Уроки песочницы 4




НазваниеУроки песочницы 4
страница1/38
Дата публикации03.04.2013
Размер2,77 Mb.
ТипУрок
www.pochit.ru > Психология > Урок
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38
Православие и современность. Электронная библиотека

Ирина МЕДВЕДЕВА, Татьяна ШИШОВА




Дети нашего времени



По благословению епископа Саратовского и Вольского ЛОНГИНА
© Издательство Саратовской епархии, 2007

Содержание





Ирина МЕДВЕДЕВА, Татьяна ШИШОВА 1

Дети нашего времени 1

От издателей 1

Вступление 3

Уроки песочницы 4

Корысть и profit 7

Новое время — новые песни 10

Мои первые книжки 14

Князь Курбский как первый русский невозвращенец 21

«Чумазый ребенок» 26

Рождество для бедных детей 30

Новая русская Касталия 34

Федя и тирольские шорты 38

Из области зоопсихологии 43

Хранители 47

Разлука будет без печали 52

Государство — это я 56

Скверный анекдот 58

Залог выживания 63

Образцовые индивидуалы 68

«Мой отец был очень мягким человеком» 73

Из пепла возгорится пламя 77

Итоги предательства. Истоки надежды 80

«Белая книга» нового русского детства 85

Вадик 85

Виталик 87

Коля 88

Миша 90

Тяпа 92

Наташа 93

Кирилл 94

Леня 96

Тихон 98

Лелька 99

Рита 101

Евгений и Гришка 103

Лиза 105

Маша и Леша 106

Гоша 108

Сева 110

Костя 111

Володя 114

Дато 116

Рома 119

Вместо последней истории 120



Памяти

Александра Николаевича

Радищева

посвящаем эту книгу

^

От издателей


Предлагаем вниманию читателей еще одну книгу Ирины Медведевой и Татьяны Шишовой — авторов, уже знакомых по ряду работ, опубликованных нашим издательством, известных детских психологов, педагогов, драматургов, членов Союза писателей России.

«Дети нашего времени» — попытка объективно взглянуть на проблемы детства в России конца ХХ — начала ХХI века, а точнее — на процессы становления личности в преломлении нашей постсоветской действительности, отнюдь не простой и не безоблачной. Условно говоря, это «портрет» сегодняшнего юного поколения «на фоне…». На фоне времен, событий, нравов — то есть на том фоне бытия, который фактически является созидающим и определяющим самосознание каждого конкретного человека, а следовательно, и общества в целом.

Книга состоит из двух частей. Первая включает статьи, в которых авторы рассуждают о воздействии объективных социально-экономических и политических процессов на психологию нашего общества и на то, как это впоследствии может сказаться на формировании души и — шире — на всей будущности юных граждан.

Время спешит, меняются декорации и лица, и то, что казалось устойчивым и непоколебимым, низвергается и исчезает, уступая место совершенно иному, подчас противоположному. За относительно короткий период времени, всего-навсего за каких-нибудь 10–15 лет, наша страна довольно резко изменила курс своего «исторического плавания», полным ходом направляясь в область под названием «Капитализм». Преобразовалась цель, не могут не преобразоваться и средства, приближающие к ней. На практике это означает трансформацию образа жизни социума вообще и каждого индивидуума в частности — людям поневоле приходится адаптироваться к реформам, которые вносят они же сами. Любые перемены в государстве вынуждают человека корректировать по ним и свою личную жизнь со всем, что в ней есть: от материального наполнения до собственного мировоззрения, традиций и привычек (хотя в нашем случае процесс такой «коррекции» можно назвать, скорее, ломкой). В чем же заключаются изменения сознания и психологии людей и каковы причины, подталкивающие к этому? — Часто, чтобы лучше понять и найти объяснение той данности, которая имеется на сей день, приходится оглянуться назад и рассмотреть события, которые уже можно отнести к истории.

Должно быть, немалому числу читателей вспомнится горьковатый привкус жизни и событий не так давно минувших дней, о которых пишется в этой книге... Советская «стабильность», лживость и лицемерие «эпохи застоя»; перестройка с ее «ветрами перемен», принесшими не только «свежие потоки воздуха», но и много сора и грязи; постперестроечные годы, начавшиеся развалом Союза; «кровавый» октябрь 93-го; жестокие междоусобицы — война в Чечне и бесконечные локальные конфликты, вспыхивающие то в одной, то в другой точке России, серии бесчеловечных терактов; демократические реформы, нововведения и преобразования; нестабильность экономики, «шоковая терапия» и кризис власти; усиление влияния Запада — вот тропинки, напрямую ведущие к столь неутешительным итогам дня сегодняшнего. А итоги… Катастрофическое расслоение и криминализация общества; постепенная деморализация и потеря нравственных ориентиров, извращение идеалов и ценностей; пропаганда и усиленное внедрение западной психологии, чуждой русскому духу и культуре; школьные программы, растлевающие душу с самого раннего возраста; до последнего времени — политика планирования семьи, фактически направленная на уменьшение рождаемости…

И вполне очевидно, что главные потерпевшие в этой трагической круговерти — дети. Дети как самые восприимчивые, незащищенные, уязвимые и зависимые от окружающего мира члены общества. Авторы бьют тревогу: дети — это будущее, а, сея в души плевелы, что можно пожать? заменяя истинное извращенным и суррогатным, во что можно верить и на что надеяться?..

Однако создатели этой книги не ставят целью озадачить читателей недоуменными вопросами или напугать апокалипсическими картинами конца, но пытаются, анализируя влияние прошлого нашей страны на настоящее, рассмотреть возможный исход из кажущейся тупиковой ситуации. Выход есть, и он вполне однозначен — выздоровление, сохранение и развитие нашего общества, да и государства вообще, возможно лишь при восстановлении во всей полноте сложенного веками архетипа русского человека, при возрождении подлинной духовности. А главная надежда в этом возлагается на Православную Церковь и ее духовенство, равно как и на тех людей, которые ощущают себя «частью традиционной русской культуры, не мыслят без нее жизни и потому готовы ее защищать, как саму жизнь», на тех, кто способен воспринять вновь и впитать исконную веру, неложные духовные ценности, присущие русскому человеку, восстановить утраченные традиции,— как раз именно они и обладают, по мнению авторов, так называемой пассионарностью, то есть той глубинной силой и той крепостью духа, которые могут стать энергией преобразующей и созидающей. Авторы уверены, что именно этим новым «пассионариям» уготовляется роль главной движущей силы «спасительной революции», которая без крови и жертв и не в одночасье, а постепенно выведет Россию из нравственного, демографического и социального кризисов,— той «революции», которая и станет истоком возрождения нашего Отечества.

Вторая часть книги состоит из целого ряда непридуманных историй: скорбная правда сегодняшнего бытия, с которой авторам пришлось столкнуться непосредственно,— в рассказах о четырех-пятнадцатилетних. Этим детям уже в таком юном возрасте потребовалась психологическая помощь, хотя, в общем-то, большинство из них — сыновья и дочери вполне благополучных, обеспеченных родителей. Авторы подчеркивают, что намеренно обратились к примерам из жизни семей отнюдь немаргинальных слоев общества, чтобы показать, «как же худо обстоят дела, если даже благополучие теперь выглядит так».

Описанные случаи лучше и убедительнее всяких слов иллюстрируют драматизм современной жизни, который невозможно прикрыть или приукрасить никакой мишурой: почти в каждой истории — боль и слезы, отнятое детство, исковерканная или поломанная судьба маленького человека, ставшего невольным заложником неумолимого «духа времени». Таковы кирпичики, из которых сегодня слагается здание общества будущего…

Книга написана настолько живым, образным и ярким языком, что вряд ли кто-то из читателей останется равнодушным к этой, увы, наболевшей и весьма актуальной теме — «детство сегодня». И, безусловно, сопереживая глубокому беспокойству самих авторов за настоящее и будущее наших детей, а значит, и нашего государства, невозможно не задуматься серьезно над ответом на вопрос: а что могу сделать я, чтобы хоть что-то изменилось к лучшему, чтобы появился хоть какой-то намек на просвет? Какова же моя посильная лепта? Между строк читается призыв — не молчать, не оставаться в стороне, не успокаиваться, оправдывая своей немощью попустительство злу!

И нужен настоящий ответ. «Ответ, который будет проекцией ответственности».

…Итак, пройдет еще десять, пятнадцать лет… Дети нашего времени — какими они будут?.. что с ними будет?..

^ Смотри всегда на сердца сограждан.

Если в них найдешь спокойствие и

мир, тогда сказать можешь

воистину: се блаженны.

А.Н. Радищев

  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   38

Похожие:

Уроки песочницы 4 iconУроки доброты в произведении В. Г. Распутина «Уроки французского»
...
Уроки песочницы 4 iconТема. Обсуждение рассказа Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского»
Цель. Познакомить учащихся с жизнью (кратко) В. Распутина и его произведением «Уроки французского»; прививать познавательный интерес...
Уроки песочницы 4 iconПредметы эор
Электронные уроки и тесты.(Мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, )
Уроки песочницы 4 iconПривет. Ты куда?
Здорово! Слушай, надоело уже: уроки, задачи, день знаний, день отличника, день учителя Всё школа и школа, уроки и уроки. Да ещё учителя...
Уроки песочницы 4 iconУроки русского языка. 1 класс. Уроки Кирилла и Мефодия
Наименование образовательных электронных ресурсов, доступ к которым для обучающихся обеспечивается
Уроки песочницы 4 iconА уроки? Разве уроки не вспомним?
...
Уроки песочницы 4 iconУрок литературы в 7 классе. Тема «Уроки достоинства и человечности...
На основе содержания рассказа выявить истинный смысл понятий добро, зло, бескорыстие, сострадание
Уроки песочницы 4 iconКонсультация для родителей «Как научить ребенка делать уроки»
Редко кто из родителей хоть раз в жизни не слышал плаксивый возглас собственного чада: "Помоги сделать уроки!"
Уроки песочницы 4 iconУроки на уровне района
Традиционно особое внимание в работе администрации школы уделялось совершенствованию форм и методов организации урока. За 2010/2011...
Уроки песочницы 4 iconРешение задач
Учитель – это не просто профессия. Это образ жизни … Где бы не находился учитель, вместе с ним – уроки, школа, класс, ученики. Мои...
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница