Программа профилактики алкоголизма, наркомании, спида в молодёжной среде «Выбираю здоровье!»




Скачать 320,32 Kb.
НазваниеПрограмма профилактики алкоголизма, наркомании, спида в молодёжной среде «Выбираю здоровье!»
страница1/5
Дата публикации20.11.2013
Размер320,32 Kb.
ТипПрограмма
www.pochit.ru > Психология > Программа
  1   2   3   4   5


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №4 г.Клин

ПРОГРАММА

Профилактики алкоголизма, наркомании, СПИДа в молодёжной среде

«Выбираю здоровье!»

На 2008-2009 учебный год


Составители:

Терентьева А.А., социальный педагог

Караман Л.В., зам. директора по ВР
2008г.
Пояснительная записка

Необходимость ведения работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде обусловлено современным состоянием проблемы наркозависимости.

Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний), и тем меньше эффективность реабилитационных программ. Социальные последствия в результате изменений личности, вызванных приемом ПАВ, затрагивают не только их потребителей, но и окружающих их людей и общество.

Поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы с детьми и подростками.

Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для проведения профилактической работы, в частности имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, доступ к семье ребенка и механизмы воздействия на семейную ситуацию, располагает квалифицированными специалистами (педагогами, психологами и социальными педагогами), способными обеспечить ведение эффективной работы по профилактики злоупотребления ПАВ.

Согласно Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде   целями первичной профилактической деятельности являются:

-изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающие снижение спроса на ПАВ в детско-молодежной среде;

-сдерживание и вовлечение детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений.

Цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ.

Работу по профилактике употребления ПАВ целесообразно начинать с младшего школьного возраста и охватывать весь период обучения в школе.

Именно возраст 7-10 лет является временем первых проб наркотических и психоактивных веществ с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым «повзрослеть» и как бы уравнять себя со взрослыми.

С другой стороны, в младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действия, начинает развиваться способность к рефлексии. Именно поэтому ребенок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего состояния и поведения, а также состояния и поведения других людей. Поэтому, профилактика злоупотребления ПАВ среди учащихся начальных классов с опорой на их возрастные особенности будет достаточно эффективной в формировании у детей внутриличностных антинаркотических барьеров.

Подростковый возраст является основным возрастом приобщения к ПАВ и формирования различных форм девиантного поведения. Работа с учащимися среднего школьного и старшего подросткового возраста должна опираться на психологические особенности подростков и направляться на наиболее значимые для этого возраста факторы риска и защиты по отношению к возможной наркотизации.

Поэтому наша программа  первичной профилактики злоупотребления  психоактивными веществами несовершеннолетними охватывает весь период обучения в школе.

Нужно различать профилактику и пропаганду здорового образа жизни, которая отличается от профилактики своим глобальным пониманием здоровья. Пропаганда здорового образа жизни задействует индивидуальные и коллективные ресурсы физического, психологического и социального благополучия. Она адресуется как здоровым людям, так и больным.

Выполнение профилактической программы должно анализироваться и оцениваться, т.к. необходимо знать, насколько эффективно превентивное вмешательство. Программа должна быть в достаточной степени гибкой, чтобы позволить адаптировать результаты ее оценки. Даже если цель сформулирована достаточно строго, путей ее достижения может быть множество.
 

^ Цели, задачи и принципы  программы

Цели программы:

        овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями,

         повышение уровня социально-педагогической компетентности учащихся,

        формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения,

        снизить вероятность вовлечения учащихся в экспериментирование с психоактивными веществами.

 

Задачи программы:

1. Сформировать у детей и подростков следующие навыки взаимодействия:

* умение понимать себя и критически относиться к собственному поведению, понимать  окружающих и анализировать свои отношения с ними;

* умение безопасно и эффективно общаться;

* умение понимать и выражать свои чувства;

* умение противостоять давлению, побуждающему к приему психоактивных веществ.

^ 2. Способствовать выработке у подростков защитных личных качеств:

* уверенности в себе,

* честности,

* открытости,

* чувства юмора и навыков:

* умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения,

* умения принимать решения,

* умения преодолевать кризисные ситуации.

3. Предоставить учащимся основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодежной среде, и факторах, влияющих на этот процесс.

         Соответственно этим задачам грамотная профилактическая работа должна включать в себя три компонента:

1.     Образовательный компонент

Специфический:

- знание о действии химических веществ, изменяющих состояния сознания, на организм;

- знание о механизмах развития заболевания, зависимостей во всех аспектах;

- принятие концепции болезней;

- понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость.

Цель: научить подростков понимать и осознавать, что происходит с человеком (с любым, и, возможно, с ним самим) при употреблении психоактивных веществ.

Неспецифический:

-знание о себе;

- понимание своих чувств, эмоции, знание о возможных способах работы с ними;

- забота о себе.

Цель: формирование развитой концепции самосознания у подростка.

^ 2.     Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимостей от употребления химических веществ, создание благоприятного доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и т.д. Работа с чувствами  вины, и страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности.

Цель: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, умение сказать «нет», постоять за себя, определить и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью.

^ 3.     Социальный компонент – помощь социальной адаптации подростков, овладение навыками общения, решение проблемы занятости.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни.  

 

^ Главные принципы программы:

        Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ связано с двумя явлениями:

     1. Наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая генетические, физиологические, психологические, социальные и  нравственные. Этими качествами определяется спрос на психоактивные

вещества.

     2. Доступность психоактивных веществ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к психоактивным веществам предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения.

         Здоровье – это состояние полного физического, умственного, и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи.

        Приобщение к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ – вероятностный процесс, зависящий от стечения большого количества обстоятельств. Программа направлена на снижение вероятности приобщения и основана на следующих научно установленных закономерностях:

     1. Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к    своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу.

     2. Вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы,

признается уникальность каждого ученика.

     3. Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать

опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные

 употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ модели поведения.

     4. Вероятность приобщения в группе снижается, если дети обучены распознаванию ситуаций группового давления и располагают навыками сопротивления давлению.

        Проблема употребления алкоголя сложная и неоднозначная. Большинство считает, что небольшое количество алкоголя не вредит здоровью и не опасно в плане социальных последствий, а употребление большого количества алкоголя вредно и опасно, потому что может стать источником несчастных случаев и аварий. Программа придерживается следующих представлений об алкоголе:

1. Каждый взрослый сам решает, сколько алкоголя, когда и как употреблять.

2. Родители должны помнить: независимо от их желания, их поведение является образцом подражания для детей.

3. Дети должны знать, что употребление даже малых доз алкоголя является для них вредным и опасным.
^ ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1) уменьшение факторов риска употребления ПАВ среди подростков;

2) формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков;

3) развитие системного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ;

4) уменьшение количества учащихся, состоящих на учёте в ОДН и внутришкольном учёте.
^ ФАКТОРЫ, ПРИВОДЯЩИЕ К РИСКУ АЛКОГОЛИЗМА

И НАРКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ

  1   2   3   4   5

Похожие:

Программа профилактики алкоголизма, наркомании, спида в молодёжной среде «Выбираю здоровье!» iconПрограмма по правовому воспитанию «Право и закон», Программа «Путь...
Работа общеобразовательных учреждений по профилактике распространения наркомании в подростковой среде в 2012 году
Программа профилактики алкоголизма, наркомании, спида в молодёжной среде «Выбираю здоровье!» iconО деятельности классных руководителей по профилактике среди учащихся...
Цель проверки: изучить систему работы классных руководителей 1 – 9классов по профилактике вредных привычек у учащихся, наркомании,...
Программа профилактики алкоголизма, наркомании, спида в молодёжной среде «Выбираю здоровье!» iconКонцепция профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании в образовательной среде
Пав (факторы риска и защитные факторы). Современные модели, на основе которых строятся в настоящее время наиболее эффективные профилактические...
Программа профилактики алкоголизма, наркомании, спида в молодёжной среде «Выбираю здоровье!» iconПрограмма кружка «Уроки здоровья»
Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного...
Программа профилактики алкоголизма, наркомании, спида в молодёжной среде «Выбираю здоровье!» iconПрограмма по первичной профилактике вич-инфекции в образовательной...
«Современные технологии первичной профилактики наркомании и вич-инфекции в образовательной среде в контексте требований фгос»
Программа профилактики алкоголизма, наркомании, спида в молодёжной среде «Выбираю здоровье!» iconМуниципальное образовательное учреждение
Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного...
Программа профилактики алкоголизма, наркомании, спида в молодёжной среде «Выбираю здоровье!» icon1. цели проведения олимпиады. Выработка практических рекомендаций...
...
Программа профилактики алкоголизма, наркомании, спида в молодёжной среде «Выбираю здоровье!» iconЗакон Воронежской области «О профилактике алкоголизма, наркомании...
Основополагающие документы, определяющие стратегию профилактики асоциальных явлений среди детей
Программа профилактики алкоголизма, наркомании, спида в молодёжной среде «Выбираю здоровье!» iconПрофилактики асоциального поведения несовершеннолетних в моу лицей №8
Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют...
Программа профилактики алкоголизма, наркомании, спида в молодёжной среде «Выбираю здоровье!» iconПлан мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма...
Цель: осуществление профилактики наркотической зависимости и помощи детям, страдающим от вредных зависимостей, на основе реализации...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница