Скачать 320,32 Kb.
|
Муниципальное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №4 г.Клин ПРОГРАММА Профилактики алкоголизма, наркомании, СПИДа в молодёжной среде «Выбираю здоровье!» На 2008-2009 учебный год Составители: Терентьева А.А., социальный педагог Караман Л.В., зам. директора по ВР 2008г. Пояснительная записка Необходимость ведения работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде обусловлено современным состоянием проблемы наркозависимости. Установлено, что чем раньше произошло приобщение к ПАВ, тем быстрее формируется наркозависимость, тем тяжелее течение наркомании как болезни, больше негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, преступность, рост сопутствующих наркомании заболеваний), и тем меньше эффективность реабилитационных программ. Социальные последствия в результате изменений личности, вызванных приемом ПАВ, затрагивают не только их потребителей, но и окружающих их людей и общество. Поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы с детьми и подростками. Образовательное учреждение обладает рядом уникальных возможностей для проведения профилактической работы, в частности имеет огромное влияние на формирование и развитие личности ребенка, доступ к семье ребенка и механизмы воздействия на семейную ситуацию, располагает квалифицированными специалистами (педагогами, психологами и социальными педагогами), способными обеспечить ведение эффективной работы по профилактики злоупотребления ПАВ. Согласно Концепции профилактики злоупотребления ПАВ в образовательной среде целями первичной профилактической деятельности являются: -изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам, формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающие снижение спроса на ПАВ в детско-молодежной среде; -сдерживание и вовлечение детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Цель позитивно направленной первичной профилактики состоит в воспитании психически здорового, личностно развитого человека, способного самостоятельно справляться с собственными психическими затруднениями и жизненными проблемами, не нуждающегося в приеме ПАВ. Работу по профилактике употребления ПАВ целесообразно начинать с младшего школьного возраста и охватывать весь период обучения в школе. Именно возраст 7-10 лет является временем первых проб наркотических и психоактивных веществ с уже осознанным намерением ощутить то, что ощущают взрослые, и тем самым «повзрослеть» и как бы уравнять себя со взрослыми. С другой стороны, в младшем школьном возрасте у детей особенно активно происходит формирование произвольности, внутреннего плана действия, начинает развиваться способность к рефлексии. Именно поэтому ребенок может успешно овладеть средствами и способами анализа своего состояния и поведения, а также состояния и поведения других людей. Поэтому, профилактика злоупотребления ПАВ среди учащихся начальных классов с опорой на их возрастные особенности будет достаточно эффективной в формировании у детей внутриличностных антинаркотических барьеров. Подростковый возраст является основным возрастом приобщения к ПАВ и формирования различных форм девиантного поведения. Работа с учащимися среднего школьного и старшего подросткового возраста должна опираться на психологические особенности подростков и направляться на наиболее значимые для этого возраста факторы риска и защиты по отношению к возможной наркотизации. Поэтому наша программа первичной профилактики злоупотребления психоактивными веществами несовершеннолетними охватывает весь период обучения в школе. Нужно различать профилактику и пропаганду здорового образа жизни, которая отличается от профилактики своим глобальным пониманием здоровья. Пропаганда здорового образа жизни задействует индивидуальные и коллективные ресурсы физического, психологического и социального благополучия. Она адресуется как здоровым людям, так и больным. Выполнение профилактической программы должно анализироваться и оцениваться, т.к. необходимо знать, насколько эффективно превентивное вмешательство. Программа должна быть в достаточной степени гибкой, чтобы позволить адаптировать результаты ее оценки. Даже если цель сформулирована достаточно строго, путей ее достижения может быть множество. ^ Цели программы: овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, повышение уровня социально-педагогической компетентности учащихся, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снизить вероятность вовлечения учащихся в экспериментирование с психоактивными веществами. Задачи программы: 1. Сформировать у детей и подростков следующие навыки взаимодействия: * умение понимать себя и критически относиться к собственному поведению, понимать окружающих и анализировать свои отношения с ними; * умение безопасно и эффективно общаться; * умение понимать и выражать свои чувства; * умение противостоять давлению, побуждающему к приему психоактивных веществ. ^ * уверенности в себе, * честности, * открытости, * чувства юмора и навыков: * умения устанавливать и поддерживать гармоничные отношения, * умения принимать решения, * умения преодолевать кризисные ситуации. 3. Предоставить учащимся основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ, об особенностях распространения наркомании в молодежной среде, и факторах, влияющих на этот процесс. Соответственно этим задачам грамотная профилактическая работа должна включать в себя три компонента: 1. Образовательный компонент Специфический: - знание о действии химических веществ, изменяющих состояния сознания, на организм; - знание о механизмах развития заболевания, зависимостей во всех аспектах; - принятие концепции болезней; - понимание последствий, к которым приводит химическая зависимость. Цель: научить подростков понимать и осознавать, что происходит с человеком (с любым, и, возможно, с ним самим) при употреблении психоактивных веществ. Неспецифический: -знание о себе; - понимание своих чувств, эмоции, знание о возможных способах работы с ними; - забота о себе. Цель: формирование развитой концепции самосознания у подростка. ^ – коррекция определенных психологических особенностей личности, способствующих развитию зависимостей от употребления химических веществ, создание благоприятного доверительного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и т.д. Работа с чувствами вины, и страха, неуверенности в себе, проблемами ответственности, принятия решений, чувством личной защищенности. Цель: психологическая поддержка подростка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений, умение сказать «нет», постоять за себя, определить и нести ответственность за себя, свои действия и свой выбор, умения обратиться при необходимости за помощью. ^ – помощь социальной адаптации подростков, овладение навыками общения, решение проблемы занятости. Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни. ^ Приобщение детей и подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ связано с двумя явлениями: 1. Наличие определенных склонностей, черт, свойств и качеств самого человека, включая генетические, физиологические, психологические, социальные и нравственные. Этими качествами определяется спрос на психоактивные вещества. 2. Доступность психоактивных веществ в обществе. Доступность тесно связана с предложением. Предупреждение приобщения к психоактивным веществам предполагает сочетание мер по сокращению спроса и предложения. Здоровье – это состояние полного физического, умственного, и социального благополучия человека, а не только отсутствие заболевания или немощи. Приобщение к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ – вероятностный процесс, зависящий от стечения большого количества обстоятельств. Программа направлена на снижение вероятности приобщения и основана на следующих научно установленных закономерностях: 1. Вероятность приобщения снижается, если ученики критически относятся к своему поведению, обучены рефлексии и самоанализу. 2. Вероятность приобщения снижается, если поощряется вера в свои силы, признается уникальность каждого ученика. 3. Вероятность приобщения снижается, если учащиеся умеют распознавать опасные ситуации, принимать рациональные решения, находить альтернативные употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ модели поведения. 4. Вероятность приобщения в группе снижается, если дети обучены распознаванию ситуаций группового давления и располагают навыками сопротивления давлению. Проблема употребления алкоголя сложная и неоднозначная. Большинство считает, что небольшое количество алкоголя не вредит здоровью и не опасно в плане социальных последствий, а употребление большого количества алкоголя вредно и опасно, потому что может стать источником несчастных случаев и аварий. Программа придерживается следующих представлений об алкоголе: 1. Каждый взрослый сам решает, сколько алкоголя, когда и как употреблять. 2. Родители должны помнить: независимо от их желания, их поведение является образцом подражания для детей. 3. Дети должны знать, что употребление даже малых доз алкоголя является для них вредным и опасным. ^ 1) уменьшение факторов риска употребления ПАВ среди подростков; 2) формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у подростков; 3) развитие системного подхода к профилактике злоупотребления ПАВ; 4) уменьшение количества учащихся, состоящих на учёте в ОДН и внутришкольном учёте. ^ И НАРКОМАНИИ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ |
![]() | Программа по правовому воспитанию «Право и закон», Программа «Путь... Работа общеобразовательных учреждений по профилактике распространения наркомании в подростковой среде в 2012 году | ![]() | О деятельности классных руководителей по профилактике среди учащихся... Цель проверки: изучить систему работы классных руководителей 1 – 9классов по профилактике вредных привычек у учащихся, наркомании,... |
![]() | Концепция профилактики табакокурения, алкоголизма и наркомании в образовательной среде Пав (факторы риска и защитные факторы). Современные модели, на основе которых строятся в настоящее время наиболее эффективные профилактические... | ![]() | Программа кружка «Уроки здоровья» Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного... |
![]() | Программа по первичной профилактике вич-инфекции в образовательной... «Современные технологии первичной профилактики наркомании и вич-инфекции в образовательной среде в контексте требований фгос» | ![]() | Муниципальное образовательное учреждение Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного... |
![]() | 1. цели проведения олимпиады. Выработка практических рекомендаций... ... | ![]() | Закон Воронежской области «О профилактике алкоголизма, наркомании... Основополагающие документы, определяющие стратегию профилактики асоциальных явлений среди детей |
![]() | Профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в моу лицей №8 Падение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, трудное материальное положение, миграция населения, препятствуют... | ![]() | План мероприятий по профилактике наркомании, токсикомании, алкоголизма... Цель: осуществление профилактики наркотической зависимости и помощи детям, страдающим от вредных зависимостей, на основе реализации... |