Скачать 3,43 Mb.
|
МП
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №22 «Веселые кузнечики» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей. ЗАТО г. Железногорск, 2011 1. Пояснительная записка Общеобразовательная программа МКДОУ «Детский сад № 22 «Веселые кузнечики» обеспечивает разностороннее развитие детей в возрасте от 1,5 до 7 лет с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей по основным направлениям – физическому, социально-личностному, познавательно-речевому и художественно-эстетическому. Программа обеспечивает достижение воспитанниками готовности к школе.
Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека. Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).
Характерной особенностью детей в первые годы жизни является бурный темп их физического и психического развития. Так, например, за первый год жизни ребенок прибавляет в весе около 7 кг, вырастает на 25 см. К двум годам вес ребенка достигает 12—13 кг, рост — 85—86 см. Ни в каком другом возрасте такого интенсивного физического развития не наблюдается. В год малыш уже ходит, начинает овладевать предметной деятельностью, к двум годам овладевает основными движениями. Быстро растет активный словарь ребенка: 10—12 слов к концу первого года жизни — и 1200—1500 слов к трем годам. Такой стремительный темп развития накладывает отпечаток и на физическое состояние ребенка, и на его поведение. При поступлении в детский сад эта особенность возраста должна учитываться дошкольными работниками. Иначе, если условия развития и воспитания ребенка будут изменены в неблагоприятную сторону, могут произойти задержки в развитии движений, словаря, действий с предметами и т. д. Организм маленького ребенка характеризуется функциональной незрелостью. Приспособляемость к изменяющимся условиям среды, в частности к температурным колебаниям, несовершенна, вследствие чего малыш подвержен простудным заболеваниям. Поэтому он нуждается в очень бережном отношении, внимательном уходе. Забота о здоровье детей, его укреплении является одной из главных задач детского учреждения. С состоянием здоровья ребенка тесно связано его психическое развитие. Если дети часто болеют, они становятся вялыми, безразличными к окружающему или раздражительными, плаксивыми, а это может существенно задержать развитие движений, действий с предметами, следовательно, задержать развитие мышления, восприятия, речи. Особенно подвержены заболеваниям те малыши, которые только что поступили в детский сад. Группа детского сада - это множество контактов, более неблагоприятная бактериальная среда, и, если организм ребенка не закален, он быстро может заболеть. Дети, которые привыкли к слишком высокой температуре воздуха в домашних условиях, могут легко простудиться. Воспитатель должен особенно внимательно отнестись к новым детям: соблюдать все правила гигиены, тщательно одевать каждого малыша на прогулку, не допускать, чтобы малыш брал в рот игрушки. Воспитатель должен вовремя сменить мокрую, грязную одежду, иначе она может стать причиной заболевания. Как правило, только к полутора годам дети приобретают привычку проситься на горшок, а приходящие из семьи нередко не владеют этой привычкой и в более старшем возрасте. Случается, что дети, которые дома приучены к опрятности, в новых условиях временно утрачивают эти умения. Совершенствуется самостоятельность детей в самообслуживании. Малыш овладевает умением самостоятельно есть любые виды пищи, умыться и мыть руки, приобретает навыки опрятности. К 1,5 - 2 годам некоторые дети уже могут есть самостоятельно. Но их надо в первое время кормить, постепенно формируя необходимые навыки приема пищи, опрятности, гигиены. В овладении речью ребенок проходит путь от гуканья, гуления, лепета, подражания слогам и словам к словопроизношению. К 2 годам дети постепенно переходят с языка жестов, мимики, выразительных звукосочетаний к выражению просьб, желаний, предложений с помощью слов и коротких фраз. Так речь становится основным средством общения со взрослым, хотя в этом возрасте ребенок охотно говорит только с близкими, хорошо знакомыми ему людьми. Называть вещи своими именами ребенок может уже в возрасте 1 – 1,5 лет. Внятная речь появляется только к двухлетнему возрасту. В это время дети начинают комбинировать слова, объединяя их в небольшие двух-трехсловные фразы, причем от таких фраз до целостных предложений они прогрессируют довольно быстро. Вторая половина второго года жизни ребенка характеризуется переходом к активной, самостоятельной речи. Обычно связь между предметами, действиями и словами, их обозначающими, у детей второго года формируется легко (после 2-10 повторений). На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой, хороший, красивый». Процесс становления взаимоотношений ребенка со сверстниками также длителен и непрост. Начинается он с кратковременных действий рядом с другими детьми, совместных действий. И только потом эти совместные действия становятся длительнее. Психическое развитие ребенка происходит в процессе деятельности, содержание и характер которой на протяжении детства меняются, совершенствуются. Во второй половине первого года жизни взрослые включают в общение с ребенком предметы и игрушки. Они показывают ребенку игрушку, учат производить с ней определенные действия: катать мяч, открывать и закрывать коробочки, вставлять ножку деревянного грибка в отверстие в шляпке, снимать колечки со стержня, а затем нанизывать их и т. п. Взрослый производит действия рукой ребенка, и малыш учится проделывать их самостоятельно. Если взрослые не включают игрушку в процесс общения, ребенок задерживается на стадии эмоционального общения, а это задерживает развитие действий с предметами, овладение которыми необходимо для нормального развития основных психических процессов. Постепенно круг общения расширяется. Игра. Совершенствуется самостоятельность детей в предметно-игровой деятельности — от манипулирования предметами к отдельным действиям с предметами по назначению. Дети второго года жизни с большим удовольствием занимаются разборными игрушками: разбирают и собирают пирамидку (сначала из 3 одноцветных колец, затем с большим их количеством, наконец, с разноцветными кольцами), матрешки, бочонки и др. Они любят возить разного рода каталки, при этом предпочитают такие, которые можно толкать перед собой. Они катают и подбрасывают мячи, с интересом наблюдают за действиями заводного клоуна, передвижением заводных машин и др. Значительные перемены происходят и в действиях с сюжетными игрушками. Дети начинают переносить разученное с одной игрушкой (кукла) на другие (мишки, зайки); они активно ищут предмет, необходимый для завершения действия (одеяло, чтобы уложить куклу спать, мисочку, чтобы накормить мишку). Уже с начала второго года дети начинают овладевать действиями подражательного характера: кормят кукол и плюшевых зверюшек, укладывают их спать, позднее раздевают и одевают. Потребности в общении, в познании окружающего, самостоятельной деятельности с возрастом также расширяются. Если эти потребности не удовлетворяются, возникают отрицательные эмоциональные состояния. Малыш может плакать из-за того, что у него забрали интересующую его игрушку, резко прервали игру, оставили одного, без внимания взрослого. Следует иметь в виду, что маленькие дети эмоционально заражаемы. Плачущий ребенок может вызвать плач и у остальных. Малыши очень чутко реагируют и на состояние окружающих взрослых. Спокойный, ровный настрой воспитателя благоприятствует созданию хорошего настроения у детей. Раздражение, дурное расположение духа как бы передается и детям. Важным условием поддержания положительного эмоционального состояния у детей является их занятость. Однообразная деятельность (а маленький ребенок не всегда способен самостоятельно переключиться на новое занятие, выбрать его сам), как и бездеятельность, утомляют ребенка и могут явиться причиной плача. Разумная занятость ребенка — одно из важных условий создания у него радостного, бодрого настроения. Причиной огорчений для малыша может стать несвоевременное удовлетворение его органических потребностей. Чем младше ребенок, тем больше влияют на его поведение потребности в пище, питье и др. |
![]() | Основная общеобразовательная программа Муниципального казенного дошкольного... Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детского сада комбинированного вида №14 | ![]() | Пояснительная записка Общеобразовательная программа муниципального... Общеобразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ромашка» это нормативно-управленческий... |
![]() | Доклад муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения... Публичный доклад муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения детский сад «Сказка» | ![]() | Отчет муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детского сада «светлячок» Общая характеристика Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения детского сада «Светлячок» |
![]() | Приказ №29 от 27октября 2010г. Основная общеобразовательная программа... Основная общеобразовательная программа дошкольного образования муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада... | ![]() | Правила внутреннего трудового распорядка для работников Муниципального... |
![]() | Программа развития муниципального казенного общеобразовательного... Целевая комплексная программа развития муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Средней общеобразовательной школы... | ![]() | Общеобразовательная программа дошкольного образования с учетом фгт... Муниципального дошкольного образовательного учреждения детского сада №41 пос. Санболи |
![]() | Основная общеобразовательная программа муниципального дошкольного... Муниципального дошкольного образовательного учреждения пильнинский детский сад №3 «буратино» | ![]() | Программа дошкольного образования Муниципального казенного дошкольного... Характеристика контингента родителей воспитанников мкдоу «Детский сад №6 «Журавлик» |