Скачать 224,77 Kb.
|
МВД России Санкт-Петербургский университет МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Психологические проблемы формирования имиджа сотрудника ОВД» по специальности 030505 – правоохранительная деятельность (специализация – кадрово-воспитательная работа в органах внутренних дел) Санкт-Петербург 2009 МВД России Санкт-Петербургский университет МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Психологические проблемы формирования имиджа сотрудника ОВД» по специальности 030505 – правоохранительная деятельность (специализация – кадрово-воспитательная работа в органах внутренних дел) Кафедра юридической психологии Санкт-Петербург 2009 План 2009 г., поз. ^ «Психологические проблемы формирования имиджа сотрудника ОВД» по специальности 030505 – правоохранительная деятельность (специализация – кадрово-воспитательная работа в органах внутренних дел) / Сост.: Шаранов Ю.А. СПб.: Изд-во СПб ун-та МВД России, 2009. 19 с. Рекомендации подготовлены в соответствии с нормативно-правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, регламентирующими профессиональную деятельность сотрудников, программой дисциплины «Психологические проблемы формирования имиджа сотрудника ОВД» и курса лекций. В них учитываются современные достижения в диагностике и развитии персонального имиджа, психотехнологиях, PR – технологиях, техниках общения, публичного выступления и самопрезентации. Они предназначены для слушателей обучающихся по специальности 030505 – правоохранительная деятельность. Рассмотрены на заседании кафедры юридической психологии (протокол № 10 от 25 мая 2009 года), утверждены на заседании Методического совета (протокол № от 11 июня 2009 года). Рецензенты: Колпаков В.Ю., кандидат педагогических наук, доцент (Санкт-Петербургский военный институт ВВ МВД России); ^ кандидат психологических наук, доцент (Санкт-Петербургский университет МВД России) © Санкт-Петербургский университет МВД России, 2009 ^ курса «Психологические проблемы формирования имиджа сотрудника ОВД» для слушателей очной формы обучения по специальности 030505 – правоохранительная деятельность
^ Семинарское занятие Время – 2 часа I. Цели занятия:
Вид семинара: проблемно-тематический. ^
III. Рефераты (доклады, сообщения); темы для обсуждения и дискуссии:
^
^ - в чем основные причины снижения привлекательности образа сотрудника в общественном мнении людей? - какие типы мотивации влияют на имидж сотрудника ОВД? - что понимается под имиджем в отечественной психологии? - какие основные теории современной имиджелогии вам известны? - записать в тетрадь основные понятия и термины, касающиеся данной темы. ^ Основная: Горчакова В.Г. Прикладная имиджелогия: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический проект, 2007. Змановская Е.В. Управление личным имиджем. – СПб: Речь. – 2005. Морган Г. Имидж организации. – М.: Вершина, 2006. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – М.: Рефл-бук, 2006. Чалдини Р. Психология влияния. – СПб.: Питер, 2006. Дополнительная: Андреева Г.М. Психология социального познания. – М.: Аспект Пресс, 2005. Бодалев А.А. Психология общения. – М., Институт прикладной психологии, 2005. Бондаренко Т.А. Стереотип и имидж милиции в социуме. –http://www.psy.su/phyche/phyche_archive Кара-Мурза С. Манипуляция сознанием. – М.: Алгоритм, 2000. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 2005. Табан С.В. Проблемы формирования позитивного имиджа сотрудников ОВД. //Закон и право. – 2001. – №10. – С. 49-53. Тема 5. Социально-психологические характеристики отдельных видов имиджа Семинарское занятие Время -4 часа ^
^
III. Рефераты (доклады, сообщения); темы для обсуждения и дискуссии:
^ 1. Изучить рекомендованную литературу, доработать конспект лекции. 2. Подготовить доклады, сообщения. 3. Быть готовым участвовать в обсуждениях и дискуссиях по рассматриваемым вопросам. 4. При подготовке к первому вопросу важно понять, что личный имидж обуславливается влиянием особенностей группового имиджа; групповой имидж выступает как обобщенный образ социальной группы, как имидж организации. С этой точки зрения целесообразно обратить внимание на роль различных социальных стереотипов в формировании имиджа сотрудника ОВД (этнические, национальные стереотипы; национальный имидж России и россиян, гендерные стереотипы, особенности стереотипов криминальной субкультуры). Также необходимо определить, имеют ли отношение к формированию имиджа такие понятия, как «фирменный стиль», «корпоративная культура» и др. 5. При подготовке ко второму и третьему вопросам необходимо уяснить требования к имиджу руководителя, значения стиля его руководства и факторы которые определяют стиль руководства. Под стилем руководства понимают совокупность типичных и устойчивых методов воздействия руководителя на подчиненных с целью реализации управленческих функций. ^ -выявите различия между видами продвижения имиджа: приспособительный имидж, атакующий имидж; -какое содержание вкладывается в понятие «миссия»? - охарактеризуйте понятия «Лидер» и «Руководитель». - какие качества присущи руководителю с высокими навыками управления? - какие существуют характеристики имиджа как психического образа? - какие стереотипы влияют на формирование положительного имиджа сотрудника? - перечислите основные способы мифологизации имиджа. - сформулируйте понятие, виды и особенности группового имиджа. - какие гендерные стереотипы в имиджмейкинге вы знаете. ^ Основная: Горчакова В.Г. Прикладная имиджелогия: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический проект, 2007. Змановская Е.В. Управление личным имиджем. – СПб: Речь. – 2005. Почепцов Г.Г. Имиджелогия. – М.: Рефл-бук, 2006. Дополнительная: Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 2005. Шаранов Ю.А. Системное познание и «несистемная наука»: история формирования различных образов и моделей человека // Иллюзии целостности человека в психологии: от частного подхода к истинной системности. Материалы межвузовской научно-практической конференции студентов, аспирантов, преподавателей. Санкт-Петербург. 26 ноября 2009 года. С. 7-27. Тема 6. Технологии формирования личного и группового имиджа Семинарское занятие Время: 4 часа. ^ 1. закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции и в процессе самостоятельной работы; 2. проверка усвоения программного материала и оценка знаний обучаемых по данной теме; 3. формирование навыков публичного выступления и ведения дискуссии. Вид семинара: проблемно-тематический ^ 1. Техники привлечения внимания и достижения узнаваемости имиджа. 2. Методы формирования положительного отношения. 3. Способы повышения доверия и авторитета. III. Рефераты (доклады, сообщения); темы для обсуждения и дискуссии:
^ 1. Изучить рекомендованную литературу, доработать конспект лекции. 2. Подготовить доклады, сообщения. 3. Быть готовым участвовать в обсуждениях и дискуссиях по рассматриваемым вопросам. 4. При подготовке к первому вопросу важно понять, что имидж правоохранительных органов тесно связан с проблемой авторитета власти, группового имиджа силовых структур (МВД, ФСБ, МЧС, ФСИН, МО, прокуратура, таможенная служба). Провести анализ сущности коррупции как ведущего фактора снижения имиджа правоохранительных органов. 5. При подготовке ко второму и третьему вопросам необходимо исследовать проблему общественной оценки эффективности деятельности органов внутренних дел, а также методы взаимодействия с гражданами с целью формирования положительного имиджа сотрудников. ^
^ Основная: Змановская Е.В. Управление личным имиджем. – СПб: Речь. – 2005. Морган Г. Имидж организации. – М.: Вершина, 2006. Орешкин В.Г. Тренинг формирования имиджа. – СПб: Речь. – 2008. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. – М.: Рефл-бук, 2006. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. – М.: Феникс, 2005. Дополнительная: Почепцов Г.Г. Паблик рилейшнз или как успешно управлять общественным мнением. – М., 1998. Панасюк А. Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. – М., 2001. Тема 7. Самопрезентация как имиджевая технология Практическое занятие Время – 4 часа ^ 1. закрепление и углубление знаний слушателей, полученных на лекции и в процессе самостоятельной работы; 2. формирование у обучаемых навыков построения личного имиджа. Вид занятия: тематический практикум. ^
III. Методические рекомендации слушателям по подготовке к занятию: - изучить литературу по данной теме; - быть готовым принять участие в применении различных психотехник для формирования персонального положительного имиджа. ^ конспект лекций, тетрадь для практических занятий. V. Учебно-материальное обеспечение: Аудио-видеоаппаратура. Методика самоопределения. Программа тренинга конфликтологической компетентности сотрудника. САН (анкета САН – на каждого слушателя) ^ - записать в тетрадь основные понятия и термины, касающиеся данной темы. - быть готовым к самооценке и самоопределению. - вспомнить и записать собственные поступки и поступки других людей, в которых ярко проявлялись личностные качества и состояния, оказывающие влияние на личный имидж человека. - рассмотреть возможность применения различных методов оценки поведения и психических состояний в служебных ситуациях; - уяснить понятие стилей общения, их зависимость от различных свойств личности и ситуаций. - уметь объяснить содержание отрицательных и положительных форм поведения и общения, их влияние на имидж человека. -быть готовым обобщить собственный опыт и опыт других, в котором ярко проявлялись значимые для персонального имиджа человека различные психические свойства и состояния; -быть готовым к общению с «конфликтной личностью». -уяснить понятие «речевого имиджа человека». -запомнить и практически отработать некоторые приемы самоимиджирования. ^ Основная: Васильев В. Л. Юридическая психология: Учебник для вузов. – СПб, 2009. Змановская Е.В. Управление личным имиджем. – СПб: Речь. – 2005. Морган Г. Имидж организации. – М.: Вершина, 2006. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. – М.: Рефл-бук, 2006. Шепель В.М. Имиджелогия. Секреты личного обаяния. – М.: Феникс, 2005. Дополнительная: Лебедев-Любимов А. Самореклама. СПб.: Питер, 2005. Панасюк А. Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создавать свой имидж. – М., 2001. Социально-психологический тренинг профессионального общения сотрудников органов внутренних дел. – Казань, 2003. Хофф Р. Я вижу Вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. – М.: Класс, 2006. Тема 10. Принципы и способы формирования позитивного имиджа сотрудника ОВД Семинарское занятие Время: 4 часа. ^ 1. закрепление, углубление и расширение знаний, полученных на лекции и в процессе самостоятельной работы; 2. проверка усвоения программного материала и оценка знаний обучаемых по данной теме; 3. формирование навыков публичного выступления и ведения дискуссии. Вид семинара: проблемно-тематический ^
III. Рефераты (доклады, сообщения); темы для обсуждения и дискуссии: Индивидуальные факторы, детерминирующие имидж. Соотношение сознательных и бессознательных компонентов имиджа. Характеристика имиджеформирующих технологий (брендинг, фэйсбилдинг, типизация, стилизация, позиционирование, мифологизация, аффектация, дистанцирование). Психологические способы создания позитивного имиджа. Психология управления слухами. ^ 1. Изучить рекомендованную литературу, доработать конспект лекции. 2. Подготовить доклады, сообщения. 3. Быть готовым участвовать в обсуждениях и дискуссиях по рассматриваемым вопросам. 4. При подготовке к первому вопросу важно понять, что имидж – это личное достояние человека, составляющая его духовного содержания. Поэтому следует изучить механизмы сенсорного восприятия и эмоционального отношения людей друг к другу в процессе общения. 5. При подготовке ко второму и третьему вопросам необходимо обратиться к исследованию принципов выстраивания моделей социального поведения, составляющих профессиональную компетентность и воспитанность сотрудника. Персональный имидж сотрудника зависит от многих факторов, поэтому важно определить их иерархию, начиная от внешнего вида до характеристик ценностно-смысловой сферы сотрудника. ^ Какую роль играет самопрезентация в формировании профессионального имиджа сотрудника? Какие цели и этапы самопрезентации вы знаете? Перечислите основные правила эффективной самопрезентации. Какие типичные ошибки самопрезентации вы знаете? Дать определение переговорам как виду специфической коммуникации. Назвать и раскрыть содержание основных подходов к ведению переговоров. Дать характеристику основным элементам переговорной коммуникации. Охарактеризовать алгоритм подготовки переговорной коммуникации. Дать характеристику предмету и структуре переговоров. Охарактеризовать основные тактики и контртактики ведения переговоров. Раскрыть основные варианты поведения на переговорах и техники взаимодействия. Назвать и проинтерпретировать функции и приемы ведения переговоров. Дать определение личностного и корпоративного имиджа. Дать характеристику этапов создания имиджа. Дать характеристику элементам структуры корпоративного имиджа. Раскрыть содержание факторов личностного имиджа. Перечислить и охарактеризовать цели и техники социального влияния. Раскрыть элементы установочной системы. Дать характеристику этапов процесса убеждения. ^ Основная: Браун Л. Имидж – путь к успеху. – СПб.: Питер, 2007. Горчакова В.Г. Прикладная имиджелогия: Учебное пособие для вузов.- М.: Академический проект, 2007. Змановская Е.В. Управление личным имиджем. – СПб: Речь. – 2005. Почепцов Г. Г. Имиджелогия. – М.: Рефл-бук, 2006. Сивкова М.Б. Способы повышения конфликтологической компетентности педагога сельских школ//Современные проблемы психологии развития и образования человека. Сб. материалов всерос. конф. Т.1. СПб., 2009. С.460-464. Дополнительная: Беззубцев С. Слухи, которые работают на вас. – СПб.: Питер, 2003. Борисов Б.Л. Технологии рекламы и PR: Учебное пособие для вузов. – М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. Лебедев-Любимов А. Самореклама. СПб.: Питер, 2003. Столяренко Л.Д. . Психология делового общения и управления. Ростов –на- Дону, 2004. Хофф Р. Я вижу Вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском ее провести. – М.: Класс, 2006. Перечень вопросов для подготовки к зачету
Учебное издание ^ по подготовке к семинарским и практическим занятиям по дисциплине «Психологические проблемы формирования имиджа сотрудника ОВД» по специальности 030505 – правоохранительная деятельность (специализация – кадрово-воспитательная работа в органах внутренних дел) Шаранов Юрий Александрович, доктор психологических наук, профессор Технический редактор Корректор Подписано в печать и в свет _________. Формат 60х84 1/16 Печать офсетная. Объем ___ п.л. Тираж ___ экз. Отпечатано в Санкт-Петербургском университет МВД России198206, Санкт-Петербург, ул. Летчика Пилютова, д. 1 |
![]() | Тематический план изучения учебной дисциплины «Психологические проблемы... | ![]() | Методические рекомендации к семинарским занятиям по дисциплине «Культурология» Методические рекомендации предназначены для студентов всех форм обучения и всех специальностей |
![]() | Методические указания к семинарским занятиям и планы семинаров по дисциплине «Экономика» Методические указания к семинарским занятиям и планы семинаров по дисциплине «Экономика» / Уфимск гос авиац техн ун-т; Сост. Т. Н.... | ![]() | Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям Практические (семинарские) занятия проводятся по наиболее трудноусвояемым и актуальным темам курса. Именно на практических (семинарских)... |
![]() | Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям Практические (семинарские) занятия проводятся по наиболее трудноусвояемым и актуальным темам курса. Именно на практических (семинарских)... | ![]() | Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям Практические (семинарские) занятия проводятся по наиболее трудноусвояемым и актуальным темам курса. Именно на практических (семинарских)... |
![]() | Методические указания для студентов по подготовке к практическим (семинарским) занятиям Практические (семинарские) занятия проводятся по наиболее трудноусвояемым и актуальным темам курса. Именно на практических (семинарских)... | ![]() | Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «бухгалтерский учет» Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Бухгалтерский учет» / Сост.: Н. А. Адамов, Г. А. Амучиева; гуу. – М.,... |
![]() | Методические указания и задание к практическим занятиям по дисциплине... Глущенко И. Н. Методические указания и задания к практическим занятиям по дисциплине «Бухгалтерский управленческий учёт». – М.: Миит,... | ![]() | Методические рекомендации по философии для самостоятельной работы студентов Составитель Настоящие методические рекомендации призваны оказать помощь студенту в наиболее полной мере подготовиться к семинарским занятиям |