Пояснительная записка I. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в образовательном учреждении




НазваниеПояснительная записка I. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в образовательном учреждении
страница1/21
Дата публикации02.06.2013
Размер2,09 Mb.
ТипПояснительная записка
www.pochit.ru > Военное дело > Пояснительная записка
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21
Министерство образования и науки Российской Федерации.

Министерство образования и науки Красноярского края.

Администрация Рыбинского района.

Муниципальное казенное дошкольное образовательное

учреждение «Большеключинский детский сад «Голубок»

Основная общеобразовательная программа

дошкольного образования


2011

Утверждаю:

заведующая Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Большеключинский детский сад «Голубок»

«19» мая 2011г.

_____________ Л.А. Осипова

Принято на заседании педсовета Муниципального

дошкольного образовательного учреждения

«Большеключинский

детский сад «Голубок»
Дата « 19» мая 2011г.

№ протокола 4












Согласованно с председателем

родительского комитета

Муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение

«Большеключинский детский сад «Голубок»
«20» мая 2011г.

Содержание

Пояснительная записка

I. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в образовательном учреждении. …………….…….... 4

1.1Возрасные особенности детей…………………………………….……4

2. Приоритетные направления образовательной деятельности в детском саду…………………........................................................................................ 19

3. Цели, задачи деятельности образовательной деятельности образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы.. ……………………………………………………………………. 19

4. Особенности осуществления образовательного процесса ……………20

5. Принципы и походы к формированию образовательной программы….21

5.1 Подходы к формированию общеобразовательной программы………... 21

5.2. Программа основывается на следующих принципах ………………... 22

II.Организация режима пребывания детейв образовательном учреждении.. 26

2.1. Режим прибивания в детском саду ……………………………. 26

2.2. Модель организации образовательного процесса ……………..30

III.. Содержание психолого – педагогической работы по освоению детьми образовательных областей: ………………….. 31

3.1. Образовательная область «Физическая культура» …………………. 313.2. Образовательная область «Здоровье» ……………………. 45

3.3. Образовательная область «Безопасность» ……………………… 56

3.4. Образовательная область «Социализация» …………………………76

3.5. Образовательная область «Труд» ………………………86

3.6. Образовательная область «Познание» ……………………...98

3.7. Образовательная область «Коммуникация» ……………...………. 112

3.8. Образовательная область «Чтение художественной литературы»……. 121

3.9. Образовательная область « Художественное творчество» ………….. 130

3.10. Образовательная область «Музыка» ………………………………… 143

IV. Коррекционная работа ……………………………………………… 153

V. Планируемые результаты освоения программы ……………………154

VI. Система мониторинга ……………………………………………… 155

Приложения ………………………………………………………………….158

Вторая часть ………………………………………………………………… 163

Тематическое планирование работы на год ……………………………… 166

^ Пояснительная записка.
I.Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
1.1.Возрастные особенности развития детей:
С 1 до 2лет

В данном возрастном периоде темп физического развития детей несколько снижается по сравнению с первым годом жизни. На втором году ребенок ежемесячно прибавляет в весе 200 – 250 г, длина его тела увеличивается в месяц примерно на 1 см. к концу второго года рост ребенка колеблется от 83 до 91 см, а вес – от 11 до 13 кг.

Постепенно совершенствуются все системы организма, и особенно нервная система. Повышается ее работоспособность. На втором году ребенок может бодрствовать 4 – 4,5 часа подряд. Уменьшается суточное количество сна до 12,5 часа. Ребенок меньше спит днем и с 1 года 6 месяцев переводится на один дневной сон.

В ведущей предметной и других видах деятельности развиваются все сенсорные процессы, наглядно-действенное мышление, память. Идет процесс активного освоения предметных действий. Формируются представления о предметах, интенсивно развивается речь.

Общение становится средством взаимодействия с взрослыми в разных видах деятельности и формирования личностных качеств: элементарной самостоятельности, активности, инициативности, коммуникативности.

Малыш развивается и в условиях разных видов художественной деятельности. Проявляет первые эмоциональные реакции на эстетические особенности предметов окружающего мира.

У малыша ярко выражена двигательная активность, он умеет ходить, садиться, вставать, ползать, однако движения еще недостаточно скоординированы.

Выражена познавательная активность. Сформированы первые представления об окружающих предметах, явлениях. Происходит процесс освоения разнообразных предметных действий, в том числе орудийных (в дидактических играх и бытовых процессах), но эти действия недостаточно уверенные.

Сформировались первые сенсорные ориентировки в предметах: различение основных форм, цвета, величины, фактуры.

Увеличивается запас понимаемых слов. Развивается способность понимания предложение, несложных сюжетов. Увеличивается активный словарь.

К концу года ребенок говорит предложения из 3-4 слов. Появляются грамматические изменения, речь становится средством общения со взрослыми.

В сюжетных играх ребенок воспроизводит цепочку предметных действий на знакомые темы, используя игровые действия с образной игрушкой и материалом; в основном играет рядом с другими детьми.

Ребенок осваивает элементарные правила взаимоотношений со сверстниками; испытывает и выражает доброжелательные чувства по отношению к взрослым и детям: улыбается, трогает одежду, заглядывает в лицо; выражает сопереживание, нежность, сочувствие, сострадание (погладить по головке, обнять).

Более четко оформляется потребность и интерес к взаимодействию с другими детьми и взрослыми. Остро нуждается в одобрении и похвале. У ребенка возникают разнообразные эмоции: чувство огорчения, смущения, гордости или удовлетворения собой. На этой основе формируются представления о себе (позитивный образ «я»).

Закрепляется чувство привязанности к близким. Малыш все больше оказывает предпочтение взаимодействующим с ним взрослым и детям. В дошкольном учреждении – привязанность к воспитателю, радость по отношению к музыкальному руководителю.

Развивается интерес к музыке, ее слушанию и элементарная музыкальная активность ( в пении, в движениях, в играх).
С 2 до 3лет

В этом возрасте происходит разделение линий психического развития мальчиков и девочек. Им присущи разные типы ведущей деятельности. У мальчиков на основе предметной деятельности формируется предметно-орудийная. У девочек на основе речевой деятельности-коммуникативная.

Предметно-орудийная деятельность включает манипуляцию с человеческими предметами, зачатки конструирования, в результате чего у мужчин лучше развито отвлеченное, абстрактное мышление.

Коммуникативная деятельность предполагает освоение логики человеческих отношений. Большинство женщин обладает более развитым, чем у мужчин, социальным мышлением, сфера проявления которого – общение людей. У женщин тоньше интуиция, такт, они более склонны к апатии.

Половые различия в поведении детей обусловлены не столько биологическими и физиологическими причинами, сколько характером их социального общения. Ориентация мальчиков и девочек на разные типы деятельности задана социально, вследствие культурных образцов. На самом деле между малышами мужского и женского пола больше сходства, чем различий. Различия появляются позже. В основном же мальчики и девочки развиваются параллельно и проходят одинаковые этапы.

Так, к трем годам у детей того и другого пола складываются следующие новообразования возраста: начатки самосознания, развитие Я-концепции, самооценка. Ребенок проделывает 90% работы по усвоению языка. За три года человек проходит половину пути своего психического развития.Первые представления о себе возникают у ребенка к году.

Это представления о частях своего тела, но обобщить их малыш пока не может. При специальном обучении взрослыми к полутора годам ребенок может узнавать себя в зеркале, осваивает идентичность отражения и своей внешности.

К 3 годам – новый этап самоидентификации: с помощью зеркала ребенок получает возможность формировать свое представление о себе настоящем.

Ребенок интересуется всеми способами подтверждения своего Я. Одухотворяя отдельные части тела, в игре он познает волю над самим собой.

Трехлетний малыш интересуется всем, с ним связанным, например, тенью. Начинает использовать местоимение "я", усваивает свое имя, пол. Идентификация с собственным именем выражается в особом интересе к людям, которые носят такое же имя.

К 3 годам ребенок уже знает, мальчик он или девочка. Подобные знания дети черпают из наблюдений за поведением родителей, старших братьев и сестер. Это позволяет ребенку понять, каких форм поведения в соответствии с его половой принадлежностью ждут от него окружающие.

Уяснение ребенком принадлежности к конкретному полу происходит впервые 2-3 года жизни, и наличие отца при этом крайне важно. Для мальчиков потеря отца после 4 лет мало сказывается на усвоении социальных ролей. Последствия отсутствия отца у девочек начинают сказываться в подростковом возрасте, когда у многих из них возникают трудности в приспособлении к женской роли при общении с представителями другого пола.

К трем годам ребенок проявляет начатки самосознания, у него развивается притязание на признание со стороны взрослых. Положительно оценивая те или иные действия, взрослые придают им привлекательность в глазах детей, пробуждают в детях желание заслужить похвалу, признание.

Словарный запас детей 1,5 лет обычно содержит около 10 слов, в 1,8 – 50 слов, в 2 года – примерно 200. К трем годам словарный запас составляет уже 900 – 1000 слов. Установлена прямая зависимость между качеством языковой стимуляции в домашнем окружении и развитием речи ребенка в 3 года.

Критическим периодом в развитии детской речи является, по мнению исследователей, возраст от 10 месяцев до 1,5 лет. Именно в это время нужны спокойные и развивающие игры и нежелательны стрессы.

При усвоении языка дети всех народов проходят стадии односоставных, двусоставных и полных предложений. Во всех существующих на земле языках есть правила грамматики, синтаксиса, семантики. Поначалу дети предельно обобщают правила.

Главным стимулом совершенствования умственной деятельности у "ходячих" детей является их чувственно-двигательная активность. Дети 1-2 лет находятся в первом (сенсомоторном) периоде умственного развития, который Пиаже разделил на 6 стадий. 4 из них ребенок проходит до года.

Если в младенческом возрасте потребность в безопасности была насыщена, то актуализируется потребность в любви. Дети в возрасте от 1 до 3 лет все еще зависят от родителей, они постоянно хотят чувствовать физическую близость отца и матери. Ведущая роль в удовлетворении базовой потребности отдается родителю противоположного пола. 3-4 года – формирование Эдипова комплекса и комплекса Электры. Важное значение приобретает тактильный контакт. Ребенок осваивает язык ощущений. Если потребность не удовлетворена, человек остается тактильно бесчувствен

( например, именно в указанном возрасте происходит формирование эрогенных зон).
От 3 до 4

В три года или чуть раньше любимым выражением ребенка становится «я сам». Ребенок хочет стать «как взрослый», но, понятно, быть им не может. Отделение себя от взрослого – характерная черта кризиса трех лет.

Эмоциональное развитие ребенка этого возраста характеризуется проявлениями таких чувств и эмоций как любовь к близким, привязанность к воспитателю, доброжелательное отношение к окружающим, сверстникам. Ребенок способен к эмоциональной отзывчивости - сопереживать, утешать сверстника, помогать ему, он может стыдиться своих плохих поступков, хотя, надо отметить, эти чувства неустойчивы. Взаимоотношения, которые ребенок четвертого года жизни устанавливает со взрослыми и другими детьми, отличаются нестабильностью и зависят от ситуации. Большим эмоциональным благополучием характеризуются девочки.

Поскольку в младшем дошкольном возрасте поведение ребенка непроизвольно, действия и поступки ситуативны, последствия их ребенок не представляет, нормально развивающемуся ребенку свойственно ощущение безопасности, доверчиво-активное отношение к окружающему. Стремление ребенка быть независимым от взрослого и действовать, как взрослый может провоцировать небезопасные способы поведения.

3–4-летние дети усваивают некоторые нормы и правила поведения, связанные с определенными разрешениями и запретами («можно», «нужно», «нельзя»), могут увидеть несоответствие поведения другого ребенка нормам и правилам поведения. Однако при этом дети выделяют не нарушение самой нормы, а нарушение требований взрослого («Вы сказали, что нельзя драться, а он дерется»). Характерно, что дети этого возраста не пытаются указать самому ребенку, что он поступает не по правилам, а обращаются с жалобой к взрослому. Нарушивший же правило ребенок, если ему специально не указать на это, не испытывает никакого смущения. Как правило, дети переживают только последствия своих неосторожных действий (разбил посуду, порвал одежду), и эти переживания связаны в большей степени с ожиданием последующих за таким нарушением санкций взрослого.

В три года ребенок начинает осваивать гендерные роли и гендерный репертуар: девочка-женщина, мальчик-мужчина. Он адекватно идентифицирует себя с представителями своего пола, имеет первоначальные представления о собственной гендерной принадлежности, аргументирует ее по ряду признаков (одежда, предпочтения в играх, игрушках, прическа и т.д.). В этом возрасте дети дифференцирует других людей по полу, возрасту; распознают детей, взрослых, пожилых людей, как в реальной жизни, так и на иллюстрациях. Начинают проявлять интерес, внимание, заботу по отношению к детям другого пола.

Накапливается определенный запас представлений о разнообразных свойствах предметов, явлениях окружающей действительности и о себе самом. В этом возрасте у ребенка при правильно организованном развитии уже должны быть сформированы основные сенсорные эталоны. Он знаком с основными цветами (красный, желтый, зеленый, синий). Если перед ребенком выложить карточки разных цветов, то по просьбе взрослого он выберет 3–4 цвета по названию и 2–3 из них самостоятельно назовет. Малыш способен верно выбрать формы предметов (круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник) по образцу, но может еще путать овал и круг, квадрат и прямоугольник. Ему известны слова «больше», «меньше», и из двух предметов (палочек, кубиков, мячей и т. п.) он успешно выбирает больший или меньший. Труднее выбрать «самый большой» или «самый меньший» из 3-5 предметов (более пяти предметов детям трехлетнего возраста не следует предлагать).

В 3 года дети практически осваивают пространство своей комнаты (квартиры), групповой комнаты в детском саду, двора, где гуляют и т. п. На основании опыта у них складываются некоторые пространственные представления. Они знают, что рядом со столом стоит стул, на диване лежит игрушечный мишка, перед домом растет дерево, за домом – гараж, под дерево закатился мяч. Освоение пространства происходит одновременно с развитием речи: ребенок учится пользоваться словами, обозначающими пространственные отношения (предлогами и наречиями).

В этом возрасте ребенок еще плохо ориентируется во времени. Время нельзя увидеть, потрогать, поиграть с ним, но дети его чувствуют, вернее, организм ребенка определенным образом реагирует: в одно время хочется спать, в другое – завтракать, гулять.

Представления ребенка четвертого года жизни о явлениях окружающей действительности обусловлены, с одной стороны, психологическими особенностями возраста, с другой, его непосредственным опытом. Малыш знаком с предметами ближайшего окружения, их назначением (на стуле сидят, из чашки пьют и т. п.), с назначением некоторых общественно-бытовых зданий (в магазине, супермаркете покупают игрушки, хлеб, молоко, одежду, обувь);имеет представления о знакомых средствах передвижения (легковая, грузовая машина, троллейбус, самолет, велосипед и т. п.), о некоторых профессиях (врач, шофер, дворник), праздниках (новый год, день своего рождения), свойствах воды, снега, песка (снег белый, холодный, вода теплая и холодная, лед скользкий, твердый; из влажного песка можно лепить, делать куличики, а сухой песок рассыпается); различает и называет состояния погоды (холодно, тепло, дует ветер, идет дождь). На четвертом году жизни малыш различает по форме, окраске, вкусу некоторые фрукты и овощи, знает 2–3 вида птиц, некоторых домашних животных, наиболее часто встречающихся насекомых.

Внимание детей четвертого года жизни непроизвольно. Однако его устойчивость проявляется по-разному. Обычно малыш может заниматься в течение 10–15 минут, но привлекательное занятие длится достаточно долго, и ребенок не переключается и не отвлекается от него.

Память трехлеток непосредственна, непроизвольна и имеет яркую эмоциональную окраску. Дети сохраняют и воспроизводят только ту информацию, которая остается в их памяти без всяких внутренних усилий (легко заучивая понравившиеся стихи и песенки, ребенок из 5–7 специально предложенных ему отдельных слов, обычно запоминает не больше двух–трех). Положительно и отрицательно окрашенные сигналы и явления запоминаются прочно и надолго.

Мышление 3-летнего ребенка является наглядно-действенным: малыш решает задачу путем непосредственного действия с предметами (складывание матрешки, пирамидки, мисочек, конструирование по образцу и т. п.). В наглядно-действенных задачах ребенок учится соотносить условия с целью, что необходимо для любой мыслительной деятельности.

В три года воображение только начинает развиваться, и прежде всего, в игре. Малыш действует с одним предметом и воображает на его месте другой: палочка вместо ложечки, камушек вместе мыла, стул – машина для путешествий и т. д.

В 3-4 года ребенок начинает чаще и охотнее вступать в общение со сверстниками ради участия в общей игре или продуктивной деятельности. Для трехлетки характерна позиция превосходства над товарищами. Он может в общении с партнером открыто высказать негативную оценку («Ты не умеешь играть»). Однако ему все еще нужны поддержка и внимание взрослого. Оптимальным во взаимоотношениях с взрослыми является индивидуальное общение.

Главным средством общения с взрослыми и сверстниками является речь. Словарь младшего дошкольника состоит, в основном, из слов, обозначающих предметы обихода, игрушки, близких ему людей. Ребенок овладевает грамматическим строем речи: согласовывает употребление грамматических форм по числу, времени, активно экспериментирует со словами, создавая забавные неологизмы. Умеет отвечать на простые вопросы, используя форму простого предложения. Высказывается в 2-3 предложениях об эмоционально значимых событиях. Начинает использовать в речи сложные предложения. В этом возрасте возможны дефекты звукопроизношения. Девочки по всем показателям развития превосходят мальчиков: артикуляция речи, словарный запас, беглость речи, понимание прочитанного, запоминание увиденного и услышанного.

В 3-4 года в ситуации взаимодействия с взрослым продолжает формироваться интерес к книге и литературным персонажам. Круг чтения ребенка пополняется новыми произведениями, но уже известные тексты по-прежнему вызывают интерес. С помощью взрослых ребенок называет героев, сопереживает добрым, радуется хорошей концовке. Он с удовольствием вместе с взрослым рассматривает иллюстрации, с помощью наводящих вопросов высказывается о персонажах и ситуациях, т.е. соотносит картинку и прочитанный текст. Начинает «читать» сам, повторяя за взрослым или договаривая отдельные слова, фразы. Уже запоминает простые рифмующиеся строки в небольших стихотворениях.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   21

Похожие:

Пояснительная записка I. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в образовательном учреждении iconПояснительная записка стр. … 1 Возрастные и индивидуальные особенности...

Пояснительная записка I. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в образовательном учреждении iconПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента...
Образовательного учреждения по реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования
Пояснительная записка I. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в образовательном учреждении iconПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности контингента...
...
Пояснительная записка I. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в образовательном учреждении iconПояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности 1 Возрастные...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в доу
Пояснительная записка I. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в образовательном учреждении icon1. Пояснительная записка Возрастные и индивидуальные особенности...
Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Полазненский детский сад №8»
Пояснительная записка I. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в образовательном учреждении iconОбщеобразовательная программа муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Пояснительная записка I. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в образовательном учреждении iconОбщеобразовательная программа (проект) Муниципального дошкольного...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Пояснительная записка I. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в образовательном учреждении iconОбразовательная программа муниципального дошкольного образовательного...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Пояснительная записка I. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в образовательном учреждении iconОсновная общеобразовательная программа дошкольного образования бюджетного дошкольного
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Пояснительная записка I. Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей воспитывающихся в образовательном учреждении iconОбразовательная программа муниципального бюджетного дошкольного образовательного...
Возрастные и индивидуальные особенности контингента детей, воспитывающихся в образовательном учреждении
Вы можете разместить ссылку на наш сайт:
Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2019
контакты
www.pochit.ru
Главная страница