Скачать 215,27 Kb.
|
Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального поведения в образовательной среде Среди неестественных причин смертности и инвалидности несовершеннолетних суициды занимают особое место. По данным государственной статистики количество детей и подростков, покончивших собой, составляет 12,7% от общего числа умерших от неестественных причин. Согласно данным ВОЗ по частоте самоубийств Российская Федерация занимает 6 место в мире после Литвы, Южной Кореи, Казахстана, Беларуси и Японии. По данным Росстата России в 2010 г. зарегистрировано 1 576 случаев смертности несовершеннолетних от суицида. Среди них: малолетних до 14 лет - 195, в том числе от 5 до 9 лет - 6 (в 2009 г. - 10 детей), от 15 до 19 лет - 1 381. При этом отмечается омоложение состава суицидантов. По сведениям, поступившим из субъектов РФ, среди детей дошкольного возраста (до 7 лет) в 2010 г. зафиксирован 1 случай оконченного суицида, а от 7 до 10 лет - 12 случаев. Анализ мотивов совершения детьми и подростками самоубийств и факторов, их обуславливающих, показал, что чаще всего несовершеннолетние совершали оконченные суициды по причине семейных конфликтов (2009 г. - 294, 2010 г. - 242), романтических отношений (2009 г. - 223, в 2010 г. - 202), наличия личностных проблем, замкнутости, психического заболевания (2009 г. - 144, в 2010 г. - 91). В числе причин суицида названы также такие факторы, как: конфликты со сверстниками и друзьями (2009 г. - 70, в 2010 г. - 39); неуспехи в учёбе, низкий уровень школьной адаптации (2009 г. - 31, в 2010 г. - 27); безразличие окружающих, чёрствость, бестактное поведение отдельных педагогов (психологическое насилие), конфликты с учителями (2009 г. - 7, в 2010 г. - 5), боязнь ЕГЭ и низкий уровень сдачи ЕГЭ (2009 г. - 5, в 2010 г. - 8); аддиктивное поведение - наркотики, алкоголь и пр. (2009 г. - 43, в 2010 г. -47). Немалое число детей и подростков совершают самоубийства в состоянии алкогольного или наркотического опьянения (2009 г. - 92, в 2010 г. - 74), однако не всегда такое состояние является причиной принятия ребёнком решения свести счёты с жизнью. Более 30% из общей численности несовершеннолетних, покончивших жизнь самоубийством, - это дети и подростки из наиболее социально уязвимых групп, которым необходимо уделять особое внимание при разработке и реализации программ профилактики суицидального поведения. Согласно полученным сведениям, жестокое обращение и насилие в семье стало причиной 25 оконченных суицидов несовершеннолетних в 2009 г. и 23 в 2010 г. Некоторые специалисты пишут о том, что в 10% суицидальное поведение имеет цель покончить собой, и в 90% суицидальное поведение подростка - это привлечение к себе внимания. За каждым таким случаем стоит личная трагедия, катастрофа, безысходность, когда страх перед жизнью побеждает страх смерти. Анализ материалов уголовных дел и проверок обстоятельств причин самоубийств несовершеннолетних, проведенный Генеральной Прокуратурой России, показывает, что 62% всех самоубийств несовершеннолетних связано семейными конфликтами и неблагополучием, боязнью насилия со стороны взрослых, бестактным поведением отдельных педагогов, конфликтами с учителями, одноклассниками, друзьями, черствостью и безразличием окружающих. Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким страшным образом против бездушия, безразличия, цинизма и жестокости взрослых. Решаются на такой шаг, как правило, замкнутые, ранимые по характеру подростки от ощущения одиночества, собственной ненужности стрессов и утраты смысла жизни. Своевременная психологическая поддержка, доброе участие, оказанное подросткам в трудной жизненной ситуации, помогли бы избежать трагедии. Определение понятий Суицид - умышленное самоповреждение со смертельным исходом, (лишение себя жизни). Психологический смысл суицида чаще всего заключается в снятии эмоционального напряжения, ухода от той ситуации, в которой волей неволей оказывается человек. Люди, совершающие суицид, обычно страдают от сильной душевной боли и находятся в состоянии стресса, а также чувствуют невозможность справиться со своими проблемами. ^ - это проявление суицидальной активности - мысли, намерения, высказывания, угрозы, попытки, покушения. Суицидальное поведение встречается как в норме, так и при психопатиях и при акцентуациях характера. Суицидент - человек, совершивший попытку суицида, либо демонстрирующий суицидальные наклонности. Различают следующие типы суицидального поведения: ^ В основе этого типа суицидального поведения лежит стремление подростка обратить внимание на себя и свои проблемы, показать, как ему трудно справляться с жизненными ситуациями. Это своего рода просьба о помощи. Как правило, демонстративные суицидальные действия совершаются не с целью причинить себе реальный вред или лишить себя жизни, а с целью напугать окружающих, заставить их задуматься над проблемами подростка, «осознать» свое несправедливое отношение к нему. При демонстративном поведении способы суицидального поведения чаще всего проявляются в виде порезов вен, отравления неядовитыми лекарствами, изображения повешения ^ Суицидальные действия, совершенные под влиянием ярких эмоций относятся к аффективному типу. В таких случаях подросток действует импульсивно, не имея четкого плана своих действий. Как правило, сильные негативные эмоции - обида, гнев, - затмевают собой реальное восприятие действительности и подросток, руководствуясь ими, совершает суицидальные действия. При аффективном суицидальном поведении чаще прибегают к попыткам повешения, отравлению токсичными и сильнодействующими препаратами. ^ Истинное суицидальное поведение характеризуется продуманным планом действий. Подросток готовится к совершению суицидального действия. При таком типе суицидального поведения подростки чаще оставляют записки, адресованные родственникам и друзьям, в которых они прощаются со всеми и объясняют причины своих действий. Поскольку действия являются продуманными, такие суицидальные попытки чаще заканчиваются смертью. При истинном суицидальном поведении чаще прибегают к повешению или к спрыгиванию с высоты. Самоубийство - слишком противоестественный и кардинальный шаг, поэтому решение на его совершение вызревает не мгновенно. Ему, как правило, предшествует более или менее продолжительный период переживаний, борьбы мотивов и поиска выхода из создавшейся ситуации. ^ Первая стадия - стадия вопросов о смерти и смысле жизни. Прежде чем совершить суицидальное действие в большинстве случаев наблюдается период, который характеризуется снижением адаптационных способностей (это может проявляться в снижении успеваемости, уровня интересов, ограничении общения, повышенной раздражительности, эмоциональной неустойчивости и т.д.). В этот период формируются суицидальные мысли, которые могут проявляться в виде заявлений о том, что «надоела такая жизнь», «вот бы уснуть и не проснуться», возникновением интереса к проблемам жизни и смерти и т.д. На этой стадии у подростка возникают пассивные мысли о лишении себя жизни, самоубийстве. Эта стадия также характеризуется представлениями, фантазиями и размышлениями о своей смерти, но не на тему лишения себя жизни. Примером являются высказывания типа: «Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться» и т. д. По данным исследований самоубийств среди подростков аналогичные высказывания имели место в 75 % случаев попыток самоубийств, суицидов. При этом значение таких высказываний недооценивается или воспринимается в демонстративно-шантажном аспекте. Почти каждый, кто всерьез думает о самоубийстве, так или иначе, дает понять окружающим о своем намерении. Самоубийства, часто, не возникают внезапно, импульсивно, непредсказуемо или неизбежно. Они являются последней каплей в чаше постепенно ухудшающейся адаптации. Среди тех, кто намерился совершить суицид, от 70 до 75 % тем или иным образом раскрывают свои стремления. Иногда это будут едва уловимые намеки; часто же угрозы являются легко узнаваемыми. Очень важно, что большинство тех, кто совершает самоубийства, ищут возможности высказаться и быть выслушанными. Однако очень часто они не встречают человека, который их выслушает. ^ Это активная форма проявления желания покончить с собой, она сопровождается разработкой плана реализации суицидальных замыслов, продумываются способы, время и место совершения самоубийства. У подростков отмечаются высказывания о своих намерениях. ^ Происходит присоединение к замыслу о суициде сформированного решения (установки) и волевого компонента, побуждающего к непосредственному осуществлению внешних форм суицидальных поведенческих актов. Период от возникновения мыслей о самоубийстве до попыток их осуществления называется пресуицидом. Длительность его может исчисляться минутами (острый пресуицид) или месяцами (хронический пресуицид). При острых пресуицидах возможно моментальное проявление суицидальных замыслов и намерений сразу, без предшествующих ступеней. После попытки суицида наступает период, когда к ребенку относятся с повышенным вниманием и заботой. В этот период маловероятно повторение суицидальных действий. По истечении трех месяцев взрослые, видя, что ребенок внешне спокоен, не высказывает мыслей о суициде и не пытается повторить попытку, перестают внимательно относиться к ребенку и уделять ему должное внимание, начинают вести привычный для них образ жизни, т.к. считают, что ребенок преодолел кризис и с ним все в порядке. Но, если ситуация, приведшая ребенка к суицидальному действию не была проработана совместно со взрослыми, ребенок все еще находится под угрозой совершения повторной суицидальной попытки. И в тот момент, когда взрослые перестают волноваться за состояние ребенка, как отмечает ряд исследователей, и совершаются повторные попытки суицида. Поэтому необходимо на протяжении длительного времени наблюдать за ребенком, оказывать ему поддержку, беседовать с ним и проводить иные профилактические действия. ^ Потери 1. Разрыв романтических отношений В большинстве случаев для подростка утрата таких взаимоотношений - травма. Его или ее мир рушится. Часто за самоуверенной внешностью кроется чувствительный и ранимый молодой человек, а за позой презрения - чувствительная и ранимая девушка. Банальные выражения типа "время лечит" или "есть и другие" обидны для чувства молодого человека и отражают неприятие их реальности. 2. ^ Страдания, вызванные смертью любимого человека, могут быть столь сильными, что молодым человеком может управлять желание соединиться с ним в смерти. Кроме того, переживаемое семьей горе часто отодвигает подростка на задний план. Многие взрослые считают, что молодой человек не способен переживать смерть близкого человека так глубоко, как они. 3. ^ Посмотрите на мальчика, который публично заявил, что намерен стать капитаном футбольной команды, и не сделал этого. Взгляните на девочку, которая мечтала быть королевой на вечере, но была отвергнута. Или выпускник школы, стремящийся поступить в колледж, но вместо этого терпящий неудачу, и все это знают. 4. Развод Потеря одного из родителей вследствие развода наносит больший ущерб чувствам подростка, чем это принято считать. Многие подростки чувствуют ответственность за развал семьи. Надуманный или реальный страх перед возможным разводом также вызывает непереносимые страдания. Давления 1. Давление в школе Стремление к высоким оценкам; одновременное выполнение нескольких важных заданий; сверхактивное участие в общественной жизни; требования участвовать в спортивной жизни школы; прилежание. 2. ^ Стремление быть принятым; нравы группы; сходство в манере одеваться; наркотики; алкоголь; секс; музыкальные пристрастия. 3. ^ Успех; деньги; выбор колледжа; хорошие друзья; подобающее образование; конфликт между потребностью в контроле и желанием быть независимым; разногласия между родителями. ^ 1. Физическая непривлекательность Обратите внимание на юношу, который уверен, что ему не сравняться в физической форме со сверстниками или на девушку, которая считает себя некрасивой, невзрачной. А какие страдания доставляют юношеские прыщики на лице! 2. Одежда Под влиянием средств массовой информации и распространенной среди подростков манеры одеваться, подросток оценивает достоинства и недостатки одежды, которую вынужден носить. 3. Физическое бессилие Бывает, что подростку трудно справиться не только с физическими проблемами, но и с недобрыми замечаниями и взглядами окружающих. 4. ^ Часто "гениальность" старшего брата или сестры служит причиной постоянного напоминания о различиях не в пользу подростка. Недостаток общения Многие подростки чувствуют себя настолько изолированными и одинокими, что уверены, что никто им не поможет и никто не позаботится о них. Так это или нет на самом деле - не имеет значения. Суть в том, как они это воспринимают, страдая в молчаливой изоляции. ^ «группе риска» по суицидальному поведению относятся подростки: - с нарушением межличностных отношений, "одиночки"; - злоупотребляющие алкоголем или наркотиками, отличающиеся девиантным или криминальным поведением, включающим физическое насилие;
Признаки эмоциональных нарушений, лежащих в основе суицида: - потеря аппетита или импульсивное обжорство, бессонница или повышенная сонливость в течение, по крайней мере, последних дней, - частые жалобы на соматические недомогания (на боли в животе, головные боли, постоянную усталость, частую сонливость),
- ощущение скуки при проведении времени в привычном окружении или выполнении работы, которая раньше приносила удовольствие,
Суицидальными подростками, в целом, часто руководят амбивалентные чувства. Они испытывают безнадежность, и в то же самое время надеются на спасение. ^ О возможном самоубийстве говорит сочетание нескольких признаков.
Факторы, препятствующие возникновению суицидального поведения у подростков Антисуицидальные факторы личности - это сформированные положительные жизненные установки, жизненная позиция, комплекс личностных факторов и психологические особенности человека, а также душевные переживания, препятствующие осуществлению суицидальных намерений. К ним относятся:
- учет общественного мнения и избегание осуждения со стороны окружающих, представления о позорности самоубийства и неприятие (осуждение) суицидальных моделей поведения, уровень религиозности и боязнь греха самоубийства;
- психологическая гибкость и адаптированность, умение компенсировать негативные личные переживания, использовать методы снятия психической напряженности.
Чем большим количеством антисуицидальных, жизнеутверждающих факторов обладает человек, в частности подросток, чем сильнее его «психологическая защита» и внутренняя уверенность в себе, тем прочнее его антисуицидальный барьер. ^ Если подросток, на Ваш взгляд, склонен к суициду или имел в прошлом попытки к самоубийству: - Не отталкивайте его, если он решил разделить с вами свои проблемы, даже если Вы потрясены сложившейся ситуацией. Помните, что подростки с суицидальными наклонностями редко обращаются за помощью к профессионалам.
- Постарайтесь узнать, есть у него план действий. Конкретный план — знак реальной опасности. - Убедите подростка в том, что непременно есть такой человек, к которому можно обратиться за помощью. - Не предлагайте упрощенных решений типа «Все, что тебе сейчас необходимо, так это хорошо выспаться, на утро ты почувствуешь себя лучше». - Покажите подростку, что хотите поговорить о чувствах, что не осуждаете его за эти чувства.
^ Для профилактики суицидальных мыслей, намерений и попыток целесообразно формировать «позитивное восприятие» окружающего мира. Принципиальный подход к «позитивному мышлению» заключается в переориентации восприятия окружающего мира, формировании оптимистичных тенденций в характере подростка. Научитесь переключать психическую энергию подростка с деструктивного на конструктивное направление. Найдите зону наибольшего проявления интересов и увлечений подростка и направьте туда его внимание, время и энергию. ^ Первый уровень - общая профилактика Цель - повышение групповой сплоченности в школе. Мероприятия: - Создание общих школьных программ психического здоровья, здоровой среды в школе. Поскольку причинами суицидов среди подростков являются также и нарушения межличностных отношений в школе, необходимо принять меры по формированию классных коллективов, нормализации стиля общения педагогов с учащимися, оптимизации учебной деятельности учащихся, вовлечению учащихся в социально-значимые виды деятельности, организации школьного самоуправления, формированию установок у учащихся на самореализацию в социально-одобряемых сферах жизнедеятельности (культуре, спорте, искусстве, науке и др.). Взаимоотношения с учащимися должны строиться на основе уважения, убеждения, спокойном, доброжелательном тоне общения. Для предотвращения суицидов у детей учителя могут сделать следующее:
Формальное отношение части классных руководителей к своей работе выражается в незнании ситуации, в которой находится ребенок, отсутствии контроля за посещаемостью и успеваемостью ребенка. Все это не позволяет вовремя оказать учащемуся необходимую помощь, организовать соответствующую работу. Администрации школ необходимо направить пристальное внимание и установить контроль за стилем общения учителей с учащимися в целях предотвращения случаев оскорбления, унижения, психологического и физического насилия со стороны педагогов. С педагогами проводится психопросвещение в вопросах дезадаптивного поведения детей и подростков, в том числе суицидального, дается информация о мерах профилактики суицида среди детей и подростков. - Организация внеклассной воспитательной работы. - Разработка эффективной модели взаимодействия школы и семьи, а также школы и всего сообщества. ^
^ Цель - выделение групп суицидального риска; сопровождение детей, подростков и их семей группы риска с целью предупреждения самоубийств. ^ 1. Выявление детей, нуждающихся в незамедлительной помощи и защите. Методы исследования: - Диагностическое интервью с семейным анамнезом (беседа с учащимся). - Социометрическое исследование классного коллектива (к группе суицидального риска относятся отверженные дети, дети-аутсайдеры).
2. Работа с семьей ребенка, попавшего в трудную жизненную ситуацию или испытывающего кризисное состояние. Родителей необходимо познакомить с информацией о причинах, факторах, динамике суицидального поведения, снабдить рекомендациями, как заметить надвигающийся суицид, что делать, если у ребенка замечены признаки суицидального поведения. Родители должны быть проинформированы о том, какую помощь они могут оказать ребенку. Для предотвращения трагического исхода, по мнению детских психиатров, законным представителям детей следует объяснить, как обсуждать с ребенком травмирующее событие. Взрослым необходимо быть достаточно сдержанными при выражении своих эмоций по поводу даже самых неблагоприятных для детей ситуаций. Помогая детям высказывать свои чувства, взрослые должны выслушивать их без вынесения суждений и оценок, но пояснить, что переживания и слезы из-за неприятностей - нормальное явление, они свойственны всем людям. В зависимости от характера проблемной ситуации взрослым необходимо внушать подростку, что происшедшее не его вина, а результат ошибки и заблуждения, которых следует избегать в дальнейшем. Важнее всего всячески демонстрировать ребенку свою любовь, готовность прийти на помощь в разрешении проблемы, но одновременно давать возможность почувствовать, что он сам может управлять своей жизнью. Чего ни в коем случае нельзя делать - это играть на самолюбии подростка, провоцируя его на самоубийство и думая, что он не способен совершит подобный поступок. Во-первых, необходимо разговаривать с ребенком, задавать ему вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде» и «брюзгливости», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами - более успешными, бодрыми, добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить только подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего. Во-вторых, заняться с ребенком новыми делами. Каждый день узнавать что-нибудь новое, делать то, что никогда раньше не делали. Внести разнообразие в обыденную жизнь. Записаться в тренажерный зал или хотя бы завести привычку делать утреннюю гимнастику, прокладывать новые прогулочные маршруты, съездить в выходные на увлекательную экскурсию, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки, сделать в доме генеральную уборку. Можно завести домашнее животное - собаку, кошку, хомяка, попугаев или рыбок. Забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад. В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Необходимо проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта. Депрессия - психофизиологическое состояние. Необходимо поддерживать физическое состояние подростка в этот период. И в-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту - психологу, психотерапевту. ^
6. Больше любите своих подрастающих детей, будьте внимательными и, что особенно важно, деликатными с ними. Третий уровень - вторичная профилактика Цель –Предотвращение самоубийства. Мероприятия 1.Оценка риска самоубийства (используется шкала оценки летальности).
^ Цель - Снижение последствий и уменьшение вероятности дальнейших суицидальных случаев, социальная и психологическая реабилитация суицидентов: - Терапия кризисных состояний, формирование адаптивных копинг- стратегий.
- Проведение психокоррекционных занятий по повышению самооценки подростка, развитию адекватного отношения к собственной личности, эмпатии. Близким друзьям и родственникам, свидетелям происшествия должна быть оказана психологическая помощь. Задачи педагога-психолога на данном этапе: оказание экстренной первой помощи, снятие стрессового состояния у очевидцев происшествия (дети, подростки, персонал школы). Особое внимание психолога должно быть обращено к эмоциональному климату в образовательном учреждении и его изменению. |
![]() | «Смысл жизни» Предлагаем сценарии, разработки внеклассных мероприятий по профилактике суицидального поведения подростков | ![]() | Программа профилактики алкоголизма, наркомании, спида в молодёжной среде «Выбираю здоровье!» Необходимость ведения работы по профилактике злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде обусловлено современным... |
![]() | Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму... Зверева Людмила Алексеевна- зам., директора по увр гбоу нпо «пу №35», I категория | ![]() | Методические рекомендации по профилактике девиантного поведения несовершеннолетних «информационно-методический отдел управления образования администрации советского муниципального района» |
![]() | Программ а профилактики суицидального поведения в детско-подростковом возрасте В период жизненных кризисов отдельным личностям свойственно искажение субъективного образа мира. Суицидальные мысли и фантазии в... | ![]() | Программа по профилактике суицидального поведения на 2012-2013 год... Программа предназначена для организации профилактической и коррекционной работы по предотвращению суицидальных попыток среди учащихся... |
![]() | Программа по первичной профилактике вич-инфекции в образовательной... «Современные технологии первичной профилактики наркомании и вич-инфекции в образовательной среде в контексте требований фгос» | ![]() | «Совместная работа доу, социума и семьи по профилактике ддтт на основе... ... |
![]() | Методические рекомендации «О мерах по профилактике суицидов среди... Министерство образования и науки Удмуртской Республики направляет методические рекомендации о мерах по профилактике суицидов среди... | ![]() | Методические рекомендации по организации и проведению контроля за... Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) направляет для использования в практической работе методические... |