Автоматизация звука в предложениях 89

Автоматизация звука в чистоговорках 99

Автоматизация звука в загадках и стихах 101

Автоматизация звука в самостоятельной речи 102

Обучение рассказыванию. Развитие воображения 104

Часть II
Постановка и автоматизация звуков [с], [ш], [р], [л] 108

Звук [с] 108

Звук [ш] 132

Звук [р] 158

Звук [л ] 215

Литература 260

Приложение 1
Конспект занятия на дифференциацию звуков [с], [ш] 262

Приложение 2
Конспекты занятий на дифференциацию звуков [р], [р'], [л], [л'] 267



Предисловие


Преодоление нарушений звукопроизношения в дошкольном возрасте имеет огромное значение в последующей жизни ребенка. Недостатки звукопроизношения могут явиться причиной отклонений в развитии таких психических процессов, как память, мышление, воображение, а также сформировать комплекс неполноценности, выражающийся в трудности общения.

Своевременное устранение недостатков произношения поможет предотвратить трудности в овладении навыками чтения и письма, которые могут возникнуть из-за дефектов речи.

Несмотря на большое разнообразие логопедической литературы, появившейся в последнее время на книжном рынке, не исключается поиск новых эффективных методов коррекционной работы. Именно использование разнообразных форм и методов работы приводит к эффективности в устранении речевых нарушений.

Преодоление недостатков произношения требует определенной системы и особых методов коррекционной работы. В книге представлены приемы работы по устранению речевых и психофизических нарушений — как известные в дошкольной и коррекционной педагогике, так и разработанные автором. Они систематизированы по разделам: выработка правильного речевого дыхания; работа над голосом; формирование навыков языкового анализа и синтеза; развитие и коррекция познавательных процессов; игровые приемы, используемые при постановке звуков. Творческое их использование педагогами и родителями приведет не только к устранению речевых недостатков, но и гармоничному развитию ребенка.

Четко выделены этапы работы по постановке звука. Для каждого периода коррекционной работы предлагается определенная структура занятия. В подготовительном периоде параллельно с развитием артикуляционной моторики и переключаемости органов артикуляции ведется работа над формированием речевого дыхания и постановкой голоса, развитием внимания, пространственного и фонематического восприятия.

Работа по постановке звуков базируется на наиболее значимых методических рекомендациях классиков логопедии М.Е. Хватцева, Р.Е. Левиной, О.В. Правдиной, Л.С. Волковой и др., апробированные автором и зарекомендовавшие себя как наиболее результативные.

Методика проведения занятий строится с учетом принципа постепенности перехода от легкого к трудному, от простого к сложному.

Большое внимание уделяется включению в работу всех анализаторных систем, что способствует быстрейшему восстановлению нарушенных функций. Так, работа над развитием переключаемости органов артикуляционного аппарата, направленная на преодоление трудности в усвоении слоговой структуры слов, сочетается с движением пальцев рук, выработкой правильного дыхания и интонационной выразительности голоса.

Закрепление поставленного звука в словах сочетается с развитием познавательных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления, а также овладением навыков звукослогового анализа и синтеза.

В период работы по автоматизации звуков в предложениях и связной речи большое внимание уделено развитию воображения. Сочинение чистоговорок, небылиц, самостоятельное придумывание заданий способствуют развитию творческой активности ребенка.

В книге обобщен как личный опыт работы автора с детьми дошкольного возраста по коррекции звукопроизношения и развитию речи, так и опыт других педагогов, изложенный в педагогической и коррекционной литературе. Данная книга является продолжением работы по авторской методике, в основу которой положен комплексно-игровой метод коррекции речевых и психофизических нарушений, описание которого дано в статьях (1994, 1995) и в учебно-методических пособиях «Сюжетно-тематическая организация фронтальных логопедических занятий» (1997), «Волшебный мир звуков и слов» (1999), «Мир вокруг нас» (2004), «Артикуляционная гимнастика» (2004).

Предложенная в данном пособии организация занятий и разнообразие в преподнесении учебного материала способствуют более успешному решению задач по исправлению нарушений звукопроизношения, обогащению словарного запаса, овладению грамматическими нормами родного языка, навыками языкового анализа и синтеза, а также по развитию связной речи. Поддержание положительного эмоционального состояния детей, интереса и внимания обеспечивается разнообразием методических приемов.

Таким образом, задачи коррекционного обучения сводятся к тому, чтобы в наиболее интересной и занимательной форме:

  • развивать слухоречевое внимание;

  • вырабатывать правильные артикуляционные уклады;

  • вырабатывать правильное речевое дыхание;

  • развивать интонационную выразительность речи;

  • сочетать коррекцию произношения с развитием фонематического восприятия и формированием навыков звукослогового анализа и синтеза;

  • обогащать и активизировать словарный запас детей;

  • формировать понятия о грамматических категориях языка;

  • развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление и воображение);

  • стимулировать речевую активность детей;

  • развивать речевое общение.

Эти задачи можно успешно реализовать только в результате систематической и последовательной работы при творческом использовании как классических, так и новых методов. Предлагаемые структуры построения индивидуальных и подгрупповых занятий соответствуют именно таким требованиям. В данном методическом пособии можно найти ответы на следующие вопросы: Как учить? Какие методы и приемы использовать в работе? Как их применять? Данная методика апробирована автором на протяжении более двух десятков лет и признана ее последователями как результативная.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   23

Похожие:

Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] Пособие для логопедов. Спб.: Каро, 2006 iconТема: «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией....
«Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного...
Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] Пособие для логопедов. Спб.: Каро, 2006 iconУчебное пособие Санкт-Петербург Издательство Политехнического университета 2006
Инженерная геодезия. Решение основных инженерных задач на планах и картах: Учеб пособие / Е. Б. Михаленко, Н. Н. Загрядская, Н. Д....
Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] Пособие для логопедов. Спб.: Каро, 2006 iconМетодические подходы к психодиагностике тревожности у детей и подростков...
Однако, система, которая требует такого «порога», может обойти вниманием больных с субклинически выраженным расстройством (Albano...
Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] Пособие для логопедов. Спб.: Каро, 2006 iconМетодические рекомендации для изучения слушателями заочной формы обучения дисциплины
Финансовое право: Методические рекомендации для слушателей заочной формы обучения по специальностям -030501 – Юриспруденция; 030505...
Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] Пособие для логопедов. Спб.: Каро, 2006 iconМетодические рекомендации по проведению курса по выбору
В пособие даны методические рекомендации по организации занятий курса по выбору «Физика в сельском хозяйстве» для второго года обучения...
Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] Пособие для логопедов. Спб.: Каро, 2006 iconУчебное пособие, практикум
«Лучшая методическая разработка для обеспечения учебной деятельности студентов»: методические указания, методические рекомендации,...
Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] Пособие для логопедов. Спб.: Каро, 2006 iconУчебно-методическое пособие / Под общ ред. Т. В. Волосовец
В пособии обобщен опыт многолетней практической работы логопедов, воспитателей, музыкального руководителя, психолога в их совместной...
Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] Пособие для логопедов. Спб.: Каро, 2006 iconУчебное пособие (вопросы ква­лификационного минимума) / Под общ ред....
Теория государства и права: Учебное пособие (вопросы ква­лификационного минимума) / Под общ ред. В. П. Сальникова, Р. А. Ромашова....
Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] Пособие для логопедов. Спб.: Каро, 2006 iconМинистерство образования РФ дудко Т. Н. Вострокнутов Н. В. Гериш...
Методические рекомендации предназначены для педагогов, школьных психологов, социальных работников, медицинских работников лечебно-профилактических...
Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л] Пособие для логопедов. Спб.: Каро, 2006 iconМетодические рекомендации Москва 2012 Методические рекомендации «Медико-педагогический...
Методические рекомендации предназначены для руководителей, медицинских работников и педагогов физической культуры общеобразовательных...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница