План мероприятия:             1 Регистрация участников семинара          




Скачать 134,99 Kb.
НазваниеПлан мероприятия:             1 Регистрация участников семинара          
Дата публикации11.06.2013
Размер134,99 Kb.
ТипДокументы
www.pochit.ru > Психология > Документы
Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района.

Семинар «Адаптация пятиклассников 

на новой ступени обучения».

План мероприятия:

 

         1 Регистрация участников семинара

         2 Мини лекция «Вопросы адаптации в пятом классе» (особенности адаптации в 5 классе, возрастные особенности, признаки успешной адаптации, кризисные периоды)

         3 «Портрет дезадаптивного ученика»

         4 Мастер класс «Приемы, методы, игры для     классного руководителя  в      период адаптации  учащегося пятого  класса»

5 Рекомендации для педагогов и родителей

^ Цель: создание условий для успешной адаптации пятиклассников на новой ступени обучения в школе.

Задачи:

  1. Информирование учителей о возрастных особенностях пятиклассников и особенностях их адаптации на новой ступени обучения.

Обучение навыкам распознавания дезадаптированных детей и оказания им  психологической поддержки.

Предоставление методов, практических приемов для успешной адаптации первоклассников

^ Формы работы: лекция, мозговой штурм, работа в группах, практические упражнения.

Знакомство. (представиться)

1. Вступление

Переход из начального звена в среднее - важный этап в жизни ребенка.

Адаптационный период совпадает с начальным этапом полового созревания.

С одной стороны повышаются требования, темп и объем работы, а с другой стороны возрастные изменения, которым сопутствуют изменения в познавательной деятельности (замедляется темп их деятельности, на выполнение работы требуется больше времени, теоретическое мышление находится на начальном этапе развития, чаще отвлекаются, ломаются привычки, стереотипы). Поэтому в этот период очень важны поддержка и внимание со стороны учителя.

Меняется социальное окружение – смена учителей, окружающей обстановки, старшие классы, много кабинетов, непривычное расписание уроков.

Поскольку нет постоянно классного руководителя, необходимо вводить ребенку самоконтроль, что не всем удается. В этот период они могут быть невнимательны, забывать учебные принадлежности, терять вещи.

В сфере межличностного общения происходит выявление своей полоролевой позиции (деление на мальчиков и девочек, у каждого свои интересы).

Насколько успешно пройдет адаптационный период зависит от всех: и от учителей, и от администрации школы, и от родителей. И наша задача помочь им его пройти с наименьшими потерями, поддержать своим участием, заинтересованностью, вниманием.

^ 2. Мозговой штурм «Ассоциации-адаптация»

«Какие у Вас возникают ассоциации, когда Вы слышите слово «Школьная адаптация» Все ассоциации записываются на доске.

Школьная адаптация - приспособление ребенка к новой системе социальных условий, новым отношениям, требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

^ 3. Возрастные особенности первоклассников.

Давайте рассмотрим, какие возрастные особенности характерны для пятиклассников:

  • предподростковый возраст;

постепенное обретение чувства взросления;

проявление негативизма;

возможные конфликты со взрослыми;

пытается найти свою уникальность и собственное «Я»;

замена ведущей учебной деятельности на ведущую деятельность общения;

развитие способностей и мотивация зависят от ситуации успеха;

эмоциональная нестабильность;

возраст нарциссов.

Путь осознания себя сложен, стремление обрести себя как личность порождает потребность в отчуждении от всех, кто до этого привычно оказывал на ребенка влияние, и это в первую очередь семья, родители. Внешне это отчуждение проявляется в негативизме - стремлении противостоять любым предложениям, суждениям, чувствам взрослых. Отсюда - конфликты с взрослыми. Ребенок (младший подросток) пыта­ется найти собственную уникальность, познать собственное «Я». По этой же причине подросток ориентирован на уста­новление доверительных отношений со сверстниками. В дружбе происходит моделирование социальных взаимоотно­шений, усваиваются навыки рефлексии последствий своего или чьего-то поведения, социальные нормы взаимодействия людей, моральные ценности.

Появляются и другие возрастные изменения в возрасте ребенка.

Одно из них прямо связано с ориентацией на группу сверстников. Дело в том, что в 10--11 лет существенно меняется характер самооценки ребенка. Если раньше она складывалась под влиянием оценок учителя и эти оценки касались в основном учёбы, то теперь на характер самооценки всё больше влияют другие дети. Причём их оценки связаны с неучебными характеристиками, качествами, проявляющимися в общении. Можно говорить о возникновении в этот период кризиса сами оценки. У детей резко растёт количество негативных самооценок.

Ещё одно важное изменение в личности ребёнка касается мотивационной сферы. Рубеж 4--5 классов характеризуется значительным снижением учебной мотивации. На фоне формирующегося нового познавательного отношения к действительности наблюдается отрицательное отношение школе в целом, конфликты с учителями, снижение успеваемости.

Таким образом, в переходный период  важно получить информацию о следующих качествах и особенностях ребенка:

-- интеллектуальное развитие;

-- учебная мотивация;

-- поведенческая саморегуляция;

-- система отношений ребенка (самооценка, от ношение к другим людям);

-- эмоциональное состояние; последний параметр важно исследовать, поскольку переход к новому этапу жизни естественно вызывает некоторое напряжение.

Именно по причине психологической ценности отношений со сверстниками происходит постепенная замена ведущей учебной деятельности (что было характерно для младшего школьника) на ведущую деятельность общения. Таким образом, у подростка в стенах школы постепенно меняются приоритеты.

Умственная активность младших подростков велика, но вот способности развиваются только в деятельности, которая вызывает положительные эмоции. Успех (или неуспех) существенно влияет на мотивацию учения. Оценки при этом играют важную роль: высокая оценка дает возможность подтвердить свои способности. Совпадение оценки и самооценки важно для эмоционального благополучия подростка. В противном случае неизбежен внутренний дискомфорт и даже конфликт. Учитывая физиологические особенности возраста (рассогласование темпов роста и развития различных функциональных систем организма) можно понять и крайнюю эмоциональную нестабильность подростков.

^ 4. Признаки успешной адаптации?

Как же определить, что период адаптации проходит успешно?

(вовлекать педагогов в обсуждение)

  • удовлетворенность процессом обучения; Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.

насколько легко справляется с программой; Очень важно вселить в школьника уверенность в успехе, т.е. создавать ситуацию успеха.

степень самостоятельности при выполнении учебных заданий; (готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому).

удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем;

  • соблюдение школьных правил;

умение ориентироваться в новых ситуациях.

5. Кризисные периоды адаптации.

Существуют кризисные периоды адаптации, когда могут проявляться признаки дезадаптации в той или иной степени.

Кризисные периоды:

  • первые 4-6 недель ( сентябрь,октябрь)

  • середина декабря;

неделя после каникул в феврале;

середина марта (особенно после каникул).

^ 6. Признаки дезадаптации.

Сколько всего нового происходит в жизни пятиклассника. Многое нужно освоить, усвоить, ко многому нужно привыкнуть.

При нарушении привыкания к условиям школьного обучения, т.е. адаптации, возникает дезадаптация. Если в этот период ребёнку не будет оказана необходимая помощь со стороны родителей, учителей, психолога, у ребёнка может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния.

«Портрет дезадаптивного ребёнка» - работа в группах,

3 группы: дети, родители, педагоги.

^ Признаки дезадаптации.

Группа 1. Дети: что вы чувствуете, как вы себя ощущаете?

Группа 2. Родители: что вы видите, какие изменения происходят с вашим ребенком?

Группа 3. Педагоги: что вы делаете, чтобы помочь?

Признаки дезадаптаци:.

1.Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

2.Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

3.Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

4.Нежелание выполнять домашние задания.

5.Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

6.Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

7.Беспокойный сон.

8.Трудности утреннего пробуждения, вялость.

9.Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

10.Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.

11.Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

12.Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.

7. Методы, приемы и игры для учащихся первых классов в период адаптации.

Методы– совокупность путей, способов достижения целей.

Приём – часть метода, отдельный шаг в реализации метода.

Многообразие методов, приемов работы дают возможность пройти период адаптации наиболее благоприятно.

Методы:

рисуночные (арт-приемы);

телесноориентированные;

физкультминутки;

игровые;

релаксационные.

Примеры;

  • арт-приемы

«Мой класс» (О), «Мое имя», «Работа в паре»,

  • телесноориентированные, игровые

«Эподром». «Бананы», «Паутинка»

«Пересядьте те, кто, поменяйтесь местами те, кто»

«Что изменилось»

  • физкультминутки

выполнение правила

«Снежинки», «Карандаши»

  • соблюдение традиций

-походы, день именинника,

  • релаксационные, зрительные;

«Дождь»

Дождь" (5 мин)

Упражнение состоит из восьми действий. Один из участников начинает каждое действие и, в то время как он продолжает делать его сам, также он передает его другому человеку, а тот, в свою очередь, продолжает его и передает следующему, и так по кругу. Причем, когда посланное членом команды действие возвращается, участник начинает следующее действие и затем передает его, продолжая движение. Так же передаются все действия, пока не закончатся. Действия выполняются в следующем порядке:

1.Трение ладоней (шум деревьев).

2.Щелканье пальцами (первые капельки).

3.Хлопанье руками по бедрам (дождь по крыше).

4.Хлопанье по бедрам, топая ногами (гром и град).

5.Хлопанье руками по бедрам

6.Щелканье пальцами.

7.Трение ладоней.

8. Работа с родителями.

Необходимо привлекать родителей в совместную деятельность.

  • общешкольные, классные тематические род. собрания;

круглые столы;

родительский клуб;

совместные род собрания.

^ Темы:

  • Ваш ребенок пятиклассник.

Почему дети лгут?

Конфликты, пути решения.

Как развивать чувство ответственности в детях?

Причины неуспеваемости.

Агрессивность: причины и последствия.

^ 9. Рекомендации для педагогов и родителей.

  1. Создавать на уроке ситуацию успеха, хвалить за успехи, поддерживая тем самым самооценку.

Нельзя противопоставлять ребят другу и сравнивать их между собой. Сравнивать успехи или неудачи можно только относительно самого ребенка (самого с собой).

На уроках обязательно должны быть паузы между разными видами деятельности.

Необходимо работать в «зоне ближайшего развития» (оказывать помощь, когда ребенок не может самостоятельно справиться). Открытая помощь должна переходить в косвенную.

Правильно создавать учебную мотивацию.

Подчеркивать важность и первостепенность знаний. Оценка - результат

деятельности, а не уровень знаний ребенка. Не использовать как

манипуляцию.

  1. Особое внимание уделить формированию правильного отношения детей к ошибкам, умения использовать их для лучшего понимания материала.

Юмор – никогда не бывает лишним!

^ Литература (в помощь кл. рук):

    1. Л.И. Саляхова Настольная книга классного руководителя: личностное развитие, учебная деятельность, духовное и физическое здоровье школьников. 5-9 классы.

Н.И Дереклеева. Родительские собрания 5-11 классы.

^ Литература для родителей.

    1. И. Млодик Книга для неидеальных родителей, или жизнь на свободную тему.

Хаим Гинот Любить без условий, растить без усилий.

10. Подведение итогов.

Ч.т. адаптация, успешная адаптация, кризисные периоды,,признаки дезадаптации, методы работы.

Обратная связь - заполнить анкету.

Семинар завершается итоговым обсуждением результатов, которых удалось достичь в его рамках, участники делятся своими впечатлениями.

Составили: педагог-психолог О.П.Лосева

педагог- психолог А.А.Воробей

Похожие:

План мероприятия:             1 Регистрация участников семинара           iconПрограмма семинара: 10: 00 10: 20 Регистрация участников семинара...
«Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы крадём у наших детей завтра»
План мероприятия:             1 Регистрация участников семинара           iconЦели, задачи мероприятия. Сценарно-режиссерский план мероприятия....
Важно выявить и обосновать те конкретные противоречия, которые обусловили творческий поиск, а также описать, для чего начинался и...
План мероприятия:             1 Регистрация участников семинара           iconГосударственная регистрация автотранспортных средств
Осуществляется регистрация в целях обеспечения полноты и учета названных объектов на территории Российской Федерации, также государственная...
План мероприятия:             1 Регистрация участников семинара           iconПрограмма 11-00 ч. – регистрация участников
Сочетание детского и классического танца на занятиях с младшими учащимися школы искусств
План мероприятия:             1 Регистрация участников семинара           iconРегистрация ип: пошаговая инструкция
Регистрация ип самостоятельно (самый дешевый способ 800 руб на госпошлину, удобен, если хотите сэкономить)
План мероприятия:             1 Регистрация участников семинара           iconФестиваль Паруса Выборга 2011. Расписание Соревнования проводятся...
Муниципальный причал №10 Прибытие яхт, регистрация участников, мандатная комиссия
План мероприятия:             1 Регистрация участников семинара           icon13. 00 – 13. 20 – подведение итогов: рефлексия участников семинара
Приглашаем к взаимодействию со школой, методической службой района и кафедрой управления и экономики в образовании лоиро
План мероприятия:             1 Регистрация участников семинара           iconПлан открытого внеклассного мероприятия по русскому языку и литературе...
Оборудование: карточки с заданием, «умная ромашка», карточки с пословицами, плакаты с высказываниями великих писателей о русском...
План мероприятия:             1 Регистрация участников семинара           iconПлан публичного отчета и семинара заместителей директоров, классных...
Публичного отчета школы, районного семинара заместителей директоров по воспитательной работе и классных руководителей
План мероприятия:             1 Регистрация участников семинара           iconПрограмма семинара «холокост: память и предупреждение»
Сообщения участников Молодежной экспедиции Центра «Холокост», выступления педагогов и студентов
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница